Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, чьим источником дохода является продажа пива и пивных напитков, давно уже привыкли к своей обязанности ежеквартального декларирования оборота произведенного и проданного товара.
Однако, с введением системы ЕГАИС в действие, у многих возникают вопросы о том, существует ли сегодня необходимость в предоставлении отчетов о проданном алкоголе в виде деклараций, если вся его реализация отражается в вышеуказанной информационной системе.
Полезным ответ на этот вопрос окажется и для тех, кто только недавно решил попробовать свои силы в торговле или производстве пива.
Итак, в этой статье на основе анализа нормативно-правовой базы, регулирующей рынок алкоголя в России, разберемся в том, каким же именно образом соотносятся алкогольная декларация по пиву и ЕГАИС?
Сперва необходимо обратиться к основному закону, которым регулируется вышеуказанная сфера правоотношений – ФЗ об обороте алкоголя №171. Принят он был еще в 1995 году, однако ежегодно претерпевает изменения.
В соответствии со ст.14 Закона об обороте алкоголя в действующей (на дату опубликования настоящей статьи) редакции, подавать алкогольные декларации должны и организации, и лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность.
При этом:
«Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи»
(абз.12 ч.1 ст.14).
А организации обязаны осуществлять декларирование при осуществлении:
розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции
(абз.3 ч.1 ст.14),
производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год
(абз.10 ч.1 ст.14).
Алкогольные декларации по пиву, подаются, как мы уже отмечали выше, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. Декларировать объемы оборота алкоголя необходимо ежеквартально.
Регламент декларирования объемов продаж вышеуказанной алкогольной продукции был определен в 2012 году соответствующим постановлением Правительства РФ, ознакомиться с текстом документа вы можете, скачав его по .
В Постановлении также можно найти унифицированную форму пивной декларации (Приложение 12). При этом указания по ее заполнению содержатся в Приказе ФСРАР от 23 августа 2012г. №23.
Подробно рассматривать порядок декларирования объемов проданного пива в настоящей статье мы не будем, поскольку ранее на нашем сайте был опубликован МАТЕРИАЛ всецело посвященный этому вопросу.
Вместо этого бегло вспомним о том, что же представляет собой Система ЕГАИС, и сопоставим эту Систему с обязанностью предпринимателей подавать алкогольную декларацию по пиву.
Итак:
ЕГАИС – это аббревиатура, представляющая собой краткое наименование автоматизированной системы, предназначенной для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Суть этой системы заключается в том, что:
организации и индивидуальные предприниматели в предусмотренных федеральным законом № 171 от 22.11.1995 г. случаях обязаны дистанционно посредством сети интернет и соответствующего программного обеспечения передавать сведения об объемах произведенного и/или реализованного алкоголя в Федеральную службу регулирования алкогольного рынка.
На нашем пивном портале мы также посвятили несколько статей теме ЕГАИС и поэтому возвращаемся к соотношению системы с алкогольной декларацией по пиву.
Считаем важным отметить, что, организации, производящие, а также реализующие оптом и в розницу, в том числе в рамках оказания услуг общепита, крепкие виды алкоголя, к которым пиво не относится, с введением в действие ЕГАИС получили возможность не декларировать по соответствующей Форме №11 (Приложение №11 к Постановлению Правительства от 09.08.2012г. №815*) дополнительно сведения об объемах произведенного и реализованного алкоголя, так как все указанные сведения переданы в ФСРАР.
Полагаем, эта информация будет актуальна в случае производства и продажи одновременно пива и крепких алкогольных напитков.
А теперь разберемся непосредственно с пивными декларациями. И для более удобного восприятия информации сначала рассмотрим случай с оптом, а потом с розницей.
Оптовым производителям и продавцам пива также можно не подавать алкогольные декларации по пиву по Форме 12, все их обороты отражаются в ЕГАИС, и дублировать указанные сведения нет необходимости. Исключением из этого правила является (как мы отмечали в самом начале) случай, когда объемы производства пива не превышают 300 тысяч декалитров в год.
А вот розничные продавцы от обязанности декларировать объемы реализованной пивной продукции с введением системы ЕГАИС не избавились. Это касается и случаев торговли пива при оказании услуг общественного питания. Также не имеет значения правовая форма у продавца (юридическое лицо или ИП).
Связано это с тем, что в систему ЕГАИС не передаются сведения о фактах розничной реализации пива. Продавцы должны отчитываться в систему только по объему оптовых закупок пивных напитков. Соответственно, отследить оборот пива контролирующие органы на основании содержащихся в ЕГАИС сведений не имеют возможности.
При этом факт розничной продажи пива должен быть отражен в специальном Журнале, который допускается вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде. На основании такого журнала, в том числе, заполняется пивная декларация по Форме 12.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что соотношение ЕГАИС и алкогольной декларации по пиву может быть разным в зависимости от ситуаций. Для того, чтобы убедиться в отсутствии необходимости подавать декларацию по форме 12, рекомендуем обратиться к Закону об обороте алкоголя, а именно, к статье 14 этого нормативного акта.*Постановление Правительства РФ от 9 августа 2012 г. N 815 “О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда“
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей до 1 января 2018 года
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
Организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием, обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей.
Организации, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме, превышающем 200 декалитров в год, для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта.
Организации, осуществляющие закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, должны декларировать объем использования этилового спирта по фармакопейным статьям.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Формы и правила представления деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, и Классификатор видов продукции утверждены Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 № 231.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема винограда, использованного для производства винодельческой продукции c 1 января 2018 года
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема:
розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции;
розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, указанных в подпункте 3 пункта 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
розничной продажи алкогольной продукции, размещенной на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом ЕАЭС, а также ввозимых в Российскую Федерацию в качестве припасов в соответствии с установленными правом ЕАЭС особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов;
временного хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год;
перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
Организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей.
Сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны осуществлять учет и декларирование производства, хранения и поставки вина, игристого вина (шампанского), а также объема винограда, использованного для производства вина, игристого вина (шампанского).
Организации, не признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, сельскохозяйственные товаропроизводители, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, обязаны осуществлять учет и декларирование объема винограда, выращенного ими для производства винодельческой продукции.
Организации, осуществляющие производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полный цикл производства дистиллятов, обязаны осуществлять учет и декларирование объема винограда, использованного для производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полного цикла производства дистиллятов.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий с 1 января 2018 года
Организации, осуществляющие производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны осуществлять учет и декларирование объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
Лица, осуществляющие оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны осуществлять учет и декларирование объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
Лица, осуществляющие производство, изготовление и (или) оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год, обязаны осуществлять учет и декларирование объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.
Правила и формы представления деклараций об объеме производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) утверждены постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2017 г. № 1694 «О порядке учета и декларирования объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Порядок представления деклараций в электронном виде
Декларации в электронном виде представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в формате версии 4.31 на основе XML. Организация представляет декларации в целом по организации в разрезе каждого своего обособленного подразделения посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью в зашифрованном виде.
Для обмена информацией с Росалкогольрегулированием, подписанными и зашифрованными декларациями необходимо наличие:
- личного сертификата ключа подписи и закрытого ключа (который должен принадлежать уполномоченному лицу подписавшему декларацию в бумажном виде);
- сертификата Росалкогольрегулирования;
- набора программных компонентов для подписания и шифрования деклараций, в качестве программных компонентов могут быть использованы, «КриптоАРМ Стандарт» версии 4.5 (инструкция по работе) либо «КриптЭК» (инструкция по работе) либо «Блокхост ЭЦП 2.0» (инструкция по работе).
- Сертифицированный криптопровайдер (VipNet CSP (), «КриптоПро CSP» () или аналоги)) (требуется для работы компонентов, указанных в п.3).
Дополнительно необходимо установить корневые сертификаты Удостоверяющего Центра.
Декларации подаются в «Личном кабинете»