Содержание
- Транспортно-экспедиционные услуги: оценка налоговых рисков
- Таможенный режим и применяемая ставка по НДС
- Взаимосвязь способа определения налоговой базы и ставки по НДС
- Определение «перечня» транспортно-экспедиционных услуг в целях применения нулевой ставки по НДС
- Отсутствие у экспедитора права на «произвольное» применение ставки по НДС
- Применение ставки по НДС 0 % исполнителями (соисполнителями)
- Применение ставки 0% по транспортным услугам
- Применение ставки 20% по транспортным услугам
- Освобождение от начисления НДС
- Какими документами заказчики транспортно-экспедиционных услуг могут подтвердить понесенные расходы в целях налогообложения?
- Договор транспортно-экспедиционных услуг
- НДС при перевозке грузов. Перевозки НДС.
- Перечень работ со ставкой 0%
- Случаи применения стандартной ставки в 18%
Транспортно-экспедиционные услуги: оценка налоговых рисков
На первый взгляд, рассмотренный порядок исчисления и уплаты НДС при оказании услуг по договору транспортной экспедиции выглядит простым и понятным. Вместе с тем анализ арбитражной практики показывает, что количество рассмотренных судами споров данной категории значительно. Причем проблемы возникают не только у экспедиторов, но и у заказчиков данных услуг. Рассмотрим наиболее спорные моменты.
Таможенный режим и применяемая ставка по НДС
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных таможенным законодательством. Положения части первой подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи позволяют однозначно говорить о возможности, а правильнее, о необходимости применения ставки 0 % при помещении товаров под таможенный режим экспорта (вывозе) или под таможенный режим свободной экономической зоны. Вместе с тем, положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не содержат категоричного запрета на применение нулевой ставки по НДС в отношении работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок грузов, вывозимых за пределы территории России или ввозимых на территорию России, а также иных подобных работ (услуг) при помещении товаров под иные таможенные режимы. В таких условиях наиболее сложная ситуация складывается для организаций, осуществляющих перевозку и/или транспортно-экспедиционное обслуживание товаров, помещаемых под таможенный режим «выпуск для внутреннего потребления», то есть режим, при котором товары остаются на таможенной территории РФ без обязательства об их вывозе с этой территории.
При таких обстоятельствах споры с налоговыми органами о применяемой ставке неизбежны, причем исход такого спора в суде предугадать сложно.
Так, например, в постановлении ФАС СЗО от 14.05.2008 по делу № А56-16677/2007 отмечено, что «ответчик (налоговый орган — прим. авт.) необоснованно не принимает во внимание положения части первой подпункта 2 пункта 1 указанной статьи, которая связывает применение ставки 0 % в отношении таких работ (услуг) с соблюдением налогоплательщиком положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ — то есть с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта или свободной таможенной зоны».
В Определении ВАС РФ от 27.11.2008 № 15232/08 изложена сходная позиция, согласно которой применение ставки НДС 0 % при оказании услуг по перевозке товара связано с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта. При этом дополнено, что товары должны быть «помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров».
Вместе с тем, противоположного мнения придерживается ФАС СКО. Например, в постановлении от 19.02.2008 № Ф08-515/2008-173А по делу № А32-12521/ 2007-14/204 указано: «норма, содержащаяся в абзаце 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не имеет указания на какой-либо таможенный режим, понятия «экспортируемые», «вывозимые» должны трактоваться вне связи с таможенным режимом экспорта».
Следует отметить, что в данных судебных делах налогоплательщики преследовались противоположные цели:
- в первом случае — подтвердить правомерность предъявления к вычету НДС заказчиком по услугам транспортной экспедиции, выставленного экспедитором по ставке 18 %;
- во втором случае — подтвердить правомерность применения ставки НДС 0 % экспедитором.
Взаимосвязь способа определения налоговой базы и ставки по НДС
Как показывает практика, ранее нулевая ставка по НДС применялась в основном организациями-перевозчиками, в том числе при оказании услуг по договору транспортной экспедиции. С учетом внесенных в НК РФ изменений (исключения требования о выполнении работ/оказании услуг российскими перевозчиками) с 1 января 2006 года действующее законодательство о налогах и сборах не ограничивает каким-либо образом круг субъектов предпринимательской деятельности, правомочных применять ставку НДС в размере 0 % при оказании услуг по перевозке и/или транспортно-экспедиционному обслуживанию. Следовательно, в таких условиях уже не должны возникать вопросы о правомерности применения нулевой ставки по НДС экспедиторами, оказывающими исключительно посреднические услуги.
Однако налоговые органы не всегда считают такой подход правомерным. Так, например, в постановлении ФАС МО от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07 по делу № А41-К2-7034/07 отмечено следующее:
«По мнению инспекции, поскольку само общество не оказывало услуги по перевозке, а только заключало от своего имени договоры на организацию перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении с перевозчиками грузов, то такая деятельность общества является посреднической. Поэтому налоговый орган считает, что заявитель неверно определяет налоговую базу по НДС, необоснованно применяя налоговую ставку 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренную пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, вместо п. 1 ст. 156 НК РФ».
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что деятельность общества по транспортно-экспедиционному обслуживанию является самостоятельным видом деятельности и положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяются на работы (услуги) по организации перевозок грузов, осуществляемых как организациями-перевозчиками, так и посредниками.
Можно предположить, что количество споров, связанных с правомерностью применения экспедиторами, не являющимися перевозчиками, нулевой ставки по НДС уменьшится с выходом Определения ВАС РФ от 10.01.2008 № 17600/07. Вынося данное Определение, судьи указали, что «перечень работ (услуг), а также организаций, имеющих право их выполнять (оказывать) не имеет исчерпывающего характера и связан с обеспечением доставки груза до получателя». С учетом данного обстоятельства суды пришли к выводу, что экспедиторские услуги непосредственно связаны с обеспечением доставки груза до получателя, поэтому их реализация облагается НДС по налоговой ставке 0 % в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Кроме того, заслуживает внимания Определение ВАС РФ от 30.11.2007 № 16092/07. В рамках данного дела было установлено, что общество, выступая экспедитором, осуществляло услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке экспортируемых и импортируемых товаров, применяло по данным операциям налоговую ставку 0 процентов в соответствии со ст. 164 НК РФ. По мнению инспекции, экспедитор вправе претендовать на применение ставки 0 % «лишь по работам и услугам, выполненным в отношении экспортированных товаров собственными силами». Принимая решение в пользу налогоплательщика, суд указал, что НК РФ «не устанавливает ограничений, связанных с личным выполнением таких услуг лицом, заключившим договор транспортной экспедиции».
Кроме того, в Определении дополнительно отмечено, что «положения НК РФ согласуются с правилами статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей в обязанности экспедитора не только выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, но и организацию их выполнения». Аналогичная позиция высказана также в постановлении ФАС СКО от 08.07.2008 № Ф08-3671/2008.
Определение «перечня» транспортно-экспедиционных услуг в целях применения нулевой ставки по НДС
Как отмечалось ранее, применение по НДС нулевой ставки в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ правомерно при выполнении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, а также иных подобных работ (услуг). Данная формулировка позволяет говорить о том, что конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, при реализации которых применяется ставка НДС 0 %, законодательством о налогах и сборах не определен. Статья 801 ГК РФ также содержит открытый перечень видов услуг, которые могут быть оказаны в рамках осуществления договора транспортной экспедиции.
С позицией, согласно которой перечень работ (услуг), выполняемых в отношении ввозимых и вывозимых товаров (грузов), не является исчерпывающим, соглашаются и судьи.
В качестве примеров можно привести Определение ВАС РФ от 10.01.2008 № 17600/07, постановление ФАС ВСО от 07.02.2008 № А33-2333/07-Ф02-46/08, Постановление ФАС ПО от 22.09.2008 по делу № А65-30592/07 и некоторые другие.
Помимо услуг, непосредственно поименованных в рассматриваемой норме, налогоплательщикам удалось доказать правомерность применения нулевой ставки по НДС в отношении следующих видов услуг:
- погрузо-разгрузочных работ, оказания услуг по хранению, маркировке, перемещению груза с открытого склада на закрытый, доработке, упаковки, сортировке, переупаковке, перетарке грузов (постановление ФАС СКО от 10.06.2008 № Ф08-2708/2008);
- аренде цистерн и выполнению работы по их ремонту (постановления ФАС ПО от 20.01.2008 по делу № А55-10700/07-51, от 19.02.2008 по делу № А55-8046/07-44).
Дополнительно следует напомнить, что согласно позиции Минфина России, высказанной в письме от 11.05.2007 № 03-07-08/108, услуги по оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозки грузов, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18 %.
По мнению автора, данная позиция не бесспорна, так как данные виды услуг непосредственно поименованы в определении транспортно-экспедиционной деятельности, приведенном в Федеральном законе от 30.06.2003 № 87-ФЗ, а какие-либо дополнительные аргументы в обоснование своей позицией Минфин России в разъяснениях не приводит.
Отсутствие у экспедитора права на «произвольное» применение ставки по НДС
Нередко транспортно-экспедиционные организации, не являющиеся перевозчиками, во избежание возникновения спорных ситуаций, связанных с необходимостью подтверждения применения нулевой ставки по НДС, выставляют заказчикам документы со ставкой НДС 18 %.
Сумма НДС в дальнейшем уплачивается экспедитором в бюджет, а заказчиком услуг предъявляется к вычету. Рассуждения с точки зрения логики показывают, что в такой ситуации говорить о недополучении бюджетом налогов было бы неправильно. Вместе с тем, в такой крайне неблагоприятной ситуации оказывается заказчик. Во-первых, сумма договора оказывается завышенной на величину НДС, во-вторых, велика вероятность, что при проведении налоговой проверки будет сделан вывод о неправомерности предъявления заказчиком к вычету уплаченных экспедитору сумм НДС. Проанализируем существующую практику.
Рассматривая в подобной ситуации вопрос о размере ставки по НДС, налоговые органы и суды придерживаются «позиции закона»: «Налогоплательщик не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога» (данный вывод приведен, в частности, в постановлениях ФАС ПО от 22.03.2007 по делу № А12-14009/06-С36, ФАС СЗО от 11.02.2008 по делу № А56-15329/2007, ФАС МО от 30.05.2007 № КА-А40/4604-07-П, Определении ВАС РФ от 19.09.2008 № 11807/08). В связи с чем серьезные вопросы возникают у заказчиков транспортно-экспедиционных услуг, так как в такой ситуации предъявление НДС к вычету со стоимости данных услуг неправомерно.
Анализ арбитражной практики показал, что доказать налогоплательщику свою позицию в такой ситуации проблематично. В качестве примера можно привести постановление ФАС ПО от 02.11.2006 по делу № А55-1997/2006-3. В документе отмечено следующее:
«В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ».
Судом было подтверждено, что применение ставки по НДС в размере 18 % по транспортно-экспедиционным услугам при осуществлении экспортной перевозки грузов не соответствует законодательству о налогах и сборах, следовательно, организацией неправомерно предъявлен НДС к налоговому вычету».
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2006 № 16305/05. В ходе рассмотрения дела установлено, что обществом (экспедитором) в 2004 году были организованы международные перевозки грузов автомобильным транспортом по заявкам экспортера. В стоимость услуг экспедитора были включены суммы НДС. По результатам проведенной проверки экспортера налоговым органом был установлен факт необоснованного выставления экспедитором в адрес экспортера счета-фактуры, включающего НДС по ставке 18 %, и, соответственно, неправомерного предъявления НДС экспортером к вычету.
Отказ налогового органа в возмещении, а нередко и возврате НДС влечет за собой необходимость пересмотра договорных отношений между экспедитором и заказчиком в части определения стоимости транспортно-экспедиционных услуг.
Учитывая, что в такой ситуации можно говорить «о неосновательном обогащении» экспедитора на суммы НДС, заказчик вправе потребовать уменьшения суммы сделки на НДС, и возврата денежных средств, излишне уплаченных экспедитору.
В качестве «показательного» примера можно привести дело № А40-66487/06-24-494 (решение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2007, постановления ФАС МО от 25.06.2007 № КГ-А40/4601-07, от 14.11.2007 № КГ-А40/12063-07П).
Из материалов дела следует, что:
«Экспедитор за оказанные в августе, сентябре и октябре 2005 г. услуги выставил заказчику счета, в которые был включен НДС в размере — 18 %. Указанные счета заказчиком были оплачены. Налоговый орган отказал заказчику в компенсации НДС «за счет бюджета по причине незаконности его включения в платежи за отгруженную на экспорт продукцию». В связи с чем, заказчик потребовал от экспедитора вернуть незаконно начисленный, а соответственно и перечисленный налог.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что вознаграждение экспедитора не подлежало налогообложению по НДС по ставке 18 %, в связи с чем, признал включение в счета, выставленные экспедитором, сумм НДС необоснованным и вернул излишне уплаченные средства заказчику».
Следует отметить, что стороны договора экспедиции могут попытаться разрешить в суде спор о ставке по НДС, не дожидаясь проведения налоговой проверки. Ведь от ставки НДС, примененной в договоре, будет зависеть и общая стоимость услуг, определенная сторонами. Соответственно, экспедитором может быть предъявлен иск в суд о взыскании задолженности по договору (при неперечислении заказчиком суммы НДС), а заказчиком — иск о взыскании неосновательного обогащения в виде излишней уплаты НДС (в случае, если первоначально сумма налога была уплачена).
По мнению автора, в данной связи также целесообразно обратить внимание на постановление ФАС СЗО от 10.09.2007 по делу № А56-4272/2007, в котором заказчику удалось доказать необоснованное увеличение суммы штрафных санкций по договору транспортной экспедиции на сумму НДС.
Применение ставки по НДС 0 % исполнителями (соисполнителями)
Как это ни странно, но вопрос применения ставки 0 % при оказании услуг в рамках договора транспортной экспедиции затрагивает не только заказчика данных услуг и экспедитора, но и организации, являющиеся фактическими исполнителями (соисполнителями) по договору.
Ведь положения абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не содержат ограничения в применении данной нормы только перевозчиками и/или экспедиторами.
В течение 2007-2008 гг. в судах было рассмотрено несколько дел, связанных с неправомерностью предъявления исполнителями (соисполнителями) к оплате заказчикам, счетов включающих НДС по ставке 18 %, и соответственно, предъявления заказчиками* указанных сумм НДС к вычету, если известно, что данные услуги непосредственно связаны с перевозкой или организацией перевозки экспортируемых грузов.
Примечание:
* Отметим, что факт неправомерного предъявления НДС может иметь место и у экспедитора в случае определения размера дохода из полной суммы договора и учета в составе собственных затрат, уменьшающих налоговую базу по прибыли, расходов по договорам с исполнителями.
В данной связи наибольший интерес представляют постановления ФАС СЗО от 21.01.2008 по делу № А56-10273/2007 и от 11.02.2008 по делу № А56-15329/2007.
Из материалов дел следует, что между обществом и иностранной компанией был заключен договор транспортной экспедиции, согласно которому экспедитор принял на себя обязательство по поручению клиента и за счет клиента оказывать услуги по организации и экспедированию перевозок грузов в международном сообщении в собственном, арендованном, приобретенном в лизинг подвижном составе. Договором установлено, что договорная цена включает сумму железнодорожного тарифа и вознаграждения общества за экспедиторские услуги, которая является выручкой по договору транспортной экспедиции.
Во исполнение данного договора обществом был заключен договор с железной дорогой (исполнителем) на организацию перевозок. В соответствии с данным договором исполнитель взял на себя обязательства предоставить обществу по его заявке подвижной состав для доставки грузов; осуществлять диспетчерский контроль за продвижением груженых и возвратом порожних вагонов.
Сопоставив указанные договоры, суд указал, что оказанные железной дорогой обществу услуги по организации перевозок (предоставление подвижного состава для доставки груза на экспорт) непосредственно связаны с исполнением обществом договора транспортной экспедиции, а, следовательно, при реализации этих услуг исполнитель был обязан выставить счет-фактуру с указанием ставки НДС — 0 %.
Особо стоит акцентировать внимание на том обстоятельстве, что судом был отклонен довод, что исполнитель (железная дорога) не располагал сведениями об использовании данных вагонов для экспорта груза, так как в заявках на перевозку груза, подаваемых экспедитором, содержалась информация о станциях отправления и назначения.
Также доводы «о незнании» не были приняты во внимание при рассмотрении аналогичного дела ФАС ВСО. В постановлении от 07.02.2008 № А33-2333/07-Ф02-46/08 отмечено, что «услуги оказывались в отношении контейнера № 515079418, следующего по маршруту «Красноярск-Казахстан». Общество на момент начала погрузки названного контейнера достоверно знало об экспортном характере груза. Таким образом, указанные услуги непосредственно связаны с производством и реализацией экспортируемых обществом товаров, в связи с чем, налогообложение данных услуг должно производиться по ставке налога 0 %».
Дополнительно необходимо отметить, что суд, принимая решение в пользу налогового органа, указал следующее: «В соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 169 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, следует, что обязанность по контролю за правильностью оформления выставленных продавцом счетов-фактур возлагается на покупателя».
С учетом приведенных доводов данные дела налогоплательщиками были проиграны.
Вместе с тем существует иной подход при рассмотрении услуг, оказываемых исполнителями, в частности железной дорогой по предоставлению вагонов в аренду. Например, подтверждая правомерность применения исполнителями ставки НДС 18 %, суд указал, что услуги по предоставлению вагонов для загрузки не могут рассматриваться как оказанные в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, а услуги по возврату порожних вагонов оказываются после завершения экспорта товаров (постановление ФАС СЗО от 27.10.2008 по делу № А56-41424/2006).
Подобную позицию поддерживает ВАС РФ (постановления Президиума ВАС РФ от 28.10.2008 № 6080/08 и 7752/08).
В другой ситуации, несмотря на необоснованность применения ставки 18 % соисполнителями, было указано, что «контрагенты налогоплательщика со спорных операций уплатили НДС в полном объеме по налоговой ставке 18 %, что проверено налоговым органом в ходе встречных проверок. Таким образом, в бюджете сформирован источник для возмещения налога налогоплательщику» (постановление ФАС УО от 12.08.2008 № Ф09-5035/08-С2 по делу № А47-7254/07).
В связи с изложенным судом было подтверждено право налогоплательщика на применение вычетов по НДС.
Подводя итог вышеизложенному, следует еще раз подчеркнуть, что договор транспортной экспедиции является наиболее сложным и противоречивым с точки зрения налогообложения, что предъявляет повышенные требования как непосредственно к сторонам данного договора, так и к субъектам предпринимательской деятельности, являющимся исполнителями в рамках договорных отношений, в особенности при осуществлении международных перевозок грузов.
Применение ставки 0% по транспортным услугам
В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:
- международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
- транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
- услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
- перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
- пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
- перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
- внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.
С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.
Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:
- копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
- копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
- копии таможенных деклараций или их реестр.
Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее .
Применение ставки 20% по транспортным услугам
Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.
Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.
Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).
Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Образец заполнения счета-фактуры см. в статье «Счет-фактура на услуги — образец заполнения в 2018-2019 годах».
В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.
Освобождение от начисления НДС
Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.
Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.
Какими документами заказчики транспортно-экспедиционных услуг могут подтвердить понесенные расходы в целях налогообложения?
Компания ГАРАНТ
Организация-экспедитор оказывает транспортно-экспедиторские услуги. Перевозка осуществляется третьим лицом — железнодорожным перевозчиком. Какими документами заказчики транспортно-экспедиционных услуг могут подтвердить понесенные расходы в целях налогообложения? Какие бухгалтерские проводки должны быть сделаны в учете экспедитора?
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг регулируется положениями главы 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (п. 3 ст. 801 ГК РФ).
Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
В настоящее время вопрос о том, является ли договор транспортной экспедиции самостоятельным видом договора или же является смешанным (содержит признаки посреднических договоров), не является однозначным.
Вместе с тем порядок бухгалтерского и налогового учета напрямую зависит от квалификации заключенного между сторонами договора.
Если экспедитор взимает с клиента определенную договором плату за оказанные услуги (без разделения на вознаграждение и компенсацию расходов), то такие взаимоотношения могут быть квалифицированы как оказание услуг.
В случае же, если экспедитор получает за свои услуги вознаграждение, его расходы компенсируются клиентом, а документы третьих лиц передаются клиенту, то такие взаимоотношения могут быть оценены как посреднические.
Оказание услуг
В таком случае, согласно разъяснениям Минфина России вознаграждение, полученное экспедитором от клиента — грузоотправителя или грузополучателя, подлежит учету в доходах экспедитора в том объеме, в котором оно получено экспедитором от клиента-грузоотправителя или грузополучателя. При этом выплаты перевозчику, связанные с исполнением перевозчиком обязанностей экспедитора, могут учитываться в расходах экспедитора для целей налогообложения прибыли организаций, если указанные затраты не компенсируются клиентом (письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-07-08/185, от 16.02.2009 N 03-03-06/1/65).
Согласны с таким подходом и представители московских налоговых органов (письма УФНС России по г. Москве от 18.12.2009 N 16-15/133974, от 05.06.2009 N 16-15/057693).
Исходя из приведенных выше материалов, можно сделать вывод, что в ряде случаев Минфин России признает, что транспортно-экспедиционный договор можно рассматривать как договор на оказание услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Из приведенного выше письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-07-08/185 следует, что в налоговую базу по НДС включается вознаграждение, полученное экспедитором за оказанные им услуги.
К сожалению, специалисты Минфина России не пояснили, что считать вознаграждением в целях исчисления НДС: всю сумму, полученную по договору, или за минусом расходов. Неоднозначным является и вопрос о применении налоговых вычетов экспедитором в такой ситуации. Так, в письме Минфина России от 16.02.2009 N 03-03-06/1/65 специалисты финансового ведомства такие вопросы оставили без ответа.
Из материалов арбитражной практики следует, что в налоговую базу по НДС экспедитора включается только сумма дохода, полученная в виде вознаграждения (постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.04.2006 N Ф03-А73/06-2/994, от 30.12.2005 N Ф03-А73/05-2/4487, от 30.12.2005 N Ф03-А73/05-2/4156).
Включение в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость услуг перевозчиков, погрузочно-разгрузочных работ и применение налогового вычета по данным работам не производится (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2005 N Ф03-А73/05-2/4132).
В постановлении ФАС Поволжского округа от 12.08.2010 по делу N А55-26672/2009 судьи прямо указали, что доводы о необходимости соответствия конструкции договора транспортной экспедиции конструкции посреднического договора (в противном случае возмещаемые расходы должны облагаться по ставке 18%) не соответствуют действующему законодательству.
Следует иметь в виду, что в указанных выше постановлениях судьи исходили из того, что суммы возмещения клиентом экспедитору понесенных расходов (как и сами расходы) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. С учетом этого считаем, что выводы, сделанные судами в указанных постановлениях, не следует прямо соотносить с рассматриваемой ситуацией.
На наш взгляд, исходя из того, что транспортно-экспедиционные услуги в рассматриваемой ситуации рассматриваются как отношения по оказанию услуг, в налоговую базу по НДС следует включать всю сумму, полученную по договору от клиента, при этом экспедитор имеет право воспользоваться налоговыми вычетами по произведенным затратам при соблюдении условий, предусмотренных ст.ст. 171, 172 НК РФ.
Однако, учитывая неоднозначность подхода уполномоченных органов, полностью исключать вероятность возникновения налоговых споров не следует.
В рассматриваемом варианте в учете экспедитора будут сформированы следующие записи:
Дебет 20 Кредит 60
— оказаны услуги по перевозке груза;
Дебет 19 Кредит 60
— отражен НДС, предъявленный перевозчиком;
Дебет 68 Кредит 19
— предъявленный НДС принят к вычету;
Дебет 62 Кредит 90
— отражена выручка от оказания услуг;
Дебет 90 Кредит 20
— учтены расходы по перевозке;
Дебет 90 Кредит 68
— начислен НДС с выручки.
Посредническая деятельность
При посредническом варианте на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ суммы, полученные от клиента в качестве компенсации затрат экспедитора, не включаются в состав дохода. Суммы, уплаченные экспедитором перевозчику, не учитываются и в составе расходов (п. 9 ст. 270 НК РФ) (письмо Минфина России от 24.05.2012 N 03-03-06/1/270).
Налоговая база по НДС в таком случае определяется в порядке, предусмотренном ст. 156 НК РФ, как сумма вознаграждения экспедитора, в которую не включается стоимость транспортных услуг (смотрите также письма Минфина России от 10.01.2013 N 03-07-09/01, от 29.12.2012 N 03-07-15/161, от 01.11.2012 N 03-07-09/148, от 21.09.2012 N 03-07-09/132, ФНС России от 03.10.2012 N ЕД-4-3/16555@).
Бухгалтерский учет в этом случае ведется по тем же правилам, что и при посреднической деятельности:
Дебет 76 Кредит 60
— оплата услуг по перевозке груза отнесена на счет заказчика;
Дебет 62 Кредит 90
— признано вознаграждение экспедитора;
Дебет 90 Кредит 68
— начислен НДС с суммы вознаграждения экспедитора.
Документооборот
Каждый факт хозяйственной деятельности организации, как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета, подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), ст. 313 НК РФ).
Документальное подтверждение, на основании п. 1 ст. 252 НК РФ, является одним из оснований принятия к учету затрат в составе расходов для целей налогообложения прибыли. В силу п. 1 ст. 172 НК РФ наличие соответствующих первичных документов также необходимо и при принятии к вычету сумм НДС.
Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Согласно информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.
В этом случае формы первичных документов, оформляемых между экономическими субъектами по взаимоотношениям заключенных договоров, вероятно, следует предусматривать самими договорами.
При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 Закона N 87-ФЗ).
Согласно положениям ст. 2 Закона N 87-ФЗ правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:
— перечень экспедиторских документов;
— требования к качеству экспедиционных услуг;
— порядок оказания экспедиционных услуг.
Правила транспортно-экспедиционной деятельности (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.
Экспедиторскими документами являются (п. 5 Правил):
— поручение экспедитору;
— экспедиторская расписка;
— складская расписка.
Порядок оформления и форм экспедиторских документов (далее — Порядок) утвержден приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 (п. 7 Правил).
Поскольку перечень экспедиторский документов утвержден в рамках исполнения Закона N 87-ФЗ, формы указанных документов обязательны к применению. Вместе с тем в соответствии с п. 6 Правил и п. 6 Порядка в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов. Полагаем, что реквизиты иных экспедиторских документов должны соотноситься с реквизитами установленной формы.
По мнению контролирующих органов, подтверждающими расходы документами в рамках оказания услуг транспортной экспедиции на перевозку грузов являются (письма УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 N 16-15/105695@, от 17.10.2011 N 16-15/100092@):
— договор транспортной экспедиции;
— акт сдачи-приемки оказанных услуг;
— экспедиторские документы;
— доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);
— перевозочные документы.
При этом транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка.
Обращаем Ваше внимание, что акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным подтверждающим документом только в случае, если составление данного документа является обязательным в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором (письмо Минфина России от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33).
Как показывает анализ арбитражной практики, между налоговыми органами и налогоплательщиками возникают споры по вопросу отсутствия транспортных документов у заказчика по договору транспортной экспедиции.
Применительно к железнодорожным перевозкам в постановлении ФАС Московского округа от 06.02.2009 N КА-А40/167-09 суд, руководствуясь Правилами заполнения документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, пришел к выводу, что представленные в налоговый орган квитанции о приеме груза являются достаточными доказательствами заключения транспортно-экспедиционных договоров и, как следствие, понесенных расходов, связанных с их исполнением, поскольку в соответствии с утвержденными правилами у грузоотправителя остается только квитанция о приеме груза.
В постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 N Ф07-3324/12 по делу N А42-3191/2011, от 07.08.2006 N А56-33756/2005 судьи пришли к выводу, что Закон N 87-ФЗ не возлагает на экспедитора обязанности передать клиенту-грузоотправителю транспортную накладную.
В обоснование произведенных расходов заявителем в инспекцию представлены договоры на транспортно-экспедиторское обслуживание, акты сдачи-приемки услуг и счета-фактуры, на основании которых фактически произведена оплата за оказанные услуги (постановление ФАС Поволжского округа от 11.05.2010 по делу N А12-20919/2009).
Факт оказания транспортных услуг подтвержден представлением договора, счета-фактуры, акта выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 N 08АП-10736/11 (оставлено в силе постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 07.06.2012 N Ф04-2246/12 по делу N А75-350/2011)).
Отсутствие товарно-транспортных накладных при наличии иных оправдательных документов не свидетельствует о том, что транспортные расходы фактически не осуществлялись (постановление ФАС Центрального округа от 14.10.2010 по делу N А09-11083/2009).
Отметим также, что в зависимости от условий заключенного договора (на оказание услуг или посреднический) в акте оказанных услуг фиксируется соответственно либо полная стоимость оказанных услуг, либо размер вознаграждения экспедитора. При этом во втором случае составленный акт должен содержать элементы отчета агента, а экспедитору следует передать полученные от перевозчика документы заказчику.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
Компаниям нередко требуется перевезти товар, сырье для производства или иной груз в пределах города, страны, нескольких стран. Помимо непосредственного перемещения груза из пункта А в пункт Б, часто необходимы и иные услуги, связанные с транспортировкой.
Договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг подразумевает, что экспедитор берет на себя обязательства организовать перевозку груза за счет клиента, при этом сам он может не являться непосредственно перевозчиком. Договор транспортной экспедиции, как правило, вменяет экспедитору следующие обязанности:
-
провести организацию перевозки клиентского груза транспортом по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом;
-
заключить от имени клиента или от своего имени договоры по перевозке;
-
обеспечить отправку (получение) груза,
-
иные обязанности, связанные с перевозкой (например, упаковка груза, погрузка и отгрузка, прохождение таможенных процедур).
Оказание транспортно-экспедиционных услуг не означает, что экспедитор обязан выполнять все обязанности лично, собственными силами. Если это не запрещено договором, часть услуг (или услуга полностью) может быть выполнена третьими лицами.
Между экспедитором и клиентом (отправителем или получателем груза) заключается договор транспортной экспедиции (транспортно-экспедиционных услуг). Это особый вид договора, который не стоит путать с договором перевозки, поручения, агентским или иными. Транспортная экспедиция регулируется ГК (глава 41 ГК РФ), а также законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Договор транспортно-экспедиционных услуг
Соглашение между клиентом и экспедитором заключается письменно, путем согласования существенных условий договора между сторонами. В договоре необходимо отразить следующую информацию:
-
Наименования сторон (наименования организаций полностью, ФИО представителей компаний – например, генеральных директоров);
-
Условия, касаюшиеся самого предмета договора: транспортно- экспедиционные услуги, которые должны быть оказаны (оформление документов по перевозке, проверка количества груза, получение груза и т.д.);
-
Права и обязанности сторон;
-
Порядок, сроки оказания услуг;
-
Порядок расчетов между сторонами: как осуществляется оплата услуг, какими документами определяется оплата и т.д.;
-
Ответственность сторон в случае, если обязательства по договору не исполнены (исполнены ненадлежащим образом);
-
Обстоятельства непреодолимой силы (случаи освобождения от ответственности за невыполнение обязательств) и т.д.;
-
Порядок разрешения споров, возникших между сторонами;
-
Срок действия договора: в какой момент договор вступает в силу, может ли быть расторгнут досрочно (и при каких условиях) и т.д.;
-
Общие заключительные положения: указания о заключении дополнительных соглашений или приложений, информирование сторон о появлении конфликта интересов и т.д.;
-
Реквизиты сторон указываются полностью. Адрес местонахождения организации (с указанием индекса, города нахождения), ИНН, КПП, банковские реквизиты (расчетный счет, корсчет, БИК), контактные данные (например, телефон, адрес электронной почты).
Клиент обязан предоставить максимально точную, достоверную информацию о грузе (свойства груза, условия перевозки и др.), а также все необходимые документы, которые потребуются экспедитору для исполнения обязанностей. В случае, если экспедитором были понесены какие-либо расходы в интересах клиента, клиент обязан возместить их.
Читайте также: Экспедиторская расписка
Если груз был поврежден, утрачен (частично или полностью) до момента передачи клиенту, экспедитор несет ответственность (возмещает реальный ущерб). В договоре также может быть предусмотрен пункт о возврате ранее уплаченного вознаграждения (помимо возмещения ущерба от потери или порчи груза).
НДС при перевозке грузов. Перевозки НДС.
Специалисты, ответственные за организацию перевозок в экспортном и импортном направлениях, часто сталкиваются с нехваткой знаний, относящихся к области бухгалтерского учета. Облагаются ли транспортно-экспедиторские услуги (для простоты назовем из транспортными услугами) налогом на добавленную стоимость (НДС)? Какая ставка НДС применяется к транспортным услугам?
Транспортные услуги всегда облагаются НДС. К ним могут быть применены различные ставки – 0% или 18%, в зависимости от того, пересекают ли товары границу Российской Федерации. Другими словами, выполняется перевозка в пределах России, или в экспортном или импортном направлениях.
В случае перевозки по территории Российской Федерации применяется НДС 18% ко всей стоимости перевозки. Поэтому, если ваша компания находится на традиционной системе налогообложения, обращайте внимание на выбор контрагента – услуги физического лица, индивидуального предпринимателя или организации, работающих по «упрощенке», окажутся дороже ровно на сумму НДС, которую вы не сможете предъявить к уплате. В случае с физическим лицом вы будете являться налоговым агентом по уплате налога на прибыль.
Другое дело – перевозки в экспортном и импортном направлениях. К ним применяются различные налоговые режимы, разбираясь в которых вы сможете существенно снизить налоговую нагрузку на свой бизнес.
Импортная перевозка целиком облагается НДС по ставке 0%, но Вы можете попросить экспедитора разбить счет на две части: до и после границы РФ. Это позволит вам сэкономить на величине таможенной стоимости товара, которая складывается, в том числе и из стоимости перевозки до места таможенной очистки и снизить сумму НДС, уплачиваемого при импорте. Особые условия действуют при импорте товаров из стран таможенного Союза. Подробнее о них вы можете прочитать в разделе «Перевозки из Белоруссии».
НДС — транспортные услуги облагаются им в зависимости от места их оказания и категории поставщика. Исходя из условий договора, может отличаться и процент удержания. Иногда с транспортных услуг НДС не взимается вообще. Обо всем этом расскажем в нашей статье.
Перечень работ со ставкой 0%
Когда нужно платить 10% от стоимости транспортных работ
Случаи применения стандартной ставки в 18%
Какие транспортные услуги освобождены от НДС
Перечень работ со ставкой 0%
Транспортные услуги НДС облагаются по ставке 0% по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 164 НК РФ:
-
расположение пунктов погрузки/разгрузки за пределами территории России (это условие распространяется на все виды транспорта: морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный);
-
перевозка природных ресурсов (нефти, газа) в России и за рубежом;
-
транспортные услуги в отношении грузов, находящихся в режиме транзита;
-
грузопассажирские перевозки с пунктами отправления и назначения за пределами страны;
-
оборот с электричек пригородного сообщения (до декабря 2016 года);
-
авиаперевозки с территории Крыма и Севастополя в срок до 31.12.2015.
По услугам, оказанным за пределами территории России, законодательством установлены требования о представлении документов (копий), подтверждающих право на нулевую ставку:
-
контрактов, удостоверяющих условия сделки;
-
заверенного списка или самих товарно-транспортных документов;
-
таможенных документов или их подписанного перечня.
Указанный пакет должен быть подан в налоговые органы не позднее 180 суток со дня прохождения транспортных документов через таможню, об этом говорится в п. 9 ст. 165 НК РФ. При отсутствии подтверждения права на нулевую ставку налогоплательщику придется заплатить НДС по обычной ставке 18%.
Случаи применения стандартной ставки в 18%
За исключением приведенных выше ситуаций, п. 3 ст. 164 НК РФ обязывает всех налогоплательщиков при использовании основной системы взимания налогов облагать НДС транспортные услуги в размере 18%.
В отношении перевозок для иностранных компаний, не имеющих филиалов в России, но транспортирующих грузы из пунктов отправления и назначения на ее территории, отечественные перевозчики обязаны уплачивать налог по обычной ставке 18% (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ). На тех же условиях уплачивают налог зарубежные перевозчики, оказывающие услуги отечественным компаниям внутри страны.
ВАЖНО! В подобных ситуациях предприятие, пользующееся услугами зарубежных компаний, выполняет функции налогового агента. Основанием для этого служит то, что место оказания услуги будет определяться по заказчику, соответственно, налоги должны быть переведены в бюджет РФ.
Перевозка может осуществляться как в рамках обычного договора купли-продажи, так и выступать объектом отдельной сделки для посреднической компании. Тонкость состоит в невозможности принять НДС к вычету с подобных операций, если он уплачивается в полном объеме покупателем продукции. В качестве обоснования этой точки зрения можно привести письмо Минфина России от 06.02.2013 № 03-07-11/2568. Посредник использует в роли базы для налогообложения только размер своего вознаграждения (письмо Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-15/161).
При осуществлении посреднических операций в области грузовых и пассажирских перевозок продавец является и поставщиком услуг, в связи с чем он должен выставить отдельный счет-фактуру не только на реализуемый собственный продукт, но и на выполненные транспортные работы. Более того, в строке 2 указанного документа он должен записать в качестве поставщика услуги транспортную компанию, фактически ее оказывающую, а не наименование своей фирмы. Об этом четко говорится в правилах заполнения счетов-фактур.
Даже если при выполнении посреднического контракта в роли агента выступает предприятие на упрощенной системе налогообложения, на него все равно возлагается обязанность рассчитать и перевести НДС в бюджет.