Методы борьбы с теневой экономикой

Значительное упрощение процесса решения многих проблем в отношениях предпринимателей и властей может быть достигнуто за счет использования в работе принципов антикоррупционной стратегии. Эта стратегия позволяет структурировать и системно организовать антикоррупционную деятельность отдельных предпринимателей или их объединений. В ней заложены основы повышения эффективности деятельности такого рода и снижения индивидуальных потерь предпринимателей от участия в антикоррупционной деятельности.

Весь комплекс предлагаемых к внедрению мер может быть разделен на три взаимосвязанные группы.

I. Меры, корректирующие собственную практику ведения бизнеса предпринимателем.

Данная группа мер ориентирована на изменение каждодневной практики взаимодействия отдельных предпринимателей и представителей различных государственных и муниципальных структур. Для предпринимателей важно следовать следующим принципам в своей работе и взаимодействии с властями:

  • – максимально стремиться следовать действующим нормам – это единственный способ лишить оснований требования взяток и обрести независимость от власти;
  • – знать законы и иные нормативные акты, регулирующие деятельность своего бизнеса и контрольные функции властных органов, так как очень часто чиновники не очень хороню осведомлены о деталях правового регулирования своей деятельности и деятельности предпринимателей и в случае аргументированного и подкрепленного фактами несогласия предпринимателя «забывают» о первоначальных претензиях;
  • – следить за изменениями в законах и иных нормативных актах – часто чиновники ссылаются на утратившие силу правовые нормы, регулирующие деятельность бизнеса, и в таких ситуациях это эффективный способ противодействия необоснованным претензиям;
  • – использовать «книги учета контрольных проверок» – по отзывам некоторых предпринимателей, это хороший способ контроля частоты проверок, создающий хотя бы какие-то преграды на пути бесконтрольных и бессистемных проверок;
  • – искать и перенимать имеющийся опыт эффективного индивидуального взаимодействия с властями;
  • – стремиться к объединению усилий с другими предпринимателями, активизировать поиск общих интересов с другими предпринимателями (необязательно работающими в той же сфере деятельности).

II. Комплекс мер для совместной деятельности предпринимателей.

Эта группа мер является наиболее важным элементом антикоррупционной стратегии и ориентирована в первую очередь на организации предпринимателей (ассоциации, объединения и т.п.). Дело в том, что противодействие коррупции со стороны предпринимателей в их взаимоотношениях с органами власти и государственного или муниципального управления может быть эффективным, только если оно будет коллективным. В противном случае предприниматель, реализующий антикоррупционную стратегию поведения, вынужден принимать все давление и недовольство коррумпированных чиновников на себя. (Как известно, у властей самого разного уровня практически всегда имеются репрессивные механизмы и инструменты подавления недовольства своей деятельностью.) В то же время он действует во благо всем другим предпринимателям, так как пытается изменить неэффективные коррупционные методы работы государственного аппарата на более эффективные некоррупционные методы. Следовательно, такой предприниматель имеет право рассчитывать на поддержку со стороны других предпринимателей.

Среди первоочередных мероприятий, которые рекомендуется реализовать в ближайшее время, необходимо выделить следующие.

  • 1. Информирование власти о том, что работающий успешный бизнес ей выгоден, мотивирование власти на сотрудничество с бизнесом в сфере противодействия коррупции. Это достаточно сложно, но осуществимо.
  • 2. Создание среды постоянной комфортной корпоративной коммуникации. Это очень важно для обеспечения регулярного обмена информацией между предпринимателями.
  • 3. Коллекционирование и распространение опыта «позитивных образцов» антикоррупционного поведения. Эго позволит существенно повысить «сопротивляемость» предпринимателей внешнему давлению.
  • 4. Разработка, внедрение и контроль выполнения стандартов деловой этики, а также наложение санкций на их нарушителей. Коллективная организация предпринимателей должна быть инициатором повышения этического уровня ведения бизнеса в регионе и осуществлять определенный контроль над соответствием деятельности своих членов этим принципам морали и этики.
  • 5. Единая служба мониторинга изменений законодательства и доведения необходимой информации до членов ассоциаций.
  • 6. Развитие служб «быстрого юридического реагирования», которые предоставляли бы моментальную юридическую консультацию по телефону или с выездом на место – своеобразная «скорая юридическая помощь» в ситуациях, когда права и интересы предпринимателей оказываются ущемленными.
  • 7. Реализация возможностей коллективной защиты отдельных предпринимателей в судах и административных разбирательствах со стороны ассоциаций бизнеса. Для этого, возможно, необходимо будет создавать организации, занимающиеся юридической защитой предпринимателей. Оплата их услуг может быть как централизованной (непосредственно через ассоциации), так и индивидуальной (на основе льготных расценок для членов бизнес-объединений).
  • 8. Комплекс семинаров, круглых столов и тренингов по повышению квалификации (экономические, юридические, бухгалтерские и другие аспекты деятельности) руководителей малого бизнеса. На практические семинары по конкретным темам можно приглашать чиновников из профильных государственных структур. На таких семинарах можно добиваться получения практической информации и рекомендаций по легальному решению тех или иных вопросов. Кроме того, это позволит раньше узнавать и лучше подготавливаться к предстоящим изменениям в практике работы органов.
  • 9. Социально-психологические тренинги для руководителей малого бизнеса по созданию нужного климата в коллективе.
  • 10. Усиление влияния на общественное мнение и чиновников через СМИ – основной ресурс гражданского общества, посредством которого оно может влиять на власть.

Следует также определить меры, требующие больше времени на подготовку.

  • 1. Централизация социальной благотворительности на местном уровне – финансирование праздников, благоустройство территорий и т.п. через централизованные фонды.
  • 2. Давление на власть с целью повышения прозрачности и обеспечения доступности информации по следующим проблемам: а) муниципальная и региональная собственность на землю и на недвижимость; б) сделки с землей; в) перевод из жилого жилищного фонда в нежилой; г) распределение нежилых помещений; д) конкурсы, тендеры на заказы и закупки.
  • 3. Создание специальных экспертных советов предпринимателей при законодательных и исполнительных органах власти с целью проведения оценок и экспертиз решений этих органов власти, касающихся бизнеса. Влиятельность таких экспертных советов будет зависеть от эффективности, профессионализма и активности ассоциаций бизнеса.
  • 4. Одним из направлений деятельности экспертных советов бизнеса является проведение постоянных антикоррупционных экспертиз всех законопроектов и нормативных документов, рассматриваемых органами власти и затрагивающих интересы предпринимательства. В этом случае будет снижаться возможность принятия органами власти решений, изначально способствующих развитию и расширению практики коррупции.
  • 5. Предоставление льготных коммерческих займов малому бизнесу. Условия предоставления таких займов должны быть посильны соответствующим категориям предпринимателей и дополнять возможности администраций различных уровней управления, а также банковской системы по фактическому кредитованию бизнеса. На начальном этапе такого рода проекты не будут рентабельными, но спустя некоторое время будут вполне способны приносить прибыль их владельцу.
  • 6. Дополнительным антикоррупционным эффектом такого рода проектов будет быстрый и объективный аудит компаний, обращающихся за предоставлением им займов, со стороны бизнес-сообщества. Даже если не будет реализовано небанковское кредитование малого бизнеса, практика общественного аудита очень важна, так как позволит демонстрировать (или проверять) честность и прозрачность организаций – членов бизнес-ассоциации.
  • 7. Возможно развитие совместной с властями деятельности по созданию бизнес-центров, в которых «молодому» или развивающемуся бизнесу предоставлялась бы комплексная помощь в решении различных организационных вопросов (регистрация, оформление, аренда, ведение бухучета и др.). Задача таких структур – упростить вхождение на рынок для начинающих предпринимателей. В этом можно заинтересовать власти, которым подобные акции также важны: больше бизнеса – больше известности, политических дивидендов, налоговых поступлений, рабочих мест, ресурсов для решения социальных вопросов и пр.
  • 8. Сбор информации и организация правового преследования должностных лиц, нарушающих законодательство и законные интересы предпринимателей.
  • 9. Организация повышения квалификации (на уровне региона) чиновников тех органов, которые постоянно контактируют с бизнесом, а также, в качестве следующего шага, – подготовка кадров для государственного и особенно муниципального управления.

В реализации коллективных мер антикоррупционной стратегии общественной организации бизнесменов предлагается сначала заключить с властью оглашение общего характера, которое включало бы заявление о намерениях совместно противодействовать коррупции и содержало бы несколько направлений деятельности. Главное условие – предельная публичность. Первым шагом должно стать информирование общества о созданном партнерстве. Затем, пока еще не затихла волна общественного интереса, выдвигается какое-либо стартовое предложение. Власть начнет его анализировать. Пока она этим занята, надо выдвигать следующее предложение. Все мероприятия необходимо осуществлять максимально публично, чтобы у власти было меньше возможностей отказаться от первоначальных обязательств.

III. Стратегические меры политического и управленческого характера.

Системное противодействие коррупции в регионах требует принятия и исполнения многих решений на федеральном уровне государственного управления. В перспективе бизнес должен рассматривать и такие направления деятельности, связанные с проблемами, существенно влияющими на эффективность антикоррупционной политики в регионе:

  • – обоснование и лоббирование ассоциациями бизнеса перераспределения налогов в регионе и на муниципальном уровне;
  • – проведение согласованных акций, направленных против крупных коррупционеров, в частных СМИ;
  • – участие ассоциаций бизнеса в выборах с поддержкой антикоррупционных программ и кандидатов, занятых противодействием коррупции;
  • – формирование союзов между низовыми организациями бизнеса и федеральными партиями для захвата власти на низовом уровне и защиты этой власти;
  • – осуществление ассоциациями бизнеса и некоммерческими организациями контроля бюджетных расходов органов государственного и муниципального управления.

Увеличение масштабов теневой экономики с большой вероятностью ведет к сокращению государственных доходов, что, в свою очередь, снижает качество и количество производимых государством товаров и услуг. В конечном счете это может приводить к повышению налоговых ставок для компаний и физических лиц, которое достаточно часто сопровождается снижением качества предоставляемых государством общественных благ – таких как дороги и больницы – и ухудшением управления этими благами.

Вместе с тем две трети доходов, полученных в теневой экономике, сразу же расходуется в официальной. Это может стимулировать развитие официальной экономики и приводить к дополнительному общему экономическому росту. Таким образом, рост теневой экономики сказывается на всех. При этом трудно оценить общий эффект роста теневого сектора на официальную экономику.

Слабое и произвольное обеспечение законов и нормативных актов правовой санкцией стимулирует теневую экономическую деятельность. Полученные выводы подчеркивают значение укрепления государственности и правовых институтов для ограничения как коррупции, так и связанной с ней теневой экономической деятельности.

Успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления. Экономическая безопасность государства должна формироваться на всех уровнях: государства, предприятия, личности. Чем выше социальная ответственность бизнеса и уровень духовности и морали общества, тем ниже уровень теневой экономики и коррупции в государстве и тем выше уровень экономической безопасности на всех уровнях.

В практике экономико-правового анализа финансовой деятельности для оценки параметров теневых финансов широкое применение получили методы, которые обобщенно стали называть монетарными методами.

В основе монетарных методов лежит использование какого-либо показателя или признака, отражающего особенности использования денег, прежде всего наличных денег, в теневой финансовой деятельности, который можно измерять (выявлять) прямым или косвенным путем. Такой подход позволяет синтезировать множество различных методов, которые объединяет ключевое допущение о том, что при использовании теневых трансакций предпочтение отдается наличным денежным средствам во избежание проверок, что увеличивает потребность в наличных денежных средствах по сравнению с тем, что можно было бы ожидать, исходя из уровня финансовой активности в нетеневом секторе экономики. Другими словами, оценка теневой финансовой деятельности осуществляется на основе результатов анализа данных о спросе на наличные деньги, который не может быть объяснен экономической активностью нетеневого сектора.

В современной методологии экономико-правового анализа финансовой деятельности различают такие монетарные методы анализа теневых финансов, как:

  • • метод анализа соотношения наличности и банковских депозитов;
  • • метод анализа феномена «лишних денег»;
  • • метод анализа обращения крупных банкнот;
  • • трансакционный метод анализа теневых финансов и др.

Теоретические основы анализа спроса на наличные деньги1 были заложены еще в трудах Джона Мейнарда Кейнса (1-й барон Кейнс (англ. John Maynard Keynes, 1st Baron Keynes; 05.06.1883—21.04.1946) — английского экономиста, основателя кейнсианского направления в экономической теории.

В историческом плане первое использование монетарного подхода для объяснения динамики теневой экономики связывают с анализом спроса на наличные деньги в конце 50-х гг. прошлого века в США, по результатам которого П. Каганом был сделан вывод о том, что резкий подъем спроса на наличные деньги в Америке военных лет было мотивировано именно потребностями нелегальных трансакций «черного рынка». В современной литературе монетарный подход связан в первую очередь с именем П. Гутмана, заслужившего титул энтузиаста и приверженца этого направления. Оценки, полученные на основе данного подхода, широко варьируются. При этом некоторые наиболее высокие оценки масштабов теневой экономики получены методами этого класса.

В общем случае использование конкретных методов реализации монетарного подхода в экономико-правовом анализе финансовой деятельности зависит от вида применяемого показателя состояния наличной денежной массы для определения масштаба и динамики теневой экономики, от принятых допущений и принципов доказательства оправданности и корректности получаемых результатов и т.д.

Рассмотрим наиболее часто применяемые в экономико-правовом анализе финансовой деятельности монетарные методы анализа теневых финансов.

1. Метод анализа соотношения наличности и банковских депозитов. Данный метод анализа теневых финансов основан на определении отношения наличных денег к объему банковских депозитов.

Объем теневой финансовой деятельности рассчитывается по формуле:

где Охфд — объем теневой финансовой деятельности в исследуемом периоде (за год); ВНП0С — величина валового национального продукта по данным официальной статистики;

где Ml — денежный агрегат, отражающий совокупный объем национальной денежной массы:

где Одд — объем депозитов до востребования на счетах в банках; Онд — объем денежных средств, находящихся в налично-денежном обороте вне банков.

Применение метода анализа соотношения наличности и банковских депозитов в экономико-правовом анализе финансовой деятельности для определения масштабов теневых финансов основывается на следующих допущениях:

  • • в теневой экономике средство платежа рассматривается как наличные деньги;
  • • скорость обращения денег примерно одинаковая как в теневой, так и в официальной экономике;
  • • в легальной экономике соотношение между количеством банкнот у населения и общими вложениями в банки остается постоянным (в течение определенного промежутка времени).

Данный метод иногда называют методом Гутмана, так как получившая известность оценка П. Гутманом теневой экономики США как «десятой части регистрируемой экономики» (в 1976 г. это составляло $176 млрд была получена именно этим методом. В 1982 г. масштабы теневой экономики США, по мнению П. Гутмана, еще более возросли, составив 15% ВВП. Подобные расчеты апеллируют к тому обстоятельству, что с 1961 г. соотношение наличности и банковских депозитов начало расти за счет увеличения объема наличности по сравнению с совокупной стоимостью банковских депозитов, что происходило в условиях финансовых инноваций, вытесняющих наличность иными средствами платежа. Объяснение данного противоречия П. Гутман свел к существованию теневой экономики.

Наряду с положительными сторонами применения метода анализа соотношения наличности и банковских депозитов в экономико-правовом анализе финансовой деятельности для определения масштабов теневых финансов, ему присущи и определенные недостатки, к которым можно отнести следующие:

  • • в рамках метода предполагается, что соотношение наличности и банковских депозитов изменяется исключительно из-за роста спроса на наличность. Данное утверждение, по мнению ряда исследователей, является спорным. В частности, приводятся и такие аргументы: медленный рост спроса на банковские депозиты, а не необычайно быстрый рост спроса на наличность приводит к изменению их соотношения1;
  • • на соотношение наличности и банковских депозитов влияет масса факторов, не связанных с теневыми финансами, включая психологию и ожидания населения, традиции национальной банковской системы и т.д.;
  • • метод строится на допущении, что скорость обращения денег одинакова как в официальном, так и в неформальном секторе. Это предположение требует дополнительного уточнения;
  • • при использовании метода П. Гутмана в других странах были получены несколько противоречивые результаты. Так, например, в Великобритании в 1960—1970-е гг. темпы роста теневой экономики были стабильные, а с начала 1980-х гг. начали резко сокращаться. Этот вывод противоречил данным, получаемым с помощью других методов;
  • • особенности национальной банковской системы, разнообразие вкладов, банковская политика и другие факторы ограничивали возможности межстрановых сравнительных оценок, полученных на основе данного метода. Расчеты П. Гутмана крайне сложно сравнивать с аналогичными расчетами, полученными в странах с другими банковскими системами. Поэтому попытки сравнения обычно сопровождают оговорками, что это примерно те же виды вкладов, с которыми работал П. Гутман;
  • • при использовании метода П. Гутмана в различные периоды также проявляется проблема сопоставимости результатов, обусловленная существованием фундаментальной проблемы экономического денежного измерения вследствие отсутствия у современных денег материального эквивалента.
  • 2. Метод анализа феномена «лишних денег». Применение метода анализа феномена «лишних денег» в экономико-правовом анализе финансовой деятельности для определения масштабов теневых финансов основана на допущении о том, что «наличные деньги являются основой и стимулирующим теневые финансы фактором» и когда их «слишком много», то происходит развитие теневой финансовой деятельности. Подобное допущение использовал и П. Гутман при исследовании параметров теневой экономики, обозначая данный феномен, как: «невероятное, потрясающе огромное количество наличности в обращении». При обосновании указанного допущения исследователи обычно приводят следующие рассуждения: общую сумму наличности несколько корректируют в сторону понижения (так как часть денег находится в обороте компаний), а затем делят на численность населения.

В этих расчетах учитывают долю потребительского бюджета, оплачиваемого наличными, а также цикличность пополнения бюджета (принятые в данной стране периодичность выплаты заработной платы и обращения в банк для снятия денег на текущие нужды). Получается, что на семью приходится сумма, существенно превышающая ее потребительский бюджет. Где же остальные деньги? А ведь именно их наличие и связывают с теневой финансовой деятельностью, ибо теневые финансы, «любящие наличность», в рамках принятого подхода и объясняют феномен «лишних денег». По их величине и динамике судят о масштабах и изменениях теневого сектора.

Недостатки данного метода:

  • • не учитываются объемы оттока денег за рубеж и наличности «под матрацем», а поскольку достоверной статистики на этот счет нет, то и точная величина «лишних денег» неизвестна;
  • • если несоответствие наличной денежной массы и потребностей семейного бюджета полностью «списывать» на теневую финансовую деятельность, то ее масштабы становятся астрономическими, превышающими формальную экономику в несколько раз, что не соответствует ни здравому смыслу, ни оценкам, полученным на основе других методов;
  • • в рамках данного метода затруднены межстрановые сравнения. Национальные традиции обращения с деньгами плохо сводятся в единый оценочный алгоритм. Различие в величине «лишних денег» не всегда означает различие в масштабах теневой финансовой деятельности этих стран.
  • 3. Метод анализа обращения крупных банкнот. Применение метода анализа обращения крупных банкнот в экономико-правовом анализе финансовой деятельности для определения масштабов теневых финансов основан на использовании, во-первых, результатов о «диспропорциональном росте» доли банкнот с высоким номиналом и, во-вторых, допущения о «предпочтимости» использования крупных купюр в осуществлении теневой финансовой деятельности. При этом используются следующие критерии активности теневой финансовой деятельности:
  • 1) чем более «диспропорционален» рост количества банкнот с высоким номиналом относительно количества других банкнот, тем выше динамика теневой финансовой деятельности;
  • 2) чем выше в денежном обращении доля банкнот с высоким номиналом, тем выше уровень теневой финансовой деятельности.

Применительно к США эту идею реализовал А. Рос, а в Великобритании ее развил Д. Фройд. Первый обратил внимание на то, что рост банкнот достоинством в 100 долл. США обгоняет рост банкнот номиналом поменьше, а второй указал на то же применительно к купюрам достоинством в 10 и 20 ф.ст.1

Недостатки метода анализа обращения крупных банкнот:

  • • весьма поверхностным является утверждение о том, что теневая финансовая деятельность нуждается преимущественно в крупных купюрах. Действительно, криминальная финансовая деятельность, связанная, в частности, с наркобизнесом, порноиндустрией и т.д., как правило, оперирует денежными знаками с высоким номиналом. Но масса теневых трансакций, обслуживающих домохозяйства в повседневной жизни (нелицензированное репетиторство, услуги таксиста-частника, нянечки по уходу за ребенком и т.д.), как правило, не оплачивается в крупных денежных знаках и не нуждается в использовании более крупных банкнот, чем трансакции в формальной экономике;
  • • серьезное возражение против достоверности метода анализа обращения крупных банкнот высказал М. Хиггинс : «Рост доли крупных денежных знаков должен обгонять рост инфляции, что совершенно не связано с ростом потребностей теневой экономики в крупных купюрах. Если в период инфляции доля денежных знаков с высоким номиналом не растет, то количество купюр должно увеличиваться в соответствии с темпом инфляционного роста, что является неудобным хотя бы потому, что размеры бумажника у людей ограничены. Кроме того, при росте цен купюры низкого номинала будут использоваться реже, а высокого номинала — чаще. Средний номинал наличных денег должен увеличиваться в соответствии с инфляционным ростом цен, тогда количество денежных знаков в обращении останется прежним, т.е. в ходе инфляции мелкие купюры «замещаются» крупными вне всякой связи с теневой экономикой».
  • 4. Трансакционный метод анализа теневых финансов. Данный метод основан на выдвинутом Э. Фейгом допущении о том, что объем денег (наличные деньги плюс вклады), умноженный на их оборачиваемость, равен произведению индекса цен и совокупного объема трансакций. Идея, развиваемая американским экономистом Э. Фейгом, по сути, выбивается из логики методов, определяющих теневую экономику по наличной денежной массе. Точнее, это самая далекая ветвь указанного направления. Э. Фейг сначала работал со статистикой США, а затем обратился к данным Великобритании. Именно этот метод дал чрезвычайно высокую оценку масштабов теневой экономики. Например, в Великобритании, по мнению Э. Фейга, теневой сектор с 1960-х гг. начал свой бурный рост, достигнув к 1974 г. 23% (!) ВВП, затем, однако, сократился до 15% к концу 1970-х гг.

Собственно, идея Э. Фейга состояла в попытке получить независимую оценку национального дохода на основе оценки уровня трансакций, полученной из данного равенства, а затем сравнить с доходом, фиксируемым официальной статистикой. Главная «расчетная» проблема при таком подходе состоит в том, что весьма трудно (если вообще возможно) оценить оборачиваемость наличных денег. Сам Э. Фейг весьма мало давал объяснений по этому вопросу. Оценку оборачиваемости наличных денег он строил на основе данных о том, сколько раз купюра номиналом в 1 ф.ст. перейдет из рук в руки, прежде чем выйдет из оборота. При этом он предположил, что скорость оборота в теневом секторе на 10% выше, чем в официальной экономике. И наконец, важное предположение касалось отсутствия теневой экономики в 1939 г.

Э. Фейг понимал уязвимость своих доводов, допуская, что оценка теневой экономики в его расчетах сильно зависит от сделанных им допущений и предположений. Вне серьезной проверки этих допущений трудно принять на веру полученный результат. Следует отметить, что оценка теневой финансовой деятельности методом Э. Фейга примерно в 2 раза превышает оценку, полученную методом П. Гутмана.

В качестве недостатков трансакционного метод анализа теневых финансов можно назвать следующие:

  • 1. Расчеты наличными деньгами происходят не только в теневой финансовой деятельности. Огромная доля трансакций в легальной экономике оплачивается наличными, в том числе в странах с развитой системой безналичных расчетов. Не следует забывать, что значительная часть населения получает заработную плату именно наличными. И это положение устойчиво на практике.
  • 2. Теневые финансы вполне могут обойтись без наличности, что хорошо видно на примере широкого использования безналичного денежного обращения в реализации теневых финансов, а в производстве — бартера. Хотя, безусловно, бартер никогда не станет единственным механизмом теневых трансакций, поскольку его использование ограничено точным соответствием спроса и предложения обмениваемых благ.
  • 3. В теневой финансовой деятельности могут быть задействованы и безналичные платежи. Так, чеки могут использоваться в теневой финансовой деятельности для имитации легальности «теневиков» в глазах потребителей их товаров и услуг. В этом случае меньше сомнений в качестве товаров, выше уверенность в гарантиях, возможностях обмена, возврата и пр. Далее часть оборота безналичных денежных средств посредством реализации разных схем, например, с использованием так называемых «фирм-однодневок», «уходит» от налогообложения, т.е. безналичные расчеты не исключают теневую финансовую деятельность.
  • 4. Наличные платежи могут быть удобны по ряду соображений без всякой связи с теневыми финансовыми процессами. Зачастую производитель товаров и услуг предлагает рассчитаться наличными, оптимизируя удобство расчетов или сомневаясь в кредитоспособности покупателя.

Таким образом, не все наличные платежи обслуживают теневую финансовую деятельность и не все теневые финансы связаны с наличными деньгами.

Значительная часть теневых товаров и услуг повседневного спроса оплачивается наличными исключительно в силу низкой стоимости таких сделок. Статистика показывает, что доля наличных расчетов связана с их величиной: чем выше стоимость сделки, тем меньше шансов ее оплаты наличными. «Засилье» наличности в некотором ценовом диапазоне — результат низкой стоимости трансакций, а не теневого происхождения приобретаемого блага. В сопоставимых ценовых диапазонах теневая экономика использует наличные деньги в той же мере, что и легальная экономика. Из этого можно сделать вывод: объемы теневой финансовой деятельности могут быть меньше, чем представления о них, сформированные на основе анализа трансакций, оплаченных наличными.

Традиция оперировать агрегированной монетарной статистикой для определения величины и динамики теневой финансовой деятельности заложена в работах американских ученых, посвященных теневой экономике. Однако тестирование подхода, предлагаемого ими, на статистических данных других стран приводило к выводам, плохо согласуемым с оценками, полученными другими методами. При этом данные специальных исследований, обыденные наблюдения и доводы здравого смысла свидетельствовали о противоположном.

Используя разные монетарные методы, можно получать и самые разные оценки теневой финансовой деятельности, что снижает доверие как к самим оценкам, так и к методам, апеллирующим к наличной денежной массе как основному индикатору теневой экономики и теневых финансов. Полученные оценки базируются на предпочтении одних индикаторов и игнорировании других, приверженности к одному методу и забвении других.

Связь наличной денежной массы с теневой финансовой деятельностью, безусловно, существует. Но на денежную массу влияют и множество других факторы, не связанных с теневыми отношениями: инфляция, финансовые инновации, рост реальных доходов населения, банковская политика и т.д. И выделить влияние теневой финансовой деятельности на количество денежных знаков, изолированное от влияния других факторов, вряд ли возможно. По крайней мере на основе монетарных методов оценки теневой финансовой деятельности принципиально решить эту задачу не представляется возможным. Проблема состоит в «очищении» влияния теневой финансовой деятельности на бумажную денежную массу от действия других факторов, связь которых с денежным обращением налицо.

Кроме того, все монетарные методы слабо учитывают влияние финансовых инноваций на использование наличных денег. Речь идет о финансовых инновациях, используемых как покупателями товаров и услуг (чеки, кредитные карты), так и работодателями (новые формы начисления заработной платы на банковские счета и др.).

Наряду с монетарными методами анализа теневой финансовой деятельности в экономико-правовых исследованиях теневых финансов получил применение так называемый метод технологических коэффициентов, представляющий собой способ примерного определения динамики промышленного производства на основе наблюдения за производством и потреблением электроэнергии, перевозок грузов транспортом и других косвенных показателей, поддающихся достаточно простому учету и измерению, для последующего сравнения полученных данных с официально регистрируемыми данными и данными официальной статистики. В ряде случаев этот метод может давать хорошие результаты. Однако необходимыми условиями его применения являются высокое развитие рыночных отношений и цены на электроэнергию, и грузовые перевозки адекватны таким рыночным отношениям. Если цены являются регулируемыми и не отражают действительной рыночной стоимости энергии или существует возможность длительное время не оплачивать потребление электроэнергии ввиду имеющихся социальных и иных льгот, то динамика потребления электроэнергии может значительно отличаться от динамики промышленного производства не только по величине, но даже и по вектору. Это же относится и к грузовым перевозкам. Поэтому в современных российских условиях этот метод не всегда применим.

По мнению специалистов Росстата, хорошие результаты может дать использование известных косвенных индикаторов для оценки некоторых показателей теневой финансовой деятельности, если существует связь между показателем теневой финансовой деятельности и имеющейся косвенной информацией, и при этом эта связь легко определима. Однако между рассчитываемым показателем и косвенным индикатором может не существовать функциональной связи. В этом случае можно выявлять статистическую взаимосвязь между рассчитываемым показателем и косвенным индикатором путем построения математических моделей, описывающих соотношения между ними, сложившиеся в прошлый период. Примером этого метода может служить использование информации о динамике продаж строительных материалов для определения динамики индивидуального строительства, с последующим сравнением с официальными данными. Данные о площади приусадебных и дачных участков, а также данные о средней урожайности сельскохозяйственных культур используются при расчете показателей неформального сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах.

Наряду с этим могут также использоваться:

  • 1. Метод мягкого моделирования (оценка детерминантов), который основан на выделении совокупности факторов, определяющих теневую финансовую деятельность, и направлен на расчет ее относительных объемов.
  • 2. Структурный метод, который основан на использовании информации о размерах теневой финансовой деятельности в различных отраслях производства.
  • 3. Смешанные методы, которые, в частности, основаны на использовании метода скрытых переменных и комплекса различных методов при оценке разных сфер теневой финансовой деятельности.
  • 4. Метод скрытых переменных, основная идея которого заключается в построении модели, учитывающей большое число как детерминантов, так и индикаторов теневой финансовой деятельности, т.е. величин, зависящих от ее объема.

Таким образом, применение прямых методов оценки объемов теневых финансов в экономико-правовом анализе финансовой деятельности дает достаточно надежные, однако несколько заниженные результаты. Их основные недостатки: сложность сбора данных и преднамеренное субъективное искажение информации, полученной при опросах населения.

Применение косвенных методов оценки объемов теневых финансов в экономико-правовом анализе финансовой деятельности очень неоднозначно, противоречиво и разнородно. Некоторые из них, особенно монетарные методы, могут применяться только при полном развитии денежных отношений. Кроме того, гипотезы, лежащие в основе монетарных методов, в определенной мере условны. Методы, связанные с анализом рынка труда, характеризуются временным разрывом между событиями и их измерением. В целом косвенные методы, а также методы скрытых переменных мягкого моделирования, структурный метод дают, как правило, завышенную оценку теневой финансовой деятельности.

Многообразие применяемых в экономико-правовом анализе финансовой деятельности методов определения объемов теневых финансов свидетельствует об отсутствии единой методики количественной оценки размеров теневых финансовых структур и критериев достоверности получаемых результатов.

Специфика отдельных объектов исследования, трудности формирования и недостаток требуемых статистических данных, специфика целей каждого исследования обусловливают необходимость в каждом конкретном случае выбирать адекватный для данной ситуации метод или комбинацию нескольких методов оценки теневых финансов в экономико-правовом анализе финансовой деятельности.

ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 330.101.542 JEL O17 DOI 10.26425/1816-4277-2018-1-96-101

Акопян Э.А. ОПЫТ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ

В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Аннотация. Экономический кризис дал европейским правительствам мощный импульс для борьбы с теневой экономикой. Некоторые европейские страны выработали и представили национальные стратегии борьбы с теневой экономикой. Одними из самых действенных мер, предпринятых в целях сокращения масштабов теневой экономики, фактически являются косвенные меры. На первом месте среди них находится модернизация налоговой и системы социального обеспечения. Долгосрочные инициативы в области создания «электронного правительства», в частности, электронные платежи в процессе деятельности государственного сектора, являются одним из важнейших элементов в изменении «старых привычек» по использованию наличных денег.

Ключевые слова: теневые отношения, скрытая занятость, налоговое мошенничество, система контроля, косвенные меры, секторы экономики, система электронных платежей.

Hakopyan Ester THE EXPERIENCE OF COMBATING THE SHADOW

ECONOMY IN THE EUROPEAN COUNTRIES

С 2008 г. в странах Европейского союза начались активные поиски способов сокращения бюджетного дефицита без ущерба для экономического роста или занятости. В результате во многих европейских странах начали предпринимать жесткие меры в области противодействия теневой экономике.

Во многих странах первым шагом в борьбе с теневой экономикой стала борьба со скрытой занятостью. Меры, направленные на преодоление скрытой занятости, как правило, непопулярны, и их успех во многом зависит от системы управления, санкций и штрафов. Так, например, к числу мер, направленных на преодоление скрытой занятости можно отнести закон, принятый в Болгарии, согласно требованиям которого наемные работники, осуществляющие трудовую деятельность без действительного трудового договора, обязаны были выплатить штраф в размере трех месячных взносов на социальное обеспечение; однако вскоре данный закон был отменен со стороны Конституционного суда.

В 2011 г. королевским указом в Испании были введены новые правила для предприятий, регулирующие процедуру контроля контрактов работников, нанятых через субподрядчиков до начала осуществления ими трудовой деятельности и оказания трудовых услуг. В дополнение к введению строгих штрафов в размере до 187 500 евро в случае серьезных нарушений указывается, что санкционированные компании не будут иметь права принимать участие в торгах по государственным контрактам в течение пяти лет и могут быть лишены субсидий на рынке труда сроком до двух лет.

© Акопян Э.А., 2018

Как было отмечено ранее, еще одной проблемой, приводящей к низкому уровню поступлений в государственный бюджет, являются уклонение от уплаты налогов и осуществление незаконной деятельности. В этой связи, усилия органов государственного управления в Европейском союзе сосредоточились на решении проблемы уклонения от уплаты налогов и незаконной деятельности. Уклонение от уплаты налогов, безусловно, связано с теневой экономикой, но не является ее неотъемлемой частью. Меры, направленные против уклонения от уплаты налогов, часто являются частью одного и того же ряда мер, касающихся налогового мошенничества, и их трудно отделить друг от друга. По этой причине проводимый нами анализ будет охватывать обе эти категории.

В решении данной проблемы Португалию и Турцию можно считать первопроходцами. Обе страны определили, огласили и представили национальные стратегии борьбы с теневой экономикой с особым акцентом на улучшение соблюдения налогового законодательства.

В Португалии было введено обязательное использование счет-фактур для всех видов деятельности и сертифицирована программа счетов-фактур для компаний с доходом более 100 000 евро. В 2016 г. наметилась явная тенденция к значительному увеличению применения электронных счет-фактур и использованию электронных систем для предоставления отчетности по налогам.

Турция ввела систему перекрестных проверок деклараций по НДС с операций по кредитным картам банков. Для осуществления данных проверок в 2012 г. было нанято дополнительно 1 500 налоговых офицеров. Первые позитивные сдвиги в данной сфере уже наметились: в 2012 г. количество налогоплательщиков по данному налогу выросло на 360 тыс .

Однако примечательно и то, что описанные нормы и правила контроля, а также штрафные санкции, направленные на сокращение объемов теневой экономики, имеют как своих сторонников, так и противников. Основным аргументом противников данных мер является то, что они не мотивируют людей к изменению своего поведения, а носят лишь «карательный» характер.

В действительности, одними из самых действенных мер, предпринятых в целях сокращения масштабов теневой экономики, фактически являются косвенные меры. На первом месте среди них находится модернизация налоговой и системы социального обеспечения, направленная на то, чтобы сделать их более простыми и, во многих случаях, более дешевыми.

В Германии, к примеру, налоговая реформа облегчила налоговое бремя для поощрения работников с более низкой заработной платой, таких как работающие на дому, чтобы включить их в состав официальной экономики.

Несмотря на некоторый первоначальный скептицизм, число работников, повышающих свои доходы и работающих на дому, достигло 2,6 млн в 2012 г., что было в три раза больше, чем в 2003 г. Помимо этого, 4,8 млн человек (почти 13 % населения страны в возрасте от 16 до 64 лет) были зарегистрированы в качестве выполняющих работу только на дому или по небольшим контрактам.

Поощрение участия в официальной экономике является не очень распространенным механизмом, однако он остается одним из самых мощных.

Некоторые страны пытались добиться результатов за счет улучшения связи между гражданами и правительством.

На Филиппинах многолетняя акция «Требуйте чек», проводимая со стороны Бюро внутренних доходов, нацелена на повышение уровня информированности общественности и позволяет таким образом получать информацию о продажах. В рамках данной акции граждан стимулируют забирать чеки, давая возможность участвовать в реальном розыгрыше с крупными денежными выигрышами.

Согласно нашим исследованиям, в значительной степени регулируемыми являются те отрасли, которые опираются на регулярные контракты с клиентами, такие как, например, коммунальные или финансовые услуги, в которых наблюдаются наименьшие масштабы теневой экономики (см. рис. 1, А).

С другой стороны, в таких отраслях, как строительство, обрабатывающая промышленность, а также оптовая и розничная торговля теневые отношения и теневые обороты имеют достаточно большой удельный вес в общих оборотах. В Турции сферы транспорта и недвижимости также возглавляют список отраслей с наибольшей долей теневых отношений (см. рис. 1, Б). Рассмотрим несколько факторов, способствующих увеличению масштабов теневой экономики в данных сферах.

Одним из данных факторов является их традиционно высокий уровень завышения затрат, в частности, в строительстве, особенно при работе с субподрядчиками.

о ю Источники:

Рис. 1. Теневая экономика по секторам экономики. А — сектора экономики в странах, где наиболее распространены теневые отношения; Б — доля теневого сектора в некоторых отраслях экономики исследуемых стран

Скрытая занятость также широко распространена, например, в строительстве и розничной торговле. Еще одним фактором в некоторых из этих отраслей является большое количество мелких операций с использованием наличных денег. В любом случае, малые и средние предприятия склонны к торговле в основном наличными деньгами, что тем самым способствует уклонению от уплаты налогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также в рамках исследования был проведен более детальный анализ трех отраслей экономики — оптовой и розничной торговли, сфер услуг (гостиниц и ресторанов), а также транспорта и связи, которые составляют от 25 % до 35 % всего объема теневой экономики. Эти отрасли имеют большую долю занижения доходов (выручки от реализации) как в бизнесе, ориентированном на бизнес (В2В), так и в бизнесе, ориентированном на потребителя (В2С) (см. рис. 2).

1 необъявленная работа 2 доля занижения в В2В

3 доля занижения в В2С

Рис. 2. Доли различных видов теневых отношений в отраслях экономики

Так, например, сфера транспорта и связи включает услуги почты, воздушного транспорта, телекоммуникации, и, как известно, эти услуги предоставляют естественные монополии, деятельность которых жестко контролируется со стороны государства. С другой стороны, в этой сфере есть и виды бизнеса, в которых обращаются большие теневые денежные потоки, например, такие, как услуги такси.

Наш анализ выявил, какие секторы экономики могли быть наиболее перспективны с точки зрения извлечения наибольшей пользы от обязательного внедрения электронных платежей путем сравнения размера теневой экономики в этом секторе с его потенциалом для внедрения электронных платежных систем. Чтобы измерить этот потенциал, мы приняли во внимание такие факторы, как текущая распространенность платежных систем и удобство их использования. Мы также выбрали отдельные секторы, в которых теневые отношения в виде занижения объема выручки имеют в общем объеме теневых оборотов большую долю по сравнению с недекларируемой деятельностью. В таких секторах вероятность получения положительного эффекта от внедрения электронных транзакций будет гораздо больше.

Исходя из этих критериев, мы определили несколько секторов экономики, которые выиграют больше всего от внедрения системы обязательных электронных платежей. Эти секторы включают деятельность по продаже автомобилей и автомобильных запчастей, неспециализированные розничные магазины, рестораны и бары, объекты питания и транспорт (например, услуги такси-сервисов).

Углубление процессов интеграции национальных банковских систем в международную и использование электронных платежных систем приводит к большей прозрачности операций и делает участие в теневой экономике более трудным. На самом деле между распространенностью электронных платежей в стране и объемами ее теневой экономики существует сильная отрицательная корреляция. Страны с высоким уровнем использования электронных платежей, такие как Великобритания и скандинавские страны, имеют меньшие масштабы теневой экономики, по сравнению со странами с минимальным уровнем использования электронных платежей, такими как Болгария, Румыния и Греция.

Согласно результатам исследований многочисленных зарубежных авторов, увеличение количества электронных платежей в среднем на 10 % в год в течение, по крайней мере, четырех лет подряд может уменьшить размер теневой экономики вплоть до 5 %. Удобство электронных платежей может привести к изменениям поведения, особенно среди тех участников рынка, которые «бессознательно участвуют» в теневой экономике, но не получают никакой выгоды от хозяйствующих субъектов, которые занижают объемы реализации и выручки.

При исследовании мер, которые использовали различные страны мира для пресечения теневых сделок, становится ясно, что внедрение системы электронных платежей (в том числе, и обязательное) приносит ощутимые результаты как на развивающихся рынках, так и в хорошо развитых странах с высоким уровнем технологической развитости.

На рис. 3 показаны основные инструменты, с помощью которых государство может бороться с теневой экономикой. Условно их можно подразделить на две основные группы: общие прямые меры по борьбе с теневой экономикой и косвенные меры. Прямые меры исторически были преобладающими, и их использование активизируется во время спадов в экономике. К ним относятся, в первую очередь, правила, средства контроля и штрафы, наряду с укреплением человеческих и технических возможностей для обеспечения соблюдения законов.

препятствовать наличному денежному обращению (1) расширить признание карт (2) поощрять использование РОв (3) увеличить электронные платежи (4) поощрять денежные вклады (5) обеспечить правоохранительную деятельность (б) создать «узрызение совести» (7) уменьшить волокиту (8) содействовать финансовой интеграции (9) уменьшить материальное преимущество (10)

Рис. 3. Инструменты сокращения объемов теневой экономики: доли прямых и косвенных методов

Снижение бюрократизма, особенно за счет упрощения форм налогообложения и предоставление возможности электронных отчетностей становятся повсеместными; в то же время, создание стимулов для не участвующих в тени — через материальную пользу снижения налогов и взносов на социальное обеспечение — в приоритетном порядке сократилось.

Содействие развитию финансовой интеграции и таким образом сокращение размера теневой экономики, в связи с тем, что все больше людей имеют доступ к банковским услугам — мера, которой уделяется все большее внимание в связи с обязательством Европейской комиссии по созданию финансовых услуг, доступных для всех.

Вторая группа мер является более сложной, так как предполагает изменение привычек потребительского поведения и координацию действий между многими заинтересованными сторонами, включая правительство, банки, самих хозяйствующих субъектов и посредников.

Проводимые мероприятия должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку только именно в этом случае они способны обеспечить сокращение масштабов теневой экономики, начиная с создания соответствующей инфраструктуры и заканчивая созданием стимулов для потребителей к использованию безналичных платежей. Существует несколько способов создания стимулов к использованию электронных или безналичных платежей .

1. Препятствие наличному денежному обращению. Легкий доступ к наличным деньгам, особенно без платежей посредством банкоматов и POS-терминалов, замедляет переход к электронным сделкам.

2. Расширение обслуживания пластиковых карт. Принятие кредитных и дебетовых карт еще не до конца закрепилось в Европе. Даже страны со множеством POS- терминалов, такие как Португалия или Турция, имеют проблемы с некоторыми хозяйствующими субъектами, такими как бары, клубы и такси, которые крайне неохотно и медленными темпами переходят к системе оплаты картами.

3. Поощрение использования POS-терминалов. Большинство каждодневных операций, особенно те, стоимость которых составляет меньше, чем 15 евро, осуществляются при помощи наличных денег. Создание стимулов для населения к использованию карт даже при таких сделках является простым способом изменения отношения к данному процессу.

4. Увеличение количества электронных платежей. В любой экономике правительства являются одними из крупнейших инициаторов и получателей платежей, и они могут служить образцом для подражания, осуществляя эти платежи электронно.

Для достижения этой цели правительства располагают множеством инструментов, в том числе, выплаты заработной платы работников государственного сектора только посредством перевода денег на специально открытые для этой цели расчетные счета, перевод социальных пособий и пенсий на пластиковые карты, выплата налогов и штрафов посредством сети Интернет, использование безналичных расчетов для обслуживания всех сделок в области общественного сектора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Снижение лимитов по транзакциям на денежные выплаты в различных странах, евро

Страна До 2010 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. После 2013 г.

Бельгия 15000 -► 5000 -► 3000 >

Болгария

Дания

Франция

3000 1000 план

Греция 1 ^flfl

Италия 12500 — 5000 >’2500 > 1000 300 план -►

Румыния 2500 1250 план- -►

Словакия 5000 В2В и В2С 15000 С2С- -►

Испания 2 500

5. Поощрение денежных вкладов. Для стимулирования внесения наличных денежных средств на сберегательные и текущие счета в банках было создано не такое уж большое количество инструментов, в то время как отрицательных стимулов хранения сбережений и текущих средств на банковских счетах достаточно много. Например, комиссионные, взимаемые банками за обслуживание текущих и сберегательных счетов, плата за обналичивание средств со счетов как из банкоматов, так и в самих банках (например, такая практика широко распространена в Бразилии, Израиле, в том числе, и в Армении) отрицательно воздействуют на предпочтения хозяйствующих субъектов по отношению к безналичному обороту. По сути, безналичный оборот в этом случае сопровождается рядом дополнительных издержек, что увеличивает предпочтение ликвидности.

Тем самым, возникает сложность применения других мер по борьбе с теневой экономикой. Отсутствие комиссионных выплат и выплат за обслуживание счетов, возможность делать вклады при помощи банкоматов, а также привлекательные процентные ставки по остаткам на счетах являются основными мерами по стимулированию сокращения применения наличных денег.

Долгосрочные инициативы в области создания «электронного правительства», в частности, электронные платежи в процессе деятельности государственного сектора, являются первым шагом и одним из важнейших элементов в изменении «старых привычек» по использованию наличных денег. Тем не менее, электронная оплата государственных услуг слишком часто остается вариантом, а не требованием или нормой.

Экономический кризис дал европейским правительствам мощный импульс для борьбы с теневой экономикой. Существует общее понимание и согласие, что наличные деньги — это «топливо» для подпитки теневой деятельности.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *