Про отходы

Статья 2. Термины и определения

Обращение с отходами — деятельность, связанная с документированными (в том числе стандартизированными, сертифицированными, паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение и минимизацию образования отходов, повторное использование отходов, использование отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов, учет и контроль образования, накопления и размещения отходов, а также их сбор, обезвреживание, переработку, транспортирование, хранение, удаление и трансграничные перемещения, в том числе контроль (надзор) над этими операциями и надзор за местами удаления отходов.

Специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами (компетентный орган) — исполнительный орган государственной власти, который наделяется определенными полномочиями в области обращения с отходами, включая координацию деятельности других государственных органов и органов местного самоуправления в области обращения с отходами.

Отходы производства и потребления — (далее — отходы) — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также утратившие свои потребительские свойства товары (продукция), которые не могут в дальнейшем использоваться в месте их образования или обнаружения и от которых их собственник избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления.

Отходы производства — остатки сырья, материалов, веществ, полуфабрикатов, изделий и иных продуктов, образовавшихся в процессе производства продукции и (или) выработки энергии или выполнения работ (услуг) и утративших полностью или частично исходные потребительские свойства; образующиеся попутные вещества, не являющиеся целью производства и не находящие по своим характеристикам применения в технологическом процессе, в том числе бракованная продукция; вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых; побочные и попутные продукты; улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод твердые вещества; сельскохозяйственные отходы.

Отходы потребления — все образующиеся в результате потребления и (или) эксплуатации готовой продукции виды отходов, включая твердые бытовые отходы, медицинские и биологические отходы, упаковочные отходы, а также отходы, образующиеся при функционировании культурно-бытовых, учебных учреждений, организаций и предприятий торговли и общественного питания и других предприятий и организаций общественного назначения; остатки веществ, материалов, предметов, изделий, частично или полностью утратившие свои первоначальные потребительские свойства в результате физического или морального износа в процессах потребления и (или) эксплуатации, а также получившие несовместимые с их дальнейшим использованием повреждения в результате нештатных ситуаций.

Отходы инертные — отходы, которые не подвергаются существенным физическим, химическим или биологическим преобразованиям в процессе их хранения, транспортирования, переработки и использования на полигонах и которые не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье людей.

Отходы опасные — отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и (или) окружающей среды. К опасным отходам относятся категории отходов, признаваемые опасными и подлежащие контролю в соответствии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.).

Класс опасности отходов — количественная характеристика отходов, выраженная в баллах, определяющая степень их возможного вредного воздействия, непосредственного или опосредованного, на окружающую среду в соответствии с международнопризнанными критериями отнесения опасных отходов к определенному классу опасности.

Отходы твердые бытовые — отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Безотходное производство — форма ресурсосберегающей организации производства продукции, характеризующаяся отсутствием отходов в основном производственном цикле или их полной утилизацией в дополнительных технологических процессах, не связанных с получением основной продукции на этом же производстве.

Малоотходная технология — процесс производства продукции, при реализации которого для получения единицы продукции образуется меньшее количество отходов по сравнению с существующими традиционными способами получения этой же продукции.

Минимизация образования отходов — сокращение или полное прекращение образования отходов в источнике или технологическом процессе, в том числе за счет внедрения безотходных технологий.

Наилучшая доступная технология — технология сбора, хранения, транспортирования, переработки, утилизации, обезвреживания, размещения, удаления отходов, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду, жизнь и здоровье граждан и доступная для практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

Вторичные ресурсы — отходы производства и потребления, которые потенциально или актуально пригодны для использования в народном хозяйстве для получения сырья, изделий и (или) энергии.

Вторичные энергетические ресурсы — используемые для получения энергии отходы производства и потребления, в отношении которых существует реальная возможность и целесообразность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки с выделением тепловой и (или) электрической энергии.

Вторичные материальные ресурсы — отходы производства и потребления, в отношении которых существует реальная возможность и целесообразность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки для получения товарной продукции.

Вторичное сырье — часть вторичных материальных ресурсов, в отношении которых в настоящее время имеется техническая возможность и экономическая целесообразность использования в экономической деятельности государства в целях получения материалов и (или) энергии.

Идентификация отходов — деятельность, связанная с определением принадлежности конкретных отходов к конкретному виду, сопровождающаяся установлением их опасных, ресурсных, технологических и других характеристик на основании эксплуатационно-информационных документов, включая паспорт отходов, контрольных измерений, испытаний, тестов и т.п.

Классификация отходов — распределение отходов на группы по совокупности приоритетных признаков: по классу опасности для окружающей среды и здоровья людей, по происхождению, агрегатному состоянию, химическому составу, ресурсной ценности отходов и другим характеристикам, необходимым для осуществления безопасной и ресурсосберегающей деятельности по обращению с отходами.

Кодирование отходов — технический прием, позволяющий наиболее полно, кратко и достоверно представить классифицируемые отходы в виде групп знаков (букв, цифр и т.п.) по правилам, установленным принятой в государстве системой классификации отходов.

Паспортизация отходов — последовательность действий по идентификации, описанию физико-химических и технологических свойств отхода на этапах его технологического цикла, включая описание основных характеристик конкретных отходов, в том числе сведения о происхождении и агрегатном состоянии отходов, физико-химические характеристики, а также описание опасных для здоровья людей и окружающей среды свойств и направлений ликвидации отходов с учетом степени опасности и ресурсной составляющей.

Сертификация отходов — процедура установления соответствия состава и свойств отходов требованиям или сведениям, которые содержатся в паспортах отходов или иных нормативно-методических документах в области обращения с отходами.

Хранение отходов — режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей ликвидации.

Переработка отходов — деятельность, связанная с выполнением технологических процессов физико-химического и биологического преобразования отходов, включая обезвреживание, с целью их ликвидации, безопасной для окружающей среды.

Ликвидация отходов — деятельность, связанная с безопасными и ресурсосберегающими процессами использования продукции на последней стадии ее жизненного цикла (при ее превращении в отход) путем утилизации той части отходов, которая может быть использована в качестве вторичных ресурсов, и удаления той части отходов, которая не может быть использована в качестве вторичных ресурсов.

Утилизация отходов — деятельность, связанная с использованием отходов в качестве вторичных ресурсов.

Удаление отходов — деятельность по захоронению и (или) уничтожению отходов.

Размещение отходов — деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронения отходов.

Хозяйствующий субъект — юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с обращением отходов на территории государства.

Примечание: во взаимоотношения с хозяйствующими субъектами могут вступать физические лица, обладающие правом собственности на определенные виды отходов.

На сегодняшний день состояние управления отходами в России можно оценить как неудовлетворительное. Россия отстает в решении этого вопроса от западных стран. Тема экологической безопасности управления отходами является актуальной в современном мире и в России.

В статье предложен ряд рекомендаций для государственных органов по управлению отходами в РФ. При формировании рекомендаций по управлению в сфере сбора и переработке бытовых и промышленных отходов авторы оценили и обобщили мировой опыт управления утилизации отходов промышленности и потребления; изучили существующие тенденции решения проблемы управления переработки отходов в России, определили наиболее приемлемые для РФ способы переработки отходов, использование которых более целесообразно; определили степень воздействия перерабатывающих технологий на окружающую природную среду.

Существуют различные методы решения проблемы с отходами, такие как закапывание, размещение на технически оборудованных полигонах, сжигание и переработка на вторичное сырье. Более перспективным методом считается переработка. Если сравнивать складирование и сжигание, то сжигание наносит меньший вред окружающей среде. С другой стороны, при сжигании теряется экономическая выгода от вторичной переработки. Несмотря на постоянно разрабатывающиеся и внедряющиеся новые технологии обезвреживания, утилизации и переработки отходов, их складирование на полигоне остается распространенной практикой для большинства стран.

Переработку отходов выполняют по двум направлениям: производство вторичных материалов и выработка энергии. В развитых странах к мусору относятся как к стратегическому ресурсу для получения отопления и электроэнергии, рециклинга металла, пластика, стекла и других материалов. Производство энергии из отходов широко практикуется в Европе, при этом Европейская комиссия продвигает переработку отходов и не рекомендует строительство новых мусоросжигающих заводов, хотя технология сжигания, котлы и фильтры постоянно модернизируются.

Отмечается прямая зависимость между экономическим уровнем развития страны и обращением с отходами. Так, в Японии доля перерабатываемых отходов стремится к 100 %. В ряде европейских стран доля переработки отходов превышает 60 %. На рисунке 1 четко прослеживается тенденция обращения с отходами в странах Западной Европы: развитые страны большую долю отходов перерабатывают, более отсталые страны Южной и Восточной Европы практикуют захоронение, переработка там развита слабо.

Государственная политика большинства стран ориентирована на минимизацию образования и накопления отходов. Более того, развитые страны рассматривают переработку отходов как источник прибыли. Мировой рынок отходов оценивают в $320 млрд, из которых 20 % – это импорт и экспорт, который для большинства стран является ключевым элементом бесперебойной работы отрасли переработки отходов. Главными игроками мирового рынка отходов считаются:

Так, оборот Waste Management за 2017 год составил более $14 млрд, Republic Services – $9 млрд. Ведущие компании с выручкой более 1 млрд евро в основном занимаются всем процессом: от сбора и транспортировки до утилизации и производства электроэнергии, а также складированием и захоронением. При этом деятельность данных компаний международная и не ограничивается страной происхождения отходов. Прибыль крупных компаний, занимающихся управлением отходов (сбор, транспортировка, переработка, утилизация), показывает индекс SGI Global Waste Management, рассчитанный банком Societe Generale и агентством Standard & Poor’s (рисунок 2).

РИС. 2. Индекс SGI Global Waste Management

За последний год индекс показывает прирост 12,4 %. Доля переработки отходов составляет 42 % инвестиций, на утилизацию приходится 20 %, на сжигание с получением энергии – 17 % и только 14 % – на захоронениеУбыточная стадия (сбор, транспортировка) компенсируется за счет продажи переработанного сырья и произведенной продукции. В наибольшем объеме в торговый оборот (таблица 1) идет металлолом, на втором месте – макулатура (за 2017 год на мировой рынок поставлено 55,01 млн т макулатуры общей стоимостью $10,2 млрд). Объем мирового рынка отходов пластмасс составил 15,8 млн т, что составляет $6,7 млрд. Объем мировой торговли боем стекла находится на уровне 3 млн т/год; отходами резины – 1 млн т/год.

ТАБЛИЦА 1. Динамика мировой торговли отходами, обрезками и скрапом (составлено авторами по данным )

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейское агентство по охране окружающей среды (ЕАО), Агентство США по защите окружающей среды основным направлением борьбы с ростом отходов полагают снижение количества образующихся отходов, однако единого мнения в решении поставленной задачи нет (рисунок 3).

РИС. 3. Иерархия методов обращения с отходами (составлено автором по данным )

27 европейских стран 87 % собранного пластика доставляют через Гонконг в Китай. Япония и США также экспортируют свои пластиковые отходы в Китай: Америка только в 2016 году экспортировала 1,42 млн т. пластиковых отходов, что принесло Китаю около $500 млн прибыли.

Европейцы проанализировали масштабы экологического ущерба от захоронения отходов, посчитали стоимость потерянных ресурсов, добавили огромные площади, занятые отходами и пришли к заключению о необходимости направления политики обращения с отходами в сторону их повторного использования и переработки. Для привлечения к переработке развитые страны вводят поощрительные или ограничительные меры. Поощрение заключается в льготном налогообложении. Реализация отходов населением не облагается налогом ни в одной развитой стране мира.

Вектор инвестиционной активности в сфере управления отходами также изменился в лучшую сторону: появились технологии сбора мусора при помощи роботов, умные мусорные баки и т.п В сфере переработки стекла внедряются новые технологии. Например, в США практикуется изготовление нового вида кирпичей из стекла и макулатуры. Они имеют высокое сопротивление огню и воде, а также по весу на 60 % легче, а их стоимость составляет 2/3 от стоимости обычных кирпичей. Также в США и Канаде тестируется строительство дорог с применением отходов стекла, пластика, асфальта и камня Решение проблемы с электронными отходами предлагает Университет ООН. Предпочтительный вариант – изъятие электронных отходов у населения при участии производителей, продавцов и местной власти. Каждая часть изъятого оборудования – драгоценные металлы, пластмасса, батареи и пр. – разделяется и перерабатывается. Например, в компании Dell пластик из электронных отходов идет на создание моноблоков, настольных компьютеров и мониторов OptiPlex. Другие варианты: организации сами собирают и/или покупают электронные отходы. Главная задача в сфере управления – повышение доли извлекаемых ценных материалов из электронных отходов.

Состояние сбора и переработки отходов в России

По данным Росприроднадзора объемы промышленных и бытовых отходов, накопленных в России за период с 2003 по 2017 гг. выросли более чем вдвое (рисунок 4)

РИС. 4. Объёмы промышленных и бытовых отходов, накопленных в России с 2003 по 2017 годы (составлено автором по данным )

В таблице 2 представлены ключевые показатели переработки отходов в России. Учтены главным образом отходы потребления, потому что промышленные отходы большей частью перерабатываются на собственных мощностях предприятий.

ТАБЛИЦА 2. Показатели рынка отходов в России, 2017, тыс. т (составлено авторами по данным )

Сырье

Макулатура

Стекло

Пластик

Резина

Ресурсная база

Бумажные

отходы

Тара, листовое стекло

Все виды, включая упаковку

Шины, покрышки, камеры

Образование сырья

12 000

Сбор

Объем производства вторсырья

Экспорт

0,2

0,5

Импорт

62,7

10,4

Расчетное потребление на внутреннем рынке

76,2

Коэффициент извлечения, %

Данные таблицы 2 проиллюстрированы рисунками 5 и 6.

РИС. 5. Образование и сбор отходов в России, тыс. т, 2017 (составлено автором по данным ) РИС. 6. Коэффициент извлечения, % (составлено автором по данным )

Переработка может приводить к удорожанию поступающих отходов до 50 %, иногда более, однако стоимость вторсырья при этом ниже стоимости первичного материала. Данные по уровням цен на вторсырье указаны в таблице 3, в которой показано, что более ценные для переработки отходы – пластиковые.

ТАБЛИЦА 3. Цены на отходы на российском рынке (составлено автором по данным )

Вид Уровень цен, руб./т. с НДС Вид Уровень цен, руб./т. с НДС
Макулатура 7000 Отходы резины от 17000
Стекло от 2000 Пластик от 35000

Макулатура. В России образуется более 15 млн т/год макулатуры из них пригодны для переработки 12 млн тонн. Однако собирается, по данным Лиги переработчиков макулатуры, всего 3–3,5 млн т, или около 27 % макулатуры. Переработка ведется главным образом с получением макулатурного тарного картона. Другой по объемам сегмент потребления – санитарно-гигиенические изделия (туалетная бумага, полотенца). Также есть способы производства кровельных материалов, эковаты, литьевых бумажных изделий и т.п. Нами проведен патентный поиск, показавший наличие новых изобретений, направленных на совершенствование процесса переработки макулатуры 8] .

Для сравнения, в Германии сбор макулатуры составляет 22 млн т, мощность переработки – 16 млн т (до 60 %), остальные 6 млн т собранной макулатуры направляются на экспорт. В России ситуация противоположная: в настоящее время существует возможность переработки более 4 млн т/год, собрано в 2016 году только 3,2 млн т. В Европе 70 % готовых бумажных изделий изготовляют из вторичного сырья, в РФ – только 30 %. Поскольку первичное сырье примерно в 5 раз дороже макулатурного, россияне переплачивают за свои покупки по сравнению с европейцами.

Стеклобой. Крупные компании, занимающиеся сбором и транспортировкой стеклобоя: ООО «Гласс Ресайклинг Раша Центр» (Санкт-Петербург), «ВторКом» (Челябинск), ООО «Экологический региональный центр» (Кемерово), «ООО «Вторстекло» (Московская обл.), ООО «Уральская Стекольная Компания» (Челябинск), ООО «Воронежвторма» и др. Особенностью российского рынка вторичного стекла является то, что на стекольный завод стеклобой поставляется как в подготовленном, так и в необработанном виде (в отличие от мировой практики, где компании, занимающиеся сбором стеклобоя, направляют его на переработку для стекловарения в готовом виде – очищенным и перемолотым).

В РФ ввозится 5 % рынка отходов стеклобоя. Импорт стекла достиг в 2017 г. 62,7 тыс. т, это в 7,5 раза больше 2012 года. Около 90 % ввозится из Беларуси, остальная часть идет из Украины и Казахстана. Кроме стекольного производства, данный вид отходов потребляют производители пеностекла, стекловолокна для теплоизоляции. Известны в России технологии использования стекла в дорожном строительстве.

К сожалению, сдача стеклянных бутылок для населения не представляет интереса из-за крайне низкой стоимости. Ряд крупных заводов совсем не использует вторичную тару. Крупный потребитель – завод «Балтика», на котором доля своих вторичных бутылок около 20 % (до 2003 г. завод использовал только оборотную стеклотару). Принятый регламент Таможенного союза в целях соблюдения гигиены запрещает повторное использование стеклянных бутылок для разлива алкогольных напитков и детского питания. Таким образом, единственный способ – переплавка бутылок, что влечет большие затраты. Однако впоследствии ограничения для алкогольной продукции были сняты. Стеклобой не применяется в изготовлении сортового стекла (посуды, ёмкостей для вин, декоративных изделий).

Пластик. По отношению к пластиковым отходам ситуация оставляет желать лучшего. Перерабатывается только около 10–15 % с получением полиэтиле́нтерефтала́товой тары (ПЭТ-тары), упаковочной пленки и прочей упаковки (рисунок 7).

РИС. 7. Переработка пластиковых отходов в России (составлено автором по данным )

Способы сбора за последние несколько лет изменились в сторону более цивилизованных: если в 2012 году пластиковые отходы в основном собирались на полигонах, то в 2016 г. 50 % отходов поставляли мусоросортировочные станции, 3 % – системы раздельного сбора и 11,4 % – производство (рисунок 8).

РИС. 8. Способы получения вторичного пластика в 2012 г. (а) и 2016 г. (б) (составлено автором по данным )

На рынке переработки ПЭТ около 63 %. приходится на волокна и нетканые материалы. Около 17 % подвергается полному рециклингу bottle-to-bottle с получением преформ. На третьем месте – получение стреппинг-ленты и пр. (рисунок 8). Единственное в России предприятие, которое получает вторичный ПЭТ-гранулят пищевого назначения, – завод «ПЛАРУС» (Московская обл.) мощностью 30 тыс. т/год. Среди других переработчиков пластиковых отходов: «РБ Групп» (Гусь-Хрустальный, Воронеж, Тихорецк), «ВторКом» (Челябинск), «Селена» (Усть-Джигута) и др.

Резиносодержащие отходы. С 2017 года в России действует ЭкоШинСоюз, учредители которого – международные лидеры производители шин: Союз заключает договоры по утилизации шин. Действующая ассоциация «Шинэкология» объединяет научно-исследовательские учреждения для совершенствования процесса, поиска новых способов переработки и предприятия, которые специализируются на утилизации.

Крупнейшие компании, перерабатывающие резиносодержащие отходы: Чеховский регенератный завод (50 тыс. т/год) и Волжский шиноремонтный завод (40 тыс. т/год). Переработка резиновых отходов достаточно выгодна. Стоимость утилизации шин составляет 1600 руб./т. Получаемый металлической корд реализуют по 2500 руб./т, текстильный кордный наполнитель – 2000 руб./т. В исследовании компании «СИБУР» (2011 г.) установлена возможность использования резиновой крошки для изготовления следующих изделий:

  • новых автомобильных покрышек – добавляют до 10 % крошки,

  • шланги, товары народного потребления –до 40 %,

  • кровельные и рулонные материалы – до 40 %,

  • железнодорожные шпалы – до 60 %,

  • напольные коврики – до 100 %,

  • резиновая брусчатка – 100 %,

  • подошвы для обуви – до 100 %,

  • покрытия для дорог – до 14–15 т/км2.

В мировой практике дорожное строительство – одна из основных отраслей применения резиновой крошки, в России данный рынок пока мал.

Отходы электроники. В РФ образуется 1,2–1,3 млн т/год отходов электронной техники. Однако перерабатывается незначительная часть, что связано с: особенностями технологии переработки, недостатком специального оборудования и специалистов; высокими затратами труда; данные отходы разнородные по классу опасности, размеру, уровню востребованности на рынке сбыта; отсутствием постоянного спроса на утилизируемые компоненты, отсутствием инфраструктуры сбора отходов.

На данный момент в РФ действует около 80 предприятий, которые перерабатывают электронные отходы. Большая часть из них собирает, предварительно перерабатывает, занимается разборкой и продажей фракций (металлы, печатные платы, пластик). Отсутствуют предприятия, перекатывающие опасные компоненты: химические источники тока, свинецсодержащее стекло, хладоны. Существует только один завод по утилизации холодильной техники (содержащей фреон) – «УКО» (Московская обл.).

С 2019 год введен запрет на захоронение отработанных шин и покрышек. Также запрет касается металлолома, термометров, ртутных ламп, алюминиевых банок, фольги алюминиевой, бумаги, шин, полиэтилена, стекла. С 2021 года запрещается захоронение компьютерной техники, аккумуляторов, электроприборов, электроинструмента. Данная норма будет стимулировать минимизацию объемов захоронения и, соответственно увеличить переработку и утилизацию отходов промышленности и потребления.

Экономические проблемы по утилизации бытовых и промышленных отходов

Европейские компании увидели экономическую перспективу в переработке отходов и активно начали действовать. В то же время российские компании теряют шанс получения экономической выгоды. По данным «Ростехнологии», примерно 40 % отходов, накопленных в нашей стране, являются ценным вторичным сырьем и могут быть переработаны. В России принято захоранивать и/или складировать отходы на полигонах, потому что практически отсутствуют заводы, которые могли бы соблюдать весь цикл переработки . Именно поэтому в России перерабатывается около 5–7 % отходов. Нужно отметить высокие цены на селективный сбор мусора и его сортировку, нужны немалые финансы, чтобы построить инфраструктуру цикла переработки, и необходимо большое потребление электроэнергии при переработке, однако эти затраты покрываются ценой конечного продукта. Есть пути решения проблемы:

  • государство строит перерабатывающие заводы и стимулирует к переработке корпорации;

  • корпорации сами создают и налаживают цикл переработки;
  • фирмы находят организации, которые будут заниматься переработкой.

Нами разработаны рекомендации по федеральному, региональному и муниципальному уровням управления отходами (таблица 4).

ТАБЛИЦА 4. Рекомендации государственным структурам по управлению отходами

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

  • Обучить население экологической грамотности при помощи СМИ, газет, интернета.

  • Разработать нормативную базу, стимулирующую государственные структуры и бизнес развивать мусороперерабатывающую отрасль.

  • Выделить средства из бюджета на создание эффективной инфраструктуры для полного цикла переработки отходов, а также на развитие собственных технологий утилизации отходов производства и потребления.

  • Наложить обязательства утилизации отходов на крупные компании.

  • Ужесточить контроль за несанкционированными местами сброса отходов и за мусоровозами в регионах.
  • Оборудовать полигоны захоронения отходов в соответствии с санитарными и экологическими нормами.

  • Организовать систематический сбор и вывоз отходов из сельской местности.

  • Поощрять местный бизнес для строительства мусоросортировочных станций, мусороперерабатывающих заводов и минизаводов.
  • Увеличение количества контейнеров для мусора во дворах, а также создание отдельных мусорных баков для пластика, стекла, бумаги с крышками закрывания (предотвращение доступа животных).

  • Поощрять местный бизнес для строительства мусоросортировочных станций, мусороперерабатывающих заводов и мини-заводов.

Государство должно контролировать ситуацию с отходами при помощи законодательных мер. Стоит начать с ужесточения контроля в регионах над обращением с отходами.

Необходимо:

  • определить конкретные рамки допустимого объёма отходов и превышающего лимит. Взимать плату за превышение лимита отходов с предприятий и поощрять те организации, которые занимаются утилизацией;

  • создать лимит на захоронение твердых бытовых отходов;

  • наложить обязательства утилизации на крупные компании, такие как нефтеперерабатывающие, машиностроительные, химические и т.п.;

  • поощрять организации, которые занимаются утилизацией отходов в виде различных льгот;

  • создать сформированную инфраструктуру всего цикла переработки отходов;

  • планомерно и последовательно обучать население экологической грамотности.

Чтобы полностью создать инфраструктуру утилизации отходов, нужно внедрить в сознание людей, что мусор – это стратегический ресурс, являющийся реальной перспективой получения экономической выгоды. Улучшению ситуации с переработкой и утилизацией в России будет способствовать:

  1. Привлечение финансов за счет инвестиций для создания перерабатывающей инфраструктуры. Государство должно выдавать кредиты, применять льготы, субсидии из бюджета. Если предприятие занимается переработкой, то со стороны государства будут применяться льготы на налог от прибыли. Такая практика хорошо работает заграницей. Например, в Швеции дают субсидии организациям, которые строят заводы по переработки отходов. В виде субсидий государство выплачивает таким организациям 50 % от всех затрат на строительство объекта. Похожая практика существует и в США, но выплачивается организациям только 25 % от стоимости строительства. В Западной Европе государства выдают кредиты с нулевым или с очень маленьким процентом для такой деятельности. То же самое существует и в Японии.

  2. Корректировка ФЗ от 24.06.1996 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Закон нуждается в уточнении и детализации, так как в нем отсутствуют конкретные нормы и правила по разделению отходов по группам, утилизации и переработки.

  3. Стимулирование инновационных разработок в сфере переработки мусора. Россия сильно отстает от Европы в сфере технологий переработки отходов, хотя у нас в стране разработки осуществляются. Например, в США компания GLES сделала огромный инновационный рывок в сфере переработки. Она создала систему переработки мусора в энергию. В России компаниям нужно больше инвестировать в инновационное развитие переработки отходов. Но, к сожалению, большинство организаций до сих пор видят перспективу лишь в отправке отходов на захоронение.

  4. Расчёт эколого-экономической эффективности рециклинга. Переработка должна положительно влиять на экосистему и иметь экономический потенциал. Профессор А.В. Абрамов смог связать экономическую выгоду и экологический эффект при рециклиге. Он разработал индекс эффективности переработки:

Ier = F(E, Eс, M) → 1,0,

где Ier – индекс эффективности рециклинга (высокое значение свидетельствует об эффективности);

E – показатель экономической эффективности рециклинга;

Ec – показатель экологической эффективности рециклинга;

M – показатель объемов рециклинга.

5. Развитие перерабатывающего бизнеса. На данный момент у перерабатывающего бизнеса конкуренция низкая, а объемы отходов постоянно растут. Классическая схема: «контейнер – свалка – рекультивация» экологически опасна. По мнению экспертов, рентабельность бизнеса по переработке достигает 80 %. Строительство универсального перерабатывающего комплекса будет стоить около $20 млн. Цех по переработке определенных отходов – около $50–300 тыс. Срок окупаемости составит от 10 мес. до полутора–двух лет.

6. Повышение социальной заинтересованности в управлении твердыми бытовыми отходами. До сих пор актуальной остается организация раздельного сбора мусора. Положительный пример показал финский концерна L&T, осуществляющий в г. Дубне постепенное улучшение ситуации с обращением твердых бытовых отходов. У населения России слабо развито чувство ответственности за состояние экологии. населения. Это препятствует селективному сбору отходов. Такая проблема не решается сразу. Может потребоваться от 10 лет, как было в свое время в Европе.

Заключение

Оценены объемы сбора и переработки твердых коммунальных отходов. В России отмечается тенденция к увеличению объема образованных отходов промышленности и потребления, которые утилизируются преимущественно при помощи захоронения, перерабатывается около 5–7 % отходов и около 10 % твердых коммунальных отходов, образуемых в городах.

Основные причины неблагоприятной экологической ситуации, связанной с хранением, размещением, накоплением отходов производства и потребления: нехватка мест захоронения отходов, соответствующих экологическим нормам: отсутствие нормативной базы, технологий и/или финансирования новейших способов переработки и утилизации отходов производства и потребления, отсутствие селективного сбора, недостаточное экологическое образование населения, недостаточное количество контейнеров для сбора селективного мусора, отсутствие систематического сбора и вывоза отходов из сельской местности, существование несанкционированных мест для сброса отходов, отсутствие технического контроля за полигонами и мусоровозами.

Огромные объемы отходов составляет пластик. Европейской комиссией предложено увеличить процент переработки всего потока пластиковых отходов в ЕС до 55 % к 2025 г. Большая часть пластиковых отходов в мире отправляется на переработку в Китай. В России следует на уровне законодательства запретить производство и использование одноразовой посуды и пластиковых пакетов и перейти на биоразлагаемые технологии производства данных товаров, что уже законодательно закреплено в ряде государств.

К успеху в ситуации с отходами может привести синхронное принятие законодательных актов, взятие обязательств органами власти по внедрению раздельного сбора мусора, внедрение инфраструктуры по раздельному сбору отходов.

Государство должно контролировать ситуацию с отходами при помощи законодательных мер. Стоит начать с ужесточения контроля в регионах над обращением с отходами. Определить конкретные рамки допустимого объёма отходов и превышающего лимит. Взимать плату за превышение лимита отходов с предприятий и поощрять те организации, которые занимаются утилизацией. Необходимо:

  • Ужесточение контроля государством за сбор и переработку отходов;

  • Наложить обязательства утилизации на крупные компании, такие как нефтеперерабатывающие, машиностроительные, химические и другие, создающие наиболее опасные отходы;

  • Создать лимит на захоронение твердых бытовых отходов;

  • Поощрять льготами организации, которые занимаются утилизацией отходов;

  • Создать сформированную инфраструктуру всего цикла переработки отходов;

  • Обучить население экологической грамотности;

  • Принять управленческие решения по селективному сбору отходов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Необходимо осознать, что мусор – это не только конечный продукт, но стратегическое сырье, являющееся реальной перспективой получения экономической выгоды. Стоит рассматривать отходы как ценное стратегическое сырье и обратить внимание на их комплексную переработку, поскольку складируемые отходы, с одной стороны, содержат дорогостоящие компоненты и являются потенциальным источником энергии, а с другой – ведут к существенному загрязнению экосистемы.

Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – С. 895.

Образование, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru

Способ и установка для переработки бумаги. / Кочетов О.С., Стареева М.М., Стареева М.О. // Патент RU РФ № 2481429.

Решение Комиссии ТС № 769 от 16 августа 2011 г. «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки»».

Решение Совета ЕЭК от 15 июня 2012 года № 35.

Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. – М.: Бюро НТД, 2015. № 5. – 479 с.

Рзаев К.В. Переработка отходов пластмасс в России. ТКО, 2017. № 1. – С. 7–9.

Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».

Девяткин В. В. Экономические условия переработки отходов по малотоннажным технологиям и рекомендации по мерам стимулирования в этой области / Девяткин В.В., Гаев Ф.Ф. // Твердые бытовые отходы, 2006. – № 6. – С. 8–9.

Шуварикова Е.В. Использование международного опыта для решения проблем управления отходами производства и потребления в Пермском крае // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент, 2010. – № 7 (183). – С. 41–48.

Пономарев М.В. Тенденции и перспективы совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления // Журнал российского права, 2013. – № 4. – С. 22–32.

Абрамов А.В. Оценка эффективности рециклинга // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, 2009. – Т. 4. – С. 36–38.

Выставка-размышление под таким названием откроется сегодня в 10 часов в Калуге в ТРЦ «Торговый квартал».

Она отправилась в путешествие по десяти городам России. Вначале выставка побывала в Москве, в Дарвиновском музее, затем в городах Дубна и Ярославль. Приезд в Калужскую область не случаен, так как здесь уделяется большое внимание экологическому образованию и просвещению населения – проект поддерживается региональным министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства и национальным парком «Угра». Организаторы приглашают и взрослых, и детей посетить выставку, чтобы поразмышлять о взаимосвязи нашего образа жизни и состоянии окружающей среды, о том, как привычки каждого из нас влияют на формирование проблемы отходов и что мы можем сделать, чтобы её решить.

На выставке представлены 38 работ участников Всероссийского конкурса социальной рекламы «Про отходы». Каждая из работ иллюстрирует отдельную проблему, а сопроводительный краткий текст раскрывает её и отвечает на вопрос «Что делать?». В чем опасность мусора и как сократить его количество, почему нельзя сжигать мусор в костре, сколько мусора образуется в крупных городах России и что с ним происходит, есть ли в стране переработка отходов и что можно производить из вторичных ресурсов? Эти, а также многие другие вопросы на тему «Про отходы» будут затронуты на стендах выставки. Для нее разработана интер-активная игра, которая каждому желающему поможет проверить свои силы и лучше усвоить новую информацию. Выставка организована общественным объединением «Коалиция «PRO Отходы» при поддержке Комитета гражданских инициатив.

Передвижная выставка будет работать в торговом центре «Квартал» до 25 октября.

В российском законодательстве нет понятия «отходы электроники», тем не менее, в классификаторах такие отходы фигурируют:
ГОСТ 30775-2001 «Классификация, идентификация и кодирование отходов»

Номер п/п

Группа

Подгруппа

Позиция

Наименование отхода

Холодильники (содержащие фреоны), отдельные комплектующие детали

Печатные машинки

Электронное оборудование, отдельные комплектующие детали

Федеральный классификационный каталог отходов

Код

Наименование

92100000 00 00 0

Электрическое оборудование, приборы, устройства и их части

Надо признать, что термин «электрическое оборудование» не совсем соответствует русскому языку, т.к. у нас традиционно используется термин «электротехническое оборудование». Тем не менее, в некоторых вариантах перевода Директивы Совета и Парламента ЕС 2002/96/ЕС по отходам электротехнического и электронного оборудования также используется «не русский» термин «электрическое оборудование». По мнению автора, следует применять традиционные понятия и термины. В данной статье речь в основном пойдет об отходах электронного оборудования.

Благодаря техническому прогрессу электронные устройства стали морально устаревать гораздо раньше, чем это было несколько десятилетий назад. В результате, ненужными становятся не только сломанные изделия, но и вполне рабочие устройства. Иными словами электронные устройства становятся «отходами» еще не потеряв своих потребительских свойств. Просто потребителя перестали эти свойства удовлетворять.
Помимо того, что больше половины отходов электроники – работоспособные устройства, существует и другая особенность. Отходы электроники очень часто содержат токсичные вещества: ртуть, свинец, кадмий и др. Это в свою очередь определило несколько концептуальных подходов к управлению отходами электроники:
— повторное использование по «скользящей схеме» (морально устаревшая техника передается в пользование более бедным школам, некоммерческим организациям, инвалидам и т.д.);
— использование отдельных годных частей;
— вторичная переработка (использование отдельных материалов в качестве вторичного сырья);
— обезвреживание токсичных компонентов.
Первое направление, при всей его очевидности, в нашей стране не прижилось. Автор неоднократно был свидетелем, когда выбрасывались десятками вполне рабочие компьютеры (в том числе и с процессорами Пентиум), в то время когда инвалидам единично, но помпезно вручали новые и дорогие компьютеры. Тем не менее, «маломощные» компьютеры можно использовать в качестве терминалов, подключенных к мощному высокопроизводительному серверу или сети Интернет. Так, например, организована работа в филиалах Сбербанка России. Более того, зачастую, во многих организациях, в том числе и бюджетных, производительные дорогие компьютеры используются в качестве простых терминалов (дорогих «пишущих машинок»). При рачительном подходе, модернизация компьютерного парка может сводиться к замене мониторов с электронно-лучевой трубкой на ЖК-мониторы (менее утомительные для глаз) и установкой одного мощного сервера.
Второе направление у нас довольно широко распространено. Практически на каждом компьютерном или радиорынке есть отдел или ларек, где продаются различные годные, но бывшие в употреблении части к компьютерам, радиодетали и прочие электронные компоненты. Так, например, автор для рабочих файлов использует старый дисковод на 20Гбайт, найденный на одной из компьютерных свалок.
Как потенциальный источник вторичного сырья отходы электроники представляют собой сложную и переменную по составу смесь самых различных материалов. И хотя, в определенной степени, некоторые виды отходов электроники можно классифицировать, в общей свое массе – это полностью «разношерстная субстанция». В этом плане отходы электроники имеют схожие проблемы с ТБО, но проблемы эти еще губже. Так, например, невозможно в принципе вывести средний морфологический состав таких отходов. Это будет такой же бессмысленной величиной как средняя зарплата. Тем не менее, зная состав устройств одного типа, можно приблизительно оценить их привлекательность с точки зрения вторичного использования.

Средний состав «бытового электронного мусора»

Тип

Состав

Доля в общем потоке

Телевизоры

Устаревшие и неисправные модели

67%

Бытовая электроника

Телефоны, магнитофоны, радиоприемники видеомагнитофоны и пр.

13%

Мониторы

Мониторы от компьютеров

7%

Системные блоки

Включая периферию

5%

Бытовая техника

Микроволновые печи, фены, кухонные комбайны и пр.

8%

Хотя электронные устройства в самом начале своего пути довольно дорогие изделия, однако в конце своего пути они практически ничего не стоят. Ценность отходов электроники в основном определяется наличием драгоценных металлов, между тем в новых изделиях они содержаться в ничтожных количествах. Если, например, ЭВМ ряда ЕС содержали большое количество элементов, имеющих в своем составе драгоценные металлы, то нынешние компьютеры имеют в своем составе десятые доли граммов.

Средний «выход вторичных материалов» из отходов электроники

Материалы

Доля, %

Пластмасса

4,4

Стекло, содержащее свинец

Стекло без свинца

3,2

Печатные платы

5,9

Медесодержащие компоненты

3,3

Черные металлы

Годные компоненты

4,5

Прочие материалы

5,5

Отходы

Таков «хайтек». Хотя из отходов электроники восстанавливается около 60% полезных материалов, их стоимость в изделии составляет ничтожную часть, т.к. основную долю стоимости составляют те самые «высокие технологии». В конце жизненного цикла электронного изделия ценность «хайтека» падает практически до нуля и остается только стоимость материалов (цветные и драгоценные металлы, пластмасса и т.д.). Однако ценность эта условна, как условна ценность железа в руде. Т.е., хотя в чистом виде эти материалы имеют вполне конкретную цену, в виде «электронной смеси» эти материалы имеют условную стоимость:

S=sum (di-ti);

где,

s – потенциальная стоимость вторичных материальных ресурсов в отходах ЭЭО;
di – стоимость вторичных материалов одного вида;
ti – затраты на извлечение ВМ.
Таким образом, если суммарные затраты на извлечение полезных материалов меньше общей стоимость извлеченных материалов, то переработка будет рентабельной, в противном случае, переработка не будет иметь экономической целесообразности.

Содержание и стоимость затрат на извлечение ДМ из отходов электроники

Тип электронного и электротехнического оборудования

Стоимость затрат на извлечение, % от стоимости ДМ

ЭВМ ЕС

0,01-0,05

Персональные ЭВМ отечественные

0,05-0,005

Персональные ЭВМ импортные

менее 0,005

Радиоэлектроника промышленная (военная)

0,01-0,001

Радиоэлектроника бытовая

менее 0,001

Электрощитовое оборудование

0,1-0,4

Телекоммуникационное оборудование

0,01-0,001

Именно в связи с тем, что рециклинг ЭЭО в своей основной массе убыточен, а расходы по разделению материалов превышают стоимость этих материалов, появилась концепция равномерного распределения ответственности (распределение затрат между участниками рынка). В США был проведен опрос общественности «Кто должен платить за рециклинг электроники?». Результаты распределились следующим образом:
Производители 38%
Потребители 34%
Правительство 15%
Продавцы 6%
В Европе эта концепция была реализована в виде Директивы Европейского Парламента и Совета 2002/96/ЕС от 27 января 2003 г. об отходах электротехнического и электронного оборудования, согласно которой, ответственность за утилизацию выбывшей из употребления электроники ложится на её производителей. Однако надо отметить, что, в конечном счете, все расходы несет потребитель. Законодательство лишь назначает плательщика, с которым ему удобнее работать. Производителей гораздо меньше потребителей, а следовательно процесс сбора платежей проще и дешевле.
Предлагается немало технологических решений для переработки электронных отходов. Однако пока не найдено технического решения для автоматизированной переработки целых устройств. В отличие от рудных материалов, материалы в ЭЭО более пластичные, поэтому в молотковых дробилках происходит «зажатие» материалов, разных по своему составу. Такой «агломерат» сложнее разделять. Так, например, магнитный сепаратор отбирает куски черного металла вместе с зажатыми в них цветными и благородными металлами. Поэтому в большинстве случаев происходит ручная первичная разборка изделий. Как правило, отделяются платы с радиодеталями, черный металл, алюминиевые сплавы, провода и детали, содержащие медь. Такие материалы можно обогащать традиционными методами рециклинга.
Много усилий направлено на разработку наилучшей технологии, позволяющей эффективно извлекать вторичные материалы из печатных плат, составляющих основной полезный компонент электронных устройств. Большинство методов направлены на демонтаж радиоэлектронных деталей с печатных плат тем или иным способом (ручное «выкусывание», выпаивание, растворение припоя и т.д.). Таким образом, получают концентраты вторичных драгоценных металлов, которые направляются для дальнейшей переработки на аффинажные заводы цветной металлургии.
Технологии аффинажа достаточно подробно описаны в специальной литературе.

Последние пару лет нормативные акты в области обращения с отходами претерпевают постоянные изменения. Были приняты новые методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — МУ-2014), разработаны новые правила проведения паспортизации отходов и новая типовая форма паспорта отходов, утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО). Недавно был внесен целый ряд изменений в основной документ, регулирующий отношения в области обращения с отходами, — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ). Все это порождает множество вопросов в головах профессиональных экологов и природопользователей. Мы же по мере сил пытаемся найти ответы на эти вопросы.

Настоящая статья будет посвящена вопросу применения в экологическом законодательстве и санитарных нормах терминов, касающихся таких операций по обращению с отходами, как накопление, хранение, захоронение и размещение. Дело в том, что за последние несколько лет данные понятия претерпели изменения, поэтому сейчас нужно особенно внимательно следить за их использованием в той или иной ситуации.

Для начала разберемся с терминами. Отметим, что Федеральным законом № 458-ФЗ были внесены изменения в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, которая содержит определения основных понятий в области обращения с отходами. Рассматриваемые нами термины не стали исключением (выделено и подчеркнуто автором):

Таким образом, в новой редакции Федерального закона № 89-ФЗ мы видим более четкое разграничение понятий в сравнении с редакцией от 25.11.2013.

Обратите внимание, что в настоящее время накопление отходов — это складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а хранение отходов — это складирование отходов на срок более 11 месяцев. С 01.01.2016 определение понятия «накопление отходов» будет изменено:

Таким образом, с 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев. До вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.

Автор статьи считает безусловным положительным изменением увеличение максимального срока накопления отходов. Будучи в свое время экологом на предприятии, автор столкнулась с ситуацией, когда некоторые виды отходов, образующихся в процессе производства, просто невозможно было успеть организованно сдать на утилизацию в течение установленного законодательством срока.

Например, такая ситуация возникла при ремонте отрезка железнодорожного полотна, принадлежащего заводу. После ремонта образовалось большое количество отходов шпал, изготовленных еще в советское время и, естественно, пропитанных креозотом. После образования данного отхода пришлось экстренно разработать на него паспорт с протоколом компонентного состава, а затем в срочном порядке искать в ближайших городах организацию, которая согласилась бы принять этот отход. Отдавать отход сомнительным компаниям, которые могли его просто сжечь вместо обезвреживания, экологической службе предприятия не хотелось. В итоге поиски подходящей компании и заключение с ней договора растянулись на срок около года. В конце же этого срока предприятие посетили контролирующие органы и оштрафовали завод за несанкционированное хранение отхода при отсутствии организованного объекта хранения и соответствующей лицензии.

Поясним, что объекты накопления отходов — это мусорные контейнеры, герметичные контейнеры для ртутных ламп, стеллажи для оргтехники и прочие накопители, которые прописаны в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), но не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО). В то же время объекты хранения, захоронения и размещения отходов обязательно вносятся в данный реестр, т.к. согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, запрещается. Что представляют собой эти объекты? Давайте обратимся к Федеральному закону № 89-ФЗ:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
(в ред. от 29.12.2014)

Статья 1. Основные понятия

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I–V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

Таким образом, вы должны четко представлять себе при разработке ПНООЛР, как долго вы планируете складировать тот или иной отход (и, соответственно, отражать данную информацию в проекте). Если на срок до 6 месяцев (а с 1 января 2016 г. — до 11 месяцев), то все, что вам нужно, — это обустроить объект накопления отходов согласно санитарным и экологическим нормам. Если свыше этого срока — готовьтесь к обустройству полноценного объекта хранения или захоронения отходов, процедурам получения положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) на проектную документацию данного объекта и внесения объекта в ГРОРО, а затем и к процедуре лицензирования данной деятельности.

Как видите, долговременное складирование отходов невыгодно предприятию, поэтому более логично будет своевременно передавать образовавшиеся отходы на утилизацию.

Что касается лицензирования деятельности в области обращения с отходами, следует отметить, что на сегодняшний день это очень запутанный вопрос.

Напомним, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.06.2015 № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ:

•лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2019 г. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

•юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Таким образом, при осуществлении деятельности только по обезвреживанию и размещению отходов вы можете просто переоформить старую лицензию на лицензию нового образца — это чисто административная процедура. Если же помимо этого вы осуществляете сбор, транспортирование, обработку или утилизацию отходов, вам необходимо будет пройти процедуру получения новой лицензии и оформить ее до 1 января 2016 г. Накопление отходов лицензированию не подлежит, в то время как лицензирование деятельности по хранению и захоронению отходов обязательно.

КСТАТИ

В настоящее время Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности», с которым вы можете ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=20033.

При накоплении отходов на территории предприятия необходимо руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами, которые установлены, в первую очередь, СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее — СанПиН 2.1.7.1322-03). Согласно п. 2.2 данного документа, введенного в действие в 2003 г. и не претерпевшего с момента опубликования никаких изменений, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы:

  • образование;
  • накопление и временное хранение;
  • первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.);
  • транспортировка;
  • вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья);
  • складирование;
  • захоронение;
  • сжигание.

Давайте соотнесем указанные этапы жизненного цикла отходов с видами обращения с отходами, указанными в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ (см. таблицу).

Согласно п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 обращение с каждым видом отходов зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Временное складирование (т.е. накопление) отходов на территории предприятия допускается, если на текущий момент времени эти отходы не могут быть утилизированы.

В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 различают следующие основные способы складирования отходов:

  • временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);

Имеется в виду накопление отходов или их хранение сроком более 6 месяцев на территории предприятия, в результате деятельности которого образовались данные отходы.

  • временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в т.ч. на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;

Имеется в виду накопление или хранение отходов на территориях предприятий, занимающихся сбором, обработкой, утилизацией и обезвреживанием отходов.

  • складирование вне производственной территории — на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

Имеется в виду хранение и захоронение (т.е. размещение) отходов на специальных объектах размещения отходов.

  • складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

Имеется в виду хранение на специальных объектах обезвреживания отходов.

СанПиН 2.1.7.1322-03 содержит требования, которыми следует руководствоваться при планировании размещения и обустройства накопителей или объектов размещения отходов:

Извлечение
из СанПиН 2.1.7.1322-03

3.4. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
– в производственных или вспомогательных помещениях;
– в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
– в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
– в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
– на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

Исходя из требований указанного документа, например, ртутные лампы (отход «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» с кодом 47110101521 по ФККО (I класс опасности)) должны храниться исключительно в специальных герметичных контейнерах, т.к. в соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение твердых промотходов I класса опасности разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).

К СВЕДЕНИЮ

На основании п. 15 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 (в ред. от 01.10.2013), хранение отработанных ртутьсодержащих ламп допускается в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.
Как мы видим, к хранению одного и того же вида отходов применяются разные требования.

Необходимо отметить, что в сравнении с утратившими силу Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (далее — МУ-2007), в МУ-2014 была значительно упрощена таблица, содержащая характеристику объектов накопления отходов:

Кроме того, подробные указания по заполнению данной таблицы тоже канули в Лету. Сейчас они звучат крайне лаконично: «В разделе «Сведения о местах накопления отходов» ПНООЛР приводится перечень и вместимость мест (площадок, контейнеров, бункеров и других объектов) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам в табличном виде». То есть теперь в таблице не нужно указывать тип объекта (помещение / крытая площадка / открытая площадка / стационарная емкость), особенности обустройства объекта (здание каменное/деревянное, стены окрашены краской, грунтовый/бетонный/асфальтобетонный/деревянный пол, естественная/принудительная вентиляция, наличие решеток на окнах, замков на дверях и средств для ликвидации аварийной ситуации), способ хранения отхода (без тары / в открытой таре / в закрытой таре / в герметизированной таре, раздельно или в смеси) и т.д.

Отметим, что в процессе разработки ПНООЛР предельное количество накопления отходов на территории предприятия чаще всего рассчитывается исходя из количества и вместимости накопителей, а также из требований санитарных норм и норм пожаро- и взрывобезопасности хранения тех или иных отходов.

Например, в соответствии с п. 2.4.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» временное хранение пищевых отходов до момента их вывоза не должно превышать одних суток для предотвращения их разложения и отрицательного воздействия на условия проживания.

Однако при проведении проверки сотрудники Роспотребнадзора могут провести замеры концентраций вредных веществ, выделяемых отходами, которые содержатся в накопителях, и на основании этих замеров и предусмотренных ПДК указанных веществ в воздухе рабочей зоны сделать вывод о предельно допустимых количествах накопления данных отходов.

Согласно п. 3.13 СанПиН 2.1.7.1322-03 критерием предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации служит содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне до 2 м, которое не должно быть выше 30 % от ПДК в воздухе рабочей зоны. Данный метод определения предельного количества накопления в соответствии с п. 3.14 СанПиН 2.1.7.1322-03 не используется для следующих категорий отходов:

  • твердые отходы, концентрированные жидкие и пастообразные отходы I класса опасности, упакованные в полностью герметичную тару в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц;
  • твердые сыпучие и комковатые отходы II и III класса, хранящиеся в соответствующей надежной металлической, пластиковой, деревянной и бумажной таре.

В указанных случаях предельное временное количество отходов на территории устанавливается с учетом общих требований к безопасности химических веществ: пожаро- и взрывоопасности, образования в условиях открытого или полуоткрытого хранения более опасных вторичных соединений.

Кроме рекомендаций по накоплению промышленных отходов, в СанПиН 2.1.7.1322-03 приведены требования к объектам складирования отходов, т.е. объектам размещения (хранения и захоронения) отходов (требования к размещению объектов на территории, их функциональному зонированию, обустройству, дренажу, размещению отходов на таких объектах). Также в документе обозначены требования к захоронению различных видов отходов.

В приложении 1 к СанПиН 2.1.7.1322-03 содержится список видов промышленных отходов, размещение которых допускается совместно с бытовыми (согласно новой терминологии — твердыми коммунальными отходами), а в приложении 2 — перечень основных видов твердых и шламообразных токсичных промышленных отходов, размещение которых на полигонах твердых бытовых (теперь — коммунальных) отходов недопустимо.

Помимо указанных санитарных правил, в каждом регионе нашей страны можно найти местные рекомендации по обустройству мест накопления отходов.

Например, в Москве действует Постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках» (далее — Постановление № 981-ПП). Данный документ предназначен для природопользователей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами в городе Москве, и во многом основан на СанПиН 2.1.7.1322-03, но более подробно рассматривает особенности хранения различных видов отходов, причем особый акцент делается на их пожаро- и взрывобезопасности.

В Постановлении даны рекомендации по обустройству закрытых площадок хранения отходов в помещениях, их ограждению, охране, вентилированию, наличию средств индивидуальной защиты и т.д. Здесь можно найти требования к накоплению отходов на открытых площадках с навесом или без него, с обваловкой, ограждением и иными средствами защиты от атмосферных явлений.

Рассматриваемый документ также подчеркивает необходимость накопления и хранения отходов с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03):

Извлечение
из Постановления № 981-ПП

3.12.1. Степень огнестойкости объекта, где осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, определяется наличием у отходов пожароопасных свойств (способность к окислению, самонагреванию и воспламенению при попадании влаги, соприкосновении с воздухом и т.п.):
– безопасные вещества и материалы следует хранить в помещениях или на открытых площадках любого типа (если это не противоречит техническим условиям на вещество);
– малоопасные вещества и материалы допускается хранить в помещениях или на открытых площадках любого типа (если это не противоречит техническим условиям на вещество);
– малоопасные вещества и материалы допускается хранить в складах всех степеней огнестойкости, кроме V степени огнестойкости;
– опасные вещества и материалы необходимо хранить в складах I и II степени огнестойкости;
– особо опасные вещества и материалы необходимо хранить в складах I и II степени огнестойкости, преимущественно в отдельно стоящих зданиях.

В Постановлении № 981-ПП также приведены требования к размещению горючих отходов (в т.ч. пространственному размещению в помещениях складов), наличию средств пожаротушения, совместному хранению или накоплению горючих отходов в пределах одной площадки и т.д.

Особый интерес для природопользователей могут представлять требования к таре накопителей:

Извлечение
из Постановления № 981-ПП

4.9. Для хранения отходов производства и потребления I–III классов опасности в зависимости от их свойств в зависимости от агрегатного состояния и физических свойств необходимо использовать закрытую и/или герметичную тару:
– металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.;
– металлические или пластиковые бочки, баки, баллоны, стеклянные емкости и др.;
– прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.

4.11. Для хранения незначительных количеств отходов производства и потребления I класса опасности, содержащих драгоценные металлы, могут использоваться сейфы, несгораемые шкафы.
4.12. Емкости, используемые для хранения жидких отходов производства и потребления, должны быть установлены на поддонах, обеспечивающих сбор и хранение всей разлившейся жидкости.
4.13. Стеклянная тара, используемая для хранения жидких отходов производства и потребления, должна помещаться в деревянные, пластиковые ящики или иметь обрешетку. Стенки ящиков и обрешеток должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.

4.15. Отходы производства и потребления IV и V классов опасности могут храниться в открытой таре. Не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные компоненты.
4.16. Органические отходы производства и потребления, способные к загниванию и сбраживанию, в теплое время года хранятся открытым способом не более суток. При необходимости более длительного хранения отходов следует создавать условия с температурой не выше +5 °С.
4.17. Бункеры-накопители, в которых хранятся органические отходы производства и потребления, должны не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода) промываться и обрабатываться дезинфицирующими растворами.
4.18. Временное хранение твердых отходов IV и V классов опасности, в зависимости от их свойств, допускается осуществлять без тары — навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках (в случаях, когда загрузка отходов производства и потребления в контейнер оказывается невозможна или нецелесообразна).

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Кратко рассмотрев нормативные источники требований к накоплению и хранению отходов, мы можем сделать следующие выводы.

Основными проблемами на предприятиях были и остаются правильная организация и учет образования и накопления отходов согласно нормам действующего законодательства. Особенно это касается крупных предприятий, доставшихся нам в наследство от советской эпохи, где тяжело организовать не только правильный сбор отходов, но и собственно само производство. Организация раздельного сбора отходов, сортировка вторичного сырья, своевременное устранение разливов, обустройство накопителей — эти больные вопросы можно перечислять бесконечно. То же касается и небольших производств, где об экологии не задумываются вообще, пока на горизонте не замаячит проверка предприятия контролирующими органами.

К сожалению, сейчас ситуация на рынке переработки отходов весьма плачевная: во многих регионах очень мало или совсем нет предприятий-переработчиков. В связи с этим своевременно сдавать отходы на утилизацию просто некуда.

Например, на заводе, где работала автор статьи, образовывался специфический отход шлака от металлургического производства. Данный отход содержал довольно высокий процент полезного сырья, и его, в принципе, можно было бы продавать для вторичного использования. Однако на местном рынке не нашлось покупателей с лицензией на обезвреживание отхода для его дальнейшего использования, в связи с чем «куча» отходов все росла и росла в течение нескольких лет. После очередного штрафа от Росприроднадзора дело сдвинулось с мертвой точки: была разработана технология извлечения полезных веществ из отхода силами самого предприятия. При этом затраты оказались минимальными, а класс опасности отхода после переработки снизился с III до IV, в результате чего отход стал пригоден для захоронения на полигоне. После получения лицензии на обезвреживание отходов технология заработала.

Во многих регионах остро стоит вопрос не только об утилизирующих компаниях, но и о полигонах захоронения твердых бытовых (или, напомним, коммунальных) и производственных отходов. В последнее время эта проблема еще более усугубилась по причине того, что объекты хранения и захоронения отходов должны не только иметь лицензию, но и быть внесены в ГРОРО. Как результат, на многих предприятиях стали накапливаться в большом количестве отходы, повсеместно регистрируются многочисленные случаи несанкционированного захоронения отходов в непредназначенных для этого местах.

Будем надеяться, что этот вопрос вскоре будет решен. А пока можем лишь констатировать тот факт, что на данный момент введение требования об обязательном внесении объектов размещения отходов в ГРОРО стало лишь дополнительным административным барьером для природопользователей.

И напоследок информация к размышлению: в Государственную Думу был внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»», в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ о запрете размещения отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

См. Приказ Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

См. Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности».

См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).

ФККО ищите здесь:

См. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

Обратите внимание: в указанной статье не учтены изменения, внесенные в Федеральный закон № 458-ФЗ федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).

См. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».

ГРОРО ищите здесь:

Здесь и далее выделено автором.

В соответствии с подп. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 13.07.2015) проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в т.ч. проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I–V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I–V классов опасности, являются объектом ГЭЭ федерального уровня.

Подробнее о ГЭЭ см.:

– Бабина Ю.В. Правовые основы государственной экологической экспертизы и экспертизы проектной документации // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 76–89;

– Бабина Ю.В. Экспертиза проектной документации объекта, расположенного на Байкальской природной территории // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 80–84 (прим. редакции).

Приведем извлечение из указанной статьи:

«…в соответствии с ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I–IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

С учетом данного обстоятельства представляется, что переоформление лицензии необходимо и в том случае, если перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности), у лицензиата не изменился, но изменился перечень конкретных видов отходов, в отношении которых осуществляется лицензируемая деятельность.

При этом следует обратить внимание на то, что с 01.01.2015 понятие «сбор отходов» сформулировано в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следующим образом: «сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов».

Таким образом, «старой» лицензии с 01.01.2016 будет достаточно только тем организациям и предпринимателям, которые обезвреживают и размещают исключительно отходы, образовавшиеся в собственном производстве (а не принятые или поступившие от иных лиц)» (прим. редакции).

Об определении степени опасности отхода см.: Никитина В.В. Экологические правила // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 59–65.

Подробнее см.:

– Ламихова М. Что такое ТКО и как с ними обращаться? // Справочник эколога. 2015. № 5. С. 12–19 (https://www.profiz.ru/eco/5_2015/TKO/);

В настоящее время данный документ утратил силу согласно Приказу МЧС России от 31.05.2012 № 306 «О признании утратившим силу приказа МЧС России от 18.06.2003 № 313». Взамен Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *