Карточка счета 41, образец

Бухучет на счете 41

41 счет бухгалтерского учета – это активный счет. Соответственно, поступление товаров отражается по дебету счета 41, а выбытие – по кредиту.

При оприходовании товаров, поступивших от поставщиков, проводка формируется такая (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 41 – Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Приобретение товаров может отражаться с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». По дебету этого счета учитывается покупная стоимость товаров, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщиков. Учетная стоимость фактически поступивших на склад товаров в этом случае отражается такой бухгалтерской записью:

Дебет счета 41 – Кредит счета 15

Отклонение между фактической себестоимостью приобретения товаров и их учетной ценой относится в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»: Дебет счета 16 – Кредит счета 15.

В организациях розничной торговли, которые учитывают товар по продажным ценам, по дебету счета 41 отражается также величина торговой наценки как разница между стоимостью приобретения и продажной ценой:

Дебет счета 41 – Кредит счета 42 «Торговая наценка»

Торговая наценка, отраженная на счете 42, в дальнейшем сторнируется по кредиту в корреспонденции с дебетом счета учета выбытия товаров. Например, Дебет счета 90 – Кредит счета 42 СТОРНО (при продаже товаров).

Списание учетной стоимости товаров при их продаже отражается так:

Дебет счета 90 «Продажи» — Кредит счета 41

В том случае, когда в момент передачи покупателю товара право собственности к нему не переходит (например, до оплаты товаров покупателем), при отпуске товаров их учетная стоимость переносится на счет 45 «Товары отгруженные»:

Дебет счета 45 – Кредит счета 41

Если, например, в результате инвентаризации складских остатков товара была выявлена их недостача, этот факт отражается в бухучете так:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — Кредит счета 41

Вопросы бухгалтерского учета в торговле мы подробнее рассматривали в нашей отдельной консультации.

Аналитический учет на счете 41 ведется по наименованиям товара, ответственным лицам и местам хранения (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Дебетовое сальдо счета 41 на отчетную дату отражается в бухгалтерском балансе организации по строке 1210 «Запасы».

Основные моменты при формировании ОСВ по счету 10

Очень подробно про 2 метода аналитического учета материалов говорится в гл. VII разд. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. В этом документе заложены основы, на которые нужно опираться при организации учета материалов. При этом необходимо делать современные поправки на развитие программных продуктов для ведения бухучета.

Основное, что нужно обязательно учитывать при формировании ОСВ:

  1. ОСВ — это сводный отчет, в котором должны указываться:
  • сальдо на начало в количественном и стоимостном выражении;
  • приход в количественном и стоимостном выражении;
  • расход в количественном и стоимостном выражении;
  • сальдо на конец в количественном и стоимостном выражении.
  1. ОСВ формируется сначала по каждому складу, затем все ведомости по складам собираются в сводную ОСВ по организации в целом. Затем на основании сводного отчета получаются данные синтетического учета, которые отражаются в отчетности.
  2. Несмотря на автоматизированное ведение учета, складские карточки по учету материалов должны быть обязательно. Разноска поступления и выбытия в них осуществляется материально-ответственным лицом в количественном выражении. Карточка заводится на каждый номенклатурный номер.
  3. Первичные документы по движению материалов должны быть на бумаге, и на них должны стоять «живые» подписи.

Проверка ОСВ и данных складского учета

Работа с первичными документами по движению материалов в организациях может быть построена в 2 направлениях:

  1. Первичный документ (например, требование-накладная) выписывается вручную в момент поступления или отпуска материала, подписывается и сдается бухгалтеру. Бухгалтер заносит данные в программу, делая записи по соответствующим счетам. При этом должен быть правильно указан код материала, склад, по которому прошло движение, балансовые счета.
  2. Сначала в программе делаются проводки, т.е. отражается движение материала, а затем распечатывается первичный документ, который должны подписать лица, участвующие в хозяйственной операции.

На плюсах и минусах каждого из этих методов отражения и формирования первичных документов останавливаться не будем. Зачастую все зависит от используемого на предприятии программного обеспечения. Важно понимать, что и в том и другом случае велико влияние человеческого фактора. Данные в программу могут быть занесены не по тому номенклатурному номеру, складу. А это приведет к некорректному формированию ОСВ.

Если материально-ответственное лицо своевременно делает в карточках складского учета разноску документов по движению материалов, то на конец месяца у него должен быть посчитан правильный остаток по каждой номенклатуре. А когда ОСВ поступит из бухгалтерии на склад, кладовщик должен сверить ее с данными карточек.

Важно! Нужно обязательно проводить сверку данных ОСВ и карточек. Эта процедура позволит своевременно выявить расхождения, найти их причины и в случае необходимости внести изменения в бухгалтерский или складской учет.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10

Рассмотрим на примере основные моменты, связанные с формированием ОСВ, в частности, как происходит процедура поступления, списания материалов и как эти движения находят отражение в ОСВ.

Пример

ООО «НТК» в ноябре 2018 года получило от поставщика материалы (при этом на начало месяца на его складе уже имелись остатки некоторых материалов). Часть запасов была списана в производство, часть реализована. Оценка материалов производится по средней себестоимости.

Учет НДС при приобретении материальных ценностей имеет свои особенности. Читайте о них в статье «Как ведется учет НДС по приобретенным ценностям».

Поступление. ООО «НТК» получило от поставщика ТОРГ-12, счет-фактуру и материалы:

Наименование

Количество

Цена за единицу,

без НДС

Код, присвоенный материалу

Гвозди

50 кг

90 руб.

Эмаль белая

100 кг

200 руб.

Грунтовка

30 кг

100 руб.

Лак для внешних работ

40 кг

150 руб.

Лак на водной основе

40 кг

160 руб.

Списание. На основании требования-накладной для производственных нужд было использовано:

Наименование

Количество

Средняя себестоимость единицы

Код, присвоенный материалу

Гвозди

60 кг

70 руб.1

Цемент

5 мешков

500 руб.2

Эмаль желтая

5 кг

200 руб.3

Реализация. Покупателю выписаны ТОРГ-12 и счет-фактура:

Наименование

Количество

Средняя себестоимость единицы

Код, присвоенный материалу

Эмаль белая

60 кг

201 руб.4

Клей ПВА

30 кг

50 руб.5

Если вам необходимо отпустить материал без НДС, правильно оформить документы поможет наша статья «Как заполнить товарную накладную (ТОРГ-12) при работе без НДС (образец)».

ОСВ за ноябрь 2018 года:

Скачать ОСВ за ноябрь 2018 года

Пояснения к таблицам:

1 Остаток: 100 кг х 60 руб. + приход: 50 кг х 90 руб. Средняя себестоимость 1 кг: (100 х 60 + 50 х 90) / 150 кг = 70 руб.

2 Прихода не было. Средняя себестоимость получается равной 7 500 / 15 = 500 руб.

3 Прихода не было. Стоимость единицы рассчитывается исходя из остатка: 2 000 / 10 = 200 руб.

4 Остаток: 20 кг х 206 руб. + приход: 100 кг х 200 руб. Средняя себестоимость 1 кг: (20 х 206 + 100 х 200) / 120 = 201 руб.

5 Прихода не было. Средняя себестоимость рассчитывается исходя из остатка: 3 000 / 60 = 50 руб.

6 Средняя стоимость 1 кг рассчитывается следующим образом: (остаток на начало: 50 кг х 95,20 руб. + приход: 30 кг х 100 руб.) / 80 = 97 руб. Остаток на конец: 80 кг х 97 руб. = 7 760 руб.

В данном примере нами была рассмотрена ситуация, когда приход и расход произведены в рамках одного склада. При наличии нескольких мест хранения подобную ОСВ нужно формировать по каждому.

Кроме оценки по средней себестоимости единицы материала могут также оцениваться по себестоимости каждой единицы и с помощью метода «первым пришел — первым ушел» (ФИФО). Более подробно об оценке материалов при выбытии можно прочитать в ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» (разд. III).

Итоги

Трудно представить производственную организацию, которая закупает незначительное количество материальных ценностей. Сам по себе процесс формирования ОСВ несложен. Основная проблема заключается в разнообразии номенклатур, складов, материально-ответственных лиц и большом объеме первичных документов.

В цепочках приобретения и списания материалов могут быть задействованы несколько участников: снабженец, кладовщик, рабочие или мастера, которые получают материалы в производство, сотрудники, занимающиеся сбытом. Первичный документ может затеряться на любом этапе движения запасов и не дойти до бухгалтера. Так что прежде всего бухгалтер заинтересован в создании такого документооборота, который позволит получать первичку своевременно и в полном объеме.

В настоящее время ОСВ формируются автоматически, на основании заведенных в бухгалтерские программы первичных документов. Однако не стоит забывать, что нужно обязать кладовщика (или другое материально-ответственное лицо) вести складской учет в количественном выражении (в карточках или специальных журналах). Тогда выявленные при сверке данных бухгалтерского и складского учета расхождения помогут найти документы, которые не попали к бухгалтеру или кладовщику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *