Пути формирования авторитета руководителя

Путей формирования авторитета не так уж много, а если конкретно, то их два. Первый путь стихийный. Его можно назвать естественным, т.к. авторитет, в данном случае, вызревает самостоятельно внутри какого-то коллектива. Это возможно в том случае, когда среди сотрудников появляется личность, обладающая, такими качествами, которые и выдвигают ее в неформальные лидеры. Так рождается авторитет как общественное признание за той или иной личностью ее приоритетов.

Второй путь осознанный. Его можно назвать искусственным, т.к. методом агитации, пропаганды, различных социальных установок (сегодня это называется рекламой) коллективу внушаются достоинства того или иного человека, которого им предлагают избрать на руководящую должность.

Все знают, как происходит предвыборная кампания, как нам искусственно навязывают достоинства того или иного кандидата.

Предпочтительный путь к авторитету, конечно же, первый, когда неформальный лидер становится формальным. Если в коллективе не оказалось своего лидера и ему некого предложить на эту роль, тогда остается второй путь, и в этом нет ничего плохого.

Первый и второй пути хороши тем, что они в конечном итоге работают на всеобщее согласие, на сохранение целостности коллектива и стабильности его производства.

Но был (и есть) еще один путь — это назначение руководителя. Среди этих руководителей встречаются такие, которые считают, что авторитет основан на страхе, что настоящего начальника подчиненные должны бояться. Такой «начальник” разговаривает с людьми казенным языком, держит их от себя на большом расстоянии, часто прибегает к запугиванию различными наказаниями, подавляет всякие критические замечания вообще, особенно в свой адрес. Подобный стиль руководства, пожалуй, один из худших и известен, как авторитарный или автократический (самовластие). Как правило, таких руководителей боятся, но не уважают. У таких горе-руководителей всегда наблюдается большая текучесть кадров. Увольняющиеся отмечают, что в таких коллективах резко снижается производительность труда и возрастает количество заболеваний.

Существует и другая крайность в управлении, когда руководитель пытается завоевать авторитет послаблением своих требований к подчиненным. Чаще всего такая «доброта” оплачивается из кармана государства, когда руководитель «не замечает” заведомо плохую работу, а то и занимается приписками. Обычно это слабый руководитель, неуверенный в себе или плохо подготовленный к выполнению своих функций. Таким образом, он надеется компенсировать свои недостатки. С такими руководителями следует вести бескомпромиссную борьбу, т.к. стиль их руководства ведёт не только к подрыву тонуса жизни коллектива, но и к падению производства. Так рождается скептицизм, пессимизм, равнодушие и аполитичность. Люди теряют веру и в себя, и в руководство всякого ранга.

Иржи Ружичка Ружичка Иржи. Некоторые проблемы социальной психологии. — М.: Политиздат, 1981. — С.140-141 полагает, что всякий руководитель может поддерживать и развивать свой авторитет, если у него:

  • * профессиональная квалификация соответствует выполняемой должности;
  • * общественные отношения строятся на выполнении производственных задач;
  • * перспективы развития руководителя не нарушают общественных норм;
  • * есть способность и желание учитывать индивидуальные качества своих подчиненных;
  • * есть потребность и интерес опираться на сотрудничество со всем коллективом

Суммируя различные пути формирования авторитета, предложенные А.Г. Ковалёвым, можно рекомендовать следующие советы:

  • 1. Придя в новый коллектив, не торопись давать оценку предшествующему руководителю, а вместе с ним и всему коллективу. Войди в курс дела, изучи людей, не делай обобщающих выводов из частных разговоров.
  • 2. Проникнув в суть производства, раскрывай как состояние дел на данный момент, так и перспективы развития на будущее. Говоря о будущем, исходи из реальных дел, не занимайся прожектёрством.
  • 3. На собраниях и в личных разговорах избегай многословия. Обещай только то, что реально можешь сделать. Помни, что, прислушиваясь к словам руководителя, люди оценивают его по делам.
  • 4. Не уединяйся, не сиди в кабинете больше положенного. Чаще бывай на людях. Интересуйся бытом подчинённых, улучшай организацию труда и отдыха.
  • 5. Частые личные контакты руководителя с подчинёнными — залог успеха роста авторитета. Так, например, результаты исследования по- казали, что руководитель, который чаще бывает в коллективе и беседует с людьми, имеет выше авторитет.
  • 6. Беседуя с людьми, важно затрагивать вопросы, касающиеся не только производства, но и вопросы их личной жизни. Установлено, что беседы о семье, особенно о детях и личных нуждах, сближают собеседников.
  • 7. Основной путь формирования и роста авторитета — это самоотверженная работа в интересах коллектива, которая является хорошим барометром деятельности руководителя.
  • 8. Руководитель должен помнить, что завоёванный авторитет можно быстро потерять, если снизить требовательность, если не искать путей улучшения качества работы или совершить проступок.
  • 9. Разговаривая с подчинёнными, никогда не жалуйся на жизнь, на здоровье

Настоящий подлинный авторитет в не стрессовых условиях внутри компании создается крайне долго. Еще дольше он создается на рынке, во вне организационной среде.

Можно выделить (примерно и условно) шесть ступеней для первоначального формирования авторитета:

Ступень 1. Определение собственного Я. Как правило назначение на должность заставляет специалиста немного пересмотреть систему собственных представлений и ценностей. Для начала надо выявить свои слабые и сильные стороны. Только человек, знающий свои недостатки, может спрогнозировать развитие той или иной ситуации. Затем при появлении первых успехов нужно «включить» излишний реализм, чтобы не потерять нить событий будучи «окрыленным» хорошим результатом. Далее, когда появится слишком большой объем работы, нужно правильно рассчитать свою энергию. Также первоначальным является вопрос создания имиджа. Ибо внешняя привлекательность и уместность очень важна в условиях современного рынка. Важнейшим фактором здесь остается самокритика.

Ступень 2. Взаимоотношение с коллективом, подчиненными. Здесь каждый менеджер сам вправе решать, какие отношения он хочет иметь с коллегами. Лучше всего, конечно же, будет установить дружественно-доверительные отношения. С подчиненными же не следует допускать фамильярности. Для более приятного контакта с подчиненными следует проявлять о них заботу, уступать в мелочах, вовремя и эффективно устранять конфликты, искать пути сближения с коллективом. Также очень важна модель неформального руководства, выбранная менеджером. Здесь важна осведомленность руководителя о настроении подчиненных, об их положении.

Настоящий руководитель должен быть самодостаточен, энергичен и влюблен в свое дело. Ведь настроение руководителя передается всему коллективу.

Ступень 3. Представление об организации, в которой менеджер работает. Менеджер должен четко представлять иерархию властных полномочий в своей организации. Также при создании организации руководитель должен понимать, что привлечет персонал и сделает благоприятной почву для работы. Что же ценится в организации больше всего?

ь Интересная и значимая работа

ь Высокая зарплата

ь Возможность продвижения по службе

ь Уверенность в завтрашнем дне

ь Удобный рабочий график

ь Хорошие условия труда

ь Хорошие взаимоотношения я коллегами

ь Знаки уважения и одобрения со стороны начальника

ь Возможность приобрести новые навыки (обучение)

ь Объективный и лояльный менеджер

ь Заинтересованное отношение руководства к мнению персонала о разных аспектах работы

ь Помощь в решении личных проблем

Ступень 4. Представление менеджера о направлении, в котором работает организация. В теории современно менеджмента существуют пять «Р» для маркетинга, в которых настоящий специалист должен ориентироваться идеально. Пять составляющих компании:

ь Место (Place)

ь Реклама (Promotion)

ь Цены (Price)

ь Продукт (Product)

ь Обслуживание (Рresent)

Очень важно при этом понимать особенность именно организации, в которой работает менеджер.

Создав авторитет внутри собственной фирмы, можно выходить на «макроуровень».

Ступень 5. Отношения с деловыми партнерами. Установление контактов. Здесь очень важными факторами станут имидж, пунктуальность, умение как можно выгоднее презентовать свой бизнес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *