Меры административного принуждения применяемые полицией

Меры административного принуждения, применяемые органами внутренних дел

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Органам внутренних мер для выполнения возложенных на них задач и обязанностей предоставляется право применять меры административного принуждения, которые используются для защиты общественных отношений от противоправных посягательств. Охраняя неприкосновенность личности, ее права, свободы, законные интересы граждан, органов, предприятий, учреждений и организаций, органы внутренних дел правомочны применять принуждение к тем, кто не поддается влиянию мер убеждения, принуждать правонарушителей к соблюдению норм права, принудительно подчинять их правопорядку. Меры принуждения могут применяться и к лицам, не совершающим правонарушений, в целях предупреждения правонарушений или наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях и других чрезвычайных обстоятельствах. Полномочия органов внутренних дел и их сотрудников на применение и использование мер административного принуждения закреплены законами и иными нормативными актами, в частности законами «О милиции», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской федерации и др. Широкими полномочиями на применение мер принуждения наделена милиция. Охраняя общественный порядок, обеспечивая общественную безопасность и реализуя другие функции, сотрудники милиции могут в соответствии с законом самостоятельно и немедленно принимать меры к недопущению и пресечению правонарушений, привлечению виновных к ответственности. В противном случае промедление может провести к угрозе личной и имущественной безопасности граждан, к нанесению ущерба общественному порядку, интересам общества и государства.

Меры административного принуждения разнообразны. По их целевому назначению они могут быть подразделены на четыре группы: административно-предупредительные меры; административно-пресекательные меры; меры административной ответственности; меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Административно-предупредительные меры принудительного характера применяются, как это вытекает из их наименования, с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращение иных вредных для режима общественной безопасности явлений. Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, то есть в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов; применяются в различных областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера. Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры:

— контроль и надзорные проверки;

— досмотр вещей и личный досмотр;

— проверка документов, удостоверяющих личность;

— введение карантина;

— запрет или ограничение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

— освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий и учреждений;

— закрытие участка Государственной границы и т.п.

Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также разнообразны и применяются различными исполнительными opганами. К их числу относятся:

— требования прекратить противоправные действия;

— непосредственное физическое воздействие;

— применение специальных средств;

— применение оружия;

— принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями опасными для окружающих:

— временное отстранение от работы инфекционных больных;

— запрещение или ограничение ремонтных (строительных) работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и т.п. Применение мер административного применения во всех его вариантах усиливается в условиях чрезвычайного положения. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями, необходимыми для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Так, возможно временное выселение граждан из районов, опасных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; приостановление полномочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и т.п. Несмотря на неординарность мер административного принуждения, их использование в интересах реализации задач и функций исполнительной власти объективно необходимо. Однако это вовсе не означает, что методы прямого управляющие воздействия основаны исключительно на принуждении. Ошибочность подобного рода взглядов очевидна, так как, во-первых, принудительные меры нередко являются единственным средством обеспечения нормальных условий функционирования системы государственного управления и, во-вторых, с их помощью достигаются правоохранительные цели государственно-управленческой деятельности.

Меры административного принуждения, применяемые полицией, и их классификация.

Такие меры также разнообразны и применяются различными органами исполнительной власти. К их числу относятся:

1. Требования прекратить противоправные действия (например, полиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции). Такого рода требования носят юридически обязательный характер, их невыполнение влечет за собой юридические последствия.

2. Задержание. Применяется как средство прекращения правонарушения (например, появления в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность), а также для доставления нарушителя в полицию, установления его личности и составления протокола об административном правонарушении. Эта мера, являясь пресекательной, одновременно относится к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

3. Приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций. Может быть применено в отношении указанных субъектов, допускающих нарушения тех или иных общеобязательных правил, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных, санитарных и других правил). Применение данной меры может проявляться в виде приостановления либо аннулирования лицензии на тот или иной вид деятельности. Например, приостановление действия лицензии на право ведения фармацевтической деятельности осуществляется лицензирующим органом (органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности) в случае привлечения лицензиата в судебном порядке к административной ответственности «на срок до девяноста суток за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)».

4. Временное отстранение от работы. Используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим (например, инфекционных больных), а также в отношении определенной категории лиц (например, водителей транспортных средств), находящихся в состоянии опьянения.

5. Ликвидация результатов неправомерных действий. Является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенного строения.

6. Депортация — принудительная высылка иностранного гражданина (или лица без гражданства — на государственной границе) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России. Осуществляется решением суда или должностным лицом на Государственной границе РФ и другие.

Применение мер административного принуждения во всех его проявлениях усиливается в условиях действия чрезвычайных правовых режимов (правовой режим чрезвычайной ситуации или правовой режим контртеррористической операции) или особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положений, а также правового режима военного времени).

Так, законодательством Российской Федерации при введении чрезвычайного положения, предусмотрено временное выселение граждан из районов, опасных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; ограничение движения транспортных средств; введение комендантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных объединений; и т.п.

Большинство специалистов по административному праву одной из крайних мер административного пресечения считают применение огнестрельного оружия. В частности, в отношении водителей транспортных средств, игнорирующих требование инспекторов БДД остановиться и создающих обстановку реальной угрозы общественному порядку.

Отдельные меры административно-процессуального обеспечения, применяемые сотрудниками полиции, такие как доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов будет нами более подробно рассмотрены на следующем занятии.

Виды мер принуждения:

— меры админ.предупрежедения – применяется сотрудниками полиции в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасностиграждан

— меры админ.пресечения – оперативные действия органа или должностного лица по прекращению правонарушения, выделяют меры общественного и специального назначения.

Общего – отстранение от управления т/с, изъятие веществ и т.д.

Спец назначения – применение физ.силы, спецсредств и огнестрельного оружия.

— меры админ.-процессуального назначения – проверка документов, личный досмотр, домотр вещей и товаров

— меры админ.ответственности – админ.наказания, зарепленные в КоАП.

Билет № 9. 1. Виды мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции (меры принуждения предупредительного характера

1. Виды мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции (меры принуждения предупредительного характера, пресечения, процессуального обеспечения, наказания).

Административно-предупредительные меры:

¨ Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);

¨ осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;

¨ производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;

¨ при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;

¨ в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;

¨ осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются;

¨ останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

¨ с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;

¨ производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др.

Меры административного пресечения:

¨ требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

¨ производить оцепление (блокирование) участков местности при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;

¨ запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

¨ отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения;

¨ отстранять от управления транспортными средствами лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;

¨ ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности;

¨ давать обязательные для исполнения предписания гражданам и должностным лицам об устранении нарушений установленных правил содержания мест хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов;

¨ запрещать деятельность объектов обращения огнестрельного оружия в случаях нарушений там установленных правил содержания, хранения и использования оружия, а также боеприпасов к нему и взрывчатых материалов;

¨ аннулировать разрешения на создание негосударственных детективных служб при выявлении нарушений установленных правил их деятельности и др.

Классификация мер административного принуждения

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификаций. В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы: 1) административно-предупредительные меры; 2) меры административного пресечения; 3) меры административно-процессуального обеспечения; 4) меры административной ответственности.

1. Административно-предупредительные меры. Применением принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия органов внутренних дел, устанавливающих административный надзор в отношении определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы; пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, и т.д. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также охрана общественной безопасности.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 (в последующ. ред.) «О полиции» (далее — Закон «О полиции») сотрудникам полиции предоставлено право:

  • — беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
  • — патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;
  • — требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;
  • — и др.
  • 2. Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок. Меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов. В частности, к ним относятся: 1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в полицию и др.); 2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.); 3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.); 4) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.); 5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.); 6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление или аннулирование действия лицензии и др.); 7) меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.). Применение полицией физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия особая проблема, активно обсуждаемая в последние годы. Все авторы подчеркивают, что данное применение должно осуществляться лишь в строгом соответствии с законом. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определены в гл. 5 Закона «О полиции».

  • 3. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ:
  • 1) доставление — принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ);
  • 2) административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.3 КоАП). Приказом МВД РФ от 02.06.2005 N 444 (ред. от 07.07.2010) «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ;
  • 3) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ст. 27.7 КоАП РФ);
  • 4) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ (ст. 27.8 КоАП РФ);
  • 5) досмотр транспортного средства любого вида, т.е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ст. 27.9 КоАП РФ);
  • 6) изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществления личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в ст. ст. 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ в присутствии двух понятых (ст. 27.10 КоАП РФ). Изъятые вещи в некоторых случаях подлежат оценке в порядке, предусмотренном ст. 27.11 КоАП РФ;
  • 7) отстранение от управления транспортным средством. Это осуществляется до устранения причины отстранения в отношении лиц, в отношении которых есть достаточные основания предполагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, чч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ (ст. 27.12 КоАП РФ);
  • 8) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ;
  • 9) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП РФ);
  • 10) задержание судна, доставленного в порт РФ (ст. 27.13.1 КоАП РФ). Судно, доставленное в порт РФ уполномоченными должностными лицами, может быть задержано для выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.17, ст.ст. 8.18 — 8.20 КоАП РФ;
  • 11) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия (ст. 27.14 КоАП РФ);
  • 12) арест судна, доставленного в порт Российской Федерации (ст. 27.14.1 КоАП РФ). Арест судна, доставленного в порт РФ уполномоченными должностными лицами, осуществляется в соответствии со статьей 27.14 КоАП РФ с учетом положений ст. 27.14.1 КоАП РФ. Судно, явившееся орудием совершения административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.17, ст.ст. 8.18 — 8.20 КоАП РФ, подлежит незамедлительному освобождению после внесения залога в порядке, предусмотренном ст. 27.18 КоАП РФ;
  • 13) привод. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля (ст. 27.15 КоАП РФ);
  • 14) временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ) заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в т.ч. в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Применение полицией отдельных мер государственного принуждения регулируется Законом «О полиции» особо (гл. 4), где подробно регламентированы такие меры: задержание (ст. 14), вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (ст. 15), оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов (ст. 16), формирование и ведение банков данных о гражданах (ст. 17).

4. Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Законодательные основы административной ответственности — это система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность. Это, прежде всего, КоАП РФ. Административная ответственность — это форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в применении к правонарушителю карательных административных санкций.

Среди множества проблем в деятельности органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в центре внимания находится проблема обоснования и применения института обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов административных правонарушений. Под институтом обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов производства по делам об административных правонарушениях в современных условиях следует понимать осуществление системой специально уполномоченных органов санкционированных национальным и международным правом мероприятий, направленных на охрану и защиту государственных интересов, прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц и общественных интересов, которые прямо либо опосредованно участвуют, вынуждены участвовать в различных видах административных производств и на различных их стадиях: а) возбуждения дела об административном правонарушении; б) рассмотрения указанного вида дела; в) пересмотра постановлений и решений, принятых по делу; г) исполнения постановлений по рассмотренным делам; д) исполнения отдельных видов административных наказаний. «Каждая названная стадия имеет, включает в себя совокупность различных действий, в ходе которых также должны обеспечиваться, соблюдаться права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц».

Законом предусмотрены также процессуальные меры исполнения административных наказаний. Так, если лицо будет уклоняться от уплаты наложенного на него штрафа, штраф будет взыскан с него принудительно в порядке, предусмотренном ст. 32.2 КоАП РФ.

Рассмотренные выше и некоторые другие меры административного пресечения нередко одновременно выполняют функции процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. «Это меры двойного назначения: и административного пресечения, и административно-процессуального обеспечения. В то же время и те и другие меры предшествуют и подготавливают применение основного классификационного вида административного принуждения — административного наказания».

Классификация мер административного принуждения

Выделим основные критерии классификации мер административного принуждения.
1. По характеру и специфике правоограничений различают меры физического воздействия (в результате их применения страдают личная неприкосновенность и свобода лица, например, применение полицейским физической силы, специальных средств, оружия); имущественные лишения (наступают в результате применения к субъектам материальных административно-правовых санкций, например, административного штрафа); организационные лишения (изменения в организационной структуре субъекта управленческой деятельности, режиме деятельности индивидуального или коллективного субъекта, например, приостановление деятельности объекта разрешительной системы).
2. По порядку применения меры принуждения делятся на применяемые в судебном порядке и применяемые в административном порядке.
3. В зависимости от субъекта применения — применяемые индивидуальными субъектами (должностными лицами) и применяемые коллегиальными органами, комиссиями.

Важное значение имеет классификация административного принуждения по способам обеспечения общественного порядка и их целевого предназначения:
• меры административного пресечения (используются в целях принудительного прекращения противоправного поведения лица, предупреждения еще более существенных негативных последствий, обеспечения необходимых условий для привлечения виновных к ответственности; применяются исключительно в момент (период) совершения правонарушения, т. е. имеют четкую пространственно-временную характеристику): требование к правонарушителю прекратить противоправное поведение, соблюдать установленные правила поведения в общественных местах; предписание об устранении выявленных недостатков (в области пожарной безопасности, охраны труда и т. д.); запрещение эксплуатации неисправных транспортных средств; личный досмотр, досмотр вещей и товаров, транспортных средств; административное задержание лица или транспортного средства; доставление иди привод нарушителя; применение физической силы, специальных средств и оружия и т. д.

• меры административного восстановления (применяются в целях восстановления прежнего правового состояния, которое имело место до совершения правонарушения): возмещение материального ущерба, причиненного административным правонарушением (ст. 4.7 КоАП РФ); возложение обязанности приведения земельного участка в состояние, пригодное для его использования по назначению, и т. д.

• административные наказания (являются и мерами административного принуждения, и административной ответственности): предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Понятие и классификация мер административного принуждения, применяемого органами внутренних дел.

Принуждение в административной деятельности органов внутренних дел является таким воздействием, которое обеспечивает исполнение конкретными ли­цами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Оно направлено на то, чтобы заставить лицо совершить какие-либо действия, либо отказаться от совершения ка­ких-либо действий вопреки его желанию.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.6 ФЗ «О полиции» «Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом».

Основными признаками, характеризующими административное при­нуждение, в том числе применяемое органами внутренних дел, являются следующие:

— административное принуждение применяется как реакция соот­ветствующих органов и должностных лиц органов внутренних дел на правонарушения либо общественно-опасные действия и явления. Поэтому основаниями применения данного вида государственного принуждения в администра­тивной деятельности органов внутренних дел являются:

а) возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности лично­сти или общественной безопасности;

б) совершение лицом административного правонарушения;

в) совершение лицом уголовно наказуемого деяния;

— содержание административного принуждения заключается в пси­хологическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей. Суть мер административного принуждения сводится к правовым лишени­ям (к примеру, лишение специального права), обременениям (например, явка для регистрации в ОВД), правовому урону (уплата штрафа), причине­нию вреда (огнестрельного ранения) конкретному лицу. Их применение влечет наступление неблагоприятных последствий личного, физического, имущественного или организационного характера;

— административное принуждение имеет государственно-властный характер, только государство в лице органов законодательной власти мо­жет устанавливать меры административного принуждения;

— административное принуждение имеет исключительно правовой характер, то есть меры административного принуждения применяются только на основе и в рамках закона уполномоченными на то должностны­ми лицами, в том числе должностными лицами органов внутренних дел. Основания и порядок применения мер административного при­нуждения установлены административным и административно-процессуальным законодательством;

— административно-принудительному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и коллективные субъекты (организации).;

— административное принуждение применяется в большинстве слу­чаев быстро и оперативно. Поэтому его реализация возможна без предва­рительной судебной оценки, устанавливающей законность применения той или иной меры административного принуждения;

— административное принуждение применяется уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел в рамках внеслужебной подчиненности. Субъект административной власти (сотрудник полиции) и нарушитель не­посредственно по службе друг другу не подчинены. Должностное лицо полиции является субъектом функциональной власти по отношению к на­рушителю или обязанному лицу;

— с точки зрения содержания административного принуждения, применяемого органами внутренних дел, отличительной его особенностью является нали­чие в арсенале полиции таких мер принуждения, как применение физиче­ской силы, специальных средств, применение и использование огнестрель­ного оружия. Их наличие и применение в установленных случаях позволя­ет органам внутренних дел успешно решать поставленные пе­ред ними задачи.

На основании этих признаков можно дать следующее определение административному принуждению, применяемому органами внутренних дел — это метод воздействия на сознание и поведение людей (граждан и должностных лиц), выражающийся в применении сотрудниками органов внутренних дел установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер психологического, физического, материального и ор­ганизационного характера, направленных на неукоснительное выполнение физическими и юридическими лицами правовых обязанностей при воз­никновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности или в связи с совершением административно или уголовно наказуемых деяний в целях обеспечения безопасности жизнедея­тельности общества, предупреждения и пресечения правонарушений, при­влечения виновных к административной или уголовной ответственности.

Исходя из целей применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принужде­ния, последние подразделяются на четыре группы:

— меры административного предупреждения;

— меры административного пресечения;

— меры административно-процессуального обеспечения;

— меры административной ответственности (административные наказания).

Меры административного принуждения применяемые полицией

Административно-пресекательные меры – это способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий. В зависимости от объекта воздействия виды административно-пресекательных мер подразделяются на: меры, применяемые полицией к физическому лицу (требование прекратить противоправные действия, административное задержание, применение оружия, специальных средств и др.); меры, применяемые к – юридическому лицу (требование прекратить противоправные действия, отказ в выдаче лицензии и др.). Применяя меры административного пресечения, органы государственного управления или их полномочные представители принудительно прекращают нарушение правовой нормы, вынуждают правонарушителя вести себя правомерно. Таким образом, административное принуждение, применяемое органами полиции – это метод воздействия, выражающийся в применении сотрудниками полиции принудительных мер психологического, физического, материального и организационного характера, направленных на неукоснительное выполнение физическими и юридическими лицами юридических обязанностей.

Статья на тему меры административного принуждения применяемые полицией

]]> Отличная статья 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *