Налоги Японии

С 1 октября 2019 года налог на потребление в Японии будет повышен до 10%, однако во многих случаях сохранится прежняя ставка в 8%. Например, изменения налогообложения не коснутся продуктов питания или подписки на газеты, выходящие как минимум дважды в неделю. С другой стороны, новая ставка в 10% распространится на рестораны и алкогольные напитки, а определение пунктов общественного питания немного усложнится.

Блюда, которые едят в помещениях ресторанов быстрого питания, облагаются 10-процентным налогом, но для еды на вынос сохранится ставка в 8%. Даже простой упакованный ланч бэнто или другая расфасованная еда, быстро употребляемая в предназначенном для этого пространстве минимаркета комбини, считается «ресторанной» едой.

Другой непростой пример – сладкое сакэ мирин, которое является важной приправой в традиционной японской кухне. Поскольку в нём содержится более 10% алкоголя, при налогообложении оно рассматривается как алкогольный напиток и облагается 10-процентной ставкой. С другой стороны, недорогая приправа в стиле мирин с содержанием алкоголя менее 1% облагается налогом по более низкой ставке.

Минеральная вода в пластиковых бутылках облагается налогом в 8%, в то время как водопроводная вода не станет исключением из новых правил. Причина в том, что водопроводная вода не считается продуктом питания, поскольку она также используется в стиральных машинах и туалетах.

Блюда со скидкой, в которых игрушка упакована с гамбургером и напитком, которые периодически предлагают сети гамбургеров, облагается налогом по сниженной ставке только если игрушка не включена в цену. Продукты, в которых закуски (снэки) продаются в комплекте с маленькими игрушками, также подпадают под 8-процентную ставку, если по крайней мере две трети всего продукта составляют продукты питания, а цена не превышает 10 000 йен. Однако, если игрушка является основным предметом – например, если в комплект поставки полноценного пластикового модельного комплекта входит несколько конфет – это не считается продуктом питания.

Кстати, проездные билеты также будут облагаться налогом в 10%. Полезно знать, что обычно их можно приобрести за две недели до даты начала использования. Таким образом, проездные билеты, купленные до конца сентября 2019 года и предназначенные для использования с начала октября, будут оплачиваться с потребительским налогом в 8%. Те, кто добирается на работу издалека и пользуется дорогими проездными, могут существенно сэкономить на налоге.

Пониженная ставка (8%) Обычная ставка (10%)
Бутилированная вода Водопроводная вода
Безалкогольное пиво Пиво, хаппосю, «пиво третьего вида»
Приправа в стиле мирин (содержание алкоголя менее 1%) Мирин (считается алкогольным напитком)
Гамбургеры на вынос Гамбургеры, употреблённые в ресторане
Гамбургеры с игрушкой (игрушка считается бесплатной) Игрушки с сладостями как дополнительным «подарком»
Соба или суси с доставкой на дом Соба или суси в ресторане
Бэнто из комбини, употребляемый вне магазина Бэнто, употребляемый в комбини
Еда на вынос из уличного ларька Питание в ресторанном комплексе с общим пространством (фуд-корт)
Еда в парке развлечений вне ресторана Еда в парке развлечений (употребляемая на столах и лавках ресторана
Бенто, употребляемые во время встреч (конференций и т. п.) Питание на организованной вечеринке или в командировке
Питание в частном доме престарелых, школьные обеды (кюсёку) Питание в компании или в школьном кафетерии
Напитки из холодильника или мини-бара в гостинице Доставка еды в номер
Собранная и увозимая с собой клубника в заведениях развлекательного сбора клубники Входная плата за сбор клубники в заведениях развлекательного сбора клубники (клубника съедается на месте)
Подписка на печатную газету, выходящую не реже двух раз в неделю Купленная в магазине или в цифровом виде газета

Составлено Nippon.com на основе источников, включающих «Часто задаваемые вопросы», опубликованные Национальным налоговым агентством Японии

Update:April 3, 2019

Все лица, проживающие в Японии, обязаны платить налоги, независимо от национальной принадлежности.

Индивидуальный налог с населения

Объектом этого налога являются лица, которые на 1 января текущего года прописаны в данном районе или живут вне района, но имеют там дом или офис. Налог уплачивается в бюджет Саппоро. Если до 15 марта каждого года подавать декларацию о доходе (кроме лиц, подающих итоговую налоговую декларацию и тех, у кого декларация автоматически подаётся с места работы), то из городской налоговой инспекции вам пришлют уведомление о необходимости уплаты налога. Оплачивать его нужно в банке или минимаркете, 4 раза в год (в июне, августе, октябре, январе). Однако с тех, кто получает зарплату или пенсию, этот налог автоматически удерживается из зарплаты/ пенсии. В этом случае, с места работы предоставляется справка о налоговых сборах.

Налог на недвижимое имущество

Объектом этого налога являются те, кто по состоянию на 1 января текущего года имеют в Саппоро в собственности землю или дом. Налог уплачивается в бюджет Саппоро. Из городской налоговой инспекции присылают уведомление о необходимости уплаты налога. Оплачивать его нужно в банке или минимаркете, 4 раза в год (в апреле, июле, сентябре и декабре).

Налог на малолитражные автомобили

Объектом этого налога являются лица, которые по состоянию на 1 апреля текущего года имеют автомобиль с объёмом двигателя менее 660 куб.см или мотоцикл. Налог уплачивается в бюджет Саппоро каждый год в мае. Из Центральной городской налоговой инспекции присылают уведомление о необходимости уплаты налога. Оплачивать его можно в банке или минисупермаркете.

Куратор

В случае, если налогоплательщик переводится на работу за границу или испытывает трудности с самостоятельной уплатой налогов, необходимо обратиться в налоговую инспекцию Саппоро с заявлением о назначении куратора. В этом случае, куратор будет сам осуществлять все необходимые формальности по уплате налогов

Автомобильный налог

Объектом этого налога являются лица, которые по состоянию на 1 апреля текущего года имеют автомобиль с объёмом двигателя свыше 660 куб.см. Налог уплачивается в бюджет Хоккайдо каждый год в мае. Из Хоккайдской налоговой инспекции г. Саппоро присылают уведомление о необходимости уплаты налога. Оплачивать его можно в банке или минимаркете.

Государственные налоги

О подоходном, потребительском и других налогах, уплачиваемых в государственный бюджет, просьба узнавать в налоговой инспекции.

Итоговая налоговая декларация

Итоговая налоговая декларация по подоходному налогу и особому подоходному налогу на восстановление – это процедура подсчёта дохода за 1 год с января по декабрь каждого года, расчета суммы подоходного налога и особого подоходного налога на восстановление (данные необходимо подавать на официальном бланке до истечения срока подачи декларации), а также подсчета суммы переплаты или недоплаты налога по месту получения дохода.

Для тех, кто работает в компании, эти формальности осуществляет сама компания, но частным предпринимателям и лицам, имеющим доход помимо основной зарплаты, нужно самим декларировать доходы в налоговой инспекции.
Итоговая налоговая декларация и пояснения по её оформлению распространяются во всех налоговых инспекциях. Её также можно скачать с сайта Государственного налогового управления (на японском/ английском языке).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Курганский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

Доклад по дисциплине «Налоговые системы зарубежных стран» на тему:

«Налоговая система Японии»

Курган, 2010 год

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Особенности налоговой системы Японии…………………………………..5

  2. Порядок прямого налогообложения в Японии……………………………..9

    1. Прямые налоги на доходы физических и юридических лиц……………9

    2. Налоги на имущество……………………………………………………..14

  3. Порядок косвенного налогообложения в Японии…………………………18

Заключение……………………………………………………………………… 22

Список литературы………………………………………………………………26

Введение.

На сегодняшний день практически во всех странах мира правительства стремятся к оптимизации национальных систем налогообложения. Издревле налоги являются важнейшим источником пополнения бюджета, выполняя тем самым фискальную функцию. За такие правонарушения как уклонение от уплаты налогов, несвоевременная уплата налогов или уплата налогов в неполном объеме, физические и юридические лица несут различную ответственность: от уплаты штрафов (пени), до уголовного делопроизводства. Необходимо помнить, что нормальное функционирование налоговой системы возможно только при наличии крепкой нормативно – правовой базы. Законодательство разных стран имеет свои особенности, содержит различные положения, которые обусловлены ее национальными интересами.

При всей множественности налогообложения развитые государства стремятся к минимизации налогов или, точнее, к их оптимизации. Это является основной тенденцией налоговых политик государств со второй половины 80-х – начала 90-х годов.

Актуальность изучения зарубежного опыта заключается в том, что он вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации. В качестве примера такого зарубежного опыта, мы рассмотрим пример страны «восходящего солнца» — Японии.

На сегодняшний день современная Япония наряду с США, Германией, Великобританией является центром деловой жизни. В стране расположены крупнейшие корпорации мира, а также представлена широкая филиальная сеть, поэтому будет интересно рассмотреть вопрос налогообложения прибылей корпорации, а также налогообложение доходов физических лиц. Поскольку страна имеет небольшую территорию и огромное количество жителей, т.е. наблюдается высокая плотность населения, необходимо рассмотреть порядок поземельного налогообложения.

Изучая налогообложение в любой стране важно определить тот спектр задач, которые необходимо рассмотреть. В первую очередь, необходимо ознакомиться с особенностями налоговой системы страны. А лишь затем можно приступать к рассмотрению конкретных налогов, которые можно разбить либо на 2 большие главы — прямые, косвенные, либо классифицировать иным образом. Рассматривая налоговую систему Японии, будем выделять 2 раздела: порядок прямого и косвенного налогообложения в Японии. Кроме того, в рамках прямого налогообложения рассмотрим прямые налоги на доходы физических и юридических лиц, а также имущественное налогообложение.

1. Особенности налоговой системы Японии.

Особый интерес для изучающих зарубежное налоговое законодательство унитарных стран представляет налоговая система Японии. Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке. В современном виде она функционирует, начиная с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шалпа.

Остановимся на некоторых аспектах этой системы, поскольку она имеет специфические особенности и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран.

В Японии функционируют государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные — за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций.

Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства — 16%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

Первая — это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.

Вторая — прямые налоги на имущество.

Третья — прямые и косвенные потребительские налоги.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т.д. В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых му­ниципалитетами. Это предпринимательский, корпо­ративный муниципальный и уравнительный налоги.

Предпринимательский налог начисляется на облага­емую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, ве­личина каждой из которых может незначительно коле­баться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимо­сти от уставного капитала компании и величины самой прибыли.

Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и го­родского или (как в случае для Токио) соответственно го­родского и районного. Налоговые ставки могут различать­ся в зависимости от места, но предельная ставка для префектурального (для Токио — городского) налога — 6%, го­родского (районного) — 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального налога).

Уравнительный налог представляет собой подлежа­щую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридическо­го лица и числа работающих на нем и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1.

Рассмотрим структуру доходов местных органов власти в целом по стране по данным за 2005 г. Общие доходы местных органов управления составили 80,41 трлн. иен. Из них собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных налогов (30), обеспечили 33,45 трлн. иен, или 41,6% доходной части местных бюджетов. Еще 14,33 трлн. иен, или 17,8%, дали отчисления от общегосударственных налогов. Государство выделило местным органам дотации на осуществление общенациональных мероприятий в сумме 10,65 трлн. иен, или 13,2%. Остальные 20,3 трлн. иен, или чуть больше четверти доходов местных бюджетов, — это неналоговые поступления, включая займы.

Как видно, местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии, России, играют отчисления от общегосударственных налогов.

Достаточно интересна структура местных налогов. Приведем ее по данным 2005 г., исходя из указанной выше классификации групп налогов. Из общей суммы местных налогов (33,45 трлн. иен) 18,8 трлн. иен, или 56,2% приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, которые принесли 10,49 трлн. иен, или 31,4%. И только на третьем месте потребительские налоги — 4,16 трлн. иен, или 12,4% доходов местных налогов.

Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции одинаковы. Государственные подоходные налоги занимают долю 56,5% (почти такую же, как и среди местных налогов), имущественные — 25% и потребительские налоги — 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что существенная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.

Распределение различных групп налогов между государством и местными органами управления в Японии приведено в таблице 1.

Таблица 1. «Распределение налогов между государственными и местными органами управления Японии в 2005 г.»

По данным таблицы прослеживается приоритетное положение общегосударственных налогов и сборов по сравнению с местными. Повто­рим, что это касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит перераспределение налоговых поступлений через государственный бюджет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *