Рекомендации по внутреннему контролю

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 августа 2011 г.

Регистрационный N 21672

В целях реализации Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы .

2. Начальникам подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации организовать изучение личным составом подчиненных подразделений требований настоящего Порядка и реализацию его положений.

3. ГИАЦ (Е.В. Мартынову), ДИТСиЗИ (М.Л. Тюркину), ГУОООП (Ю.Н. Демидову) МВД России в срок до 1 сентября 2011 года проработать вопрос и доложить предложения по организации учета лиц, указанных в подпункте 6.1 настоящего приказа, на федеральном и региональных уровнях (ИБД-Ф, ИБД-Р).

4. ГУОООП (Ю.Н. Демидову), ДИТСиЗИ (М.Л. Тюркину), ГИАЦ (Е.В. Мартынову) МВД России, ФМС России (К.О. Ромодановскому) в срок до 1 сентября 2011 года проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России и ФМС России по учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства, оформлению и выдаче паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации и за ее пределами.

5. ГУОООП МВД России (Ю.Н. Демидову) в срок до 1 сентября 2011 года подготовить и доложить согласованные с Минюстом России предложения о целесообразности издания межведомственного приказа, определяющего порядок взаимодействия и осуществления административного надзора территориальными органами МВД России и ФСИН России.

6. Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации:

6.1. Обеспечить формирование оперативно-справочных учетов по лицам, в отношении которых судом установлен административный надзор, а также освобожденным из мест лишения свободы и имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение:

тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений;

умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

6.2. Организовать проведение мероприятий по подготовке и направлению в судебные органы материалов, необходимых для установления административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы до 1 июля 2011 года и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном и особо опасном рецидиве преступлений.

6.3. Обеспечить взаимодействие в рамках реализации предоставленных полномочий с территориальными органами ФСИН России, ФМС России и судебными органами по вопросам осуществления административного надзора за лицами, указанными в подпункте 6.1 настоящего приказа.

6.4. Предусмотреть создание в пределах имеющейся штатной численности подразделений по организации и осуществлению административного надзора в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях .

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр

генерал армии Р. Нургалиев

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2011, далее — «Федеральный закон».

Далее — «Порядок».

За исключением линейных отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Приложение

Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

1. Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы , разработан в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» .

2. Порядок регулирует осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы , установленных судом административных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

3. Административный надзор осуществляется подразделениями по организации и осуществлению административного надзора или должностными лицами, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора , управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» в целях предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и иных правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

4. Административный надзор осуществляется территориальными органами путем систематического наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами по месту жительства или пребывания установленных судом административных ограничений и выполнением ими предусмотренных Федеральным законом обязанностей .

5. В осуществлении административного надзора участвуют участковые уполномоченные полиции; сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации ; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

6. Начальник территориального органа, организуя мероприятия по осуществлению административного надзора:

6.1. Дает поручения руководителю подразделения по надзору или иным должностным лицам о заведении дела административного надзора (приложения N 1 и N 2) и его регистрации в отношении лица, проживающего (пребывающего) на территории обслуживания территориального органа, либо пребывающего к месту жительства (пребывания) на территорию обслуживания территориального органа при поступлении судебного решения об установлении указанному лицу административного надзора.

6.2. Поручает руководителю подразделения по надзору или иным должностным лицам проведение необходимых мероприятий по организации и осуществлению административного надзора в отношении поднадзорных лиц, проживающих (пребывающих) на территории обслуживания территориального органа.

Утверждает график прибытия по решению суда поднадзорного лица в территориальный орган на регистрацию (приложение N 3).

6.3. Проверяет не реже одного раза в квартал ведение дел административного надзора и делает соответствующие записи в листе проверки (приложение N 4).

6.4. Направляет при наличии достаточных оснований на рассмотрение в суд заявления об установлении, продлении срока административного надзора (приложения N 5, N 6 и N 7) либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.

6.5 Принимает решение о прекращении административного надзора в отношении поднадзорного лица (приложение N 8) в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона.

6.6. Дает разрешение при поступлении уведомления от поднадзорного лица на его пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства (пребывания), на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, установленными частью 3 статьи 12 Федерального закона.

6.7. Принимает решение о возбуждении уголовного дела, предусмотренного статьей 314 Уголовного кодекса Российской Федерации , и осуществлении в установленном порядке розыска подозреваемого в совершении преступления, в случае выявления фактов уклонения поднадзорного лица от административного надзора.

7. Сотрудники подразделения по надзору или иные должностные лица при осуществлении административного надзора:

7.1. Заводят по поручению начальника территориального органа дела административного надзора, регистрируют их в установленном порядке. Ведут учет поднадзорных лиц, организуют работу по осуществлению наблюдения за ними в течение срока административного надзора.

7.2. Запрашивают дело административного надзора в случае непоступления из территориального органа, с территории обслуживания которого к месту жительства (пребывания) прибыло поднадзорное лицо.

В случае непоступления копии решения суда из исправительного учреждения, инициировавшего установление административного надзора, запрашивают ее из указанного исправительного учреждения.

7.3. Информируют в течение одного рабочего дня о постановке на учет в территориальном органе поднадзорного лица участкового уполномоченного полиции, на территории обслуживания которого будет проживать (пребывать) данное лицо, сотрудников строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, ДПС ГИБДД; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, дежурных частей территориальных органов, а также сотрудников полиции линейных управлений, отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (приложение N 9) для участия в рамках компетенции в осуществлении наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами установленных судом административных ограничений и исполнением обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

7.4. Вносят соответствующие сведения о прибытии поднадзорного лица в маршрутный лист (приложение N 10), заверяют печатью (штампом) территориального органа и приобщают к материалам дела административного надзора. При изменении поднадзорным лицом места жительства (пребывания) выдают маршрутный лист и письменно информируют об этом территориальные органы по месту его прибытия.

7.5. Вызывают поднадзорное лицо в территориальный орган, получают от него объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения возложенных Федеральным законом обязанностей.

7.6. Запрашивают ежемесячно необходимую информацию и материалы (приложение N 11) по фактам привлечения поднадзорных лиц к административной ответственности в информационных центрах и подразделениях по исполнению административного законодательства территориальных органов. При наличии доступа к информационным базам (банкам) данных регионального уровня получают такую информацию самостоятельно.

7.7. Докладывают рапортом на имя начальника территориального органа предложения для принятия решения о подготовке и направлении в суд заявления о продлении срока административного надзора в случае установления фактов привлечения поднадзорных лиц к административной ответственности за правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

При необходимости докладывают рапортом начальнику территориального органа предложения о дополнении ранее установленных в отношении поднадзорного лица административных ограничений.

7.8. Готовят рапорта на имя начальника территориального органа о необходимости установления административного надзора за лицами, в отношении которых судом может быть установлен административный надзор, а также соответствующие заявления в суд.

К заявлениям прилагаются материалы в соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации .

7.9. Заводят после принятия судебного решения и регистрируют дела административного надзора, вносят сведения о поднадзорных лицах в журнал учета лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых судом установлены административные ограничения (приложение N 12), в течении трех рабочих дней составляют информационные карточки на поднадзорных лиц (приложение N 13), которые направляются для учета в информационный центр и дежурную часть территориального органа.

7.10. Направляют дополнительно информационные карточки в подразделения, указанные в подпункте 7.9 Порядка, в случае изменения места жительства или пребывания, паспортных и других данных поднадзорного лица.

7.11. Заполняют сторожевые листки (приложение N 14) на поднадзорных лиц для направления в управления, отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

7.12. Вносят записи в регистрационный лист (приложение N 15), выдают поднадзорному лицу под роспись копию утвержденного начальником территориального органа графика прибытия по решению суда поднадзорного лица в территориальный орган для регистрации.

7.13. Проводят с поднадзорным лицом во время постановки на учет профилактическую беседу, в ходе которой разъясняют его права и обязанности и предупреждают об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и невыполнение предусмотренных Федеральным законом обязанностей. При этом ему под роспись вручают соответствующее предупреждение (приложение N 16), второй экземпляр которого приобщается к материалам дела административного надзора.

В случае отказа поднадзорного лица от подписи текст предупреждения зачитывается ему вслух в присутствии двух понятых, о чем в предупреждении делается соответствующая запись.

7.14. Реализуют мероприятия за выполнением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений.

7.15. Подготавливают необходимые материалы и заявление в суд о продлении срока административного надзора либо его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений в соответствии с требованиями статей 261.5 и 261.6 ГПК.

7.16. Направляют по решению начальника территориального органа дело административного надзора в территориальный орган по новому месту жительства (пребывания) поднадзорного лица, оформляют ему маршрутный лист.

7.17. Докладывают рапортом начальнику территориального органа об окончании срока осуществления административного надзора за поднадзорным лицом, после чего материалы списываются в дело и сдаются в архив.

7.18. Взаимодействуют в целях обеспечения эффективного профилактического воздействия на лиц, находящихся под административным надзором, с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также другими организациями, общественными объединениями и гражданами.

7.19. Анализируют эффективность проводимой профилактической работы с поднадзорными лицами, вносят предложения начальнику территориального органа по ее совершенствованию.

8. Участковые уполномоченные полиции, участвуя в осуществлении административного надзора:

8.1. Вносят сведения о поднадзорных лицах в паспорт на административный участок.

8.2. Осуществляют наблюдение за поднадзорными лицами, ежемесячно докладывают рапортом начальнику территориального органа о соблюдении ими установленных судом административных ограничений и выполнения, возложенных на них Федеральным законом обязанностей, возможности совершения ими преступлений и иных правонарушений, в том числе связанных с уклонением от административного надзора.

8.3. Проводят с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу, в ходе которой получают от них объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам нарушения ими установленных судом административных ограничений и невыполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей.

Информация по результатам проведенных бесед и мероприятий по осуществлению административного надзора с поднадзорным лицами вносится в анкеты и листы учета профилактических мероприятий (приложения N 17 и N 18).

8.4. Запрашивают в целях получения сведений о поведении поднадзорного лица информацию по месту работы и (или) месту его жительства (пребывания).

8.5. Вносят записи в маршрутный лист о поведении поднадзорного лица по окончании срока его временного пребывания на обслуживаемом административном участке.

8.6. Знакомятся с записями в маршрутном листе по возвращении поднадзорного лица к месту жительства (пребывания), делают в нем отметки о прибытии и приобщает к делу административного надзора.

8.7. Докладывают начальнику территориального органа о фактах неприбытия поднадзорного лица в установленный срок к избранному месту жительства (пребывания), убытия с места жительства (пребывания) без разрешения территориального органа либо невозвращения поднадзорного лица к установленному сроку без уважительных причин к месту жительства (пребывания), принимают меры к установлению его места нахождения.

8.8. При выявлении фактов проживания (пребывания) на обслуживаемых административных участках поднадзорных лиц, освободившихся из мест лишения свободы и не прибывших без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному ими месту жительства (пребывания), а равно лиц, самовольно оставивших место жительства (пребывания), в целях уклонения от административного надзора, обеспечивают их задержание и доставление в территориальные органы.

8.9. Посещают поднадзорных лиц по месту жительства (пребывания) в определенное время суток, в течение которого этим лицам запрещено пребывание вне указанных помещений .

8.10. Оформляют актом результаты посещения поднадзорного лица по месту жительства (пребывания) (приложение N 19).

После составления акта и подписания его лицами, принимавшими участие в посещении, знакомят с ним под роспись поднадзорное лицо (в случае нахождения по месту жительства (пребывания).

8.11. Проводят по указанию начальника территориального органа сбор материалов в отношении лиц, уклоняющихся от административного надзора, до передачи материалов в специализированное подразделение дознания.

8.12. Взаимодействуют с оперативными дежурными дежурных частей территориальных органов, сотрудниками полиции строевых подразделений патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны и ДПС ГИБДД, подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, сотрудниками полиции линейных управлений, отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте по вопросам предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны поднадзорных лиц.

9. Оперативные дежурные дежурных частей территориальных органов:

9.1. Доводят заступающим нарядам полиции информацию о поднадзорных лицах.

9.2. Производят отметку о прибытии в маршрутном листе или листе регистрации при обращении в дежурную часть поднадзорного лица в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни, о чем информируют в течении дежурных суток сотрудников подразделения по надзору или иных должностных лиц.

9.3. Информируют территориальные органы по месту жительства (пребывания) поднадзорных лиц о привлечении их к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

9.4. Принимают меры к задержанию поднадзорных лиц, уклоняющихся от административного надзора и скрывающих от органов дознания, незамедлительно информируют территориальные органы, осуществляющие административный надзор либо территориальные органы, на территорию которых должен был прибыть поднадзорный для проживания (пребывания), о задержании.

10. Сотрудники линейных управлений, отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, линейных отделений, пунктов полиции, участвуя в осуществлении административного надзора:

10.1. Информируют в трехдневный срок территориальные органы по месту жительства (пребывания) поднадзорных лиц о привлечении их к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность.

10.2. Осуществляют при обнаружении среди пассажиров лиц, находящихся под административным надзором, проверки законности их пребывания (следования) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

10.3. Доставляют, не нарушая расписания движения транспорта, поднадзорных лиц, допустивших нарушения установленных судом административных ограничений, в ближайший линейный отдел, отделение МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

10.4. Принимают меры к задержанию поднадзорных лиц, уклоняющихся от административного надзора или скрывающихся от органов дознания, незамедлительно информируют о задержании территориальные органы, осуществляющие административный надзор либо территориальные органы, на территорию которых должен был прибыть поднадзорный для проживания (пребывания).

11. Сотрудники полиции, уполномоченные осуществлять оперативно-разыскную деятельность в пределах предоставленных полномочий:

11.1. Принимают участие в осуществлении наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами административных ограничений, установленных судом и обязанностей, возложенных на них Федеральным законом.

11.2. Осуществляют по указанию начальника территориального органа сбор информации для установления места нахождения поднадзорных лиц, уклоняющихся от административного надзора.

11.3. Осуществляют в установленном порядке розыск поднадзорных лиц, подозреваемых в совершении преступления, предусмотренного статьей 314 УК.

12. Сотрудники иных подразделений при выполнении возложенных на них функций в случаях выявления нарушений поднадзорным лицом, установленных судом административных ограничений и обязанностей, возложенных Федеральным законом, доставляют их в территориальный орган для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Далее — «Порядок».

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2011, далее — «Федеральный закон».

Далее — «поднадзорные лица».

Далее — «подразделения по надзору или иные должностные лица».

Далее — «территориальные органы».

Часть 1 статьи 4 Федерального закона.

Части 1, 2 статьи 11 Федерального закона.

Далее — «ДПС ГИБДД».

Далее — «МВД России».

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2011, N 15, ст. 2039, далее — «УК».

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2011, N 15, ст. 2039, далее — «ГПК».

Пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона.

(gif, GIF, 64 Кб) (gif, GIF, 62 Кб) (gif, GIF, 10 Кб) (gif, GIF, 74 Кб) (gif, GIF, 21 Кб) (gif, GIF, 23 Кб) (gif, GIF, 10 Кб) (gif, GIF, 30 Кб) (gif, GIF, 46 Кб) (gif, GIF, 8 Кб) (gif, GIF, 17 Кб) (gif, GIF, 28 Кб) (gif, GIF, 29 Кб) (gif, GIF, 7 Кб) (gif, GIF, 24 Кб) (gif, GIF, 28 Кб) (gif, GIF, 36 Кб) (gif, GIF, 30 Кб) (gif, GIF, 27 Кб) © 1998-2019 ФГБУ
«Редакция «Российской газеты» Интернет-портал «Российской газеты»(16+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 — 50379. Учредитель — ФГБУ «Редакция «Российской газеты». Главный редактор – В.А. Фронин

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В УЧРЕЖДЕНИИ

Действует Меню документа Разделы

  • Содержимое
  • Карта
  • Оглавление

Инструменты Навигация Присоединяйтесь! Зарегистрированных пользователей портала: 509 952. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто → Советник бухгалтера

Дата документа 01.02.2018
Метки Статья

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики.

Внутренний контроль и учетная политика

Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля устанавливается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н). При этом для его осуществления и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять также сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).
Таким образом, учреждение обязано утвердить порядок осуществления финансового контроля, который может быть предварительным и последующим. Проверять можно не только первичные учетные, но и сводные документы, составленные на их основе.
Порядок осуществления внутреннего контроля должен включать в себя:

цели его осуществления (например, повышение качества бухгалтерского учета, минимизация количества ошибок);
ответственные за его организацию лица (например, заместитель руководителя учреждения или главный бухгалтер);
виды внутреннего контроля (например, предварительный, текущий, последующий контроль, самоконтроль и контроль по подчиненности);
описание методики внутреннего контроля;
оформление результатов внутреннего контроля (акты, журнал и т.д.);
мероприятия по результатам его проведения (дисциплинарные взыскания и поощрения и т.д.).

Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения.

Обязанность ГРБС

Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (далее – Правила № 193).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту. Цены — Правила — Сотрудничество — Проекты — Партнеры Google+ — Одноклассники — Instagram — Facebook — ВКонтакте — Twitter — Livejournal Правовая система «Референт» © 2019 119361, Россия, Москва, ул. Большая Очаковская, д.47а, стр.1 +7 (495) 780-71-81 portal@referent.ru

Ведется подготовка документа. Ожидайте

Внутренний контроль: рекомендации Минфина

С начала текущего года вступил в силу новый Закон о бухгалтерском учете. Вместе с ним внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни из права экономического субъекта превратился в его обязанность. Однако рекомендации Минфина по его организации и осуществлению появились только сейчас, да и то пока лишь в виде проекта. И все же это лучше, чем ничего.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ — новый законодательный акт о бухучете. Согласно ст. 19 данного документа экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Если же его бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, то организован также должен быть контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухотчетности. Исключением являются случаи, когда соответствующие обязанности принял на себя руководитель. Напомним, что решение о ведении бухгалтерского учета им самим может принять руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства. Перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, приведен в п. 1 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ (см. также Приложение N 1 к Письму ФНС России от 16 июля 2013 г. N АС-4-2/12705).

Понятие внутреннего контроля не является новым для законодательства. Для некоторых организаций его введение обязательно в силу иных законодательных актов. А именно для кредитных, страховых и лизинговых компаний, организаций федеральной почтовой связи, ломбардов и т.п. (ст. 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ). Согласно Стандарту аудиторской деятельности N 8 для понимания деятельности аудируемого лица аудитор должен изучить как саму деятельность, так и среду, в которой она ведется, включая систему внутреннего контроля (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696).

Тем не менее для большинства хозяйствующих субъектов организация внутреннего контроля носила рекомендательный характер и только с вступлением в силу Закона N 402-ФЗ обрела обязательный. Вместе с тем то, каким образом должен быть организован такой контроль, данный законодательный акт не регламентирует. Согласно первоначальной редакции Плана на 2012 — 2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденного Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. N 440, соответствующие рекомендации Минфин должен был разработать сразу после принятия Закона N 402-ФЗ. Однако План так и остался планом, срок исполнения которого в конце прошлого года был перенесен на 2014 г. В Информации N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» эксперты Минфина России отметили лишь, что законодательством о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы и процедуры осуществления внутреннего контроля. Однако теперь в распоряжении хозяйствующих субъектов есть хотя бы проект рекомендаций по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — проект рекомендаций).

Внутренний контроль как часть системы управления

По существу внутренний контроль — это одна из важнейших составляющих системы управления. Так, согласно п. 3 проекта рекомендаций под ним следует понимать процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

  • эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

При этом, конечно, следует понимать, что внутренний контроль лишь способствует достижению поставленных целей, а вовсе не гарантирует его. Ведь, во-первых, ему неподвластна внешняя среда (изменение экономической конъюнктуры, законодательства и т.п.). Во-вторых, он все же не может нивелировать человеческий фактор (превышение должностных полномочий или банальные ошибки при принятии решений руководством или персоналом).

По сути, внутренний контроль на том или ином уровне обеспечивается любой организацией. В частности, процедуры такового, перечисленные в п. 8.1 проекта рекомендаций, хорошо знакомы любому хозяйствующему субъекту. Поэтому вопрос скорее стоит о необходимости системного подхода к внутреннему контролю.

Элементы внутреннего контроля

Итак, специалисты Минфина выделили пять основных элементов внутреннего контроля экономического субъекта.

Во-первых, это контрольная среда, то есть общее понимание внутреннего контроля и требований к нему, или даже шире — совокупность принципов и стандартов самой деятельности, определяющих такое понимание и требования. Сюда относятся: стратегии, цели и ценности экономического субъекта, из которых складываются его поведение на рынке и методы управления им; кодекс делового поведения для руководства и персонала; процедуры рассмотрения жалоб; организационная структура, определяющая место, роль и функции подразделений, уровни принятия решений, полномочия и ответственность их руководителей; правила принятия решений и осуществления отдельных хозяйственных операций, в том числе учетная политика; кадровая политика и т.п. При этом все составляющие контрольной среды должны быть задокументированы, как и порядок организации и осуществления внутреннего контроля в принципе. Более того, соответствующая документация подлежит регулярному обновлению, необходимость которого должна оцениваться как минимум раз в год. Само обновление должно быть произведено в течение разумного срока после выявления недостатков документации или изменений в деятельности экономического субъекта.

Во-вторых, это оценка рисков, которая подразумевает выявление и анализ таковых. При этом под рисками понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. При выявлении рисков экономический субъект должен принять соответствующее решение по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля. Документированию рисков, как правило, предшествует описание в текстовой и графической форме бизнес-процессов и процедур работы экономического субъекта в разрезе направлений его деятельности, его юридической или организационной структуры. Описание самого риска включает указание на событие (факт, обстоятельство), порождающее его, на причину и вероятность его возникновения, а также на возможные негативные последствия, их количество и качество. По результатам оценки рисков экономический субъект определяет наиболее существенные из них и принимает решения по минимизации их последствий посредством организации и осуществления внутреннего контроля. С этой целью составляется перечень процедур внутреннего контроля, относящихся к определенным выявленным рискам, который содержит:

  • описание риска, указание на область или процесс, подверженные ему;
  • краткое описание процедуры внутреннего контроля, ее классификацию при необходимости, а также ссылку на регламент ее проведения;
  • данные об исполнителе процедуры (сотрудник или информационная система), а также о частоте (периодичности) ее проведения;
  • входящие, на основании которых осуществляется процедура, и исходящие, свидетельствующие о ее проведении, документы, а также ожидаемый результат.

Также риски и соответствующие им процедуры внутреннего контроля могут быть описаны матрицей рисков и процедур внутреннего контроля.

В-третьих, это непосредственно процедуры внутреннего контроля, на которых мы остановимся отдельно.

В-четвертых, это информация как коммуникация. Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Коммуникация подразумевает под собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства о различных фактах. Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться политика в области внешних и внутренних коммуникаций, графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

Наконец, в-пятых, это оценка самого внутреннего контроля, которая подразумевает оценку всех остальных элементов с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их. Производить ее необходимо не реже одного раза в год. Но помимо этого оценка внутреннего контроля может включать непрерывный внутренний мониторинг, то есть на постоянной основе в ходе повседневной деятельности. Он подразумевает под собой, в частности, регулярный анализ руководством результатов деятельности, проверку результатов выполнения отдельных хозопераций, регулярную оценку и уточнение применимой организационно-распорядительной документации и т.д.

Процедуры внутреннего контроля

Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта, и в зависимости от момента осуществления могут быть предварительными и последующими. Первые нацелены на предупреждение, а вторые — на устранение ошибок и нарушений установленного порядка деятельности. При этом по степени автоматизации процедуры внутреннего контроля могут быть автоматическими, то есть производимыми без участия персонала, полуавтоматическими, то есть выполняемыми информационной системой, но инициируемыми или завершаемыми вручную, и ручными, то есть выполняемыми непосредственно персоналом вне информационных систем.

К предварительным процедурам внутреннего контроля можно отнести:

  • документальное оформление (в том числе внесение записей в регистры бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов);
  • подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, соответствия требованиям законодательства «первички» или оприходованных материальных ценностей денежным средствам, перечисленным в их оплату);
  • санкционирование (авторизацию) хозяйственных операций (например, утверждение руководителем авансового отчета работника или того или иного счета на оплату);
  • разграничение полномочий и ротацию обязанностей (например, разведение таких функций, как санкционирование хозопераций и отражение их результатов в бухучете и исполнение их определенными лицами в течение лишь ограниченного периода);
  • физический контроль, в том числе охрану, ограничение доступа, инвентаризацию объектов.

В качестве последующих процедур внутреннего контроля можно привести:

  • сверку данных (например, сверка расчетов с поставщиками и покупателями; остатков по счетам учета наличных денежных средств, должны сверяться с остатками денежных средств по данным кассовой книги и т.п.);
  • надзор, то есть оценку достижения поставленных целей или показателей.

Отдельно следует выделить процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых могут быть как предварительные, так и последующие. При этом различают, во-первых, общий компьютерный контроль, который представляет собой правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем. Во-вторых, процедуры контроля уровня приложений, включающие, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности заполнения полей документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках и др.).

Обратите внимание! В случае если какие-либо элементы внутреннего контроля не могут быть применены субъектом малого предпринимательства, его руководитель вправе организовать внутренний контроль любым другим способом, который обеспечивает достижение целей деятельности этого экономического субъекта. В том числе он может принять все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля на себя.

Организация внутреннего контроля

Согласно п. 16 проекта рекомендаций порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала в этой сфере, определяется руководителем экономического субъекта в зависимости от характера и масштабов его деятельности и особенностей системы управления. При этом сам процесс организации и оценки внутреннего контроля может быть отдан на сторону независимому консультанту (аудитору) или же осуществляться собственными силами. Но в любом случае внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления, во всех подразделениях, и участвовать в нем должен весь персонал в соответствии с его полномочиями и функциями. Другое дело, что специальное подразделение может осуществлять методическое обеспечение организации и ведения внутреннего контроля, координировать по данному направлению остальные подразделения и проводить оценку внутреннего контроля. Тем не менее очевидно, что его создание целесообразно далеко не всегда. Это имеет смысл, если этого требуют масштабные задачи и большой объем работы по организации и оценке внутреннего контроля; необходимость в силу специфики деятельности накопления, сохранения и передачи специальных знаний, навыков и опыта; высокие риски деятельности или специальные требования законодательства либо регулятора финансового рынка.

В свою очередь, и привлечение стороннего специалиста имеет свои, что называется, «показания к применению». Это целесообразно, если не хватает собственных ресурсов, а затраты на содержание специального подразделения превышают стоимость услуг независимого консультанта. С другой стороны, заинтересованность руководства в независимости оценки внутреннего контроля вполне может отодвинуть финансовый вопрос на второй план.

М.Тойц

Методические рекомендации по проведению мероприятий (процедур) внутреннего контроля

Методические рекомендации по проведению мероприятий (процедур) внутреннего контроля определяют основные требования к осуществлению и документированию процедур внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах в условиях глобализации экономики. Основой организации и функционирования системы внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте являются следующие составляющие компоненты:

  • — контрольная среда;
  • — оценка рисков;
  • — средства контроля;
  • — информационный обмен;
  • — мониторинг.

Средства контроля — это принятые в организации, действующие контрольные процедуры (мероприятия), направленные на снижение рисков, влияющих на достижение организацией поставленных целей, которые должны быть определены с учетом изменения конкурентной среды, качественных характеристик продукции и товаров, т.е. тех факторов, которые действуют при глобализации экономики. Методические рекомендации по проведению мероприятий внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах разрабатываются и осуществляются с учетом рисков в конкретных бизнес-процессах всеми подразделениями организации в соответствии с законодательными и нормативными документами в этой области. В методических рекомендациях должен быть определен порядок документирования, пересмотра и совершенствования контрольных процедур с учетом изменений деятельности хозяйствующих субъектов в условиях глобализации экономики и влияния внешней среды. В основе разработки методических рекомендаций по проведению контрольных процедур (мероприятий) лежат следующие принципы:

  • — мониторинг показателей деятельности — в рамках контрольных процедур руководство проводит процедуры мониторинга, в т.ч. анализ фактических показателей деятельности в сравнении с бюджетными, прогнозными, показателями прошлых лет, показателями внешних и внутренних конкурентов, мониторинг реализации планов в условиях глобализации экономики и т.д.;
  • — обоснованно разделение обязанностей — при разработке контрольных процедур следует избегать совмещения одним лицом функций по инициированию, исполнению и контролю за совершением операций;
  • — распределение полномочий руководителей различных уровней в условиях процессов глобализации экономики — в хозяйствующем субъекте должен быть определен порядок принятия решений по конкретным направлениям деятельности при выполнении контрольной процедуры;
  • — сохранность активов — контрольные процедуры должны обеспечивать сохранность активов организации;
  • — авторизация (согласование утверждение документов, операций) — контрольные процедуры должны однозначно определять работника, которому предоставлено право конкретных действий;
  • — сверка данных, сравнительный анализ показателей — контрольные процедуры должны предусматривать проверку точности, полноты и авторизации операций.

Мероприятия внутреннего контроля включают следующие процедуры (таблица 6.1).

Для целей противодействия существующим в практике злоупотреблениям наиболее действенными мероприятиями (процедурами) внутреннего контроля в условиях глобализации экономики являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

В зависимости от времени осуществления внутренних контрольных процедур в условиях глобализации экономики выделяют предварительные и последующие контрольные процедуры.

Мероприятия (процедуры)

Пример процедуры внутреннего контроля

внутреннего контроля

Анализ фактических показателей деятельности в сравнении с бюджетными

План-фактный анализ, определяющий отклонение, причину отклонения, виновника отклонения

Анализ фактических показателей деятельности в сравнении с показателями прошлых лет

Динамический анализ, позволяющий определить динамику роста или снижения объемов производства и продаж, а также причины благоприятных и неблагоприятных отклонений

Анализ фактических показателей с аналогичными показателями внешних конкурентов

Структурный анализ, позволяющий определить сильные и слабые стороны конкурентов, выявить неблагоприятные отклонения от них и разработать предложения по их устранению

Анализ фактических показателей с аналогичными показателями внутренних конкурентов

Структурный анализ, позволяющий определить сильные и слабые стороны конкурентов, выявить неблагоприятные отклонения от них и разработать предложения по их устранению

Разграничение полномочий и ротация обязанностей

Возложение полномочий по составлению первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) сделок и операций и отражению их результатов в бухгалтерском учете на разных лиц на ограниченный период с целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений);

Процедуры контроля

Процедуры контроля фактического

фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация

наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;

Надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей в условиях глобализации экономики

Надзор правильности осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами,

Процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем

Процедуры внутреннего контроля

Пояснение

Автоматические процедуры

Выполняются информационной системой без участия персонала. Например, контроль доступа

Полуавтоматические процедуры

Выполняются информационной системой, но инициируются или завершаются вручную

Ручные процедуры

Выполняются персоналом организации вне информационных систем

Карты внутреннего контроля позволяют комплексно представить всю необходимую информацию о функционировании системы внутреннего контроля и контрольных процедурах хозяйствующего субъекта в условиях глобализации экономики. Они составляются до, в ходе и по результатам выполнения внутренних контрольных процедур. В них обычно выделяют: краткое описание контрольной процедуры, срок выполнения контрольной процедуры, входящие данные для проведения контрольной процедуры, порядок выполнения контрольной процедуры, исполнитель и его должность, результат выполнения.

Карта внутреннего контроля формируется до начала очередного финансового года. Утверждение карт внутреннего контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) хозяйствующего субъекта. Перед составлением карты внутреннего контроля необходимо сформировать перечень операций (таблица 6.3).

При составлении Перечня операций (таблица 6.3) оцениваются риски, связанные с проведением указанной в Перечне операции, в целях ее включения в карту внутреннего контроля или ее исключения, определения применяемых к ней контрольных действий. Оценка рисков состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции и определении уровня риска.

Идентификация рисков заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней контрольной процедуры (например, несвоевременность выполнения операции, ошибки, допущенные в ходе выполнения операции).

Таблица 6.3 — Перечень операций, необходимых для выполнения процедуры внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах в условиях глобализации экономики (фрагмент)

Процесс

Операция

Должностное лицо, ответственное за выполнение операции

Уровень

риска

Включить в карту внутреннего контроля

Метод контроля

Анализ структуры

себестоимости

продукции

План-фактный анализ по статьям калькулирования

Иванов И.И.

Высокий

Да

Сплошной

Оценка вероятности наступления риска осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:

  • — недостаточность положений нормативных и правовых актов;
  • — длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения соответствующих операций в соответствие с требованиями актуальных положений нормативных и правовых актов;
  • — низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицам, осуществляющим внутренние контрольные процедуры, необходимых для проведения операций;
  • — наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние контрольные процедуры;
  • — отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсам
  • — неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней контрольной процедуры;
  • — недостаточный уровень квалификации сотрудников, осуществляющих процедуры внутреннего контроля.

Примерная форма карты внутреннего контроля с рекомендациями по ее заполнению приведена в таблице 6.4.

Таблица 6.4 — Примерный перечень процедур внутреннего контроля, необходимых для формирования карты внутреннего контроля (фрагмент)

Наименование

внутренней

контрольной

процедуры

Наименование процесса

Субъект, ответственный за результат выполнения внутренней контрольной процедуры

Анализ себестоимости продукции

Анализ расхода сырья и материалов

Бухгалтер-аналитик

Анализ расхода оплаты труда

Бухгалтер-аналитик

Внутренние контрольные процедуры (мероприятия) выделяются на уровне бизнес-процессов и на уровне корпоративного уровня. Внутренние контрольные процедуры на ровне бизнес-процессов включают: ручные, ИТ- зависимые ручные и автоматизированные процедуры.

При описании внутренних контрольных процедур бизнес — процесса целесообразно указывать следующую информацию: краткое описание контрольной процедуры; срок выполнения; периодичность выполнения; входящие данные; порядок выполнения процедуры; исполнитель и его действия; результат выполнения процедуры.

Информация о выявленных рисках и мероприятиях по воздействию служит основанием для разработки новых и анализа эффективности существующих контрольных процедур в рамках системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов в условиях глобализации экономики.

Внутренние контрольные процедуры корпоративного уровня, которые устанавливаются на уровне организации в целом и ее подразделений и способствуют достижению целей, исполнению поручений руководства, прямо или косвенно воздействуя на риски, присущие деятельности хозяйствующего субъекта. Эти процедуры позволяют построить более эффективную систему внутреннего контроля за счет влияния на контрольную среду в целом, на эффективность и количество контрольных процедур, выполняемых на уровне отдельных бизнес- процессов хозяйствующих субъектов.

Внутренние контрольные процедуры корпоративного уровня могут быть могут быть прямыми, т.е. позволяющими предотвращать или выявлять отклонения в условиях глобализации экономики. Примерами внутренних контрольных процедур корпоративного уровня прямого действия являются:

  • — соблюдение принципа разделения обязанностей в области бухгалтерского учета;
  • — процесс разработки, подготовки к утверждению и обновления учетной политики;
  • — выявление нестандартных операций и фактов хозяйственной деятельности, которые могут оказать влияние на финансовую отчетность;
  • — отслеживание изменений в законодательстве в области финансовой отчетности;
  • — анализ протоколов Советов директоров и комитетов для отражения ключевых решений в финансовой отчетности.

Внутренние контрольные процедуры корпоративного уровня могут быть также непрямыми (косвенными), влияющими на контрольную среду в целом, но не являющимися достаточно детальными или специфичными, для того чтобы адекватно предотвращать или выявлять искажения финансовой отчетности.

Примерами внутренних контрольных процедур корпоративного уровня косвенного действия являются:

  • — разработка и внедрение кодекса этических норм и принципов;
  • — наличие положений о Совете Директоров, Комитетах при Совете Директоров, Аудиторском Комитете;
  • — стандарты и процедуры;
  • — организационная структура компании;
  • — разделение полномочий и обязанности сотрудников;
  • — приверженность принципу компетентности руководства Компании;
  • — политики и процедуры в области управления персоналом.

Например: наличие учетной политики и детально разработанной

процедуры закрытия отчетного периода могут снизить риск ручных ошибок или неправильной трактовки учетных принципов, повышая достоверность финансовой отчетности. Аналогично, внедренный кодекс этических норм и принципов позволяет снизить риски немереного искажения финансовой отчетности руководством в целях улучшения финансовых показателей. Тем не менее, для снижения риска до приемлемого уровня необходима комбинация контрольных действий корпоративного уровня и контрольных действий на уровне бизнес- процессов.

Общие ИТ — внутренние контрольные процедуры — это процедуры в области разработки, тестирования, внедрения, сопровождения и эксплуатации информационных систем, включая поддерживающие работу приложений аппаратное и системное обеспечение, необходимое для управления рисками.

В организации должен быть определен порядок и требования к документированию общих ИТ — внутренних контрольных процедур. Целесообразно документировать общие ИТ внутренние контрольные процедуры только для существенных информационных систем организации.

Организации следует определить порядок документирования перечня существенных информационных систем (например, состав существенных информационных систем может быть представлен в виде реестра с указанием следующих атрибутов (должность и имя владельца информационной системой со стороны бизнеса; перечень существенных бизнес-процессов, для автоматизации который применяется информационная система; должность и имя ответственного лица со стороны подразделений ИТ; перечень элементов существенной ИТ инфраструктуры).

Перечень существенных информационных систем должен актуализироваться по мере возникновения необходимости и пересматриваться не реже одного раза в год.

Для целей построения системы внутреннего контроля в области финансовой отчетности должны быть определены информационные системы, влияющие на подготовку финансовой отчетности и соответствующие общие ИТ внутренние контрольные процедуры.

25. Мса 400. Оценка рисков и система внутреннего контроля

Цель МСА 400 — установление стандартов и предо­ставление руководства о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также об аудиторском риске (АР) и его компонентах: неотъемлемом риске (HP), риске средств контроля (РСК) и риске необнаружения (РН).

Аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для оценки аудиторского риска и разрабатывать процедуры, направленные на снижение этого риска до приемлемого уровня.

Аудиторский риск (АР) — риск того, что аудитор мо­жет выразить ненадлежащее мнение при наличии в фи­нансовой отчетности существенных искажений. Он включает:

  • Неотъемлемый риск (HP) — подверженность сальдо счетов или классов операций искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в со­вокупности при условии отсутствия необходимых средств внутреннего контроля. В российском стандар­те данный вид риска называется внутрихозяйственным риском;

  • Риск средств контроля (РСК) — это риск того, что ис­кажение, которое может быть допущено в отношении сальдо счетов или классов операций, не может быть своевременно устранено или обнаружено и исправле­но с помощью действующей на предприятии системы бухучета и внутреннего контроля.

  • Риск необнаружения (РН) — риск того, что аудитор­ские процедуры по существу не позволяют обнару­жить искажение сальдо счетов или классов операций, которое может быть существенным по отдельности и в совокупности независимо от объема проверки.

Система внутреннего контроля (СВК)— включает по­литику и процедуры, принятые руководством субъекта проверки для содействия в реализации целей управления, предусматривающих упорядоченное и эффективное веде­ние бизнеса: строгое соблюдение политики руководства, обеспечение сохранности активов, предотвращение и об­наружение фактов мошенничества и ошибок, аккурат­ность и полноту бухгалтерских записей и своевременную подготовку достоверной финансовой отчетности.

Система внутреннего контроля состоит из контроль­ной средыи процедур контроля.

Контрольная средаформируется следующими основ­ными аспектами или факторами:

  • Функциями совета директоров;

  • Стилем руководства;

  • Организационной структурой субъекта проверки и схемой его управления;

  • Методами наделения полномочиями и ответственно­стью;

  • Системой контроля со стороны руководства.

Процедуры контроля (ПК)включают политику и про­цедуры, созданные руководством в дополнение к конт­рольной среде. КПК относятся:

  • Подотчетность, обзорные проверки;

  • Проверка арифметических записей;

  • Осуществление контроля над прикладными програм­мами и компьютерной и информационной средой и изменение компьютерных программ;

  • Ведение аналитических счетов и ведомостей (регист­ров учета);

  • Разработка системы документооборота и т.д.

При разработке плана проверки аудитор должен оце­нить неотъемлемый риск на уровне состояния финансо­вой отчетности и на уровне сальдо счетов и классов опе­раций. Аудитор должен сравнить уровень HPс существу­ющими сальдо счетов или классами операций и принять решение на уровне предпосылок о высоком уровнеHP.

При этом аудитор должен полагаться на свое профес­сиональное суждение. На уровне финансовой отчетности на суждение аудитора могут влиять следующие факторы:

  • Характеристика руководства с точки зрения его про­фессиональных и нравственных качеств;

  • Характер бизнеса и структура капитала;

  • Влияние внешних факторов, влияющих на уровень ис­кажения отчетности;

отраслевая специфика.

На уровне сальдо счетов и классов операций на мне­ние аудитора об уровне неотъемлемого риска могут вли­ять такие факторы, как:

  • Сложность операций и необходимость привлечения экспертов;

  • Совершение необычных операций в конце отчетного периода;

  • Наличие нетипичных операций, которые не подверга­ются обычным процессам обработки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *