Переход в другую налоговую инспекцию

Проблемы перехода в другую налоговую инспекцию

Василий Неделько, руководитель юридической компании «Базальт»

Борьба за повышение эффективности работы налоговиков привела к тому, что перейти в другую налоговую инспекцию в Москве и Московской области становится большой проблемой.

Ситуация: смена налоговой после уведомления о недостоверности

Распространённая ситуация: офис фирмы располагается на территории одной налоговой инспекции, а зарегистрирована она на территории другой. Фирма получает уведомление о недостоверности данных (подробнее см. ) и пытается внести в реестр сведения о новом юридическом адресе — адресе своего офиса. Однако налоговая раз за разом выдает отказ в связи с тем, что «…представленные документы содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица…».

Вот образец подобного отказа:

По закону или по понятиям?

Казалось бы, в чем проблема? Фирма уже более двух лет арендует офис и платит арендную плату. Как адрес может быть недостоверным, если там располагается действующий офис и работают люди?

Оказывается, таким образом новая инспекция приглашает к себе руководителя для «собеседования». Дело в том, что «мертвые» и малоприбыльные организации ухудшают показатели эффективности налоговой инспекции. Транзитные и нулевые фирмы налоговикам вообще не интересны. Возможность давать отказ в регистрации изменений из-за недостоверности адреса — всего лишь инструмент для отсеивания неудобных фирм.

Алгоритм действий налоговой очень простой и основан на безнаказанности. Документы на регистрацию изменений в ЕГРЮЛ юридические лица подают в Регистрирующую налоговую инспекцию (в Москве — это Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве). Регистрирующая инспекция обращается с запросом в Территориальную (в которую организация пытается встать на учет) с просьбой подтвердить информацию о том, что организация действительно находится по заявляемому адресу. Если Территориальная инспекция информацию не подтверждает, Регистрирующая дает отказ.

При этом Территориальная инспекция вправе отказаться от разъяснений, почему не был подтвержден адрес. Устно могут последовать следующие комментарии:

  • не дозвонились до собственника;
  • собственник не подтвердил адрес;
  • запроса из Регистрирующей инспекции не было;
  • «Мы все подтвердили, это они там что-то напутали»;
  • и сокровенная фраза «Приезжайте, поговорим…».

И это в ситуации, когда организация действительно сидит в заявленном офисе, в регистрирующую инспекцию были представлены все необходимые документы и собственник готов подтвердить, что фирма арендует у него помещения.

Есть 4 варианта дальнейших действий:

  1. Играть по их правилам и идти на предварительное собеседование (face control) в Территориальную инспекцию.
  2. Обжаловать отказ в вышестоящем органе и, если потребуется, в суде.
  3. Попытаться приобрести юридический адрес для регистрации в другой налоговой инспекции.
  4. Подать новый комплект документов в надежде, что на этот раз удастся «проскочить».

Вариант 1. Face control в налоговой инспекции.

В последнее время все больше Территориальных московских и подмосковных налоговых инспекций ужесточают свои требования к «мигрантам» из других налоговых. Они ставят фильтр на прием новых налогоплательщиков из других инспекций.

На момент написания статьи (февраль 2018 года) по нашим наблюдениям наиболее жесткую политику ведут следующие налоговые инспекции: 5-я, 17–21-я, 23-я, 24-я, 43-я и 51-я.

Руководители компаний вынуждены идти на предварительное собеседование в налоговую инспекцию и доказывать там, что они:

  1. Реально занимают помещения, указанные в новых документах.
  2. Собственник помещений не возражает против регистрации фирмы по указанному адресу.
  3. Организация действующая, прибыльная и активно платит налоги.

Подчас пройти такое собеседование сложнее, чем поступить в вуз. Дело в том, что руководители организаций психологически не готовы оказаться в роли экзаменуемого и отвечать на неудобные вопросы. Перед ними может сидеть молодой человек, который упивается своей властью, видит в компьютере всю информацию о деятельности организации и с лёгкой издевкой задает риторические вопросы.

Если удалось успешно «сдать экзамен», будет предложено повторно подать документы на регистрацию изменений. На этот раз, скорее всего, смену адреса зарегистрируют.

Если же «экзаменатор» сочтет фирму бесполезной для инспекции, результатом собеседования могут стать фразы:

  • «Нам все равно, что вы там сидите, у вас адрес массовой регистрации»;
  • «Мы Вас к себе не возьмём»;
  • «Вы нам неинтересны»;
  • «Лучше поищите другую налоговую».

Все эти варианты ответа свидетельствуют, что face control не пройден и налоговая не готова принять организацию. Это незаконно, но такова сложившаяся практика.

Вариант 2. Обжаловать отказ.

Если ваша организация действительно находится по заявленному адресу, стоит обжаловать отказ в вышестоящем органе и, если потребуется, в суде. Не нужно бояться, что налоговая будет вам мстить или замучает проверками. Вы им неинтересны, так как с вас штрафов и налогов много не возьмешь, а тратить попусту ресурсы на контрольные мероприятия в отношении вашей фирмы никто не станет. Зачем? Есть более перспективные с точки зрения взыскания штрафов налогоплательщики. Но имеются нюансы.

1. Потеряете много времени.

Нужно понимать, что с момента подачи жалобы до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о новом адресе пройдет минимум 1,5–2 месяца. И это в том случае, если вышестоящий орган удовлетворит жалобу. Если же дело дойдет до суда, смело можно прибавлять еще 3–7 месяцев.

2. Могут возникнуть проблемы с банками и контрагентами.

Мы рассматривали ситуацию, когда организация получила Уведомление о недостоверности. За это время налоговая уже может внести запись в ЕГРЮЛ о недостоверности (подробнее см. ). Если это произойдет, банки могут заморозить счета, а контрагенты — отказать платить на фирму с недостоверными сведениями. Возникнут проблемы с бизнесом.

Если вы готовы мириться с этим, стоит идти по пути обжалования. Если время не ждет, нужно использовать другие варианты.

Вариант 3. Приобрести юридический адрес для регистрации в другой налоговой инспекции.

О так называемых покупных юридических адресах мы подробно расскажем в другой статье. Если коротко, то существует рынок юридических адресов. Есть несколько вариантов:

1. Дешевые адреса (до 30 000 руб. за 11 месяцев).

Компании-посредники договариваются с собственниками о заключении мнимых договоров аренды. Собственник получает небольшую сумму и подтверждает в налоговой, что вы арендуете у него помещение. Потом договор якобы расторгается за неуплату и собственник может посадить другую организацию.

Как правило, продавец адресов гарантирует только прохождение регистрации изменений и в лучшем случае первую проверку банка. Далее — никаких гарантий.

Нужно понимать, что это лотерея. Может, повезет, а может, уже через 2 месяца придет новое уведомление о недостоверности, так как налоговые продолжают активно бороться с «липовыми» адресами.

Кроме того, адреса сейчас можно купить только по лояльным инспекциям, которых с каждым месяцем становится все меньше.

2. Дорогие адреса (от 30 000 руб. за 11 месяцев).

Речь идет о небольших офисах, которые вы будете реально арендовать. Это могут быть комнатки по 5 кв. м без окон в бизнес-центрах в промзонах. Формально с ними все в порядке, но и такие адреса налоговая может со временем закрывать.

К нам уже обращались клиенты, к которым налоговая предъявила претензию, что адрес недостоверный, так как фирма со штатом 50 человек не может находиться в офисе площадью 7 м², что директор там фактически не находится, и адрес нужно сменить.

Вывод: в качестве временной меры покупку адреса на территории лояльной налоговой инспекции использовать можно. Это позволит быстро закрыть текущую проблему, но не гарантирует спокойствие в долгосрочной перспективе.

3. Аренда небольшого офиса.

Вы арендуете небольшой офис и переводите туда часть сотрудников. Тем самым решаете сразу 2 задачи:

  1. Гарантированно легализуете свой адрес.
  2. Получаете второй офис.

По месту нахождения основного офиса можно зарегистрировать обособленное подразделение. Здесь вопросов у налоговой не возникнет.

Вариант 4. Подать новый комплект документов в надежде, что в этот раз удастся «проскочить».

Некоторые идут и по этому пути. В нашей практике было 4 отказа подряд. Не проскочили.

Были 2 случая, когда система действительно давала сбой и фирму регистрировали. Но это скорее исключение из правила.

Советы при смене адреса с переходом в другую налоговую инспекцию

Подчеркну, что это советы из нашей практики. Это самый простой путь, когда мы играем по предложенным правилам, а не стараемся плыть против течения.

  1. Руководитель должен предварительно сходить на собеседование в Территориальную налоговую инспекцию (куда вы собираетесь встать на учет). Обычно собеседование проводит отдел оперативных проверок. Но можно в результате дойти и до начальника налоговой.
  2. Если налоговая дает добро, идем и регистрируемся. Если налоговики вас не готовы принять, выбираем из вариантов 2–3.

Также вас может заинтересовать:

Расчет стоимости внесения изменений в ООО

Процесс перехода из одной налоговой в другую

Цитата:Вопрос: У фирмы изменился юридический адрес. Она снялась с учета в прежней налоговой инспекции и встала на учет в другую инспекцию. Лицевой счет «переехал» за ней, всю отчетность передали, но оказалось, что за фирмой числятся пени по налогу, который давно отменили (налог на пользователей автодорог). Разъясните порядок перехода из одной налоговой инспекции в другую с долгами и без?
Ответ: Порядок перехода из одной инспекции в другую в большей части регламентируется Приказом ФНС России от 20.12.2004 г. N САЭ-3-09/165@ «Об утверждении методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения».
Рассмотрим внутренний порядок взаимодействия налоговых инспекций относительно Московского региона.
После подачи документов на изменение места нахождения МИФНС N 46 осуществляет внесение изменений в ЕГРЮЛ в пятидневный срок (Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
МИФНС N 46 не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, направляет в налоговый орган по прежнему и по новому месту нахождения организации сведения об изменении места нахождения организации в виде выписки из ЕГРЮЛ, содержащей запись об изменении места нахождения.
«Старая» налоговая инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, осуществляет снятие с учета организации и направляет в новую инспекцию файл выгрузки из базы данных ЕГРН, содержащий сведения, необходимые и достаточные для ведения территориального раздела ЕГРН.
«Новая» налоговая инспекция производит постановку на учет юридического лица по новому месту нахождения не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ, содержащей запись об изменении места нахождения, и файла выгрузки из ЕГРН из налогового органа по прежнему месту нахождения юридического лица.
В течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета прежняя налоговая инспекция направляет в налоговый орган по новому месту нахождения учетное дело организации вместе с сопроводительным письмом. Учетное дело должно содержать все документы, послужившие основанием для постановки на учет и снятия с учета организации в налоговом органе.
Отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности, отдел финансового и общего обеспечения и при необходимости иные заинтересованные отделы не позднее 30 дней со дня снятия организации с учета осуществляют подготовку всех документов и отправляют их в налоговый орган по новому месту нахождения юридического лица.
Налоговый орган по прежнему месту нахождения проводит сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом, государственными внебюджетными фондами на дату снятия налогоплательщика с учета в связи с изменением места нахождения.
В случае уклонения налогоплательщика от проведения сверки расчетов с бюджетом и как следствие невозможности направить в установленные сроки в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика согласованный акт сверки в новый налоговый орган направляется акт сверки, согласованный в одностороннем порядке налоговым органом.
Обращаем внимание: наличие у организации задолженности не является основанием для нарушения сроков снятия ее с учета (постановки на учет) и направления документов в налоговый орган по новому месту нахождения организации.
Как видим, вся процедура смены инспекции должна пройти в течение месяца. На практике зачастую этот срок составляет — от двух до восьми месяцев.
Чтобы ускорить данный процесс, рекомендуем:
пройти сверку расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами еще перед тем, как оформлять документы на изменение адреса (исправить все ошибки);
сообщить о подаче документов на изменение адреса своему камеральному инспектору, чтобы он подготовил передачу дел;
написать письмо на имя руководителя инспекции и уведомить о смене адреса, указав необходимые данные;
осуществить другие действия, которые облегчат работу инспекторов.
Р. Винокуров,
руководитель юридического отдела
юридической компании «Туров и партнеры»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *