Преступления коррупционной направленности

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:

  • мошенничество (статья 159);
  • присвоение или растрата (статья 160);
  • коммерческий подкуп (статья 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
  • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
  • превышение должностных полномочий (статья 286);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
  • получение взятки (статья 290);
  • дача взятки (статья 291);
  • посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
  • служебный подлог (статья 292);
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
  • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).

За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения

К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:

  • Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16);
  • Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
  • Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
  • Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
  • Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
  • Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
  • Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
  • Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
  • Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
  • Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);
  • Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
  • Нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
  • Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
  • Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
  • Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);
  • Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:

  • административный штраф;
  • административный арест;
  • дисквалификация.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

Статьей 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами, предусмотрены следующие виды взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия за совершение правонарушений, установленных:

  • ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ — за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
  • ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ — за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Гражданско-правовая ответственность

Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами:

  • статья 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации — убытки,причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
  • статья 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред,причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Пунктом 3.1. статьи 1081 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено — Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного по основаниям, изложенным в статье 1069, имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

К коррупционным правонарушениям относятся также обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации:

  • ст. 575 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит запрет на дарение подарков, за исключением обычных, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Статья 9. Субъекты коррупционных правонарушений

4. Исполнителями коррупционных преступлений в соответствии с Уголовным кодексом государства, настоящим Законом по решению суда могут быть признаны:

должностные лица, так как это определено в Уголовном кодексе государства, в случаях совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий;

государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, в случае совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий;

лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или некоммерческих организациях (в том числе зарубежных и международных), не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, в случаях совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий;

иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в государстве, обладающие публичным статусом в зарубежных и международных организациях, в случае совершения ими любого из соответствующих преступлений с использованием своих полномочий, если такое преступление, как это определено в Уголовном кодексе государства, направлено против интересов государства, а также в случаях, предусмотренных международным договором государства, и если такие лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к ответственности на территории государства.

Субъекты коррупционных преступлений и правонарушений

Общая характеристика коррупционных преступлений

Понятие и признаки коррупционных преступлений и правонарушений

На защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий направлен Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. N 165-З «О борьбе с коррупцией» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон).

В соответствии со статьей 1 Закона под коррупцией понимается умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

Согласно статье 3 Закона субъектами коррупционных правонарушений являются:

1) государственные должностные лица;

2) лица, приравненные к государственным должностным лицам;

3) иностранные должностные лица;

4) лица, осуществляющие подкуп государственных должностных лиц или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

К государственным должностным лицам относятся, в частности, государственные служащие, а также лица, занимающие должности в государственных организациях и относящиеся в соответствии с законодательством к должностным лицам.

К лицам, приравненным к государственным должностным лицам, относятся в том числе лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; государственные служащие, не относящиеся к должностным лицам; лица государственного органа или иной государственной организации, не относящиеся к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.

В статье 20 Закона содержится описание правонарушений, создающих условия для коррупции, в статье 21 Закона — описание коррупционных правонарушений. Совершение и тех и других правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Непосредственного перечня коррупционных преступлений не содержится ни в самом Законе, ни в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее — УК).

С учетом содержащихся в Законе признаков к коррупционным преступлениям можно отнести следующие:

— хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК);

— легализация (отмывание) материальных ценностей, приобретенных преступным путем (если преступление совершено лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или приравненными к ним) (ст. 235 УК);

— вмешательство в разрешение судебных дел или производство предварительного расследования (если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) (ст. 390 УК);

— незаконное освобождение от уголовной ответственности (если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) (ст. 399 УК);

— злоупотребление властью или служебными полномочиями (если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) (ст. 424 УК);

— бездействие должностного лица (если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) (ст. 425 УК);

— превышение власти или служебных полномочий (если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) (ст. 426 УК);

— служебный подлог (ст. 427 УК);

— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК);

— получение взятки (ст. 430 УК);

— дача взятки (если взятка предназначалась лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций или приравненным к ним) (ст. 431 УК);

— посредничество во взяточничестве (если взятка предназначалась лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций или приравненным к ним) (ст. 432 УК);

— принятие незаконного вознаграждения (если вознаграждение получено служащими государственного аппарата) (ст. 433 УК);

— злоупотребление властью, превышение власти или бездействие власти (если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) — преступление против порядка исполнения воинской обязанности (ст. 455 УК) .

Наиболее распространенными коррупционными преступлениями являются хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, взяточничество, служебный подлог, а также злоупотребление властью или служебными полномочиями и превышение власти или служебных полномочий.

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК) представляет собой завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК) представляет собой умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Бездействие должностного лица (ст. 425 УК) представляет собой умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, и наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Бездействие должностного лица, занимающего ответственное положение, либо повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК) — умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью .

Превышение власти или служебных полномочий, совершенное лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшее тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Служебным подлогом (ст. 427 УК) признается внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления и наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет.

Служебный подлог, совершенный с целью искажения данных государственной статистической отчетности, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Получение взятки (ст. 430 УК) — это принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий, и наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Получение взятки повторно, либо за заведомо незаконное действие (бездействие), либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере наказывается лишением свободы на срок от шести до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Получение взятки, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Дача взятки (ст. 431 УК) наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

Дача взятки повторно, либо за заведомо незаконное действие (бездействие), либо в крупном размере наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

При этом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК) представляет собой непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя и наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, либо при получении взятки в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

При этом виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном.

Принятие незаконного вознаграждения (ст. 433 УК) представляет собой принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством оплаты труда и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Принятие незаконного вознаграждения, совершенное повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Принятие незаконного вознаграждения, совершенное в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Центральной фигурой коррупции является должностное лицо, а применительно к большинству коррупционных преступлений — это одно из условий уголовной ответственности.

Согласно статье 4 УК к должностным лицам относятся:

1) представители власти — депутаты всех уровней; государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе; лица, состоящие на государственной службе (не только государственные служащие), которые также обладают властными полномочиями по отношению к не подчиненным им по службе лицам (например, работники органов внутренних дел, сотрудники государственных контролирующих и надзорных органов, судебные исполнители и др.);

2) представители общественности, наделенные полномочиями представителей власти (например, члены добровольных народных дружин, народные заседатели, общественные контролеры, внештатные сотрудники правоохранительных органов и др.);

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, — лица, которые в силу занимаемой должности наделены полномочиями по осуществлению руководства коллективом (у которых в подчинении имеются другие лица): директора, начальники, заведующие каких-либо организаций либо их подразделений, а также их заместители независимо от вида и формы организации (учреждения, предприятия), а также лица, которые выполняют обязанности, связанные с управлением или распоряжением имуществом (государственным, общественным, частным) или денежными средствами, учетом и контролем за отпуском и реализацией материальных ценностей (например, заведующий складом, магазином, базой, мастерской, главный бухгалтер и др.);

4) лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, нотариус, адвокат, врач как член врачебной комиссии или выдающий листки временной нетрудоспособности, преподаватель учебного заведения, уполномоченный на принятие различных экзаменов, и др.);

5) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

УК, определяя перечень лиц, относящихся к должностным лицам, не выделяет понятие «государственное должностное лицо», как это предусмотрено Законом. По смыслу уголовного закона лицо может быть должностным вне зависимости от формы собственности организации, в которой оно занимает соответствующую должность.

В УК предусмотрена самостоятельная категория должностных лиц: должностные лица, занимающие ответственное положение, к которым относятся, например, руководители правоохранительных органов и их заместители, руководители налоговых органов и их заместители и др. Совершение некоторых преступлений (получение взятки, злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти) такими должностными лицами признается обстоятельством, отягчающим ответственность.

Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам.

Внедряясь в различные сферы экономики и общества, приобретая новые криминологические характеристики, коррупция оказывает деструктивное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие государства и поэтому является серьезной угрозой его национальной безопасности.

Борьба с коррупцией должна носить системный, комплексный характер, охватывая все сегменты общественной жизни, в первую очередь систему государственного управления и экономику. Она не может быть ограничена лишь мерами уголовно-правового характера, важную роль играют меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам .

Принятые государством в последнее время меры позволили значительно усилить антикоррупционную направленность законодательства, определить основные направления и формы предупреждения коррупции.

Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. N 220 утверждена Государственная программа по борьбе с коррупцией на 2007 — 2010 годы, с изменениями и дополнениями, которая направлена на решение следующих основных задач:

— снижение уровня преступности, связанной с коррупцией;

— повышение эффективности деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, введение объективных критериев оценки их деятельности в данной сфере;

— усиление прокурорского надзора и государственного контроля за надлежащим выполнением государственными органами и иными организациями антикоррупционных мероприятий;

— создание эффективного механизма профилактики коррупции;

— дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам борьбы с коррупцией на основе практики его применения и с учетом положений международных антикоррупционных документов;

— углубление научных исследований, направленных на разработку практических рекомендаций в сфере борьбы с коррупцией;

— создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях .

Таким образом, в Республике Беларусь создана законодательная база для борьбы с коррупционными преступлениями, которая носит системный характер.

Классификация преступлений коррупционной направленности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

тривуня молодого ученого

УДК 343.231

Киршина Елена Анатольевна Kirshina Elena Anatol’evna

адъюнкт адъюнктуры

Нижегородская академия МВД России (6Q39Q5, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

post graduate student

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 6Q395Q)

E-mail: kirshina-91@mail.ru

Классификация преступлений коррупционной направленности The classification of corruption crimes

Статья посвящена вопросам классификации The article is devoted to the classification of cor-

преступлений коррупционной направленности, их ruption crimes, their systematization. On the basis of

систематизации. На основании доктринальных и за- doctrinal and legal provisions allocated some typology

конодательных положений выделяются некоторые classification Institute. Used a scientific approach to the

типологии института классификации. Используемый problem has allowed the author to propose a classifica-

научный подход к исследованию проблемы позволил tion of corruption crimes. предложить авторскую классификацию преступлений коррупционной направленности.

Ключевые слова: коррупция, классификация Keywords: corruption, the classification of crimes of коррупционных преступлений, должностные престу- corruption, malfeasance. пления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификация преступлений в уголовном праве является достаточно сложной категорией . Объясняется это тем, что до сих пор классификация, в силу различных причин, остается не только малоизученным приемом юридической техники, но и она вообще оказалась вне глубокого научного осмысления как в теории права, так и уголовного права. В издаваемых многочисленных юридических сочинениях прослеживается устойчивая тенденция «забвения» классификации как юридико-технического приема. Вместе с тем, классификация имеет важное значение как на стадии законотворчества, так и на стадиях толкования и применения закона. Правильная научно обоснованная классификация обладает особой ценностью, так как

она может оказать существенное влияние на регулирование уголовно-правовых отношений, повысить уровень эффективности и результативности сформулированных юридических предписаний .

Классификация в уголовном законодательстве не только занимает значимое место, но и играет особую роль, так как она образует особый режим функционирования системы уголовно-правовых предписаний, объединенных в Общей и Особенной частях УК РФ. Обоснованность, теоретическая аргументированность классификации повышает социальный уровень закона, обеспечивает его объективность и стабильность. Однако, несмотря на это, проблема классификации преступлений в уголовном законодательстве не получила логического завершения: ученые предлагают различные подходы к классификации, ее основаниям, видам, формам, содержанию, признакам. В частности, в уголовно-правовой науке предлагают выделять общие и специальные признаки классификации . Исходя из теоретических разработок в данной области, полисемии и контра-

дикторности высказанных учеными положений, автор предприняла попытку рассмотреть проблему классификации преступлений коррупционной направленности и предложить свою классификацию.

Классификация преступлений коррупционной направленности имеет важное значение не только для теории уголовного права, но и правоприменительной практики, она влияет на определение подследственности того или иного преступного деяния, позволяет индивидуализировать преступное деяние, выделяя его из общей массы преступных деяний, учитывается при определении ответственности и т. д.

В юридической литературе высказываются различные предложения по классификации преступлений коррупционной направленности. Представляют определенный интерес законодательные источники и предложения ученых советского периода.

В первом УК РСФСР, введенном в действие с 1 июля 1922 года, во второй главе его Особенной части «Должностные (служебные) преступления» были сформулированы 14 составов должностных преступлений. К ним относились: злоупотребление властью (ст. 105), превышение власти (ст. 106), бездействие власти (ст. 107), халатное отношение к службе (ст. 108), дискредитирование власти (ст. 109), подрыв и расточение государственного достояния в ущерб интересам трудящихся (ст. 110), постановление неправосудного приговора (ст. 111), незаконное задержание, незаконный привод, принуждение к даче показаний (ст. 112), присвоение денег или иных ценностей (ст. 113), получение взятки (ст. 114), провокация взятки (ст. 115), служебный подлог (ст. 116), разглашение сведений, не подлежащих огласке (ст. 117) и непредставление в срок сведений, справок и отчетов (ст. 118) .

Так, А.Н. Трайнин, рассматривая проблемы ответственности лиц, занимающих особое служебное положение в органах власти и управления считал, что, кроме должностных преступлений общепринятых, необходимо выделять квалифицируемые должностные преступления .

В свою очередь, Б.В. Здравомыслов все преступления, совершаемые должностными лицами в связи со служебным положением, подразделял на две группы: общие, совершаемые в любой области деятельности государственного аппарата и любыми должностными лицами, и специальные должностные преступления, совершаемые лишь в отдельных (специальных) сферах деятельности государственного аппа-

рата и не всеми, а только наделенными дополнительными служебными функциями должностных лиц .

Хотелось бы отметить, что в классификации того периода были заложены общие признаки субъекта, должностным лицом признавали любого гражданина, работающего в общественном секторе экономики — все это соответствовало политическим установкам и потребностям советского времени.

Современные же ученые, исследующие проблему противодействия коррупции, предлагают свои варианты классификаций указанных противоправных деяний.

В частности, А.И. Долгова считает, что коррупционные преступления следует толковать ограничительно, как акты подкупа, когда действуют две стороны: подкупающая и подкупаемая, безотносительно к нарушениям коррумпированным лицом его правовых обязанностей; коррупционными преступлениями следует признавать только получение и дачу взятки, но не злоупотребление должностными полномочиями либо иное незаконное использование лицом своего должностного положения .

Полагаем, что трудно согласиться с высказанным мнением, так как коррупционную составляющую характеризуют не только такие составы преступлений, как получение и дача взятки, но и многие другие, если их рассматривать через призму уже вышеназванных преступлений, делимых в зависимости от субъекта.

В свою очередь Л.В. Иногамова-Хегай дает расширительную трактовку коррупционных преступлений, с включением взяточничества, злоупотреблений должностным положением, а также соответствующих преступлений, совершаемых в сфере экономики лицами с управленческими, но не публичными функциями .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако С.К. Илий предлагает классифицировать должностные преступления по трем группам, рассматривая общие должностные преступления (к примеру, злоупотребление должностными полномочиями — ст. 285 УК РФ), специальные должностные преступления (отказ в предоставлении гражданину информации — ст. 140 УК РФ) и альтернативно-должностные преступления (торговля людьми — ч. 2 ст. 1271 УК РФ; использование рабского труда — ч. 2 ст. 1272 УК РФ и пр.) . По его мнению, необходимо выделить в УК РФ также ряд статей, схожих с общими должностными преступлениями, но совершаемых не должностными лицами (глава 23 УК РФ).

Решая проблему классификации преступлений коррупционной направленности, И.С. Паршин, исходя из системы построения Уголовного кодекса РФ, разделил их на две большие группы:

1) коррупционные преступления, нарушающие нормальное функционирование экономики РФ (то есть предусмотренные разделом VIII УК РФ);

2) коррупционные преступления, нарушающие нормальное функционирование государственной власти РФ .

Одновременно с этим он классифицирует коррупционные преступления в зависимости от субъекта преступного посягательства: преступления, совершаемые должностными лицами; преступления, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Отдельной категорией рассматривает преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ, и разделяет их по следующим основаниям:

1) собственно коррупционные преступления;

2) коррупционные преступления, совершаемые в форме подкупа;

3) преступления, создающие условия для совершения коррупционных преступлений;

а) содействующие коррупционным преступлениям и совершаемые лицами, не являющимися специальными субъектами преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ;

б) служащие основанием или прикрытием коррупционных преступлений и совершаемые должностными лицами или иными государственными служащими или служащими органов местного самоуправления;

4) иные должностные «околокоррупционные» преступления .

Данная научная классификация имеет право на существование, и она представляет интерес в связи с тем, что построена в зависимости от субъекта преступного деяния: лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации; должностные лица.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что субъектами коррупционных преступлений могут считаться: государственные служащие, служащие органов местного и муниципального самоуправления, должностные лица, в том числе иностранных и международных организаций (глава 30 УК РФ, к примеру ст. 285 или ст. 286 УК РФ); лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в коммерческих или иных организациях (глава 23, ст. 201 УК РФ); дееспособные граждане, достигшие 16-летнего возраста (охватывают различные составы пре-

ступлений: ст. 204 или ст. 291 УК РФ); лица, обладающие в соответствии с действующим законодательством полномочиями, дающими им право осуществлять властные, организационно-распорядительные, административно-хозяйственные или иные функции, затрагивающие интересы государства, коммерческих или иных организаций, общества или отдельно взятых граждан (глава 23 УК РФ, ст. 202 и ст. 203 УК РФ) . Таким образом, можно предположить, что круг субъектов коррупционных преступлений достаточно разнообразен и его нельзя сводить только к тем категориям, которые указаны в предложенной классификации.

Следует отметить, что проблему классификации преступлений коррупционной направленности пытались решить как на законодательном, так и на исполнительном уровне органы государственной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В частности, законодатель в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определил перечень деяний, относимых к коррупционным: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица . Полагаем, что, несмотря на предпринимаемые попытки законодателем, определить в специальном законе важные положения, решить данную проблему он не смог, в частности, в нем не сформулированы дефиниции «коррупция», «преступления коррупционной направленности», отсутствует исчерпывающий перечень коррупционных преступлений (правонарушений) и их классификация .

Попытку восполнить законодательный пробел по классификации преступлений коррупционной направленности предприняла Генеральная прокуратура Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Последние утвердили совместное Указание от 1 февраля 2016 года № 65/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, ис-

пользуемых при формировании статистической отчетности» с приложением Перечня классификации коррупционных преступлений . Цель такой классификации заключалась в упорядочивании системы отчетности по рассматриваемым видам преступлений. Указанный нормативный правовой акт позволяет формировать статистическую отчетность.

Согласно пункту 1 Перечня № 23 к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:

— наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к статье 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к статье 201 УК РФ;

— связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

— обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

— совершение преступления только с прямым умыслом.

Исключением служат преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

В пункте 2 дан перечень составов, содержащих данные признаки и относящихся к коррупционному перечню без каких-либо дополнительных условий.

В пункте 3 сформулирован перечень преступлений, которые можно отнести только при наличии определенных условий: так, в пункте 3.1 указаны преступления, относящиеся к перечню

при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности, деяния, предусмотренные статьей 174 УК РФ; статьей 174.1 УК РФ; статьей 175 УК РФ и частью 3 статьи 210 УК РФ.

В пункте 3.2 названы преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической карточке все той же отметки о его коррупционной направленности. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом, приведены в пункте 3.3 Указания, к которым относятся «Регистрация незаконных сделок с землей» (ст. 170 УК РФ), «Злоупотребление полномочиями» (ст. 201 УК РФ), «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ) и др.

В пункте 3.4 перечислены преступления, которые будут считаться коррупционными только в случае совершения их должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Согласно пункту 3.5 преступление будет считаться коррупционной направленности, если его совершит тот же субъект, перечисленный в пункте 3.4, но при этом с корыстным умыслом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отдельный пункт 3.5.1 выделен состав преступления, предусмотренный пунктом «б» части 3 статьи 2281 УК РФ, который будет считаться коррупционным в случае возбуждения его после 1 января 2013 года и при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом.

Пунктом 3.6 к коррупционным преступлениям относятся деяния при наличии в статистической карточке отметок о коррупционной направленности преступления, о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения, например различные виды мошенничества, совершенные с использованием служебного положения (ч. 3 и ч. 4 ст. 159, ч. 3 и ч. 4 ст. 1591 УК РФ и т. д.).

По аналогии в пункте 3.7 преступление, предусмотренное частью 5 статьи 2281 УК РФ,

относится к коррупционным при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом.

В пункте 4 указаны преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного представления такой выгоды. Фактически какой-либо конкретной системы отнесения преступления к категории коррупционной направленности, по нашему мнению, в этом документе не прослеживается. В нем даны признаки деяний данной категории, а в пунктах перечислены составы преступлений, которые либо по своей сути являются коррупционными или могут иметь коррупционную направленность при наличии каких-либо дополнительных признаков, в том числе не указанных в пункте 1, например отметок в статистической карточке. Более того, отнесение ряда преступных деяний по предложенным в Указании критериям вызывает ряд иных вопросов.

Таким образом, можно сделать вывод, что указанный документ является основным документом, позволяющим выделить преступления коррупционной направленности из общей массы преступных деяний по характерным признакам, используемым для формирования статистической отчетности.

Положительно оценивая данный подзаконный нормативный правовой акт, следует указать на его недостатки, заключающиеся в том, что он является документом двух ведомств: Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Известно, что противодействием преступности, в том числе и коррупционной, в рассматриваемой области занимаются и другие министерства, ведомства, в частности ФСБ России, Следственный комитет Российской Федерации. Кроме того, следует учитывать и важную роль в противодействии преступности

Верховного Суда Российской Федерации и подчиненных ему судов.

К недостаткам также следует отнести отсутствие в статистической отчетности показателей, характеризующих совершаемые деяния, отнесенные законодателем к квалифицирующим признакам преступления. Существующий изъян в статистической отчетности не позволит получить полную объективную картину о состоянии коррупционной преступности, совершаемой с квалифицирующими признаками. В этой связи предлагается указанный Перечень статистической отчетности дополнить показателями, характеризующими квалифицирующие признаки преступного деяния.

Бесспорно, данное Указание существенно облегчает процедуру формирования статистических данных и как итог общее состояние преступности в нашей стране, а также способствует оперативному выявлению преступлений и позволяет эффективно принимать надлежащие меры противодействия коррупционным преступлениям. Если данное Указание согласовать и использовать в работе всем профильным министерствам и ведомствам, в чьи полномочия входит противодействие преступности и ее предотвращение, результат правоприменительной деятельности значительно бы возрос.

Природа коррупционных преступлений разнообразна и видоизменяема, они посягают на большой спектр общественных правоотношений, поэтому классифицировать их можно мно-гопланово. На наш взгляд, предлагать сложные классификации по различным основаниям излишне, это только усложнит процесс расследования уголовных дел, затруднит процесс квалификации и породит новые проблемы. Исходя из вышеизложенного, взяв за основу структуру разделов Особенной части Уголовного кодекса РФ, коррупционные преступления следует подразделять на три группы:

— коррупционные преступления в социальной сфере жизнедеятельности общества (преступления против личности — раздел VII, IX УК РФ);

— коррупционные преступления в экономической сфере жизнедеятельности общества (преступления в сфере экономики — раздел VIII УК РФ);

— коррупционные преступления в политической сфере жизнедеятельности общества (преступления против государственной власти, преступления против военной службы — раздел X, XI УК РФ).

Такой подход к классификации преступлений коррупционной направленности позволит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тривуня молодого ученого

структурировать их и повысит эффективность и результативность противодействия указанным противоправным деяниям.

Примечания

1. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / под ред. В.И. Даля. М., 1989. Т. 2.

2. Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгенье-вой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1981.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1987.

4. Кузнецов А.П. Предисловие // Маршакова Н.Н. Классификация в российском уголовном законодательстве (теоретико-прикладной аспект): монография. Н. Новгород, 2009.

5. Кадников Н.Г. Классификация преступлений по уголовному праву России: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2000.

6. Маршакова Н.Н. Классификация в российском уголовном законодательстве (теоретико-прикладной аспект): монография. Н. Новгород, 2009.

7. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. URL: http:// www. library. ru/help/docs/n10349/yk1922.txt

8. Трайнин А.Н. Уголовное право. Часть особенная. М., 1927.

9. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления: понятие и квалификация. М., 1975.

10. Долгова А.И. Проблемы криминалогической обусловленности уголовного законодательства о коррупционных преступлениях // Уголовное право. 2013. № 5.

11. Актуальные проблемы уголовного права. Часть Особенная: учебник / под ред. Л.В. Иногамо-вой-Хегай. М., 2016.

12. Илий С.К. Должностная преступность: криминологическая характеристика и предупреждение: монография. М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Паршин И.С. Противодействие коррупции: уголовно-правовое и криминологическое исследование: дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2013.

14. Собрание законодательства РФ. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6228.

15. Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н. Правовая регламентация противодействия коррупции: национальный, международный и зарубежные аспекты: монография. Н. Новгород, 2012.

16. Указание Генеральной прокуратуры России и МВД России от 1 февраля 2016 г. № 65/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголов-

ного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71231728/#ixzz4FlIDs87e.

1. Dictionary of the Russian language in vol 4 / ed. V.I. Dahl. Moscow, 1989. Vol. 2.

2. Russian dictionary / ed. A.P. Evgenyeva. 2 ed. and added. Moscow, 1981.

3. Ozhegov S.I. Russian dictionary / ed. N.Y. Shve-dova. Moscow, 1987.

5. Kadnikov N.G. Classification of crimes on criminal law of Russia: author’s abstract… doctor of legal sciences. Moscow, 2000.

7. The Criminal code of the RSFSR in 1922. URL: http://www.library.ru/help/docs/n10349/yk1922.txt

8. Trainin A.N. Criminal law. Some special. Moscow, 1927.

9. Zdravomyslov B. V. Officials crime: the concept and qualification. Moscow, 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Actual problems of criminal law. Some Features: textbook / ed. L.V. Inogamova-Khegai. Moscow, 2016.

12. Eli S.K. Official criminality: criminological characteristics and prevention: monograph. Moscow, 2007.

14. Collection of legislative acts of the RF. 2008. № 52, 1 p., art. 6228.

I. Преступления коррупционной направленности (относятся безусловно):

— «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума» (статья 141.1 УК РФ);

— «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов» (статья 184 УК РФ);

— «Коммерческий подкуп» (статья 204 УК РФ);

— Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения (пункт «а» части 2 статьи 226.1 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей»);

— Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч.2 статьи 229.1 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»;

— «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» (статья 289 УК РФ);

— «Получение взятки» (статья 290 УК РФ);

— «Дача взятки» (статья 291 УК РФ);

— «Посредничество во взяточничестве» (статья 291.1 УК РФ);

II. Преступления, которые могут быть отнесены к преступлениям коррупционной направленности, при наличии умысла на получение выгоды либо совершении преступления должностным лицом, либо при наличии умысла и совершении должностным лицом:

При наличии ссылки – «коррупция»

— «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» (статья 174 УК РФ);

— «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» (статья 174.1 УК РФ);

— «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем» (статья 175 УК РФ);

— Создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а также координация преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработка планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, а равно участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений; или участие в преступном сообществе (преступной организации), совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 статьи 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)»);

— «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования» (статья 294 УК РФ);

— «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование» (статья 295 УК РФ);

— «Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования» (статья 296 УК РФ);

— «Принуждение к даче показаний» (статья 302 УК РФ);

— «Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод» (статья 307 УК РФ);

— «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу» (статья 309 УК РФ);

При наличии умысла – «личная заинтересованность»

— Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения или совершенные лицом с использованием своего служебного положения (п. а или п. б ч. 2 статьи 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий»);

— Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч.2 статьи 142 УК РФ «Фальсификация избирательных документов, документов референдума»);

— «Регистрация незаконных сделок с землей» (статья 170 УК РФ);

— «Злоупотребление полномочиями» (статья 201 УК РФ);

— «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» (статья 202 УК РФ);

— «Злоупотребление должностными полномочиями» (статья 285УК РФ);

— «Нецелевое расходование бюджетных средств» (статья 285.1 УК РФ);

— «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов» (статья 285.2 УК РФ);

— «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений» (статья 285.3 УК РФ);

— Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; или то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, если они совершены с причинением тяжких последствий (ч.1 или ч.2 или 3 п. в статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»);

— «Служебный подлог» (статья 292 УК РФ);

— «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта» (статья 305 УК РФ);

Преступление совершено должностным лицом

— Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере или мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере (ч. 3 или ч.4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество»);

— Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному; те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину; те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере; все перечисленные деяния, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере (ч.3 или ч.4 статьи 160 УК РФ «Присвоение или растрата»);

— Хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств или хищение либо вымогательство ядерного, химического или других видов оружия массового поражения, а равно материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, если они совершены лицом с использованием своего служебного положения (п. в ч. 3 статьи 226 УК РФ «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»);

— Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере; то же деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль; все эти деяния, совершенные организованной группой (ч.3 статьи 226.1 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей»);

— Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо их прекурсоров, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, правил культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, а также нарушение правил хранения, учета, реализации, продажи, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, повлекшее утрату таких растений или их частей, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил; то же деяние, совершенное из корыстных побуждений либо повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 статьи 228.2 УК РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ»);

— Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (п. в ч.2 статьи 229 УК РФ «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»);

— Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, совершенное группой лиц по предварительному сговору или должностным лицом с использованием своего служебного положения или в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере; совершенные в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в крупном размере; совершенные организованной группой или в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в особо крупном размере или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (ч. 3 или ч.4 статьи 229.1 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»);

— «Контрабанда» (ч.4 статьи 188 УК РФ) — Утратила силу. — Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ, однако учитывается применительно к расследуемым уголовным делам, возбужденным до 07.12.2011;

Преступление совершено должностным лицом при наличии умысла – личная заинтересованность

— Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом; незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе; те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности; или те же деяния, повлекшие тяжкие последствия (ч. 3 или 4 статьи 183 УК РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»);

— Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества; те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере; те же деяния совершенные лицом с использованием своего служебного положения (п. б ч.3 статьи 228.1 УК РФ «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»);

III. Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности и подготовкой, в том числе мнимой, условий получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества:

— «Мошенничество» (статья 159 УК РФ);

— «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» (статья 169 УК РФ);

— «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции» (статья 178 УК РФ);

— «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения» (статья 179 УК РФ);

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *