Косвенные расходы в строительстве

Накладные расходы

Сметные накладные расходы предназначены для покрытия основных косвенных расходов подрядных организаций на стройплощадке, а также расходов по управлению строительной организацией в целом — это два основных центра затрат. Соответственно, расходы на стройплощадке могут быть разделены на расходы по обслуживанию рабочих и расходы по организации работ на стройке. Подробно состав накладных расходов рассмотрен в гл. 36 учебника.

Исторический экскурс

Нормы накладных расходов (HP) могут быть определены в процентах к отдельным составляющим прямых затрат. В СНиП-I V-82 они вычислялись для строительных и ремонтно-строительных работ в процентах к общей сумме прямых затрат:

где &ир — нормативы накладных расходов; МР — затраты на материальные ресурсы; ОЗП — основная заработная плата рабочих; ЭМ — затраты на эксплуатацию машин, а для монтажных и пусконаладочных работ — в процентах к основной заработной плате рабочих:

Естественно, значения нормативов в формулах (21.1) и (21.2) были разные. Различались они и для отдельных видов строительных работ. Такой же порядок применялся для работ, выполняемых хозяйственным способом (т.е. без заключения подрядного договора), для ремонтно-строительных работ, а позже в СНиР-1991. При этом на величину накладных расходов (включающих заработную плату руководителей), а за ними и на сметную прибыль в значительной степени влиял уровень стоимости применяемых материалов, что не способствовало экономии ресурсов, делило работы на «выгодные» и «невыгодные». Поэтому, когда строительные организации начали переходить от директивных методов хозяйствования к хозрасчетным, руководители стали отдавать предпочтение материалоемким заказам.

В 1980-х гг. в стране проходили экономические эксперименты, в том числе в области строительства. При этом было предложено вычислять накладные расходы в процентах к так называемый «нормативной условно чистой продукции» (НУЧП), т.е.

к прямым затратам без учета стоимости материалов:

Такая схема позволяла стимулировать строительные организации применять не только ручной труд, но и строительную технику, так как накладные расходы, а значит и заработная плата руководящего состава зависели не только от сметного объема заработной платы, но и от расходов на механизацию работ. Однако этот метод не прижился в связи с полной перестройкой хозяйственного механизма в стране на рубеже 1980—1990-х гг. В настоящее время в ГСНБ-2001 принято определять накладные расходы для всех видов работ в процентах к основной заработной плате строительных рабочих (ЗПР) и машинистов (ЗПМ):

В сметно-нормативном комплексе ТСН-2001 также предусмотрено определение накладных расходов в процентах к заработной плате рабочих, но с различными нормативами для строителей кщА и машинистов &нр2:

Определение накладных расходов, представляющих значительную часть косвенных расходов на строительстве, в зависимости только от заработной платы рабочих (другими словами, от трудоемкости и сложности работ) позволяет снизить ошибки и разногласия, возникающие при применении различных но стоимости материальных и технических ресурсов. При этом исключается влияние стоимости материалов на выгодность работ, так как при этом рентабельность строительных организаций не зависит от стоимости применяемых при строительстве материалов. Однако, к сожалению, этот метод исчисления накладных расходов вольно или невольно подталкивает строительные организации к участию в работах, на которых широко применяется ручной труд.

При этом вместо упрощения система исчисления накладных расходов значительно усложнилась по сравнению с 1984 г. Так, вместо 17 нормативов в 1984 г. теперь нормативы определяются почти для 100 видов работ. В связи с этим в локальных сметах следует применять либо мелкое дробление по разделам, объединяющим расценки только одного сборника (что делается редко), либо перенести вычисление накладных непосредственно в позиции локальной сметы.

Для проведения общеэкономических расчетов, составления инвестор- ских смет, тендерной документации, технико-экономических обоснований применяются общеотраслевые нормативы накладных расходов.

В то же время при составлении смет по рабочей документации и при расчетах за выполненные работы применяются более подробные нормативы по видам работ. С 2004 г. средний норматив накладных расходов в сметах был установлен примерно в диапазоне 95—120% к затратам на заработную плату рабочих1. Между тем фактический уровень накладных расходов в строительных организациях по статистике (публиковалась Росстатом в 1995—2003 гг.) составлял 190—210% затрат на заработную плату рабочих.

С 2005 г. к нормам накладных расходов письмом Росстроя от 31.01.2005 № ЮТ-260/06 был введен коэффициент 0,94 в связи с сокращением налогов и сборов. Для индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, вместо этого применялся коэффициент 0,7, а к сметной прибыли — 0,9, что трудно считать справедливым, поскольку льготой, установленной для малых строительных предприятий и индивидуальных предпринимателей, фактически пользовались заказчики. При выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд (хозяйственным способом) к накладным расходам применялся коэффициент 0,6, сметная прибыль не начислялась.

Дискуссионный вопрос

Однако в 2011 г. налоги повысились, а упомянутый коэффициент снизили до 0,85 . При этом доля заработной платы в стоимости работ не увеличилась, как утверждалось в письме Минрегиона России, а упала с 23,7% в 2002 г. до 19,3% в 2009 г. (данные Росстата). В связи с этим строительным организациям систематически не хватает накладных расходов.

При определении сметной стоимости строительства, финансируемого за счет средств федерального бюджета, к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен принимается понижающий коэффициент 0,85. Этот коэффициент не распространяется на работы по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, ядерных объектов. Для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения (см. гл. 37 учебника), применяется дополнительный понижающий коэффициент 0,94.

Следует также отметить, что в строительных организациях с неполной загрузкой производственных мощностей из-за повышенной доли условно- постоянных затрат реальный процент накладных расходов может быть значительно выше норматива.

В некоторых случаях накладные расходы уже учтены в сметных ценах. Так, в ГСНБ-2001 в сметных ценах на погрузо-разгрузочные работы учтены накладные расходы в размере 100% и сметная прибыль в размере 60% фонда оплаты труда, в сметных ценах на перевозку грузов автотранспортом и тракторами, а также на эксплуатацию автотранспортных средств — 120 и 65% соответственно. Поэтому накладные расходы и сметная прибыль по отношению к стоимости материальных ресурсов в сметах не начисляются.

  • Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004.
  • Письмо Госстроя России от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС.
  • Там же.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *