Международные перевозки НДС

Услуги по международной перевозке товаров автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом облагаются НДС по ставке 0% (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом пункт отправления или назначения должны находиться за пределами России. К этой группе относят также:

  • предоставление российскими фирмами (предпринимателями) собственного или арендованного железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров;
  • транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при международной перевозке.

Указанные услуги облагают нулевой ставкой при осуществлении перевозок по территории России от места прибытия товаров до станции их назначения.

Условия применения нулевой ставки

Под международной перевозкой в данном случае понимается перевозка товаров воздушными, морскими, речными судами, судами смешанного плавания, железнодорожным и автотранспортом, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами России.

Если, например, российская фирма оказывает подобные услуги при автомобильной перевозке груза из российского порта до пункта назначения, также находящегося в нашей стране, то такая перевозка облагается НДС по общеустановленной ставке 18%.

При оказании услуг по международной перевозке нулевую ставку НДС вправе применить все участвующие в оказании этих услуг лица.

Обратите внимание: если транспортно-экспедиционные услуги оказываются не на основании договора транспортной экспедиции и не имеют отношения к международной перевозке товаров, то они облагаются по общеустановленной ставке НДС 18%, как предписано пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса. Об этом ФНС России отметила еще в письме от 14.06.2016 г. № СД-4-3/10498@.

Услуги, относящиеся к транспортно-экспедиционным

Нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при международной перевозке товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой — за ее пределами.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Согласно под. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов, прием и выдача грузов;
  • завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;
  • услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;
  • разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Как подтвердить нулевую ставку

При оказании услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки. Перечень документов установлен п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Так, в него входят:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ (ввоз товаров в РФ).

Документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров за пределы РФ, имеют свои особенности в зависимости от того, каким именно транспортным средством осуществляется перевозка. Например, коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные.

Обратите внимание, на транспортных и товаросопроводительных документах должна стоять отметка пограничной таможни «Товар вывезен». Если товар вывозился через территории государств-участников ЕАЭС, где таможенный контроль отменен (Белоруссию, Армению, Киргизию или Казахстан), то на транспортных документах достаточно отметки «Выпуск разрешен» российской таможни, проводившей с товарами таможенные операции.

Напомним, срок представления документов составляет 180 календарных дней. Но момент, с которого этот срок исчисляется, установлен для каждого конкретного случая отдельно. Например, для международной перевозки товаров это дата проставления таможенниками отметки на транспортных документах.

Енвд грузоперевозки ндс

1. ООО применяет ЕНВД (грузоперевозки). В 2018 купили новый грузовой автомобиль (оплатили с НДС). Возможно ли сделать возврат НДС? Что нужно для этого?

1.1. Добрый день! Ситуации возникновения возврата заложены 2 основных момента, требующих одновременного наличия у лица, формирующего декларацию: статуса плательщика НДС;
права на применение вычетов по налогу. У неплательщиков НДС в определенных случаях возникает обязанность по начислению НДС к уплате и сдаче декларации в отношении начисленного налога, однако право на вычет у них не появляется никогда.

2. Вопрос такой. Я ИП на енвд грузоперевозки, без НДС. Перевезли груз из Тольятти в Казахстан. Заказчик не до конца оплатил перевозку. Мотивирует тем, что налоговая не возмещает НДС. Требует с нас разрешение на международные перевозки, ДОПОГ. Хотя это не первый рейс. Другие все оплачены. Как нам поступить?

2.1. Добрый день.
Если вы по договору исполнили свои обязательства надлежащим образом, а контрагент не оплачивает, подавайте на него в суд.

2.2. Здравствуйте! Мотивирует тем, что налоговая не возмещает НДСЭто не довод. При заключении договора Вы же указывали стоимость услуги без НДС.
ДОПОГ необходим на определенную группу товара. Если Вы его не перевозили, то требование неправомерно.
Пишите досудебную претензию, при неоплате обращайтесь в суд.

2.3. Добрый вечер. Боюсь, что ваш контрагент просто придумывает надуманные основания для того, что бы не платить за перевозку. В соответствие с действующим законодательством обратитесь к нему с претензией, а в дальнейшем в суд. Желаю удачи. Будут вопросы, обращайтесь.

3. Я ИП на ЕНВД по грузоперевозкам. Контрагент отправил денежные средства за ремонт здания еще и с НДС. Чем мне это грозит?

3.1. Здравствуйте! Направил правильно,на ЕНВД у Вас грузоперевозки,другие виды деятельности должны быть на ОСНО,т.е.облагаться НДС.Если же Вы используете еще УСН ,то попросите его направить Вам письмо,в котором указать , что в назначении платежа необходимо читать -без НДС.

4. У меня ип на енвд (грузоперевозки), есть р/с. есть заказчики которые работают с ндс и без ндс. какой вид подойдет мне?

4.1. Любой.
Вопрос, кому подойдете вы.
По налоговому кодексу вы- не плательщик НДС, по этому по вашим услугам, вы вправе не выставлять НДС. А покупатели услуг не смогут принимать его к вычету, тем самым снижая свою налоговую нагрузку.

5. Следующего характера: я ип вид деятельности грузоперевозки работаю на ЕНВД клиент работает с НДС а я при ЕНВД освобождена от НДС должна ли я вести учет входящего ндс и расходы на свой ндс, а также сдавать декларацию и платить разницу по ндс.

5.1. Здравствуйте. Вы не являетесь плательщиком НДС, поэтому учитывать входящий НДС не должны.
Если Вы выставите своим покупателям счет-фактуру с НДС, то согласно Налогового кодекса РФ должны будете сдать декларацию по НДС и заплатить НДС в бюджет, а уменьшить на «входной»НДС не имеете права.

6. У меня ИП налог ЕНВД. Занимаюсь грузоперевозками, но продала оборудование. Сколько НДС я должна заплатить в виде налога с продаж.

6.1. Здравствуйте!
1.НДФЛ в размере 13% от продажной цены.
2.НДС
При реализации ИП-вмененщиком объектов основных средств, остаточная стоимость которых сформирована в бухгалтерском учете без учета НДС, налоговая база по данному налогу определяется исходя из указанной цены(т.е. от продажной цены)
В случае реализации объектов основных средств, остаточная стоимость которых сформирована в бухгалтерском учете с учетом НДС, налоговая база по данному налогу определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений НК о взаимозависимых лицах, с учетом налога, и остаточной стоимостью основных средств с учетом переоценок.

7. У меня ИП грузоперевозки на ЕНВД, т.е работаю без НДС. Некоторые мои заказчики просят с НДС, как мне быть, подскажите пожалуйста.

7.1. Никак.
Выписывайте то, что есть.
Что вы будете фальсифицированные Счета-фактуры выставлять?

8. У меня ООО на ЕНВД, деятельность-грузоперевозки, т.к основные клиенты работают с НДС, хочу ООО перевести на ОСНО (и мне это выгодно), и открыть ИП на ЕНВД (т.е. разделить с НДС и без НДС). Можно ли совмещать ООО и ЕНВД при одном виде деятельности? И если смысл открывать ИП на ЕНВД?
За ранее, спасибо.

8.1. Да, можно совмещать

8.2. Здравствуйте, Наталья!
Нет такое совмещение невозможно. Есть смысл зарегистрировать ИП на ЕНВД

8.3. Возможно совмещение двух режимов, в случае если часть деятельности подпадает под упрощенку, а часть — под вмененку. При этом необходимо вести раздельный учет. Одних сотрудников относить к ЕНВД, других — к УСН. Прямого указания в законе как делить фиксированный платеж ИП между ЕНВД и УСН нет. Вы можете делить его любыми долями. Для организаций(ООО) необходимо установить учетную политику.
ИП в отличии от ООО не нужно регистрировать филиалы. Он может быть на УСНО и при этом вести деятельность в нескольких городах. Упращенка всегда подается по месту регистрации ИП. За сотрудников все взносы платятся в тот же пенсионный фонд где и сам ИП на учете, независимо от того где работник живет и работает. Платится вмененка и сдаются декларации также по фактическому месту ведения деятельности. Также за сотрудников, которые заняты преимущественно в этом виде деятельности (который по ЕНВД) налоги и отчетность ПФР подается туда, где и вмененка. За самого себя ИП нужно платить и сдавать ПФР в родном городе по прописке предпринимателя.

8.4. Да можете, так как это разные субъекты налогообложения

8.5. В соовтетствии с п.7 ст.346.26 НК РФ Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.
Таким образом, вести учет по одному и тому же виду деятельности, по ЕНВД и одновременно по общему режиму налогообложения, действующим законодательством не предусмотрено.

8.6. Здравствуйте, Наталья!
Можно совмещать ОСНО и ЕНВД при одном виде деятельности, но только необходимо вести раздельный учет доходов и расходов.
Специальный налоговый режим в виде ЕНВД, предусмотренный гл. 26.3 НК РФ, является обязательным к применению, если одновременно выполняются два условия. Первое — на территории осуществления предпринимательской деятельности в установленном порядке введена «вмененка». И второе условие — в местном нормативном правовом акте о ЕНВД в числе видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, упомянут и вид деятельности, который осуществляет организация (п. 1 ст. 346.28 НК РФ). Если данные условия соблюдены, то организации автоматически присваивается статус плательщика ЕНВД. Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль (п. 4 ст. 346.26 НК РФ.
Плательщики налога на прибыль, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности (п. 9 ст. 274 НК РФ).
Обязанность ведения раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций при совмещении ОСНО и спецрежима ЕНВД прописана для хозяйствующих субъектов и в п. 7 ст. 346.26 НК РФ.
Удачи.

Документальное подтверждение нулевой ставки НДС при организации международной перевозки товаров

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 июня 2018 г. N 03-07-08/42845

Вопрос: ООО осуществляет услуги по перевозкам экспортных и импортных грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции в качестве Экспедитора, в котором предусмотрены следующие обязанности экспедитора:

— организовать перевозку груза транспортом и по маршруту заказчика;

— заключить от своего имени договор перевозки;

— обеспечить отправку, получение и сохранность груза и прочие обязанности.

Для оказания услуг по договору транспортной экспедиции ООО заключает договоры перевозки с третьими лицами (далее Перевозчиками).

Перевозчиками экспортных и импортных грузов являются российские и иностранные компании.

Во время международной грузоперевозки транспортное средство с грузом проходит международные автомобильные пункты (МАПП). При прохождении МАПП работники таможенных органов проставляют отметки или печати в таможенных декларациях, в международной транспортной накладной (CMR) о вывозе/ввозе товара.

При оказании услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки. Перечень документов установлен п. 3.1 ст. 165 НК РФ. В него входят:

— контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;

— копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ).

В НК РФ содержится требование о предоставлении экспедитором документов, подтверждающих право на применение ставки 0% по НДС в случае реализации в/за пределы таможенной территории ЕАЭС. В числе подтверждающих документов необходимо предоставить Декларацию на товары и Транспортный документ (в случае вывоза автомобильным транспортом CMR) с отметками таможенных органов «Вывоз разрешен» (проставляется выпускающей таможней) и «Товар вывезен» (проставляется в таможенном пункте на пересекаемой границе).

В настоящий момент при экспорте товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС применяется упрощенное таможенное декларирование (УТД) без досмотра груза. Таможенные органы не ставят отметки и печати, указанные выше, на CMR накладной. Таможенные органы не дают четкой информации о причинах отсутствия печатей таможенников в СМР, ссылаясь на: п. 4 ст. 163 Таможенного кодекса Таможенного союза — убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС допускается с разрешения таможенного органа. Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории ЕАЭС, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

В соответствии со ст. 204 Федерального закона от 27.11.10 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» декларация на товары подается в электронной форме.

На основании вышеизложенного просим дать пояснения по следующим вопросам:

1. Нужна ли на CMR отметка таможенных органов (МАПП) о вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС в целях подтверждения ставки НДС 0 процентов?

2. Допускается ли отсутствие отметки «Выпуск разрешен» в накладной CMR для подтверждения ставки 0% по НДС?

3. Каким иным документом можно подтвердить факт пересечения границы в качестве подтверждения 0% НДС для налогового органа, в случае, если на CMR-накладной отсутствуют отметки и штампы таможенного органа, а декларирование товара производилось в электронном виде?

4. Какие документы необходимо предоставить в налоговой орган для подтверждения ставки НДС при условии, что товар был вывезен за пределы таможенной территории ЕАЭС и декларирование было электронным?

Ответ: В связи с письмом по вопросу документального подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой — за пределами территории Российской Федерации.

Правомерность применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг подтверждается документами, предусмотренными пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса, в том числе копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, с отметкой российского таможенного органа, подтверждающего вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации). При этом представление таможенной декларации (ее копии) для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении таких услуг Кодексом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, налогоплательщикам, оказывающим транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки, в целях подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов, проставленными согласно соответствующим актам таможенного законодательства, регламентирующим порядок их проставления.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Как подтвердить ставку НДС (0%) при международной перевозке?

Доброе утро!
еще один вопрос Ваши клиенты и заказчики Белорусы?
0 % НДС нужно подтвердить
в отношении транспортно-экспедиционных услуг подтверждается документами, предусмотренными п.3.1 ст. 165 НК РФ.
3.1. При реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. В случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта (копии контракта) представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами;
2) утратил силу. — Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе с учетом следующих особенностей.
Иногда просят акты выполненных работ, они в перечне не обозначены. Но такое требование может быть связано с самим договором транспортной экспедиции. Такой тип договоров связан с определенным документооборотом. Так нужно оформлять поручение экспедитору, экспедиторскую расписку, и отчет экспедитора. Вот как раз акт выполненных работ может быть заменой отчета экспедитора. То есть тем самым косвенно проверяют действительно ли компания работает по транспортно-экспедиционному контракту и соблюдает установленный для такого типа договоров документооборот.

Транспортные услуги

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Услуги, предлагаемые транспортными компаниями, могут быть разнообразны. Зависят от условий доставки грузов, пожеланий клиентов и прочих факторов. В качестве услуг могут быть предоставлены:

  1. Участие в переговорах. Владельцы транспортных компаний могут наряду с заказчиками разрабатывать сроки и маршруты для доставки грузов.
  2. Оформление документации. Сюда относят товаросопроводительные документы, комплектацию пакетов, оформление необходимых в процессе работы актов, подтверждающих излишки, недостачу или порчу товара, предъявление документации для вывоза и погрузки.
  3. Завоз-вывоз товара от складов и мест хранения до территории грузополучателя.
  4. Работы погрузки-разгрузки, складские услуги. Погрузка и выгрузка товаров с мест хранения, сортировка, комплектование, расфасовка, упаковка в контейнеры и прочую тару, проверка наличия мест, комплектации, обшивка, маркировка, ремонт тары и всевозможных упаковок.
  5. Информационные услуги ― передача уведомлений об отправке, отслеживание за перемещением, сведения о пересечении границ и доставке в порты.
  6. Подготовка дополнительного оборудования, необходимого для транспортировки. Проверка оборудования к дальнейшей работе, уборка после разгрузочных работ, заготовка и обеспечение пломбировочными устройствами.
  7. Услуги по страхованию перевозимого товара (оформление договоров, получение страховых выплат, оплата требуемых страховых взносов).
  8. Финансовые услуги, заключающиеся в оплате возникающих в процессе доставки грузов расходов.
  9. Таможенное оформление процедур при необходимости пересечения границ. Контроль за оформлением таможенных деклараций и прочих сопутствующих документов, перечисление таможенных пошлин.
  10. Прочие услуги, возникающие в зависимости от специфики товара и условий перемещения.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Посредническая деятельность экспедитора

При привлечении экспедитором для выполнения работ сторонних лиц подобные работы носят посреднический характер. Поэтому работа экспедитора в таких случаях регламентируется правилами о комиссионных и агентских отношениях. Экспедиторы праве выставлять клиентам необходимые документы, в том числе и счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Для того чтобы подтвердить посреднический характер экспедиторской деятельности обязательно выполнение условий:

  1. Составление договора, в котором указано, от чьего имени заключаются последующие договора на перевозку товаров ― от имени самого клиента или экспедитора. Отдельно стоит прописать и предполагаемый размер вознаграждения за предлагаемые услуги. Самостоятельное принятие на себя дополнительных функций без уведомления клиента может не рассматриваться как посредническая деятельность.
  2. В дополнение к договору необходимо наличие экспедиторских документов, таких как: поручение экспедитору с указанием выполнения условий и работ в рамках перевозки грузов, расписка, подтверждающая факт приемки-передачи товара, складские на отгрузку товаров.

НДС на транспортные услуги: при посреднической деятельности

При ведении посреднической деятельности экспедиторам требуется вести журнал полученных и выставленных счетов-фактур, если они признаются как плательщики НДС. Налоговая база в таких случаях определяется как сумма дохода от полученного вознаграждения. Экспедиторские транспортные услуги при перевозке грузов по территории страны облагаются по стандартной ставке 18%.

Если экспедиторы плательщиками налога не признаны или имеют освобождение от его начисления, также ведут Журнал полученных и выставленных документов, в котором фиксируются доходы от деятельности.

Про налоговый учет по НДС подробнее читайте в статье: http://online-buhuchet.ru/nalogovyj-uchet-po-nds

При составлении счетов-фактур посреднические организации указывают затраты на оплату услуг 3-м лицам. В книге продаж данные документы не регистрируются, так как обязанности по исчислению налога со стоимости полученных экспедитором услуг не возникает.

Пример. Транспортная компания ООО «Чайка»по условиям заключенного договора на экспедиторские услуги получила следующие суммы от клиента: 2500 рублей на оформление документов вывоза со склада хранения. В качестве вознаграждения за перевозку товара предусмотрена сумма 38 000 рублей.

ООО «Чайка» выставила счет-фактуру за свои услуги клиенту в размере 38 000 рублей, в том числе НДС 18% ― 5796,61 рубль. Переданные средства в размере 2500 рублей за оформление документов в процессе доставки в качестве вознаграждения за проделанную работу не рассматриваются, выручкой транспортной компании не являются.

НДС на транспортные услуги: при международных перевозках

При некоторых обстоятельствах перевозка грузов облагается НДС по ставке 0%. Происходит это при оказании транспортных услуг международного характера.

Под международной перевозкой подразумеваются отправления грузов речным, морским, железнодорожным транспортом, авиаперевозки и автомобильные маршруты. При этом пункты отправления или доставки располагаются за пределами территории страны.

Ставка НДС 0% затрагивает следующие услуги, сопровождающие транспортировку грузов:

  • оформление документов;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • услуги по страхованию, оформлению в таможенных органах;
  • прочие услуги.

Ниже в таблице отражены ставки НДС на транспортные услуги при перевозке по территории РФ и международных перевозках.

Характер услуг Ставка НДС Виды услуг
Перевозка по РФ 18% или освобождение от обязанностей плательщика НДС Доставка грузов, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, финансовые услуги, сопровождение
Международные перевозки с пересечением границ 0% Доставка товара, погрузка, таможенное оформление, оплата пошлин.

НДС

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В соответствии с указанным законом внесены изменения в ст. 164 о применении 0% ставки НДС к транспортно-экспедиционным услугам по международной перевозке товаров.

Определение международной перевозки в целях статьи 164 НК РФ содержится в пп. 2.1 п. 1 данной статьи. Международными признаются перевозки, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами РФ. Перевозка при этом может осуществляться морскими или речными судами, судами смешанного плавания, воздушными судами, железнодорожным либо автомобильным транспортом. Иными словами, возможен любой вид транспорта.

Понятия пункта назначения и отправления приведены в письме Минфина РФ от 1 февраля 2011 г. N 03-07-08/31. Согласно данному документу, под пунктами отправления и назначения товаров следует понимать пункты, между которыми фактически осуществляются услуги по перевозке, предусмотренные договором, заключенным налогоплательщиком который оказывает данные услуги. Далее, когда речь идет о необходимости представления подтверждающих документов, в письме уточняется, что перевозка осуществляется между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой — на территории иностранного государства. Эта же позиция подтверждается и в Письме от 14 февраля 2011 г. N 03-07-08/41, в котором Минфин указывает, что в случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, перемещаемых между двумя пунктами, расположенными на территории РФ (от морского порта, через который товары ввезены на территорию РФ, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории РФ, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории РФ), такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18%. Следует иметь в виду, что данная ставка применяется, если речь идет об отдельном договоре перевозки между пунктами на территории РФ.

Таким образом, применение нулевой ставки налогообложения связывается с фактическим пересечением товарами границ Российской Федерации, хотя из буквального прочтения статьи 164 НК это не следует. Данный вывод подтверждается и перечнем документов, которые необходимо представить для подтверждения нулевой ставки НДС (п. п. 3.1 ст. 165). К ним, в частности, относятся копии контракта, транспортных, товаросопроводительных документов, подтверждающих вывоз товара за пределы территории РФ.

В уже цитированном Письме Минфина N 03-07-08/41 представлено несколько иное толкование пунктов отправления и назначения в целях применения НДС: под пунктами отправления и назначения товаров следует понимать пункты, которые указаны в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг в отношении соответствующих товаров. При этом в Письме от 31 мая 2011 г. N ЕД-4-3/8634@ подчеркивается, что наличие данного вида договора и соответствие его требованиям Гражданского кодекса является одним из обязательных условий применения нулевой процентной ставки НДС. Это означает, что характер оказываемых услуг играет второстепенную роль, поскольку даже если они и являются транспортно-экспедиционными, но предоставляются на основании иного договора, нулевая ставка применяться не будет. Данный вывод находит подтверждение в Письмах Минфина (см., например, Письмо от 20 января 2011 г. N 03-07-08/15, Письмо от 17 января 2011 г. N 03-07-08/10).

Норма Гражданского кодекса, определяющая понятие договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг, содержит также положение о том, что такой договор может предусматривать оказание иных дополнительных услуг, необходимых для доставки груза; причем перечень таких услуг не является исчерпывающим.

Закрытый перечень услуг

Однако для целей налогообложения в п. 2.1 ст. 164 НК приведен закрытый перечень услуг, отнесенных законодателем к транспортно-экспедиционным. Такими услугами являются:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов,
  • прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;
  • услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;
  • разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировка грузов,
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей,
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров;
  • хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Принятие закрытого перечня транспортно-экспедиционных услуг вызвано необходимостью повышения прозрачности процесса налогообложения и устранения споров между плательщиками НДС и контролирующими органами относительного того, какие услуги считать связанными с внешнеторговыми сделками. В этой связи следует упомянуть о наличии арбитражной практики, где подобные разногласия уже рассматривались. В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 г. № 12010/07 толкование подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ (в прежней редакции, т.е. с открытым перечнем услуг) осуществляется со ссылкой на содержательный критерий, которым в данном случае признается непосредственная связь услуг с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.

Так или иначе, в настоящее время следует ориентироваться на закрытый перечень транспортно-экспедиционных услуг. Для того чтобы определить, подпадает ли тот или иной вид услуг под действие данного перечня, министерство финансов в Письме от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634@ рекомендует обращаться к классификации транспортно-экспедиционных услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст. Если же договором предусмотрены иные виды услуг, содержание которых не охватывается данным документом, такие услуги будут облагаться НДС по ставке 18%.

Таким образом, в целях налогообложения НДС услуги по перевозке и транспортно-экспедиционные услуги могут являться предметом одного договора, и стоимость таких услуг может не разграничиваться. В отношении транспортно-экспедиционных услуг для применения нулевой ставки НДС необходимо соблюдение следующих условий:

  • услуги оказываются в рамках международной перевозки товара (когда пункт отправления или назначения груза находится за пределами территории РФ). При этом речь может идти как об импорте, так и об экспорте товара.
  • услуги оказываются на основании договора транспортной экспедиции;
  • данный вид услуг предусмотрен закрытым перечнем, содержащимся в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Налог на прибыль

В РФ налогообложению налогом на прибыль подлежат доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ. К доходам, не связанным с предпринимательской деятельностью, относятся, в частности, доходы от международных перевозок (пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ). Налоги на такие доходы удерживается у источника выплаты доходов.
В том же пункте содержится определение понятия международных перевозок. Как было отмечено выше, к международным не относятся перевозки исключительно за пределами РФ.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ доходы от международных перевозок облагаются у источника выплаты по ставке 10%.

Однако если иностранная организация является резидентом государства, с которым Россия имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, применяются положения соответствующего договора (вопрос о международных договорах не является предметом рассмотрения данной статьи).

В соответствии со ст. 310 НК РФ налог с доходов, выплачиваемых иностранной организации, исчисляется и удерживается российской организацией. Таким образом, российская организация является налоговым агентом и должна выполнять соответствующие обязанности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность. Эта позиция отражена, в частности, в Письме УФНС России по г. Москве от 12.04.2007 N 19-11/033668.

Зачастую при доставке товаров необходимо заключение двух договоров: договор перевозки и транспортной экспедиции. При этом следует разграничивать услуги, оказываемые организацией.

Проблема разграничения возникает в связи с тем, что согласно пп. 8 пункта 1 ст. 309 НК РФ, лишь доходы от международных перевозок подлежат налогообложению у источника в России, и они не включают доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг. Следовательно, к последним не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.

Доходы иностранной организации от оказания транспортно-экспедиционных услуг могут облагаться налогом в России только в тех случаях, если такие услуги оказаны на территории России и их оказание привело к образованию постоянного представительства данной иностранной организации в России. Однако при этом иностранная организация сама исполняет обязанность по уплате налога, т.е. российская организация не является налоговым агентом в данном случае.

Аналогичная позиция представлена в ряде Писем Минфина РФ (см., например, Письмо от 18.07.2008 N 03-03-06/1/412 и Письмо от 09.09.2005 N 03-08-05). Кроме того, имеется судебная практика по данному вопросу, в частности, Постановление ФАС Московского округа от 08.08.2007, 15.08.2007 № КА-А40/7815-07-П по делу № А40-20833/06-117-173. В указанном Постановлении суд, проанализировав обстоятельства дела, также пришел к выводу о том, что доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг не являются доходами, аналогичными перечисленным в пункте 1 ст. 309 НК РФ. При этом суд обосновал свой вывод следующим образом: все перечисленные в статье доходы связаны с использованием собственности иностранной организации (ценных бумаг, недвижимости, основных средств, интеллектуальной собственности и др.), тогда как доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг не связаны с использованием собственности, а являются услугами. Следовательно, эти доходы не должны подлежать налогообложению у источника выплаты на основании пункта 1 ст. 309 НК РФ, и у российской организации отсутствуют обязанности налогового агента.

Таким образом, следует четко понимать, какой вид услуг оказывает иностранная компания, и, соответственно, какой договор с ней заключен.

На практике не всегда четко разграничиваются услуги по международной перевозке и транспортно-экспедиционные услуги. Так, иностранная компания может являться перевозчиком и непосредственно везти груз в Россию, однако при этом оказывать и транспортно-экспедиционные услуги. Проблема возникает, когда выплаты иностранной компании не разграничиваются, т. е. невозможно четко указать, какая именно часть выплат приходится на долю перевозок, а какая – на транспортно-экспедиционные услуги.

Если в этом случае российская организация решит не удерживать налог со всех выплат иностранной компании, она может быть оштрафована на основании статьи 123 НК РФ (Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и/или перечислению налогов). При этом налоговые органы могут начислять налог на всю сумму выплат. В этом случае выходом для налогоплательщика может стать оспаривание решения налоговых органов в арбитражном суде. Отметим, что подобный спор уже рассматривался в арбитражных судах (см, например, упомянутое выше Постановление ФАС Московского округа), и решение было принято в пользу налогоплательщика.

Однако подобной ситуации можно избежать, если четко разграничить в договоре услуги по перевозке и транспортно-экспедиционные услуги и отдельно указать их стоимость. При этом с выплаты дохода по перевозке груза необходимо удержать налог на доходы (10% — пп. 2 п. 2 статьи 284 НК), а с выплаты дохода по оказанию транспортно-экспедиционных услуг налог на доходы не удерживать.

О. Сумина, юрист

Международные перевозки – дело хлопотное. Доставка товара от продавца покупателю – это самостоятельный бизнес. Он привлекает пристальное внимание налоговых служб. Чтобы не давать им лишнего повода для налоговых претензий, все острые углы необходимо сгладить на стадии подготовки проекта договора.Прикреплённый файл (6 Kb)

Степень транспортной нагрузки, возлагаемой на каждую из сторон договора купли-продажи, зависит от того, в каком пункте риск гибели товара переходит от продавца к покупателю. Переход может произойти на складе продавца, в момент передачи товара перевозчику, после доставки товара к месту разгрузки или на территории страны покупателя*. Это определяет выбор варианта доставки.

Перевозка

Если договором предусмотрен «самовывоз» со склада продавца, то его расходы минимальны. Упаковать и погрузить товар почти любая компания может самостоятельно. А вот когда транспортировка предполагает много этапов, собственными силами обойтись трудно. Содержание мощной транспортной службы для выполнения международных рейсов не всегда экономически оправданно. Вполне естественно, что львиную долю работ по доставке поручают специализированным компаниям.

В отдельных случаях бывает достаточно заключить договор перевозки. По этому договору транспортная компания берет на себя обязательство доставить вверенный ей груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель должен оплатить доставку (ст. 785 ГК РФ).

Условия перевозки на территории России регламентируют отраслевые нормативные акты. «Правила и общие требования обслуживания грузоотправителей и грузополучателей…» устанавливают порядок железнодорожных перевозок (указание МПС РФ от 6 декабря 1995 г. № С-932). На автомобильном транспорте действуют «Общие правила перевозки грузов…», утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. и Устав автомобильного транспорта, принятый постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12. В воздухе применяются «Правила международных воздушных перевозок…», утвержденные МГА СССР 3 января 1986 г. № 1/И. В морском судоходстве действуют нормы «Кодекса торгового мореплавания РФ» от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

Отправитель обязан составить документы, сопровождающие передачу груза на всех этапах транспортировки. Форма, количество экземпляров, порядок заполнения перевозочных документов определяются отраслевыми кодексами, уставами, правилами. Эти документы, помимо всего прочего, служат для признания заключенного договора договором перевозки. Они подтверждают обоснованность расходов, как того требует пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Без них договор может быть квалифицирован иначе. В этом случае исполнителю нельзя будет уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с оказанием транспортных услуг (письмо УМНС по г. Москве от 7 июля 2003 г. № 26-12/37027). Договор перевозки может быть переквалифицирован и по другой причине: в связи с расширением перечня услуг, которые берется оказать перевозчик.

Транспортная экспедиция как посреднический договор

Протяженность маршрутов, пересечение государственных границ вынуждают сторону, ответственную за доставку товара, помимо транспортировки провести ряд дополнительных операций. Обязательными становятся: выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов, проверка количества и состояния груза, его погрузка, выгрузка, хранение и получение в пункте назначения. Оказание подобных услуг регламентирует договор транспортной экспедиции. По этому договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить услуги, связанные с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Исполнить свои обязательства экспедитор может самостоятельно, а если условия договора допускают, то и привлечь для этого третьих лиц (ст. 805 ГК РФ). Это право экспедитора служит основанием для работников налоговой инспекции усматривать в транспортной экспедиции признаки посреднической деятельности. Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит четкого положения о наличии элементов посредничества при исполнении договора транспортной экспедиции. Но, судя по официальным разъяснениям, к нему следует применять схемы налогообложения, как по договору комиссии и подобных ему (письмо УМНС по г. Москве от 20 ноября 2002 г. № 24-11/56384).

Последствия такого подхода особенно ощутимы при расчете налога на добавленную стоимость. Фирма, которая за плату действует в интересах другого лица, должна перечислить НДС со всей суммы вознаграждения (ст. 156 НК РФ). В данном случае она не имеет права применить налоговые вычеты. Ведь все расходы по выполнению поручения возмещает заказчик, значит именно у него входной НДС будет предъявлен к вычету.

Для целей налогообложения НДС «посредником» может стать и транспортная компания. Когда перевозчик экспедирует груз, узкие рамки договора перевозки не отвечают его содержанию. На такой комплексный договор распространяются правила транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ).

Вместе с тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 января 1999 г. № 5056/98 указано, что деятельность исполнителя по договору транспортной экспедиции не всегда относится к посреднической.

Несколько прояснить спорную ситуацию можно, если обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17). Он содержит открытый перечень экспедиторских услуг, но только часть из них прямо характеризует как посреднические: «…посреднические операции с фрахтом, посреднические операции с таможенной очисткой грузов, посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете…» (подгруппа 633 раздела I части III ОКДП). Очевидно, что не все составляющие комплекса услуг экспедитора имеют признаки посредничества. На это обращают внимание и арбитры (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 июля 2001 г. по делу № Ф08-2023/2001-628А).

Сократить риск налоговых споров можно при подготовке проекта договора и в момент составления отчета исполнителя. Его обязанности нужно подробно расписать и четко сформулировать, как именно будут организованы все услуги: самостоятельно или силами других компаний, точно указать размер вознаграждения. Тогда при поступлении денег нетрудно будет распределить общую сумму в соответствии с условиями договора. И для каждой части применить соответствующий порядок налогообложения. Например, особо оговорить обязанность исполнителя заключить договор с перевозчиком. И тут же обозначить комиссионное вознаграждение за эту услугу. Вторым пунктом поручить экспедитору расфасовать и упаковать груз с указанием стоимости этих работ. В эту стоимость могут быть включены расходы на приобретение материалов для упаковки, оплату труда и сопутствующие страховые взносы, аренду помещений и/или амортизацию. Отдельной строкой надо прописать сумму денег, передаваемых для уплаты таможенных пошлин и сборов. И в таком же порядке составить отчет об исполнении поручения, выделив сумму вознаграждения, стоимость услуг, оказанных своими силами, возмещаемые расходы с приложением подтверждающих документов.

Схема налогообложения зависит не только от варианта квалификации договора. Для того чтобы заплатить налоги (например НДС), необходимо определиться с местом реализации услуг. А при международных перевозках оно становится «неуловимым».

НДС. Место реализации услуг

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Место реализации работ и услуг следует определять в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса РФ. До 1 января 2006 года для разных видов транспорта порядок определения был неодинаков. Дополненная редакция статьи устанавливает единые правила для перевозчиков на всех видах транспорта. Местом реализации будет считаться территория Российской Федерации, если одновременно выполняются два условия:

  • перевозчиком** является российская организация или индивидуальный предприниматель;
  • один или оба (начальный и конечный) пункты перевозки находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148).

При этих условиях набор вариантов, когда Россия признается местом реализации услуг, ограничен (см. таблицу в прикрепленном файле).

Эта схема не распространяется на услуги по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита. Для таких услуг имеет значение место осуществления деятельности перевозчика. Если этим местом признана территория России, то и она же будет считаться местом реализации услуг по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Подтвердить место выполнения работ (оказания услуг), могут следующие документы:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • акты (отчеты и т. п.) приемки выполненных работ (п. 4 ст. 148 НК РФ).

Тем, кто вынужден применять положения статьи 148 Налогового кодекса, необходимо иметь в виду, что действующая ее редакция является результатом нескольких этапов законотворчества. От раза к разу изменяя и дополняя текст, законодатели предложили в итоге противоречивый вариант, сочетающий и разрешительные новации (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) и ограничительные нормы прошлых лет (п. 2 ст. 148 НК РФ). Если в качестве перевозчика выступает иностранная организация, то вновь введенный подпункт (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) в любом случае не признает российскую территорию местом оказания услуг. А пункт 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ обязывает местом реализации услуг транспортной иностранной организации признать Россию, если хотя бы один из пунктов назначения или отправления расположен на ее территории. На наш взгляд, в споре на эту тему нужно апеллировать не к букве, а к духу закона, ведь вновь введенный подпункт 4.1 пункта 1 соответствует общей логике статьи 148, а противоречащая норма пункта 2 ее разрушает.

Разобравшись с объектом налогообложения, следует определиться с налоговой ставкой.

Для кого НДС 0 процентов?

Ставка 0 процентов установлена для реализации товаров на экспорт и товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К работам и услугам, непосредственно связанным с их производством и реализацией, тоже применяется ставка 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В состав таких услуг входят организация и сопровождение перевозок, перевозка или транспортировка, организация, сопровождение, погрузка и перегрузка. В отдельных случаях налоговики пытаются отказать в возмещении НДС экспедиторам. Они считают, что такие организации не вправе применять налоговую ставку 0 процентов и услуги по экспедированию подлежат налогообложению на общих основаниях.

Однако арбитры встают на сторону налогоплательщиков и признают, что экспедиционная деятельность непосредственно связана с реализацией товаров (например, постановления ФАС Московского округа от 8 апреля 2004 г. по делу № КА-А40/2447-04, Северо-Западного округа от 18 марта 2003 г. по делу № А56-20966/02).

Перечисленные услуги облагаются по ставке 0 процентов и в том случае, когда они связаны с импортом товаров. А также в отношении товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 0 процентов также применяется для работ и услуг по перевозке и транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При установлении налоговой ставки по НДС Налоговый кодекс выделяет отдельным пунктом международные перевозки железнодорожным транспортом. С 1 мая 2006 года они облагаются по нулевой ставке, если связаны с экспортом или вывозом продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ). На железнодорожные перевозки импорта ставка 0 процентов не распространяется.

Нулевой НДС усиливает привлекательность международной транспортно-экспедиционной деятельности. Однако зачастую обосновать нулевую ставку бывает нелегко. Даже тому, кто приложит максимум усилий, успех гарантировать нельзя.

Преимущество или наказание

В случаях, специально оговоренных статьей 164 Налогового кодекса, исполнитель обязан применить ставку 0 процентов (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18@). Но для этого необходимо представить в налоговую инспекцию ряд документов:

  • контракт (или его копию) на выполнение оказанных услуг;
  • выписку банка о фактическом поступлении выручки от покупателя за эти услуги;
  • таможенную декларацию (или ее копию) только при перемещении товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи или в случае международного таможенного налога транзита;
  • копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение таможенной границы России (п. 4 ст. 165 НК РФ).

Некоторое уменьшение списка требуемых документов (по сравнению с 2005 годом) с лихвой компенсируется тем, что порядок подачи остался прежним. Те организации, которые не обязаны предъявлять таможенные документы, должны представить остальной пакет вместе с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Но не всегда обязательства сторон по международным контрактам можно исполнить в течение одного налогового периода. И к моменту подачи декларации некоторые документы (например выписки с банковского счета о зачислении выручки) просто не существуют в природе. Значит, и подтвердить обоснованность ставки 0 процентов не представляется возможным. Поэтому необходимо будет применить ставку 18 процентов. При этом заказчик (покупатель) не имеет права принять к вычету входной НДС, рассчитанный по завышенной ставке. Короче, исполнителю остается только уплатить 18-процентный налог за счет собственных средств. А впоследствии, когда все документы будут готовы, нужно будет предъявить их вместе с налоговой декларацией для возврата ранее уплаченных сумм. Налоговая инспекция вправе рассматривать и проверять полученные бумаги в течение трех месяцев, а если сочтет обоснования недостаточными, то и отказать в возмещении налога (п. 4 ст. 176 НК РФ). * Варианты распределения ответственности за товар между продавцом и покупателем рассматриваются официальными правилами международной торговой палаты Инкотермс-2000. Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.

** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания. НДС по услугам арендодателя судов в этой статье не рассматривается. Для таких услуг место реализации определяется по правилам пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

внимание

Руслан Украинский, юрист компании «Гарант»:

«Посредничество с правовой точки зрения – это выполнение юридически значимых действий, совершение сделок в интересах другого лица. В договоре транспортной экспедиции лучше четко указать, что в данном случае экспедитор действует как комиссионер или поверенный. Это внесет ясность в вопросы налогообложения. Правда, при условии, что и в сумме вознаграждения по договору будет выделена та часть, которая причитается за выполнение функций комиссионера или поверенного».

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *