Рекомендации по техническому обслуживанию

Система, виды и периодичность технического обслуживания автомобилей

В процессе эксплуатации автомобиля его детали изнашиваются, и это главная причина, вызывающая неисправности и сокращающая срок службы автомобиля.

На поверхности любой детали, даже хорошо обработанной, всегда имеются незаметные для глаза неровности, а с неровных поверхностей трущихся деталей выкрашиваются частицы металла. Между трущимися деталями попадают твердые частицы (нагар, пыль, продукты износа); кроме того, на детали воздействуют отработавшие газы, влага, кислоты и щелочи. Все это и ведет к изнашиванию деталей.

Величина износа деталей зависит от чистоты обработки поверхностей, материала и формы деталей, зазоров между ними, качества смазки, величины нагрузки на детали и соблюдения правил эксплуатации автомобиля.

Во время работы сопряженных деталей зазор между ними возрастает неравномерно: в период приработки деталей (например, в период обкатки автомобилей) зазоры увеличиваются очень быстро; по окончании приработки зазор возрастает медленнее, сопряженные детали в этот период работают нормально, без ударных нагрузок и стуков. Если зазор между деталями слишком большой, начинается их ускоренный (аварийный) износ. Поэтому во избежание аварии или поломки, если детали работают со стуком, следует своевременно восстановить нормальный зазор, отрегулировав или заменив детали.

Износоустойчивость современных автомобилей значительно увеличивается вследствие их конструктивного и технологического усовершенствования: в цилиндры двигателей ставятся гильзы из износостойкого легированного чугуна, поршневые кольца хромируются, детали закаливаются токами высокой частоты, совершенствуются воздушные и масляные фильтры, улучшается грязе-защита, повышается точность изготовления шестерен, постоянно смазываются отдельные точки и др.

Срок службы автомобиля зависит также от качества применяемых горючего и смазочных материалов, условий эксплуатации, мастерства вождения и своевременного технического обслуживания агрегатов, механизмов и систем.

В Вооруженных Силах СССР применяется планово-предупредительная система технического обслуживания автотракторной техники, предусматривающая выполнение в установленные сроки в зависимости от фактического пробега обязательного перечня работ по уходу за машинами.

Постановка машин на техническое обслуживание через заранее намеченные сроки предупреждает возникновение неисправностей и повышает надежность их работы.

Техническое обслуживание включает: заправку автомобилей горючим и смазочными материалами, охлаждающей, тормозной и амортизаторной жидкостями; уборку, чистку и мойку; проверку укомплектованности, крепления и состояния агрегатов, механизмов и приборов и их регулировку.

Заправочные и регулировочные работы, а также устранение неисправностей выполняются по потребности, т. е. в том случае, если при проверке выявляется необходимость в этом. Остальные работы выполняются в обязательном порядке.

Водитель обязан строго следить за техническим состоянием автомобиля и выполнением всех видов технического обслуживания в установленные сроки.

Сокращать объем работ по техническому обслуживанию автомобилей, а также уменьшать отведенное для обслуживания время в ущерб качеству запрещается.

Большинство работ, входящих в объем технических обслуживаний, может быть выполнено самим водителем при наличии исправного комплекта водительского инструмента и принадлежностей.

Техническое обслуживание армейских автомобилей в зависимости от периодичности и объема работ включает контрольные осмотры и технические обслуживания (ежедневное, № 1, № 2 и сезонное).


Таблица 4. Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей

При эксплуатации автомобилей в сложных условиях сроки их обслуживания могут сокращаться.

Контрольный осмотр перед выходом из парка проводит водитель на месте стоянки автомобиля с целью проверки его готовности к выполнению задания.

При этом водитель проверяет: внешний вид автомобиля, заправку эксплуатационными материалами и отсутствие подтеканий, работу двигателя на различных оборотах коленчатого вала, состояние механизмов управления, приборов освещения и сигнализации, состояние шин и давление воздуха в них, наличие и укладку индивидуального комплекта инструмента, принадлежностей и запасных частей. Особое внимание водитель обращает на исправность узлов, механизмов и приборов, обеспечивающих безопасность движения.

По окончании осмотра он прослушивает работу двигателя; работа агрегатов силовой передачи и тормозов проверяется на ходу автомобиля. Обнаруженные неисправности устраняются. Для осмотра требуется 15 — 20 мин.

Контрольный осмотр автомобиля в пути водитель выполняет во время остановок.

Немедленно после остановки автомобиля проверить степень нагрева ступиц колес, шин, тормозных барабанов, промежуточной опоры карданного вала, картеров коробки передач, раздаточной коробки и ведущих мостов (нагрев считается нормальным, если не вызывает ожога ладони); убедиться в отсутствии подтеканий горючего, масла и эксплуатационных жидкостей; проверить состояние рессор, карданной передачи, крепление колес, давление воздуха в шинах, состояние ходовой части прицепа, тягово-сцепного прибора, укладку и крепление груза. Неисправности, обнаруженные в пути и во время движения, устраняются.

Ежедневное техническое обслуживание выполняется водителем по возвращении в парк с целью подготовки автомобиля к выполнению очередного задания и имеет особо важное значение для поддержания его постоянной технической исправности и продления срока службы.

К обслуживанию следует приступать немедленно, пока агрегаты и механизмы автомобиля теплые. Для обслуживания автомобиля водителю предоставляется 1 — 2 час.

Проверив степень нагрева ступиц колес, тормозных барабанов и агрегатов силовой передачи автомобиля, водитель заправляет его горючим, очищает от грязи, моет и протирает. До мойки следует проверить, нет ли подтеканий горючего, масла, охлаждающей, тормозной и амортизаторной жидкости (после мойки подтекания обнаружить труднее). Уровень масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе надо довести до нормы; затем проверить исправность и надежность крепления дополнительных бидонов для масла и горючего.

Из отстойников и фильтров сливают отстой горючего и масла; рукоятку фильтра грубой очистки провертывают на три-четыре оборота.

Если автомобиль работал в условиях большой запыленности воздуха, обязательно снять и разобрать воздушный фильтр; детали фильтра промыть, а масло заменить. Аккумуляторную батарею очистить от пыли и грязи; уровень и плотность электролита довести до нормы; прочистить вентиляционные отверстия в пробках.

Проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней привода вентилятора, генератора и компрессора, люфт рулевого колеса, крепление тяг рулевого управления, привода тормозов и педали сцепления.

Водитель должен убедиться в отсутствии утечки воздуха из систем пневматического привода тормозов и регулировки давления воздуха в шинах, спустить конденсат из воздушных баллонов и продуть трубопроводы системы централизованной накачки шин.

При обслуживании силовой передачи и ходовой части нужно тщательно проверить крепление всех агрегатов, состояние рессор, амортизаторов и реактивных штанг, состояние покрышек, давление воздуха в них и затяжку гаек крепления колес.

Обязательно проверяют состояние и действие приборов освещения, сигнализации и светомаскировки.

При осмотре кабины и кузова одновременно проверяют состояние и надежность крепления крыльев, подножек, брызговиков и капота, а также исправность стеклоочистителей, стеклоподъемников, ручек и замков дверей.

В зимнее время необходимо проверить состояние средств утепления двигателя, облегчения запуска и обогрева кабины.

Водитель должен обратить внимание на состояние тягово-сцепного прибора, а при наличии на автомобиле лебедки — на состояние и укладку троса.

Устранив неисправности, обнаруженные в пути и во время обслуживания, все узлы и механизмы автомобиля смазывают в соответствии с картой смазки. После движения по заболоченной местности, воде, песку и пыльным дорогам следует смазать (независимо от сроков, указанных в картах смазки) пальцы рессор, шарниры рулевых тяг, шкворни поворотных цапф и карданные шарниры.

В заключение обслуживания надо проверить состояние и крепление номерных и опознавательных знаков, состояние и укладку инструмента, принадлежностей, запасных частей и дополнительного оборудования.

Прицеп, если он использовался, должен быть обслужен вместе с автомобилем.

О неисправностях, которые водитель не может устранить своими силами, следует доложить командиру.

При эксплуатации автомобилей в северных, пустынно-песчаных и горных районах, кроме работ, предусмотренных ежедневным техническим обслуживанием, необходимо выполнить следующее:

в северных районах:

— при безгаражном хранении автомобилей зимой (на Крайнем Севере — зимой и летом) слить воду из системы охлаждения двигателя, снять аккумуляторные батареи и сдать их на хранение в утепленное помещение;

— установить и закрепить все имеющиеся на автомобиле средства герметизации и утепления агрегатов, узлов и деталей;

в пустынно-песчаных районах:

— проверить состояние и надежность крепления пылезащитных чехлов и манжет, а также пробок, прокладок, уплотняющих

и вентиляционных устройств;

в горных районах:

— после установки автомобиля на открытую площадку стоянки независимо от сезона эксплуатации слить воду из системы охлаждения двигателя и проверить состояние пробки радиатора;

— проверить состояние и крепление дополнительных тормозных устройств (горного рельса, горного упора, колодок и др.),

Техническое обслуживание № 1 включает все работы ежедневного технического обслуживания, а также дополнительные смазочные, контрольно-осмотровые, крепежные и регулировочные операции, которые выполняются, как правило, без разборки агрегатов и приборов или снятия их с автомобиля.

Техническое обслуживание № 2 полностью включает все операции технического обслуживания № 1. Но, кроме того, выполняется ряд работ, связанных с частичной разборкой агрегатов, и снимаются приборы для проверки на специальных стендах.

Сезонное техническое обслуживание выполняется при подготовке автомобиля к эксплуатации в зимних или в летних условиях.

Подробный перечень операций, предусмотренных всеми видами технических обслуживаний, их последовательность и трудоемкость, а также технические условия на обслуживание изложены в соответствующих руководствах.

Текущий ремонт автомобиля (агрегата) заключается в устранении неисправностей, выявленных во время его использования ли технического обслуживания. При этом могут быть заменены отдельные неисправные детали, узлы, механизмы и приборы, а также производятся регулировочные, крепежные и другие ремонтные работы.

При текущем ремонте автомобиля допускается замена отдельных агрегатов, в том числе одного основного (за исключением рамы и кузова автомобилей безрамной конструкции). К основным агрегатам грузовых автомобилей относятся: двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, передний ведущий мост, средний мост, задний мост и рама. Для легковых автомобилей и автобусов основным агрегатом является, кроме того, и кузов.

На время выполнения номерных технических обслуживаний и текущего ремонта водитель поступает в распоряжение начальника пункта технического обслуживания (НТО) или ремонтной мастерской и выполняет работы по его указанию.

До начала технического обслуживания (текущего ремонта) водитель обязан ознакомиться с объемом и последовательностью выполнения положенных работ, тщательно вымыть автомобиль, установить его на указанное рабочее место, подготовить водительский инструмент и доложить начальнику ПТО (мастерской) о замеченных неисправностях автомобиля.

В ходе технического обслуживания водитель выполняет большинство работ. Специалисты (механик, слесарь, электрик) выполняют только наиболее ответственные работы: проверку и регулировку систем питания и зажигания, распределительного механизма, электрооборудования, механизмов управления и др.

Рекомендации по техническому обслуживанию медицинской техники изложены в соответствующем документе и предназначены для персонала клиник и сервисных центров, служб надзора и лицензирующих служб. Данный документ устанавливает рекомендации по вводу в работу, а также контролю за состоянием и ремонту оборудования.

Письмо Минздрава РФ Техническое обслуживание медицинской техники от 27.10.2003 и актуальные методические рекомендации по ТО 2015 года.

Ниже приведены актуальные нормы использования медицинского оборудования и соответствующие рекомендации, установленные Министерством здравоохранения.

Своевременное обслуживание медицинского оборудования является залогом ее бесперебойной работы. Использование техники, которая не обеспечена постоянным техническим обслуживанием, является недопустимым.

Руководство клиники несет полную ответственность за составление договора о предоставлении услуг на техническое обслуживание согласно нормам, установленным производителем оборудования, а также за подготовку персонала для работы с этим оборудованием.

Производитель и/или поставщик техники отвечает за обслуживание и ремонт техники в гарантийный период, а также обязуется предоставить медицинскому учреждению всю документацию, необходимую для полноценного использования поставленного оборудования. В случае необходимости поставщик также обеспечивает обучение персонала для работы с техникой.

Руководству медицинского учреждения необходимо заключить договор на техническое обслуживание с постгарантийным сервисным центром, если этого не предусматривает первичный договор с производителем /поставщиком или по окончании гарантийного срока.

Независимо от того, является ли сервисный центр гарантийным, авторизованным, сторонним, или техническое обслуживание выполняется силами штатных инженеров клиники, право на проведение обслуживания имеют только компании, прошедшие лицензирование и имеющие действующую лицензию.

Методические рекомендации по техническому обслуживанию медицинской техники и ремонту, в том числе включенные в письмо Минздрава РФ Техническое обслуживание медицинской техники от 27.10.2003.

Текст оригинала документа можно найти на сайте Минздрава , а также введя фразу в поисковике: Методические рекомендации техническое обслуживание медицинской техники 2003.

Условия работы с медицинской техникой

Персонал

Руководство клиники должно позаботиться о подготовке специалистов для работы с каждой единицей оборудования в клинике. Подробнее о требованиях к персоналу всегда можно прочитать в эксплуатационной документации. К техническому обслуживанию медицинского оборудования, а также его эксплуатации, персонал допускается при выполнении следующих требований:

  • Наличие технического и/или медицинского образования;
  • Наличие подготовки на учебной базе производителя, или сертификат лицензированных учреждений;
  • Соответствующая группа допуска

Условия хранения и обслуживания

Клиника должна подготовить помещения для работы с медицинским оборудованием и его хранения, соответствующие всем нормам безопасности. Ттакже необходимо сохранить всю документацию, включая договоры, акты, графики и журналы технического обслуживания.

При поставке сервисных устройств для измерения различных параметров в комплекте с мед. оборудованием они должны быть в наличии на момент проведения технического обслуживания.

Начало эксплуатации и обслуживание

Подготовка к работе

Официальные рекомендации по техническому обслуживанию медицинской техники регламентируют перечень мероприятий по распаковке, установке и первичной настройке медицинской техники. Штатный инженер или другое ответсnвенное лицо клиники должно контролировать весь процесс распаковки в целях подтверждения состояния и комплектности оборудования.

После установки (монтажа) техники на рабочем месте проводятся отладочные работы (проверка работоспособности) и калибровка оборудования в соответствии с документацией, а также обучение персонала.

Контроль соответствия нормам эксплуатации

Все нормативы и сроки проведения контроля состояния оборудования регламентируются сопутствующей документацией. Если в ходе проверки было обнаружена открытое повреждение или какие-либо признаки указывают на скрытую неисправность, необходимо обратиться к поставщику или в сервисную компанию для выполнения технического обслуживания или ремонта. К нормативным проверкам относят:

  • Внешний осмотр техники и рабочего места;
  • Проверка качества работы техники и состояния расходных материалов;
  • Проверка оборудования с применением специального инструментария

Все операции по плановому техническому контролю выполняются штатным инженером или врачом. Детальный осмотр и диагностика оборудования на более высоком уровне выполняется в том случае, если техника была введена в эксплуатацию после перерыва, или с момента последней проверки прошло 12 месяцев.

Техническое обслуживание

Нормы планового технического обслуживания устанавливаются технической документацией на оборудование. Уточнить подробности всегда можно в обслуживающей сервисной компании. В зависимости от состояния оборудования, техническое обслуживание может иметь как плановый, так и внеплановый (неотложный, срочный) характер. К техническому обслуживанию относят следующие операции:

  • Замена быстро изнашивающихся узлов и поставка расходных материалов;
  • Проверка надежности крепежных элементов;
  • Чистка от пыли и грязи, а также смазка подвижных элементов

Ремонт медицинской техники

Методические рекомендации по техническому обслуживанию медицинской техники описывают ремонт как мероприятие, необходимость в котором устанавливается на основании данных проверки оборудования (при работе на оборудовании или по результатам диагностики). Ремонт медтехники может быть выполнен как в стенах клиники, так и в сервисном центре, что зависит от характера неисправности и сложности ремонта.

При выполнении ремонта проводится повторный ввод оборудования в эксплуатацию, и, при необходимости, первичная настройка и калибровка. В сервисном центре проводится ряд послеремонтных тестов, если таковые предусмотрены эксплуатационной документацией.

Вывод из эксплуатации и снятие с обслуживания

Снятие медицинского оборудования с технического обслуживания происходит в том случае, если конкретная единица техники выведена из эксплуатации временно, по причине списания, или если в ходе использования техники были допущены грубые нарушения, и организация, предоставляющая услуги по обслуживанию, отказалась от выполнения обязательств в соответствии с договором.

Журнал технического обслуживания

Журнал технического обслуживания медицинской техники создается после заключения договора в качестве общего документа для всех единиц техники, либо в качестве отдельного документа для каждого отдельного устройства. При этом договор с каждым отдельным сервисным центром требует создания собственного журнала.

Сам журнал технического обслуживания содержит в себе список оборудования, находящегося в работе согласно договору, а также информацию о подготовке операторов к работе и выполнении плановых работ по обслуживанию оборудования. В журнал заносится полный список установленных работ по техническому контролю.

Заполнение журнала осуществляется инженером после выполнения того или иного вида работ.

Вам также могут быть интересны статьи по теме:

Перечень медицинского оборудования подлежащего техническому обслуживанию в обязательном порядке

Периодичность и виды технического обслуживания медицинской техники

Инструкция по обслуживанию медицинского оборудования для врачей и персонала клиники

Требования по техническому обслуживанию медицинской техники

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 Ю.Е. ГЛАЗКОВ, Н.Е. ПОРТНОВ, А.О. ХРЕННИКОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ И ПЛАНИРОВКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ • ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ • Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» Ю.Е. ГЛАЗКОВ, Н.Е. ПОРТНОВ, А.О. ХРЕННИКОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ И ПЛАНИРОВКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия Тамбов Издательство ТГТУ 2008 УДК 631.3(075) ББК П072я73-4 Г524 Рецензенты: Доктор технических наук, заведующий лабораторией ГНУ ВИИТиН Ю.А. Тырнов Кандидат педагогических наук, доцент ТГТУ А.И. Попов Глазков, Ю.Е. Г524 Технологический расчет и планировка автотранспортных предприятий : учебное пособие / Ю.Е. Глазков, Н.Е. Портнов, А.О. Хренников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 80 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-0693-6. Рассмотрены тематика, объем, структура и последовательность вы- полнения курсовых проектов по технологическому расчету и планировке автотранспортных предприятий. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 190600 – Автомобили и автомобильное хозяйство очной, заочной и со- кращенной форм обучения. УДК 631.3(075) ББК П072я73-4 ISBN 978-5-8265-0693-6  ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» (ТГТУ), 2008 Учебное издание ГЛАЗКОВ Юрий Евгеньевич, ПОРТНОВ Николай Ефимович, ХРЕННИКОВ Александр Олегович ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ И ПЛАНИРОВКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Учебное пособие Редактор Т.М. Г л и н к и н а Инженер по компьютерному макетированию Т.Ю. З о т о в а Подписано в печать 24.03.2008 Формат 60 × 84 / 16. 4,65 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 143 Издательско-полиграфический центр ТГТУ 392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14 ВВЕДЕНИЕ При подготовке специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта курсовое и дипломное проектирование занимает важ- ное место в определении приобретенных знаний и умений студента применять их на практике. Технологическое проектирование синтезирует большой и разнохарактерный круг организационно-технологических и экономических вопросов. Изучение этих вопросов поможет молодому специалисту автомобильного транспорта доста- точно емко представить и освоить почти все вопросы, которые он должен решить в своей практической деятельности на АТП. В пособии приведены методические указания по расчету автотранспортного предприятия (АТП) и обобщены ос- новные справочно-нормативные данные, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте под- вижного состава автомобильного транспорта, общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (ОНТП-01–91), а также другими нормативными документами проектных организаций «Ги- проавтотранс». Приведенные рекомендации помогут внести планомерность в работу студента и позволят стимулировать творческий подход к разработке конкретной темы курсового и дипломного проекта с учетом максимального проявления инициативы студентом. Цель настоящего издания – помочь студентам своевременно и качественно выполнить курсовые и дипломные про- екты и достичь однородности требований к ним со стороны руководителей и консультантов. В пособии даны общие положения по курсовому и дипломному проектированию, порядок расчета производственной программы предприятия, приведены расчетные формулы, примеры отдельных расчетов, образцы выполнения расчетных таблиц. В приложении даны справочные материалы, необходимые для проектирования. В условиях ограниченной возможности поиска справочно-нормативной информации, вызванной резким сокращени- ем специальной литературы, появление настоящего издания поможет студентам более обоснованно принимать решения, связанные с выполнением дипломного и курсового проектирования. Настоящие материалы могут быть полезны и для практических работников инженерной службы автотранспортных предприятий, которые найдут в них действующие на настоящий момент нормы и нормативы для проектирования новых и совершенствования работы существующих предприятий, занятых эксплуатацией автомобильного транспорта. 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Курсовое и дипломное проектирование оформляется в виде расчетно-пояснительной записки. Структура расчетно-пояснительной записки: − Титульный лист. − Оглавление. − Задание на курсовое проектирование. − Основной текст расчетно-пояснительной записки, включающий следующие разделы: 1. Технологический расчет АТП. 2. Генеральный план и общая планировка помещений. 3. Технологическая планировка производственной зоны (участка). 4. Литература. Исходными данными для технологического расчета являются: • списочное количество подвижного состава (ПС) Аи; • среднесуточный пробег единицы подвижного состава lсс; • время в наряде Тн, ч; • число дней работы подвижного состава в году Драб.г; • категория условий эксплуатации Ку.э; • климатический район Ккл.р; • условия хранения ПС (открытое, закрытое). Исходные данные для расчета, выданные руководителем проекта, заносятся в табл. 1.1. 1.1. Исходные данные (пример заполнения) Условия Подвижной состав Аи lсс, км Тн,ч Драб.г Ку.э Ккл.р хранения (марка, модель) ПС ЗИЛ-431410 100 140 12 305 II Умеренный Открытое Категория условий эксплуатации берется из табл. П1, число дней работы подвижного состава в году (Драб.г) и время в наряде (Тн) – из табл. П2, климатический район – из табл. П3. 1.1. Корректировка нормативной периодичности технических обслуживаний и капитальных ремонтов Для расчета производственной программы предварительно необходимо для данного АТП выбрать нормативные зна- чения пробегов подвижного состава до капительного ремонта (КР) и периодичности технического обслуживания ТО-1 и ТО-2, которые установлены положением для определенных, наиболее типичных условий, а именно: I категории условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей, умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окру- жающей среды. Для конкретного АТП эти условия могут отличаться, поэтому в общем случае нормируемые пробег Lк = Lц (Lц – цик- ловой пробег) и периодичность ТО-1 и ТО-2 Li определяются с помощью коэффициентов, учитывающих категорию усло- вий эксплуатации k1; модификацию подвижного состава k2; климатические условия k3, т.е.: Lц = Lн k1 k 2 k 3 , ц (1.1) где Lн – нормативный пробег автомобиля до списания, км (табл. П4); k1, k2, k3 – соответственно коэффициенты, учитывающие катего- ц рию условий эксплуатации, модификацию подвижного состава, климатические условия (табл. П5, П6, П7). Пробег до ТО рассчитывается по формуле: Li′ = Lн k1 k3 , i (1.2) н где Li – нормативная периодичность ТО i-го вида (ТО-1 или ТО-2) (табл. П8). Нормативы ресурсного пробега (или пробега до КР) и периодичность ТО заносятся в табл. 1.2. ′ После определения расчетной периодичности ТО-1 ( LТО -1 ) производится окончательная корректировка ее величины по кратно- сти со среднесуточным пробегом автомобилей (lсс) L1′ = n1 , (1.3) lcc где n1 – величина кратности (округляется до целого числа). Окончательно скорректированная по кратности величина периодичности ТО-1 (L1) принимает значение L1 = n1 lсс . (1.4) Полученное значение округляем до сотен, но не более 10 % от полученного результата. ′ После определения расчетной периодичности ТО-2 ( LТО — 2 ) проверяется ее кратность со скорректированной периодичностью ТО-1 ′ L2 = n2 , (1.5) L1 где n2 – величина кратности (округляется до целого числа). Окончательная скорректированная величина периодичности ТО-2 (L2) принимает значение L2 = n2 L1. (1.6) Величина расчетного пробега автомобиля до капитального ремонта корректируется по кратности с периодичностью ТО-1 и ТО-2: ′ Lц = n3 , (1.7) L2 где n3 – величина кратности (округляется до целого числа). LКР = n3 L2. (1.8) Допускаемое отклонение окончательно скорректированных величин L1, L2, LКР от нормативных ±10 %. В тех случаях, когда автомобиль подвергается второму или третьему КР, вводят коэффициент 0,8, считая, что пробег в этом слу- чае должен составить 80 % от LКР. П р и м е р р а с ч е т а . Необходимо определить нормы пробега до капитального ремонта и скорректировать периодичности ТО для автомобиля ЗиЛ-431410, работающего во II категории условий эксплуатации, центральной природно-климатической зоне, со сред- несуточным пробегом lcс = 140 км. Для расчета принимаем: 1. Норму пробега автомобиля ЗиЛ-431410 для I категории условий эксплуатации Lн = 450 000 км, нормативную периодичность ц ТО-1 Lн −1 = 4000 км; ТО-2 Lн − 2 = 16 000 км. ТО ТО 2. Коэффициент, учитывающий II категорию условий эксплуатации, k1 = 0,9. 3. Коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава, k2 = 1. 4. Коэффициент, учитывающий природно-климатическую зону, k3 = 1. Скорректированные нормируемые пробеги ′ Lц = 450 000 ⋅ 0,9 ⋅ 1 ⋅ 1 = 405 000 км, ′ L2 = 16 000 ⋅ 0,9 ⋅ 1 = 14 400 км, ′ L1 = 4000 ⋅ 0,9 ⋅ 1 = 3600 км. Скорректированные со среднесуточным пробегом периодичности ТО-1 3600 n1 = = 25,7 ≈ 26. 140 Округление произведено в большую сторону с учетом постановки подвижного состава 1 раз через две недели (отклонение 5 % меньше допустимого 10 %), тогда L1 =26 · 140 = 3640 ≈ 3600 км. Скорректированные с ТО-1 периодичность ТО-2 14 400 n2 = = 4; 3600 L2 = 4 · 3600 = 14 400 км. Скорректированные с ТО-2 периодичность КР 405 000 n3 = = 28,13 ≈ 29 ; 14 400 LКР = 29 · 14 400 = 417 600 км. 1.2. Нормативы ресурсного пробега (или пробега до КР) и периодичность ТО Подвижной состав Lн ц н н LТО − 2 LТО −1 k1 k2 k3 ′ Lц ′ ′ LТО − 2 LТО −1 Lц LТО − 2 LТО−1 ЗиЛ-431410 450 000 405 000 417 600 16 000 14 400 14 400 4000 3600 3600 0,9 1 1 1.2. Расчет производственной программы по количеству воздействий Расчет производственной программы по количеству воздействий за жизненный цикл. Число технических воздействий опреде- ляется цикловым методом в том случае, когда неизвестен годовой пробег автомобилей. Число КР и ТО на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега к пробегу до данного вида воздействия. Так как цикловой пробег Lц в данной методике расчета принят равным пробегу LКР автомобиля до КР, то число КР одного автомобиля за цикл будет равно единице. Принято, что ежесменное обслуживание (ЕО) разделяется на ЕОс (выполняемое ежедневно) и ЕОт (выполняемое перед ТО и те- кущим ремонтом (ТР)). Таким образом, число KP(NКР), TO-2(N2), TO-1(N1) и EO(NЕО) за цикл на один автомобиль можно представить в следующем виде: Lц L N КР = = КР = 1 , (1.9) LКР LКР LКР N ТО — 2ц = − N КР , (1.10) L2 LКР N ТО -1ц = − ( N КР + N ТО — 2 ) , (1.11) L1 NЕОс ц = Lц / lсс, (1.12) NЕОт ц = (NТО-1+ NТО-2) · 1,6, (1.13) где 1,6 – коэффициент, учитывающий воздействие технических ЕО при ТР. Полученный результат округляется: до 0,85 к нулю, более 0,85 к единице. П р и м е р р а с ч е т а . Так как цикловой пробег Lц в данной методике расчета принят равным пробегу LКР автомобиля до КР, то число КР одного автомобиля за цикл будет равно единице. Lц L N КР = = КР = 1 . LКР LКР Количество ТО-2 за цикл будет равно LКР 417 600 N ТО — 2ц = − N КР = − 1 = 28 . L2 14 400 Количество ТО-1 за цикл будет равно LКР 417 600 N ТО -1ц = − ( N КР + N ТО — 2 ) = − (1 + 28) = 87 . L1 3600 Принято, что ЕО разделяется на ЕОс (выполняемое ежедневно) и ЕОт (выполняемое перед ТО и ТР). 417 600 NЕОс ц = Lц/lсс = = 2983 . 140 NЕОт ц = (NТО-1 + NТО-2) · 1,6 = (86 + 30) · 1,6 = 184. Расчет производственной программы по количеству воздействий за год. Так как пробег автомобиля за год отличается от его пробега за цикл, а производственную программу предприятия обычно рассчитывают за год, то для определения числа ТО за год необ- ходимо сделать соответствующий перерасчет полученных значений NТО-1, NТО-2, NЕОс , NЕОт за цикл к значениям NТО-1г, NТО-2г, NЕОсг , NЕОтг за год по формулам: N г = Lг / Lц, (1.14) NТО-2г = (Lг/LТО-2) – Nг, (1.15) NТО-1г = (Lг /LТО-1) – (Nг + NТО-2г), (1.16) NЕОс г = Lг /lсс, (1.17) NЕОт г = (NТО-1 + NТО-2) · 1,6, (1.18) где Lг – годовой пробег автомобиля, км; Nг – количество списаний автомобиля за год, ед. Годовой пробег автомобиля рассчитывается по формуле: Lг = lсс Драб αт, (1.19) где Драб – количество дней работы автомобиля в году; αт – коэффициент технической готовности автомобиля. При проектировании АТП αт рассчитывается по формуле: 1 αт = , (1.20)  Д ТО − ТР k 4 Д КР ′  1 + lcc   1000 + L    КР  где ДТО-ТР – количество дней простоя автомобиля в ТО и ТР на 1000 км пробега, принимаем согласно табл. П9; ДКР – количество дней ′ простоя в КР (табл. П9); k 4 – коэффициент, учитывающий пробег автомобиля с начала эксплуатации (табл. П10). Для подвижного состава (одной модели), имеющего различные пробеги с начала эксплуатации, определяется и подставляется в выражение (1.19), сред- ′ ′ невзвешенное значение коэффициента k 4 . Коэффициент k 4 определяется как доля (Х) среднего фактического пробега автомобиля с на- чала эксплуатации от средней нормы пробега до КР. Lф.ср Х = , (1.21) LКРср где Lф.ср – фактический средний пробег для группы автомобилей, Lф.ср = ∑ L ; LКРср – пробег до капитального ремонта. Aи Если автомобили данного АТП не подвергаются капитальному ремонту (КР), то ДКР = 0, а формула (1.20) принимает вид 1 αт = . (1.22) Д k′  1 + lcc  ТО − ТР 4   1000  П р и м е р р а с ч е т а . На проектируемом АТП для группы автомобилей ЗиЛ-431410 было рассчитано, что пробег до капиталь- ного ремонта составил LКР = 417 600 км. В то же время фактический средний пробег, рассчитанный по формуле Lф.ср = ∑L для той Аи же группы автомобилей, составил 0 км (где ∑L – суммарный пробег с начала эксплуатации автомобилей одной группы; Аи – спи- сочное число автомобилей этой группы). Lф.ср 0 Следовательно, X = = ′ = 0 и k 4 = 0,7, так как он находится в интервале пробегов до 0,25. LКРср 417 600 Коэффициент технической готовности 1 1 αт = = = 0,96 . ′  Д ТО − ТР k 4   0,38 ⋅ 0,7  1 + lcc   1 + 140 ⋅    1000   1000  Годовой пробег автомобиля рассчитывается по формуле: Lг = lсс Драб αт = 140 · 305 · 0,96 = 40 992. Производственная программа за год: 40 992 N г = Lг / Lц = = 0,098, 417 600 40 992 NТО-2г = (Lг /LТО-2) – Nг = − 0,098 = 2,74 ≈ 2, 14 400 40 992 NТО-1г = (Lг /LТО-1) – Nг = − (0,098 + 2) = 9,28 ≈ 9, 3600 40 992 NЕОс г = Lг /lсс = = 292,8 ≈ 292, 140 NЕОт г = (NТО-1 + NТО-2) · 1,6 = (9 + 2) · 1,6 = 17,6 ≈ 17. Данные для расчета и полученные результаты заносим в табл. 1.3. 1.3. Производственная программа по количеству воздействий за год Подвижной ′ ДТО-ТР k4 αт Lг Nг NТО-2г NТО-1г NЕОс г NЕОт г состав ЗиЛ-431410 0,38 0,7 0,96 40 992 0,098 2 9 292 17 Количество ТО для групп автомобилей. Количество ТО для групп автомобилей рассчитывается по формуле (NТОi, ед): NТОi = NТОi г Аи, (1.23) где Аи – списочное количество автомобилей, ед. Результаты расчетов заносим в табл. 1.4. 1.4. Количество ТО для групп автомобилей за год Показатель ЗиЛ-431410 Марка ПС Всего по АТП NТО-2 200 NТО-1 900 NЕОс 29 200 NЕОт 1700 Количество диагностических воздействий за год по маркам автомобилей. Согласно Положению, диагностирование как от- дельный вид обслуживания не планируется, и работы по диагностированию подвижного состава входят в объем работ ТО и ТР. При этом в зависимости от метода организации диагностирование автомобилей может производиться на отдельных постах или быть со- вмещено с процессом ТО, поэтому в данном случае число диагностических воздействий определяется для последующего расчета по- стов диагностирования и его организации. На АПТ в соответствии с Положением предусматривается диагностирование подвижного состава Д1 и Д2. Диагностирование Д1 предназначено главным образом для определения технического состояния агрегатов, узлов и систем авто- мобиля, обеспечивающих безопасность движения. Д1 предусматривается для автомобилей при ТО-1, после ТО-2 (по узлам и системам, обеспечивающим безопасность движения, для проверки качества работ и заключительных регулировок) и при ТР (по узлам, обеспечи- вающим безопасность движения). Число автомобилей, диагностируемых при ТР согласно опытным данным и нормам проектирования ОНТП-АТП-СТО-80, принято равным 10 % от программы ТО-1 за год. Диагностирование Д2 предназначено для определения мощно- стных и экономических показателей автомобиля, а также для выявления объемов ТР. Д2 проводится с периодичностью ТО-2 и в от- дельных случаях при ТР. Число автомобилей, диагностируемых при ТР, принято равным 20 % от годовой программы ТО-2. Таким образом, количество Д1 (NД1) и Д2 (NД2) рассчитывается по формулам: ∑ N Д1 = 1,1 ⋅ N ТО -1 + N ТО — 2 ; (1.24) ∑ N Д2 = 1,2 ⋅ N ТО — 2 , (1.25) где 1,1 и 1,2 – коэффициенты, учитывающие число автомобилей, диагностируемых при ТР. Результаты заносим в табл. 1.5. 1.5. Количество диагностических воздействий для групп автомобилей за год Показатель ЗиЛ-431410 Марка ПС Всего по АТП NД1 1190 NД2 240 Определение суточной программы по ТО и диагностике. Суточная производственная программа является критерием выбора метода организации ТО (на универсальных постах или поточных линиях) и служит исходным показателем для расчета числа постов и линий ТО. По видам ТО и диагностике суточная производственная программа рассчитывается по формуле: Nсутi = Nгi /Драб . (1.26) Результаты вычислений заносим в табл. 1.6. 1.6. Суточная программа по ТО и диагностике Показатель Марка ПС Марка ПС Всего по АТП NсутТО-2, ед 0,66 NсутТО-1, ед 2,95 NсутД1, ед 3,9 NсутД2, ед 0,77 1.3. Расчет годового объема работ по техническим обслуживаниям и текущим ремонтам Расчет нормативных трудоемкостей ТО. Важное значение при технологических расчетах имеет расчет трудоемкостей ТО и ТР и определение годового объема работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Рассчитав объем работ, можно определить потребную численность производственных рабочих, число постов, рабочих мест. Нормативная трудоемкость работ по обслуживаниям (ЕО, ТО-1, ТО-2) и удельная трудоемкость работ по текущему ремонту на 1000 км пробега приведены в Положении для основных типов автомобилей и базовых марок, выпускаемых в СНГ. Нормативная трудоем- кость i-го обслуживания tiн корректируется с помощью коэффициентов k2 и k5: ti = tiн k 2 k 5 , (1.27) н где ti – нормативная трудоемкость ЕОс, ТО-1, ТО-2, чел.-ч (табл. П4); k5 – коэффициент, учитывающий число технологически совмес- н н тимых групп ПС (табл. 11). t ЕОт = 0,5 t ЕОс . Удельная нормативная трудоемкость ТР (tТР) корректируется с помощью коэффициентов k1, k2, k3, k4, k5: н tТР = tТР k1 k2 k3 k4 k5, (1.28) н где tТР – удельная нормативная трудоемкость ТР (табл. П4); k4 –коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости ТР. При выборе коэффициента k4 (табл. 10) следует руководствоваться рекомендациями второй части Положения о ТО и ТР, где в ча- стности предлагается определить долю Х (1.22) среднего фактического пробега группы автомобилей с начала эксплуатации от средней нормы пробега до КР данной группы автомобилей. Нормативы трудоемкости сезонного обслуживания (СО) в Положении не приведены. Учитывая, что СО выполняется совмещенно с ТО-2, предшествующим переходу на зимний и летний периоды, нормативы трудоемкости СО принимаются в процентах от трудоем- кости ТО-2: для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов – в размере 50 %; для холодного и жаркого – в размере 30 %; для других районов – 20 %. tCO = N CO tCO . (1.29) Полученные результаты заносим в табл. 1.7. 1.7. Трудоемкость ЕО, ТО и ТР Нормативные Коэффициенты Скорректированные Вид техни- корректирования нормативные трудоемкости ПС ческого трудоемкости ЕО, ЕО, ТО (чел.-ч) и воздействия ТО (чел.-ч) и ТР (чел.-ч/1000 км) k1 k2 k3 k4 k5 ТР (чел.-ч/1000 км) ЕОс 0,30 1,0 1,15 0,345 ЗиЛ-431410 ЕОт 0,15 1,0 1,15 0,173 ТО-1 3,60 1,0 1,15 4,14 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *