Особенности прохождения военной службы

Особенности военной службы в РФ

Военная служба— это особый вид федеральной государствен­ной службы; она заключается в повседневном выполнении гражда­нами воинских обязанностей. Военная служба в России всегда считается почетной обязанностью, священным долгом, исключитель­ным по важности и необходимости. Исполнение обязанностей воен­ной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает: — непосредственное участие в боевых действиях, — по­вседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, — постоянное совершенствование своего воинского мастерства, — несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, — соблюдение требований воинской дисциплины.

Основная задача военной службы — постоянная целенаправлен­ная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защи­та целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы. Она требует от военно­служащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготов­ки, особой ответственности за исполнение обязанностей.

К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повы­шенные требования, особенно к состоянию здоровья, образователь­ному уровню, морально-психологическим качествам и уровню физи­ческой подготовленности. Призывная комиссия принимает решение о призыве граждан в конкретный вид ВС, род войск, другие войска, о направлении на аль­тернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от при­зыва, об освобождении от призыва, о зачислении в запас.

Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым гражданином военной присяги. Граждане принима­ют военную присягу на верность своей Родине — Российской Фе­дерации. Они клянутся свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, прика­зы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй страны, народ и Отечество

Отличительной чертой военной службы является высокая степень обязательности и ответственности за исполнение каждым военнослу­жащим своих служебных обязанностей.

За нарушения, допущенные при исполнении служебных обязан­ностей или при уклонении от их исполнения, к военнослужащим предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за ана­логичные нарушения к гражданам, состоящим на государственной службе.

Наиболее характерной особенностью военной службы является беспрекословность служебного подчинения.

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации является единоначалие.Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной от­ветственности перед государством за все стороны жизни и деятель­ности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или дру­гое неисполнение приказа является воинским преступлением.

Отличительной чертой военной службы также является установле­ние взаимоотношений между военнослужащими, которые по степе­ни подчиненности характеризуются как по должности, так и по возможному званию.

По своему служебному положению и воинскому званию одни во­еннослужащие по отношению к другим могут быть начальникамиили подчиненными.Начальники, которым военнослужащие подчи­нены по службе, являются прямыми начальниками.

По своему воинскому званию начальниками являются состоящие на военной службе: маршал Российской Федерации, генералы ар­мии, адмиралы флота, генералы, адмиралы, старшие и младшие офи­церы. Сержанты и старшины являются начальниками для солдат и матросов одной с ними части.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выпол­нять приказы начальника. Для военнослужащих устанавливается военная форма одежды и знаки различия.

Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утверж­даются Президентом Российской Федерации.

Порядок организации воинского учета граждан, подготовки их к военной службе, призыва на военную службу и ее прохождения оп­ределен в Федеральном законе Российской Федерации «О во­инской обязанности и военной службе».

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, не­сение службы, подготовка к выполнению должностных обязанностей регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и общевоинские. Общевоинские уставы устанавливают общие для всех видов Вооруженных Сил положения, определяющие взаимоотноше­ния между военнослужащими, их общие и должностные обязаннос­ти и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб. К общевоинским уставам относятся: Устав внутренней служ­бы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный ус­тав Вооруженных Сил РФ, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, Строе­вой устав Вооруженных Сил РФ.

Статус военнослужащих

Статус — это совокупность прав и обязанностей граждан. Статус военнослужащегоопределен Федеральным законом РФ «О ста­тусе военнослужащих».Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают пра­вами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограниче­ниями, установленными законами РФ.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к во­оруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компен­сации.

Право на свободу передвижения реализуется военнослужа­щими с учетом необходимости поддержания боевой готовности во­инской части и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в располо­жении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на терри­тории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами.

При реализации права на свободу слова, выражения своих мне­ний и убеждений, на доступ к получению и распространению инфор­мации военнослужащие не имеют права разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

Военнослужащим запрещается участвовать в забастовках, а так­же прекращать исполнение обязанностей военной службы с целью урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением.

Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Но военнослужащие не имеют права отказываться от исполне­ния обязанностей военной службы по религиозным мотивам и ис­пользовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Не допускается создание религиозных объединений в воинской части. Военнослужащие в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы го­сударственной власти и органы местного самоуправления.

Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельнос­ти в свободное от исполнения обязанностей военной службы время.

Право на труд реализуется военнослужащими посредством про­хождения военной службы. Характер служебной деятельности и пе­ремещения по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются квалификацией и служебной необходимо­стью. Военнослужащие не имеют права заниматься другой оплачи­ваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой (если они не препятствуют исполнению обязанно­стей военной службы).

Продолжительность служебного времени военнослужащих, прохо­дящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части. Им предоставляется ежедневно не менее восьми ча­сов для сна и двух часов для личных потребностей, за исключением случаев, определенных общевоинскими уставами (боевое дежурство, внутренняя служба и др.).

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в военных образовательных учреждениях профессионального образо­вания (курсанты первого курса) и учебных воинских частях, предо­ставляется не менее одних суток отдыха еженедельно.

3. Прохождение военной службы по контракту

Организация военной службы по контракту — это одно из направ­лений создания профессиональной армии. Военная служба по контракту— это добровольная служба, когда гражданин заключает контракт с Министерством обороны РФ, где обязуется проходить военную службу на определенных ус­ловиях. Условия контракта включают в себя соблюдение прав гражданина, членов его семьи и получение льгот, гарантий и компенсаций, установлен­ных законодательством.

Контракт о прохождении военной службы имеют право заключать:

— военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий кон­тракт о прохождении военной службы;

— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, про­служившие не менее 12 месяцев;

— граждане, пребывающие в запасе;

— граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончив­шие образовательные учреждения высшего профессионального об­разования;

— граждане женского пола, не пребывающие в запасе.
Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по кон­тракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, осу­ществляется военными комиссариатами, а из числа военнослу­жащих — воинскими частями.

Определение соответствия граждан требованиям, установленным для поступления на военную службу по контракту, возлагается на ко­миссии военных комиссариатов, а определение соответствия воен­нослужащих — на аттестационные комиссии воинских частей.

К гражданину, поступающему на военную службу по контрак­ту, предъявляются повышенные требования в вопросах его профес­сиональной подготовленности и пригодности по состоянию здо­ровья.

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, дол­жен соответствовать и профессионально-психологическим требова­ниям военной службы на конкретных должностях в Вооруженных Силах РФ. С этой целью гражданин подлежит медицинскому освидетельст­вованию и обследованию по установленным методикам профессио­нального психологического отбора.

Годными к поступлению на военную службу по контракту призна­ются граждане, которые по состоянию здоровья годны к военной службе (категория «А») или годны к военной службе с незначитель­ными ограничениями (категория «Б»).

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать установленным требованиям по уровню образо­вания, профессиональной пригодности, физической подготовки.

Первый контракт о прохождении военной службы с поступающим:
на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, заключается на
3 года; с поступающим на воинскую должность, для которой штатом
предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, — на 5 лет.

Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться военнослужащими на срок 3, 5 и 10 лет.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин требуется, как правило, среднее (пол­ное) общее образование или начальное (среднее) профессиональное образование.

Проходящие военную службу по контракту имеют статус военно­служащих и обладают всеми правами и свободами, установленными законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, име­ют ряд дополнительных прав и льгот по сравнению с теми, кто слу­жит по призыву. Они имеют право на изменение места военной службы, в том числе и на перевод в другую местность, в соответст­вии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохожде­ния военной службы, по состоянию здоровья военнослужащих и членов их семей. Контрактники имеют право при увольнении с военной службы на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте России. Время прохождения военной службы по контракту засчитывается 1 в общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

Ежегодно данной категории военнослужащих предоставляется ос­новной отпуск, продолжительность которого устанавливается в зави­симости от общей продолжительности военной службы:

— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет, — 30 суток;

— 10 лет и более — 35 суток; 15 лет и более — 40 суток;

— 20 лет и более — 46 суток.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должнос­тях, исполнение обязанностей на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного от­пуска увеличивается на срок до 15 суток. При этом общая продол­жительность основного отпуска с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

При переезде военнослужащих на новое место военной службы в другой населенный пункт им производятся выплаты: подъемного по­собия в размере двух окладов денежного содержания на военнослу­жащего, одного оклада на супругу и половину оклада на каждого члена семьи военнослужащего. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, мо­жет выплачиваться ежемесячная надбавка за сложность, напряжен­ность и специальный режим военной службы в размере до 50% оклада по воинской должности. Ежемесячно данной категории военнослужащих выплачивается процентная надбавка за выслугу лет.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и чле­ны их семей во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристических базах Министерства обороны РФ. При этом военнослужащие оплачивают 25%, а члены их семей —50% сто­имости путевки. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, име­ют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

| следующая лекция ==>
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы. 1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний : здоровье, болезнь и образ жизни : учеб |

Дата добавления: 2016-12-29; просмотров: 7176 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

. Особенности службы в армии

В течение нескольких последних 10-летий наука продвигалась далеко вперед, появились новые химические вещества и соединения, новые спла­вы, иные решения многих технических вопросов. Все это привело к тому, что в армии вольно или невольно появились новые виды вооружения, новые виды техники, возникли новые рода войск. те факторы, которые воздейс­твовали на организм военнослужащих, остались и до настоящего времени, однако их значение несколько изменилось

Во время службы в армии на организм могут оказывать влияние 3 ос­новных группы факторов — нервно-психическое напряжение, физические и химические факторы. Нервно-психическое напряжение раньше было связано преимущественно не столько с обслуживанием боевой техники, сколько с необычностью обстановки, в которую попадал человек: это большой кол­лектив, где трудно уединяться, побыть один на один с собой, непривыч­ное питание, размещение и просто тяжелая служба. Сейчас в понятие нервно-психического напряжения вкладывается совершенно другой смысл. Нервно-психическое напряжение можно продемонстрировать на примере летных войск. Во время Великой Отечественной войны скорость серийных боевых самолетов достигла максимум 500 км/час. Сейчас она в 2-3 раза больше скорости звука, то есть превышает 3000 км/час. При такой гро­мадной скорости полеты порой осуществляются на небольшой высоте: 50 ­100 м над землей. Летчик работает в дефиците времени. Ему необходимо визуально снимать показания с расположенных перед ним приборов, а в зависимости от типа самолета в кабине может быть до 400 приборов и ру­чек управления, следить за быстро меняющейся обстановкой за пределами самолета и получать наставления от руководителя полета. Всю эту инфор­мацию нужно быстро сынтегрировать, выбрать необходимое, принять реше­ние и выполнить его маневром боевой машины, в противном случае может произойти катастрофа.

Под группой физических факторов в основном раньше имелось в виду большая физическая нагрузка. В настоящее время она осталась, но в зна­чительной мере стала менее интенсивной. К примеру, раньше строительст­во оборонительных сооружений типа окопа, траншеи, ходов сообщения про­изводилось преимущественно мускульной силой солдата, лопатой, ломом и киркой. Сейчас инженерная служба располагает мощными средствами для оборудования таких оборонительных сооружений в более короткий срок. Доля физического труда сокращается, количество маршей и пеших перехо­дов также уменьшается в связи с обеспеченностью армии техникой.

Но к этой группе относится не только физическая нагрузка, но и воздействие различных факторов на организм. Вибрация и шум имеются всегда при обслуживании той или иной техники. Сейчас вибрация достигла очень больших пределов, особенно при совершении полетов на современных боевых самолетах и выполнении фигур высшего пилотажа, а также при за­пуске ракет. В последнем случае возникает интенсивный шум, по своей напряженности превосходящий не только болевой, но и травматический предел.

Если проводить пример из авиации, то перегрузка и ускорения дейс­твовали всегда. Они возникают тогда, когда изменяется скорость или направление движения. Но в связи с возросшими скоростями и маневрен­ностью самолетов эти перегрузки и ускорения стали приближаться к тем, которые испытывает космонавт при старте ракеты либо при вхождении в плотные слои атмосферы спускаемого отсека. Естественно, что предъявля­ются повышенные требования к организму пилота.

С развитием военной науки и техники появился ряд новых физических факторов. Широкое внедрение радиотехнических средств связано с опас­ностью воздействия на организм военнослужащих электромагнитных колеба­ний сверхвысокой частоты, обладающих выраженным биологическим эффектом вплоть до смертельного. Оснащение армии ядерным оружием привело к по­явлению ионизирующего излучения. Это довольно опасные физические фак­торы, к тому же при работе с ними сказывается и дополнительное нерв­но-психическое направление.

К химическим факторам раньше преимущественно относили пороховые газы. При стрельбе, особенно если орудие находится в каком-то закры­том, ограниченном в объеме пространстве (долговременные огневые соору­жения либо танк), возможно накопление большого количества пороховых газов, где основными компонентами являются окись углерода и окислы азота, обладающие высокой токсичностью. Если вспомнить статистику, то оказывается, что потери в германском флоте на 80% составляли за счет угорания артиллеристов, которые вели стрельбу из закрытых капониров кораблей. В настоящее время, если говорить о танке как о закрытом пространстве, то объем уменьшился, а скорость стрельбы возросла в нес­колько раз. Следовательно, концентрация пороховых газов может увели­читься, что сопровождается усилением их действия на организм танкис­тов. Как видите, старый фактор приобрел новое звучание.

Уже упоминалось об агрессивности ракетных топлив. Это новый и достаточно опасный химический фактор. Некоторые компоненты ракетных топлив по своей токсичности мало уступают старым боевым отравляющим веществам, так что контакт с ними при неправильном обращении может привести к тяжелым отравлениям.

Таковы наиболее общие особенности службы в армии в настоящее вре­мя. Естественно, что с изменением условий и появлением новых факторов изменилось и медицинское обеспечение, причем существенные изменения появились именно со стороны санитарно-гигиенического обеспечения войск.

Особенности военной службы

Военная служба является видом федеральной государственной службы и характеризуется следующими признаками:

  • — она исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации;
  • — финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета;
  • — правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, статус военной службы определяется только федеральным законодательством и исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов РФ.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, представляющий собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства.

Военная служба учреждена в органах и организациях, решающих задачи в области обороны и безопасности государства, она является особым видом государственной службы (п. 1 ст. 2 Закона о воинской обязанности и военной службе). Являясь разновидностью государственной службы, военная служба имеет исключительно выраженную специфику. Это обусловлено особенностями современной структуры военной организации Российской Федерации, включающей, помимо организаций (Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск), предназначенных для решения задач обороны и военной безопасности с применением средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения) военными методами в специфических формах (проведение операций, ведение боевых действий и др.), иные организации и органы, играющие при этом обеспечивающую роль, что соответственно не требует особой специфики их деятельности.

Существенными отличиями военной службы от всех других видов государственной службы являются:

  • 1) возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения);
  • 2) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву как форме воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства, что также не присуще другим видам государственной службы, и ряд других особенностей.

Военная организация государства является частью государственного механизма, предназначенной для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы.

Государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Ряд авторов относят военную службу к военизированной государственной службе. Кроме военной, к военизированной государственной службе они относят также службу безопасности, внутренних дел и пограничную. Недостатком указанной классификации является то обстоятельство, что в ней смешаны виды государственно-значимой деятельности (военная служба) с административными органами, в которых исполняется военная служба. К государственной относится служба, решающая государственно-значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и т.д., то есть задачи, которые решаются в интересах всего государства.

Особенность военной службы заключается в том, что заранее определить порядок действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д. Основными формами защиты Отечества в мирное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Применительно к военнослужащим к федеральным государственным служащим можно относить только военнослужащих, поступающих на военную службу в добровольном порядке (по контракту), поскольку критерием отнесения является получение денежного содержания (вознаграждения, довольствия), что не является характерным признаком для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Таким образом, существует деление военнослужащих на государственных служащих (исполняющих военную службу в добровольном порядке) и просто военнослужащих (призываемых на военную службу), которые не будут являться государственными служащими, т.е. можно находиться на государственной службе и не являться государственным служащим.

Увольнение с военной службы является юридическим фактом изменения служебно-правового положения военнослужащего, связанного с окончанием прохождения им военной службы и утратой статуса военнослужащего. Оно отличается от увольнения по трудовому договору (контракту), носит императивный характер, выражающийся в письменном приказе наделенного соответствующими полномочиями командира (начальника) согласно основаниям, предусмотренным законом о воинской обязанности и военной службе.

Увольнение военнослужащих в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе производится:

  • а) в запас, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе;
  • б) в отставку, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья признан военно — врачебной комиссией не годным к военной службе;
  • в) с военной службы, если военнослужащему назначено наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы.

Увольнение с военной службы производится:

  • — высших офицеров — указами Президента РФ;
  • — полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел РФ (таможенные органы, учреждения и органы уголовно — исполнительной системы) — приказами министра обороны РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
  • — других военнослужащих — должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Можно выделить следующие характерные признаки исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при его увольнении с военной службы:

  • — фиксирование юридического факта исключения из списков личного состава воинской части путем издания приказа соответствующим командиром (начальником);
  • — утрата статуса военнослужащего;
  • — снятие с материальных (финансового, продовольственного, вещевого) и иных видов обеспечения с учетом занимаемой воинской должности;
  • — исключение из штатно — должностных книг и списков личного состава подразделения (воинской части, учреждения, организации и т.п.);
  • — прекращение исчисления выслуги лет для назначения пенсии;
  • — ограничение (утрата) прав на льготы, гарантии и компенсации, которыми военнослужащий был наделен при наличии статуса военнослужащего;
  • — возникновение правового положения гражданина, уволенного с военной службы.

Особенности военной службы в РФ

В 2003 году закон впервые определил военную службу как один из видов государственной службы, включив гражданскую, военную и правоохранительную службы в единую систему государственной службы Российской Федерации. Законодатель уточнил также, что военная служба является разновидностью федеральной государственной службы.

Новые подходы к определению военной службы, продемонстрированные в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», требуют осмысления и отражения в основных положениях законодательства Российской Федерации о военной службе, которое исходит из того, что военная служба является особым видом государственной службы, специфика и уникальность которого объясняются тем, что только на военной службе для достижения поставленных целей могут применяться средства вооруженной борьбы (оружия и вооружения); сама же военная служба может исполняться не только на добровольной основе, но и по призыву — через исполнение гражданами воинской обязанности, закрепленной на конституционном уровне (ст. 59 Конституции РФ).

Поэтому, закрепляя в статье 6 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» определение военной службы, законодатель установил в ст. 19, что определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 6 этого же Закона, применяется со дня вступления в силу соответствующих изменений и дополнений в федеральное законодательство о военной службе.

В Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2) военная служба определяется как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, было скорректировано в соответствии с нормой Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». «КОММЕНТАРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (постатейный) (под ред. А.Н. Козырина) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

Следует учесть также и то, что изменения, внесенные в Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы», вступают в силу с 1 января 2007 года.

Суть упомянутых изменений сводится к следующему. В первоначальной редакции предполагалось, что военную службу можно проходить только на воинских должностях. Федеральный закон от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ закрепляет возможность прохождения военной службы как на воинских должностях, так и «не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации». В этой связи перечень полномочий Президента Российской Федерации в области обороны был дополнен пунктом, предусматривающим наделение главы государства правом устанавливать «перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, а также общее количество военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждые из указанных организаций и образовательных учреждений» (пп. 19 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне»).

Правовой основой военной службы являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, а также международные договоры Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (п. 2 ст. 2) прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту), а иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Граждане и иностранцы, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Статус военнослужащих представляет собой совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми законодательно установленными ограничениями. Федеральное законодательство устанавливает также особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Как это предусмотрено ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

К военнослужащим относятся: «КОММЕНТАРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (постатейный) (под ред. А.Н. Козырина) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, — офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных органах и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и пограничных органах.

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Срок военной службы установлен:

а) для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, — 24 месяца;

б) для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву и окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, — 12 месяцев;

в) для офицеров, проходящих военную службу по призыву, — 24 месяца;

г) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — срок, указанный в контракте.

Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.

Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В отдельных случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении. Так, например, в соответствии с п. 8 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы «военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву».

Срок военной службы исчисляется со дня начала военной службы.

Началом военной службы считается:

а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, — день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

б) для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, — день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

г) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта;

д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, — день зачисления в указанные учебные заведения.

Не засчитывается в срок военной службы:

а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;

б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;

в) время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

г) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 49) устанавливает предельный возраст пребывания на военной службе, который составляет:

для Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала — 60 лет;

для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 55 лет;

для полковника, капитана 1 ранга — 50 лет;

для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, — 45 лет.

Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.

Увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно — в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе, — в отставку.

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы (п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»):

по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

в связи с лишением его воинского звания;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы (п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»):

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в связи с невыполнением им условий контракта;

в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

как не выдержавший испытание;

в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Порядок прохождения военной службы определяется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 «Вопросы прохождения военной службы», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законодательство устанавливает особенности прохождения военной службы в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.

Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с действующим законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

Одним из ключевых понятий, используемых при определении военной службы как вида федеральной гражданской службы, является понятие воинской должности.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может занимать только одну воинскую должность.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими — иностранными гражданами, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

нахождения в распоряжении командира (начальника) — не более трех месяцев;

нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более шести месяцев;

нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу.

При этом, как уже отмечалось, в редакции, которая вступает в силу 1 января 2007 года, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены иные случаи прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях.

Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются:

военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, — указами Президента Российской Федерации;

остальных военнослужащих — в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

На военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности — на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность. «КОММЕНТАРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (постатейный) (под ред. А.Н. Козырина) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

В порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы, военнослужащие могут быть переведены для дальнейшего прохождения военной службы:

из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба;

из федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в Вооруженные Силы Российской Федерации;

из одного федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание.

Как уже отмечалось, военную службу проходят как по призыву, так и по контракту.

Контракт заключается гражданином (военнослужащим) с Министерством обороны Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) письменно по типовой форме согласно приложению N 1 к Положению о порядке прохождения военной службы.

В контракте закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин (военнослужащий) обязуется проходить военную службу, а также условия контракта.

Условия контракта включают:

— обязанность военнослужащего проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— право военнослужащего на соблюдение его прав и прав членов его семьи, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы, включая получение льгот, гарантий и компенсаций.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе указать в типовой форме контракта конкретные права и обязанности военнослужащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обусловленные особенностями их военной службы.

Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, о чем издается соответствующий приказ.

Контракт прекращает свое действие:

а) со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим;

б) со дня заключения с военнослужащим нового контракта;

в) со дня назначения военнослужащего на должность руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

г) со дня приостановления военнослужащему военной службы;

д) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете — в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть.

Гражданин, проживающий за пределами Российской Федерации и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат субъекта Российской Федерации или в воинскую часть, дислоцированную в месте его проживания.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде.

Биржа копирайтинга Комментариев нет

Особенности организации и прохождения военной службы

Особенности организации и прохождения военной службы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Правовые и теоретические основы прохождения военной службы 8
1.1 Правовые основы и особенности прохождения военной службы 8
1.2 правовой статус военнослужащих 16
2. Порядок прохождения военной службы военнослужащими по призыву и по контракту 29
2.1 Порядок прохождения военной службы по призыву 29
2.2 Порядок прохождения военной службы по контракту 35
3. Основные проблемы и направления совершенствования системы военной службы в РФ 41
Заключение 47
Список нормативных актов и литературы 51

Военная служба– особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах1.
Правовой основой прохождения военной службы является Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, иные нормативно правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры.2
Конституция Российской Федерации закрепляет основы обороны и безопасности государства.
Правовой основой создания Вооруженных Сил РФ явились Указ Президента Российской Федерации «О создании Вооруженных Сил РФ»
В указе подчеркивается, что одним из принципов строительства Вооруженных Сил является создание многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту.
Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в пределах своей компетенции издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву.
В пределах своих полномочий Верховный Главнокомандующий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в которых законами предусмотрена военная служба.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Правительство Российской Федерации должно осуществлять меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан к военной службе.
Гражданин Российской Федерации в соответствии с федеральным законом обязан защищать Отечество – Российскую Федерацию. Статья 12 Закона РФ «Об обороне»1 гласит, что комплектование ВС РФ осуществляется в добровольном порядке – по контракту, а также на основании призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Законодательство об обороне регламентирует порядок призыва граждан на военную службу, условия прохождения военной службы, а также устанавливает сроки военной службы военнослужащих. Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на военном учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежат призыву на военную службу.
Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое федеральным законом.
Содержание и порядок прохождения военной службы в мирное время определяется Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы и воинскими уставами.
Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года «Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ»2, утверждены и вводятся в действие с 1 июля 1994 года Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ и Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Министру обороны РФ поручено утвердить и ввести в действие Строевой устав ВС РФ.
Особенность правового регулирования в рассматриваемой сфере состоит в том, что общевоинские уставы ВС РФ, распространенные на военнослужащих других министерств и ведомств РФ, закрепили изменение, которые произошли в войсках, требования по повышению их боевой готовности, усилению ответственности военнослужащих при выполнении служебного долга.
Выполнение обязанностей военной службы, предусмотренное и осуществляемое в составе государственных военных организаций, есть выполнение государственных обязанностей. Другими словами, военная служба – есть служба государственная со всеми присущими ей основными чертами и принципами государственной службы в Российской Федерации.
В числе первых основных принципов государственной службы (закрепленных в законодательстве) назван принцип законности, означающий организацию и осуществление государственной службы на основе и в соответствии с действующим в государстве законодательством, что присуще и военной службе.
К военной службе относятся и другие принципы государственной службы в Российской Федерации и, в частности, такие как:
– обязательность решений вышестоящих в порядке подчиненности государственных органов и должностных лиц для нижестоящих государственных органов и должностных лиц;
– подконтрольность и подчиненность государственных органов и государственных служащих;
– внепартийность государственной службы. В государственных органах не создаются структуры политических партий и движений. Государственные служащие руководствуются законодательством и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений;
– равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;
– ответственность государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
– социальная защищенность государственных служащих и стабильность государственной службы.
Вместе с тем, военная служба, основываясь на основных принципах государственной службы, в силу специфического предназначения Вооруженных Сил, других государственных военных организаций, характера обязанностей военнослужащих (в конечном итоге – вооруженная защита государства), имеет существенные отличия или особенности по сравнению с другими видами государственной службы. Эти отличия дают основания называть военную службу особым видом государственной службы.
Особенности военной службы представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. К ним относятся:
— принятие военнослужащими военной присяги;
— наличия у военнослужащих воинских званий;
— обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан;
— деятельность правового регулирования военно-служебных отношений;
— беспрекословность воинского повиновения;
— особенности в защите прав участников военно-служебных отношений;
— право на хранение, ношение, применение и использования оружия;
— специфика ограничений военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах.
Граждан, впервые поступивших на военную службу или не проходившие военной службы и впервые призваны на военные сборы, приводятся к военной присяге на верность своему народу, своей Родине – Российской Федерации.
Факт приведения к присяге имеет не только моральные, но и существенные правовые значения. Этот торжественный акт – принятие присяги – характерен только для военной службы.
Только с приведением к присяге военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы).
Строгое соблюдение требований военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью. Нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.
Отказ от привлечения к Военной присяге не допускается, поскольку в силу статьи 59 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации при поступлении на военную службу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.1
После привлечения на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебныхобязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения.
За не должное выполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей военной государственной службы. Так, за несоблюдение обязанностей государственным служащим, он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состава воинских преступлений, в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации влекут уголовную ответственность военнослужащих.
Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общественными Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы; защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей в условиях риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках.
К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу предъявляются определенные, как правило, повышенные требования к состоянию здоровья (физическим данным), общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки.
Беспрекословность служебного подчинения, безусловность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников) – также одна из характерных особенностей военной службы. Этот принцип военно-служебных отношений закрепляется в военной присяге, общевоинских уставах. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил устанавливает, в частности, обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться приказу командира (начальника).
Для военной службы характерно более существенное влияние воинских званий военнослужащих на условия ее прохождения, чем влияние классных чинов (специальных званий) других государственных служащих на условия их службы.
Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от специальных званий других государственных служащих.
Для военнослужащих устанавливаются необходимые виды и формы одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации. При этом различные виды военной формы одежды могут иметь знаки различия по воинскому званию, персонифицированные, а также по принадлежности к Вооруженным Силам, другим войскам, виду Вооруженных Сил, родам войск (служб), различным командованием, конкретным воинским формированиям. Правила ношения военной формы одежды и знаков различия устанавливаются Министром обороны или руководителем того ведомства, в котором предусмотрена военная служба.
Военнослужащие в соответствии с установленным порядком имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личное оружие, которое он обязан содержать в надлежащем состоянии.
Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которые допустимы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации только по федеральному закону, которым является Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Установленные указанным Законом запреты соответствуют ограничениям, установленным для государственных служащих. Их назначение: обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих служебным положением; установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих; создать условия для независимости служебной деятельности.
Целью воинской обязанности и военной службы является оборона. Для её обеспечения создаются Вооруженные Силы РФ. В Федеральном законе «Об обороне» определен порядок комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими.
Согласно указанной норме оно осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу, то есть воинские части укомплектовываются гражданами, проживающими вне места дислокации этих воинских частей.
Кроме Вооруженных Сил РФ военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Таким образом, правовой основой прохождения военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, иные нормативно – правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры. Они определяют основы обороны и безопасности государства, принципы военной службы как разновидности государственной службы, цели, задачи и особенности её осуществления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *