Содержание
Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?
Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:
- поставку товаров;
- выполнение работ;
- оказание услуг.
От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:
- осуществляются для федеральных нужд;
- производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.
Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:
- предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
- при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
- формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
- учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.
Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:
- отчитаться перед заказчиком;
- обосновать расходование бюджетных средств.
Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?
Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:
- 20 «Основное производство» — для учета прямых затрат по ГОЗ;
- 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» — для косвенных расходов, осуществляемых в рамках выполнения ГОЗ;
- 90 «Выручка» и иные счета (44, 91 и др.).
Помочь разобраться с разграничением затрат поможет статья «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».
Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:
- аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
- аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).
К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».
Как вести учет расходов по гособоронзаказу?
Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:
- весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
- ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
- по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:
- на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
- содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
- исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
- рационализаторство и изобретательство;
- охрану труда и содержание пожарной службы;
- иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).
В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):
- расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
- рекламные и представительские расходы;
- расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.
В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.
Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»
Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.
Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.
Для грамотной настройки «1С» необходимо:
- расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
- занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
- определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
- осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.
Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.
Раздельный учет затрат по Гособоронзаказам
В программе «1С:Бухгалтерия 8» и в ред 2.0 и в ред 3.0, для прямых и косвенных расходов можно организовать раздельный учет затрат по гособоронзаказам на счетах 20, 25, 26 штатными средствами. Для отражения прямых расходов используем аналитику «Номенклатурная группа» на 20 счете. Каждый гособоронзаказ — это новая Номенклатурная группа. Косвенные расходы, отражаем на 25 и 26 счетах, а в учетной политике закрепляем правила их распределения, например «по прямым затратам». Но что делать, если у организации есть еще и коммерческие расходы? Согласно п. 3 Правил N 47, коммерческие расходы (расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции) включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции, выпускаемой по государственному заказу. Штатный механизм «Закрытие месяца» в Бухгалтерии, если это не затраты с особым порядком закрытия (Расходы на рекламу нормируемые например), просто закрывает затраты 44 счета на субсчет 90.07.1. Данные обработки позволяют без доработок типового функционала организовать закрытие 44 счета на субсчет 90.07.1 в разрезе каждого гособоронзаказа пропорционально себестоимости продукции/работ/товара. Ну а «Отчетная калькуляция» в удобном виде выводит информацию по выбранному гособоронзаказу (затраты, выручка, рентабельность…).
Для начала, в режиме предприятия, заходим в справочник «План счетов», открываем карточку субсчета 90.07.1 и добавляем субконто «Номенклатурные группы». Загружаем в базу обработку и отчет. Что бы не трогать типовой функционал и не снимать программу с поддержки, обработка цепляется к документу «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)». Далее алгоритм следующий: в конце месяца запускаем обработку «Закрытие месяца» и выполняем последовательно все операции до операции «Закрытие 44 счета», её мы пропускаем. Последней секундой месяца создаем документ «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)» в котором и нажимаем кнопку «Заполнить». Все коммерческие расходы распределятся пропорционально оборотам 20 счета в корреспонденции со счетами 10, 60, 69, 70 и оборотам счета 90.02.1 в корреспонденции со счетом 41.01 в разрезе каждой номенклатурной группы (т.е. Гособоронзаказа). Документ записываем и закрываем. Возвращаемся в «Закрытие месяца» и выполняем оставшиеся операции.
Для редакции 2.0 алгоритм закрытия месяца аналогичен. Есть особенность по работе с документом «Операции, введенные вручную». Для заполнения документа нужно выбрать способ заполнения «Операция распределение затрат 44.01 счета на счет 90.07.1 » (этот способ появится после добавления обработки), появится реквизит «Документ», как для способа заполнения «Сторно», после чего записать операцию. Далее у реквизита «Документ» выбираем тип данных «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)» и выбираем текущий документ (так нужно 🙂 ). Нажимаем кнопку «Заполнить». Всё. :).
Обработки тестировались:
для конфигурации 1С:Бухгалтерия 2.0 — на релизе 2.0.66.39 и
для конфигурации 1С:Бухгалтерия 3.0 — на релизе 3.0.65.84.
Обновление от 24.10.2018 г.
— В обработке доработан механизм распределения затрат «Транспортных расходов» согласно правилам ст. 320 НК РФ.
Здравствуйте!
Посмотрите, пожалуйста, обсуждение по теме
Пограмма 1С 8.3
В 1С Бухгалтерия за основу можно взять Номенклатурные группы. Т.е. НГ = контракт ГОЗ. Это база для расчета, а далее методику разрабатываете уже самостоятельно и закрепляете ее в Учетной политике. Для разовой сделки можно таким вариантом воспользоваться и сделать дополнительные расчеты вне 1С, если они потребуются. И в налоговых регистрах также эту информацию отразить.
В качестве регистров и данных для них взять штатное решение 1С и дополнить при необходимости в excel (Отчеты — Налог на прибыль — Регистры налогового учета)
Утверждение регистров по налоговому учету в учетной политике
Регистры налогового учета в 1С
В части ответственности. Может быть применен КоАП РФ Статья 15.37. Нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Если будете свою методику разрабатывать, то из первоисточников посмотреть:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
О государственном оборонном заказе (с изм. на 27.12.2018) - Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 47
О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (с изм. на 24.01.2019)