Оприходование макулатуры проводки

Что такое макулатура?

Чтобы понять, как оформить сдачу макулатуры в бухгалтерском учете, необходимо уточнить, что собой представляет данный актив. И наиболее исчерпывающее ему определение дано в Налоговом Кодексе РФ, в п.2 пп.31 его статьи 149. Так, для целей налогообложения НДС к макулатуре относят бумажные и картонные производственные отходы и отходы потребления, а также забракованные и не подлежащие переработке картон, бумагу, деловые бумаги (включая документы, у которых истек срок хранения) и разнообразную типографскую продукцию.

Исходя из этого определения, главным критерием отнесения бумажно-картонных изделий к макулатуре считается невозможность дальнейшего их применения по прямому назначению в силу:

  • наличия брака, обнаруженного в ходе выпуска продукции и не подлежащего исправлению;
  • потери потребительских качеств в процессе хранения или применения;
  • истечения срока, в течение которого бумаги имеют учетную и иную ценность.

Макулатура — документы, с истекшим сроком годности

Любой из этих критериев позволяет предприятию перевести бумажно-картонную продукцию в разряд макулатуры и сдать ее в пункт приема. Однако тут возникает сразу же множество вопросов, один из которых – нужна ли лицензия предприятию для сдачи его собственной макулатуры?

Нужна ли предприятию лицензия, чтобы продавать макулатуру?

Все зависит от целей этого предприятия. Так, если реализация макулатуры является основным или дополнительным видом деятельности предприятия, то проводки в учете данной операции будут строиться на основании того, что изначально макулатура является товаром. Т.е. если реализуемая предприятием макулатура ранее приобреталась у других предприятий, населения и предпринимателей с целью ее дальнейшей перепродажи, или с целью переработки для последующей перепродажи, или просто даже принималась на хранение, но не для собственных производственных целей, то в этом случае лицензия необходима! Но при условии, что такая макулатура относится к отходам I-IV класса опасности (п.1 пп.30 статьи 12 федерального закона No 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

При этом лицензировать необходимо деятельность, которая связана со сбором, перевозкой, переработкой, с утилизацией, обезвреживанием и хранением указанных отходов. Лицензия получается на конкретный класс опасности отходов и на конкретный вид деятельности. Например, на обработку, или на сбор и обработку, и т.д. Это означает, что тот вид деятельности или тот вид отходов, который не зафиксирован в лицензии, не может быть без нее реализован.

Однако вернемся к макулатуре. Другой закон Российской Федерации No 89-ФЗ от 24.06.98г. «Об отходах производства и потребления» в статье 4.1 перечисляет виды классов опасности для отходов и уточняет, какие именно могут быть причислены к определенному классу:

  • к 1-му классу относятся отходы — чрезвычайно опасные;
  • ко 2-му классу – отходы — опасные;
  • к 3-му классу – отходы, характеризуемые, как умеренно опасные;
  • к 4-му классу относят отходы, степень влияния которых на окружающую среду не велика. Поэтому они признаются малоопасными;
  • к 5-му классу опасности причисляют те виды отходов, которые практически безопасны.

Обычно макулатуру относят к отходам либо IV-го, либо V-го класса опасности, поскольку она не вся обладает токсичными свойствами. А это означает, что для обращения макулатуры, если у нее будет признан IV-й класс опасности, лицензия обязательно потребуется (на основании п.1 пп.30 ст.12 закона No99-ФЗ).

Однако, разрешение необходимо только в том случае, если организация приобретает макулатуру для дальнейшей ее перепродажи, или принимает ее для хранения и т.д. Тогда бухгалтерский учет макулатуры у такого предприятия будет организован:

  • с позиции приобретения товара (т.е. через счет 41 «Товары»), если планируется ее последующая перепродажа переработчику. Причем, если закупка макулатуры в данном случае производится у обычного населения (не у предпринимателей!), то такие операции следует оформить с помощью товарно-закупочного акта, разработанного самим предприятием. От организаций и предпринимателей, которые продают свою макулатуру, достаточно будет получить, например, накладную ТОРГ-12;
  • либо с позиции предоставлению услуг по хранению, захоронению, утилизации, и т.п. (то есть через счет 20 «Основное производство», или через счет 91 «Прочие доходы и расходы» — если деятельность не носит основного характера). В этом случае, если речь идет только о хранении макулатуры, как правило, оформляется акт по форме МХ-1 (утвержден Госкомстатом РФ в Постановлении No 66 от 09.08.99г.). Этот акт оформляется на основании заключенного договора хранения.

А вот если предприятие продает макулатуру, которая появилась у него в ходе производственного процесса или в процессе потребления (например, в виде документов, у которых срок хранения истек), то в этом случае лицензии не требуется. Более того, учет макулатуры в бухгалтерском учете фирмы в данной ситуации будет строиться по принципу возвратных отходов.

Такой вот контейнер под макулатуру стоит на одном предприятии

Как отразить бухгалтерском учете продажу собственной макулатуры?

Бухгалтерский учет макулатуры у предприятия, которое собирается использовать собственную (не покупную) макулатуру, строится с учетом, прежде всего, положений ПБУ No5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов (утверждены Минфином РФ в приказе No119н от 28.12.01г.). И строится он на основании признания макулатуры возвратными отходами.

Что такое возвратные отходы:

Выбор одного из вариантов оценки нужно в обязательном порядке зафиксировать в учетной политике предприятия (этого требует п.7 ПБУ No1/2008 «Учётная политика»).

Бухгалтерский учет макулатуры в случае ее продажи следует отразить в порядке, аналогичном учету продажи материалов. Однако тут есть небольшое исключение: в соответствии с пунктом 111 Методических указаний стоимость возвратных отходов уменьшает стоимость отпущенных в производство материалов.

Видео — Подводные камни при выпуске возвратных отходов в 1С:ERP

Иными словами первичный учет макулатуры в бухгалтерском учете предприятия будет отражен таким образом:

Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», и т.д. – принята макулатура на учет на предприятии. По кредиту ставятся счета в зависимости от источника поступления макулатуры. Что касается использования счета 10, то в данной проводке его может заменить счетом 16 «Отклонения в стоимости МПЗ», если это предусмотрено учетной политикой организации.

Оценка макулатуры, по которой она отражается в этой проводке, зависит от того, продается макулатура или поступает в производство. Если на реализацию, то для учета лучше использовать возможную цену продажи. Исходя из решения о продаже, дальнейший учет макулатуры и проводки строятся на основании возникновения внереализационных (прочих) доходов и расходов:

Дебет счета 62 «Покупатели и заказчики» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» — отражена реализация макулатуры по фактической стоимости реализации (по договорной);
Дебет сч. 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит сч.10 – отражено списание продаваемой макулатуры по возможной цене ее реализации.

В итоге может возникнуть разница между двумя этими оценками в виде дохода организации от продажи макулатуры или, наоборот, в виде убытка.

Дебет счета 91, субсч. «Прочие расходы» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — начислен НДС.

Стоит отметить, что проводка по начислению налога НДС с 01 октября 2016 года не делается на основании внесенных изменений в статью 149 Налогового Кодекса РФ. Так, теперь в п.2 пп.31 данной статьи в числе освобожденных (не подлежащих) от обложения налогом НДС операций стоит реализация макулатуры, а также ее использование для собственных нужд. Указанное освобождение действует до конца 2018 года, и отказаться от данной льготы нельзя!

Что касается документального оформления вышеуказанных проводок, то для принятия собственной (не покупной) макулатуры на учет и для ее последующего списания в связи с реализацией, потребуются первичные документы, которые предприятие может разработать самостоятельно. При этом нужно учитывать требования федерального закона РФ No 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», изложенные в его статье 9.

В данной статье поименованы те обязательные реквизиты для документов, которые необходимы, чтобы операцию признать документально оформленной. Образцы разработанных документов изначально должны быть утверждены предприятием в его учетной политике. Но, как правило, организации при продаже своей макулатуры используют форму ТОРГ-12, которая утверждена Госкомстатом РФ в Постановлении No132 от 25.12.98 года и действует по сей день, хотя и не является больше обязательной к применению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *