Режимы государственной границы

31 июля 2018

В целях создания системы привлечения частных инвестиций в развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе на основе проектов ГЧП и концессий, расширения возможности привлечения инвестиций в сферу обустройства пунктов пропуска в условиях сокращения федерального финансирования, минтрансом России подготовлен проект ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации функционирования и обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Проект опубликован 30 июля 2018 года.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации функционирования и обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» разработан в целях синхронизации существующей нормативной правовой базы, решения отдельных вопросов обустройства и функционирования пунктов пропуска, возникших после ликвидации Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации и передачи полномочий по обустройству пунктов пропуска Министерству транспорта Российской Федерации.

Законопроектом в понятие пункта пропуска вносятся изменения, согласно которым на территории (акватории) располагаются здания, сооружения, помещения и оборудование, необходимые для осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Документом предлагаются изменения в статьи 12 и 29 Закона о Государственной границе, направленные на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по участию в мероприятиях и проектах по созданию, развитию и обеспечению деятельности пунктов пропуска, а также участию в их финансировании. В действующей редакции данные полномочия не предусмотрены, что не соответствует реальной ситуации и ограничивает возможности государства по развитию пунктов пропуска, в том числе в приоритетных для государства регионах и территориях.

В настоящее время, инвестиционные проекты по обустройству пунктов пропуска не представляют коммерческого интереса для частных инвесторов, что в условиях ограниченных объемов финансирования сферы пунктов пропуска не позволяет своевременно и эффективно развивать систему пунктов пропуска, в том числе с целью поддержки развития внешнеэкономической деятельности, экспорта несырьевых неэнергетических товаров.

В связи с чем, законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», направленных на создание правовых условий при которых проекты по обустройству пунктов пропуска могут реализоваться в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений, объектами которых выступают объекты транспортной инфраструктуры, открытые или планируемые к открытию для международного сообщения, либо расположенные в непосредственной близости к Государственной границе и предназначенные для обеспечения международных перевозок.

При этом пункт пропуска не является самостоятельным объектом, в отношении которого возможно заключение соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений, а его строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение выступает дополнительным условием концессионного соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве, заключаемых в отношении объектов транспортной инфраструктуры.

Принципиальная позиция, заложенная в основу предлагаемых изменений, заключается в том, что применение модели государственно-частного партнерства невозможно в отношении автомобильных пунктов пропуска, поскольку обязательным условием соглашения о государственно-частном партнерстве является возникновение права собственности частного партнера на объект соглашения на весь период действия соглашения. При этом факт возникновения права частной собственности на объект, в котором располагается автомобильный пункт пропуска, имеет высокие риски угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Вместе с тем, предлагаются изменения, предусматривающие возможность заключения концессионных соглашений в отношении объектов дорожного транспорта, существенными условиями которых является возникновение у концессионера обязательств по строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска в соответствии с общими требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 930.

При этом у концессионера не возникает права собственности на объект соглашения, а здания, помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска, безвозмездно передаются в собственность Российской Федерации.

В части касающейся иных пунктов пропуска реализация проектов строительства, реконструкции, оборудования и технического оснащения возможна как на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, при реализации таких проектов в отношении железнодорожных, морских, речных, смешанных, воздушных пунктов пропуска допускается передача объектов транспортной инфраструктуры в собственность частного партнера, так и концессионных соглашений.

Согласно предлагаемым изменениям, в случае заключения соглашения о государственно-частном партнерстве или концессионного соглашения у частного партнера/концессионера возникает обязательство по передаче зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска, по договору безвозмездного пользования.

При этом возмещение инвестиционных затрат частного партнера/ концессионера возможно за счет осуществления хозяйственной и иной деятельности, перечень которой установлен Правительством Российской Федерации, в объекте транспортной инфраструктуры, при условии безвозмездной передачи имущества, необходимого для осуществления контроля уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также за счет увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности при условии увеличения пропускной способности пунктов пропуска.

Необходимость внесения указанных изменений продиктована тем, что в настоящее время имущество пунктов пропуска не является самостоятельным объектом соглашения о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений.

Кроме этого, учитывая, что в настоящее время статьей 12 Закона о Государственной границе предусмотрена возможность обустройства пунктов пропуска, в том числе за счет иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска) внесение изменений в Закон о Государственной границе в части создания правовых основ привлечения частных инвестиции в развитие пунктов пропуска не требуется.

Источник: минтранс, ИА ИНВЕСТИНФРА

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Скулаков, Роман Михайлович, 2003 год

1. Международно-правовые акты, документы международных организаций

2. Алма-Атинская Декларация (Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.) // Российская газета. 1991. — 24 дек.

3. Венская декларация и программа действий (Вена, 25 июня 1993 г.) // Док. ООН A/CONF. 157/23, 12 июля 1993 г.

4. Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. — № 18. — Ст. 221.

6. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (принятая резолюцией 36/103 XXXVI Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1981 г.) // Действующее международное право. М., 1999. — Т. 1. — С. 99-103.

7. Декларация о неприкосновенности границ от 7 августа 1993 г. // Действующее международное право. М., 1999. — Т. 1. — С. 195-196.

8. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принята резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г.) // Международное право: Сб. документов. М.: Юрид. лит., 2000.

9. Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (Минск, 14 февраля 1992 г.) // Содружество: Информац. вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. — № 2.

10. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 15 апреля 1994 г.) // Действующее международное право. М., 1999. — Т. 1. — С. 196-197.

12. Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях от 18 ноября 1987 года // Действующее международное право. М., 1999. -Т. 1.-С. 42-45.

14. Заключительный акт СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) // Действующее международное право. М., 1999. — Т. 1. — С. 73-79.

15. Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) II Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. — № 37. — Ст. 772.

17. Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года // Российская газета. -1991. 24 дек.

18. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 50/6 «Декларация по случаю пятидесятой годовщины Организации Объединенных Наций» от 24 октября 1995 г. II Дипломатический вестник. — 1995. № 12. — С. 35-38.

20. Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота (Киев, 28 мая 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 31. -Ст. 3990.

23. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Действующее международное право. М., 1999. -Т. 1. — С. 7-34.

24. Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1994. — № 1. — С. 4.

25. Законодательство Российской Федерации

26. Конституция Российской Федерации. М., 2002. — 63 с.

27. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 5. — Ст. 375.

28. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 23. — Ст. 2277.

29. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образованияв ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 52. — Ст. 4916.

30. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 52 (часть I). — Ст. 5021.

31. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 51. — Ст. 5712.

33. Федеральный закон от 4 мая 2000 года № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 19. — Ст. 2021.

34. Федеральный закон от 2 марта 1999 года № 42-ФЗ «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 10. — Ст. 1159.

35. Федеральный закон от 3 июля 1999 г. № 123-Ф3 «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 27. — Ст. 3185.

36. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 31. — Ст. 3833.

37. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изм. от 10 февраля 1999 г., 8 августа 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. — Ст. 4694.

38. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 29. — Ст. 2757.

39. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с изм. от 8 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 51. — Ст. 6273.

40. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изм. от 25 декабря 1992 г., 25 июля 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 15. — Ст. 769.

41. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 12. — Ст. 1101.

42. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 2. — Ст. 170.

43. Указ Президента РФ от 19 июля 1997 г. № 732 «Вопросы Федеральной пограничной службы Российской Федерации» (с изм. от 14 февраля 1998 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 30. — Ст. 3598.

44. Указ Президента РФ от 14 марта 1995 г. № 271 «Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации» (с изм. от 31 мая 2001 г., 16 сентября 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 12. — Ст. 1033.

45. Указ Президента РФ от 30 декабря 1994 г. № 2245 «О Федеральной пограничной службе Российской Федерации» (с изм. от 8 августа 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 1. — Ст. 44.

46. Распоряжение Президента РФ от 2 сентября 2002 г. № 401-рп «О представителях ФПС России в Королевстве Норвегия, Монголии, Украине и Финляндской Республике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 36. — Ст. 3472.

47. Постановление Правительства РФ от 26 января 2000 г. № 64 «О мерах по проведению совместной проверки прохождения российско-корейской государственной границы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 5. — Ст. 532.

48. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1464 «О демаркации российско-китайской государственной границы на ее западной части» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 48. — Ст. 5554.

49. Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 462 «О пограничных представителях Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 21. — Ст. 1971.

50. Основы пограничной политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 1996 г.) // Российская газета. 1996. — 6 нояб.

51. Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 2000. — 11 июля.

52. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. — № 2. — Ст. 22.

55. Договор между СССР и Польской Республикой от 15 февраля 1951 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIV. — М., 1957. — С. 152.

56. Договором между СССР и Финляндской Республикой от 3 февраля 1947 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. -Вып. XIII. М., 1956. — С. 269.

60. Договор о режиме советско-норвежской границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов от 29 декабря 1949 года // Сборник действующих договоров, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1957. — Вып. 14. — С. 82-111.

61. Закон СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. — № 15. — Ст. 22.

63. Закон СССР от 5 сентября 1991 года «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. — № 37. — Ст. 1082.

64. Каирская декларация от 1 декабря 1943 года // Известия. -1943. 3 дек.

68. Конституция СССР 1977 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1977. — № 41. -Ст. 617.

69. Крымское соглашение трех Великих Держав по вопросам Дальнего Востока от 11 февраля 1945 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. — М., 1955.

70. Мирный договор между РСФСР и Латвией от 11 августа 1920 года // Документы внешней политики СССР. М., 1959. — Т. 3. -С. 101-116.

71. Мирный договор между РСФСР и Эстонией от 2 февраля 1920 года // Документы внешней политики СССР. М., 1958. — Т.2. -С. 339-352.

72. Мирный договор между СССР и Финляндией от 12 марта 1940 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1955. Вып.10. — С. 11-17.

73. Мирный договор с Японией от 8 сентября 1951 года // Действующее международное право. М., 1999. — Т. 1. — С. 208-210.

74. Постановление Верховного Совета СССР от 21 марта 1991 года «Об итогах референдума СССР 17 марта 1991 года» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. — № 13. — Ст. 350.

75. Постановление ВС РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-I «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. — № 51. — Ст. 1798.

76. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 года «О признании независимости Литовской Республики» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. — № 37. — Ст. 1091.

77. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 года «О признании независимости Латвийской Республики» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. — № 37. — Ст. 1092.

78. Постановление Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 года «О признании независимости Эстонской Республики» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. — № 37. — Ст. 1093.

79. Постановление Комитета конституционного надзора СССР от 3 апреля 1991 года «О законодательных актах, принятых в связи с проведением референдума СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. — № 17. — Ст. 499.

82. Советско-финляндский мирный договор от 14 октября 1920 года // Документы внешней политики СССР. М., 1959. — Т. 3. — С. 265-282.

83. Указ Президиума ВС СССР от 4 апреля 1986 года № 4407-XI «О присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Венской конвенции о праве международных договоров» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. — № 16. — Ст. 263.

84. Указ Президиума ВС РСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1982. — № 34. — Ст. 1271.1. Акты Российской империи

86. Айгунский договор от 16 (28) мая 1858 года // Сборник договоров России с другими государствами 1856-1917 гг. М., 1952. — № 8.

87. Адрианопольский договор от 14 сентября 1829 года // Полное собрание законов Российской империи (Собрание 2). Т. 4. — № 3128.

88. Андрусовское перемирие от 30 января 1667 года // Полное собрание законов Российской империи (Собрание I). Т. 1. — № 398.

89. Бахчисарайский мир от 23 января 1681 года // Полное собрание законов Российской империи (Собрание I). Т. 2. — № 854, 864.

90. Белградский мирный договор от 29 сентября 1739 года // Полное собрание законов Российской империи (Собрание I). Т. 10.- № 7900.

91. Брест-Литовский мирный договор от 3 марта 1918 года // Документы внешней политики СССР. М., 1957. — Т. 1. — С. 121-134.

92. Бухарестский мирный трактат от 16 (28) мая 1812 года // Полное собрание законов Российской империи (Собрание I). Т. 32.- № 25110.

93. Договор между Российской империей и Речью Посполитой о добровольной уступке территорий 11 (22) июля 1793 года // Пазухин А.А. Сборник грамот и договоров о присоединении царств и областей к государству Российскому XVII-XIX в. П., 1922. — № 31.

94. Константинопольский трактат от 14 июля 1700 года // Полное собрание законов Российской империи (Собрание I). Т. 4. — № 1804.

96. Манифест о присоединении Крымского ханства к Российской империи // Полное собрание законов Российской империи (Собрание I). Т. 21. — № 15708.

97. Нисская конвенция от 14 октября 1739 года // Полное собрание законов Российской империи (Собрание I). Т. 10. — № 7915.

98. Ништадский мирный трактат от 10 сентября 1721 года // Полное собрание законов Российской империи (Собрание I). Т. 6. — № 301.

99. Парижский трактат от 18 (30) марта 1856 года // Сборник договоров России с другими государствами 1856-1917 гг. М., 1952. — №1.

100. Пекинский договор от 2 (14) ноября 1860 года // Сборник договоров России с другими государствами 1856-1917 гг. М., 1952. № 12.

104. Прутский мирный договор от 23 июля 1711 года // Полное собрание законов Российской империи (Собрание I). Т. 4. — № 2398.

105. Русско-австрийская конвенция от 25 июля (5 августа) 1772 года // Пазухин А.А. Сборник грамот и договоров о присоединении царств и областей к государству Российскому XVII-XIX в. П., 1922. -№ 21.

106. Русско-прусская конвенция от 25 июля (5 августа) 1772 года // Пазухин А.А. Сборник грамот и договоров о присоединении царств и областей к государству Российскому XVII-XIX в. П., 1922. — № 22.

109. Столбовский мирный договор 1617 года // Полное собрание законов Российской империи (Собрание I). Т. 1. — № 19.

111. Тявзинский мирный договор 1595 г. // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. Вып. 2. Разд. V. — М., 1868. — С. 1-12.

113. Административно-территориальное деление СССР и список важнейших населенных пунктов с хронологическим перечнем постановлений об изменении границ губерний, областей и республик с 1917 до 1929 гг. 8-е изд. — М.: Нарком, внутр. дел, 1929. — 320 с.

114. Бабурин С.Н. Территория государства: Правовые и геополитические проблемы. М., 1997. — 480 с.

115. Бабурин С.Н. Естественные границы государств: возвращение политико-правовой аксиомы // Правоведение. 1999. — № 1. — С. 17-21.

116. Барсегов Ю.Г. Культ аннексий: Международное право на рубеже тысячелетий. М.: Готика, 1997. — 64 с.

117. Барсегов Ю.Г. Мир между народами и территориальный вопрос // Советское государство и право. 1971. — № 3. — С. 79.

118. Барсегов Ю.Г. Самоопределение и территориальная целостность. М., 1993. — 41 с.

119. Барсегов Ю.Г. Территория в международном праве. Юридическая природа территориального верховенства и правовые основания распоряжения территорией. М.: Госюриздат, 1958. — 270 с.

120. Бирюков П.Н. Международное право: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1999. — 480 с.

121. Блюнчли И. Современное международное право цивилизованных государств, изложенное в виде кодекса. М., 1876 (1877). — 385 с.

122. Броунли Я. Международное право. Кн. 1 / Под ред. Г.И. Тункина / Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1977. — 535 с.

123. Броунли Я. Международное право. Кн. 2 / Под ред. Г.И. Тункина / Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1977. — 507 с.

126. Вихарев С.Р. Союзная республика как субъект международного права // Советское государство и право. 1960. — № 6. — С. 78-90.

127. Вихарев С.Р., Ветров И.Д. Расширение прав союзных республик. М., 1963. — 176 с.

128. Волова Л.И. Нерушимость границ новый принцип международного права. — Ростов-н/Д, 1987. — 142 с.

129. Волова Л.И. Плебисцит в международном праве. М., 1972.

130. Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. Ростов-н/Д, 1981. — 192 с.

131. Гефтер А.В. Современное международное право. СПб, 1880.

132. Гроций Г. О праве войны и мира. Репринт, изд. 1956. -М.: Ладомир, 1994. — 868 с.

134. Действующее международное право. М., 1999. — Т. 1. — 858 с.

135. Действующее международное право. М., 1999. — Т. 2. — 825 с.

136. Дружинина Е.И. Кучук-Кайнарджийский мир 1774 года (его подготовка и заключение). М.: Изд-во Академ, наук СССР, 1955. — 370 с.

138. Дьякова Н.А., Чепелкин М.А. Границы России: Прилож. к «Истории России». М., 1995. — 271 с.

139. Затулин К., Севастьянов А. Российско-украинский договор: обман века // Независимая газета. 1999. — 26 янв.

140. Золов А.В. Калининград, Россия. Калининград, 1996. — 70 с.

141. Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. М., 1999. — С. 135-136.

142. Каламкарян Р.А. Принцип добросовестности в современном международном праве. М.: Наука, 1991. — 188 с.

143. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3 кн. Кн. 1. СПб.: Золотой век, Динамит, 1997. — Т. I-IV. — 624 с.

144. Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М.: Международные отношения, 1974. — 168 с.

146. Клименко Б.М. Мирное решение территориальных споров. М., 1982. — 183 с.

147. Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. -М.: Международные отношения, 1985. 302 с.

148. Клименко Б.М., Ушаков Н.А. Нерушимость границ условие международного мира. — М.: Наука, 1975. — 168 с.

149. Кожевников Ф.И. Советское государство и международное право. 1917-1947: Опыт историко-правового исследования. М.:

150. Юрид. изд-во Минюстиции СССР, 1948. 308 с.

152. Кремнев П.П. Образование и прекращение СССР как субъекта международного права // Вестник МГУ. 2000. — № 5. — С. 65-76.

153. Курс международного права: В 6 т. / Под. ред. Ф.И. Кожевникова. -М.: Наука, 1967. Т. 3. — 451 с.

154. Курс международного права: В 7 т. М.: Наука, 1990. — Т. 3. — 259 с.

155. Кутаков JT.H. История советско-японских дипломатических отношений. М., 1962.

156. Ладыженский A.M. Юридическая природа территориального верховенства // Вестник МГУ. 1948. — №10. — С. 35-46.

157. Левин Д.Б. Международное право, внешняя политика и дипломатия. М.: Международные отношения, 1981. — 143 с.

158. Лист Ф. Международное право в систематическом изложении. Ленинград, 1926.

159. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000. — 279 с.

160. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. М.: БЕК, 1996. — 367 с.

161. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник. М.: БЕК, 1997. — 393 с.

162. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2000. — 435 с.

163. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М.: СПАРК, 1997. — 89 с.

164. Лукашук И.И. Структура и форма международных договоров. Саратов, 1960. — 75 с.

165. Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1882. — Т. 1. — 418 с.

166. Международное значение образования СССР и актуальные проблемы права: Сб. науч. тр. -М.: МГИМО, 1983. 181 с.

168. A.JI. Манилова. Вып. 1. — М.: Граница, 1997. — 143 с.

169. Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: требования принципов международного права / Науч. ред. С.М. Васильев. М.: Академия Федеральной пограничной службы, 2000. — 158 с.

170. Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатен-ко, О.И. Тиунов. М.: Норма; ИНФРА-М, 1999. — 569 с.

171. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов,

172. B.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 1999. — 617 с.

173. Международное право: Учебник / Под ред. Е.А. Коровина. М.: Гос. изд-во, 1951. — 550 с.

174. Международное право: Учебник. М.: Юрид. лит., 1979. -584 с.

175. Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М.: Проспект, 1998. — 607 с.

176. Международное право: Словарь-справочник. М.: ИНФРА-М, 1997. — 362 с.

177. Менжинский В.И. Неприменение силы в международных отношениях. М., 1976. — 292 с.

178. Молодцов B.C. Некоторые вопросы территории в международном праве // Советское государство и право. 1954. — № 8. — С. 64.

179. На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк. М.: Граница, 1998. — 470 с.

180. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). Обозреватель-Observer. Спец. выпуск. М., 1994. — № 5-8. — 501 с.

181. Оппенгейм Л. Международное право. М., 1949. — Т. 2. Полутом 1. — 439 с.

182. О ходе демаркации восточного участка российско-китайской границы // Парламентский вестник. 1995. — С. 17-19.

183. Панов В.П. Международное военное право: Монография. -М.: НЭП, 2000. 212 с.

184. Першин А.А. Теория государственных границ. М.: Граница, 2001. — 222 с.

185. Першин А., Ярлыченко В. Государственная граница: эволюция представлений // Вестник границы России. 2000. — № 1. — С. 44-52.

186. Под стягом России: Сб. архив, док. М., 1992.

187. Пустогаров В.В. Члены федерации как субъекты международного права // Советское государство и право. 1992. — № 1. — С. 35-43.

188. Ратнер М.Б. О национальной и территориальной автономии. Киев; Петербург: Серп, 1906. — 83 с.

189. Рейснер И.М. Афганистан. М., 1948. — 167 с.

190. Роль международного права в современной внешней политике: Сб. науч. тр. М., 1990. — 170 с.

191. Россия, Крым. Документы и материалы. М., 1998. — С. 99,105-111.

192. Русская нация и государство: Сб. ст. / Рук. колл., сост. и авт. вступ. ст. Е.С. Троицкий. М.: Граница, 2002. — 423 с.

193. Рябченко А.Е. Россия. Административное деление Империи. СПб.: Воен. тип., 1907. — 70 с.

194. Сборник действующих трактатов, конвенций и соглашений, заключенных Россией с другими государствами и касающихся различных вопросов частного международного права. СПб., 1889. — Т. 1.

195. Семенов С.С. Территория в международном праве. М.: Известия, 1997. — 50 с.

196. Серебрянников А.Г. Туркестанский край. Сборник материалов для истории его завоевания. Ташкент, 1915. — Т. 22. — Ч. 2. — С. 46-49.

197. Сидорова Н.П. Россия Украина: тернистый путь к гармонизации отношений. — М., 2000. — 170 с.

199. Скуратов Ю.И. Государственная граница России: формирование правовых основ // Государство и право. 1993. — № 10. — С. 16-25.

200. Славинский Б. Россия и Япония должны заключить мирный договор // Независимая газета. 1998. — 7 апр.

201. Словарь международного права. М.: Международные отношения, 1982. — 245 с.

202. СССР и проблемы межгосударственного сотрудничества. -М.: Международные отношения, 1980. 248 с.

203. СССР и проблемы межгосударственного сотрудничества. -М.: Международные отношения, 1947. 166 с.

204. Старушенко Г.Б. Принцип самоопределения народов во внешней политике Советского государства. М., 1960. — 230 с.

205. Страны мира: Справочник / Под. ред. И.С. Иванова. М.: Республика, 1999. — 512 с.

206. Сулькевич С.И. Административно-политическое строение Союза ССР. Ленинград: Гос. изд-во, 1926. — 245 с.

207. Сурнин В.А. Народонаселение, история, геополитика. -М.: Грааль, 2000. 105 с.

208. Талалаев А.Н. Международное право и современность. -М.: Наука, 1984. 192 с.

209. Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. М., 1980. — 173 с.

210. Теория государственных границ / Под общ. ред. К.В. Тоц-кого. М.: Граница, 2000.

212. Территория и общество: Межведомств, сб. науч. тр. / Отв. ред. Т.А. Балина. Пермь, 2001. — 139 с.

213. Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. М.: БЕК, 1995. — 485 с.

214. Трайнин И.П. Вопросы территории в государственном праве // Известия Академии Наук СССР. 1947. — №4. — С. 225.

215. Трусов А.Г. Международное право: Словарь-справочник. -М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 70 с.

216. Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М.: Международные отношения, 1983. — 199 с.

217. Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Международные отношения, 1970. — 511 с.

218. Ульяницкий В.А., Комаровский JI.A. Международное право. М., 1908. — 358 с.

219. Ушаков Н.А. Международное право: основные термины и понятия: Учеб. пособие. М., 1996. — 46 с.

220. Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. М.: Издательство ИМО, 1963. — 271 с.

221. Федоров А.В. Правовой статус Крыма. Правовой статус Севастополя. М., 1999. — 53 с.

222. Фердросс А. Международное право / Пер. с нем. / Под ред. Г.И. Тункина. М.: Изд-во ин. лит., 1959. — 652 с.

223. Франц JT. Международное право в систематическом изложении. Ленинград, 1926.

225. Хименес де Аречага Эдуардо. Современное международное право / Пер. с испан. / Под ред. Г.И. Тункина. М.: Прогресс, 1983.- 480 с.

226. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд.- М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995.

227. Цыганков П.А. Международные отношения: Учеб. пособие. М., 1996. — 317 с.

228. Чебан В.В. Геополитическое положение и пограничная политика России. М.: Граница, 1997. — 147 с.

230. Черниченко С.В. Теория международного права: В 2 т. -М., 1999.

231. Черниченко С.В. Нормы и принципы международного права: Учеб. пособие. М.: Науч. кн., 1998. — 27 с.

232. Шаланд Л. Юридическая природа территориального верховенства. СПб., 1903. — Т. 1.

233. Шевцов B.C. Государственный суверенитет (вопросы теории). М.: Наука, 1979. — 157 с.

234. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1985. — 366 с.

235. Ягудин Ш.Ш. Автономная Советская Социалистическая Республика / Под ред. С.Г. Батыева. Казань: Татар, кн. изд-во, 1979. — 78 с.

236. Яновская С.И. Образование СССР добровольного содружества равноправных народов. — М.: Знание, 1972. — 31 с.

237. Яновская С.И. Объединительное движение за образование СССР (1917-1922). М.: Госполитиздат, 1947. — 200 с.

241. Бабурин С.Н. Территория государства: Теоретико-правовые проблемы: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 1998. — 297 с.

246. Захаренко В.И. Правовое регулирование деятельности Пограничных войск ФПС России по охране Государственной границы Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1998. — 202 с.

252. Намазов А.З. От СССР к СНГ: правовые проблемы государственного суверенитета: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1992. — 25 с.

253. Но Тэ Чжун. Территориальные споры на Дальнем Востоке (международно-правовые аспекты): Дис. . канд. юрид. наук. М., 1999. — 201 с.

258. Скляров С.А. Польско-украинское разграничение в 19181923 гг.: Дис. . канд. истор. наук. М., 1998. — 247 с.

260. Чобан А.А. Государственный суверенитет: теоретико-правовые аспекты: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1993. — 168 с.

262. Литература на иностранных языках

266. Brownlie I. Principles of Public International Law. N.Y., 1952.

267. Brownlie I. Principles of public International Law. Second edition. Clarendon press. Oxford, 1973. — P. 135.

269. Crawford J. The creation and States in International Law. -Oxford: Clarendon press, 1979. 698 p.

270. Fitzmaurice G. Law and procedure of ICJ // British year book of International Law. 1955-1956.

271. Harris D.J. Cases and materials on International Law. Fourth edition. London: Sweet and Maxwell, 1991. — 1040 p.

272. International Law in historical perspective. III. 1970. P. 384-386.

273. Kelsen H. Principles of International Law. N.Y., 1952.

275. O’Connell D.P. International Law. Vol. 1. New York; London, 1965. — 551 p.

277. Revue general de droit International Public. 1977. — 1 2.

278. Verzyil J.H.W. International Law in: historical Perspective. 298 (1976).

279. Scelle J. Rrecis de droit des gens. P., 1932.

280. Sepulveda C. Curso de derecho Internacional publico. Mexico, 1960. — P. 153.

281. Sharke J. An introduction to International Law. L., 1958. -184 p.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в статью 30 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 30. Полномочия пограничных органов

Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

проводят при необходимости пограничные поиски и операции;

осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия пограничных органов и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право:

1) возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участках;

2) находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов;

3) осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения. Во время осмотра и конвоирования судна работа его радиостанций не допускается. О каждом случае осмотра, задержания судна составляется протокол. К протоколу задержания судна прилагаются изъятые у капитана судовые и грузовые документы;

4) осуществлять задержание лиц, совершивших административные правонарушения или преступления в области защиты Государственной границы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации;

5) задерживать иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных частью четвертой статьи 14 настоящего Закона, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении за пределы Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации, и содержать указанных лиц по постановлению суда в специально отведенных для этого помещениях пограничных органов на время, необходимое для исполнения постановления;

6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях пограничных органов, специально отведенных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, — в изоляторах временного содержания или в помещениях пограничных органов, специально отведенных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать указанных лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально отведенные помещения органов внутренних дел;

7) приглашать лиц в подразделения пограничных органов и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима Государственной границы, нарушения пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться и в иных местах;

8) делать в документах на право пересечения Государственной границы соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы; продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области иностранных дел;

ГАРАНТ:

См. Административный регламент ФСБ РФ по предоставлению государственной услуги по продлению срока действия виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденный приказом ФСБ России от 8 ноября 2012 г. N 563

См. Инструкцию об организации деятельности пограничных органов по продлению срока действия визы и аннулированию визы в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденную приказом ФСБ РФ от 6 мая 2008 г. N 227

9) передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные пограничными органами при выполнении возложенных на них задач по защите Государственной границы в пределах приграничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства;

10) временно ограничивать или запрещать движение лиц и транспортных средств, включая маломерные суда (средства) и средства передвижения по льду, а также не допускать граждан на отдельные участки местности, обязывать их остаться там или покинуть эти участки в целях защиты здоровья и жизни людей при проведении пограничных поисков и операций, иных розыскных действий, а также действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

11) при возникновении угрозы интересам Российской Федерации на Государственной границе временно с уведомлением органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций ограничивать производство различных работ, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями;

12) входить в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций, кроме имеющих дипломатический иммунитет, и осматривать их при преследовании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы. Если вход в жилое помещение осуществлен без согласия проживающих в нем лиц, об этом в течение 24 часов уведомляется прокурор;

13) использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, а при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации, воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы, проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, — транспортные средства, принадлежащие предприятиям (независимо от форм собственности), учреждениям, организациям, общественным объединениям, и в необходимых случаях — гражданам, с возмещением владельцам, по их требованию, в установленном законом порядке расходов либо причиненного ущерба. Исключение составляют средства связи и транспорт, принадлежащие дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортные средства специального назначения;

14) запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, предприятий и их объединений, учреждений, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на пограничные органы, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации, а также получать и использовать дактилоскопическую информацию, содержащуюся в информационных массивах органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону. Пограничные органы ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве лиц, пересекших Государственную границу, в том числе с указанием гражданства, цели визита (деловая, туризм и другие), балансе въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и граждан Российской Федерации, а также лиц без гражданства, совместно с таможенными органами ведут учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу, включая транзитные, ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве транспортных средств, грузов и товаров, перемещенных через Государственную границу;

16) вносить в государственные органы, предприятия и их объединения, учреждения, организации, общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, дознание или производство по делам о которых отнесено к ведению пограничных органов;

17) привлекать к решению задач в сфере защиты Государственной границы в пределах приграничной территории на добровольных началах граждан в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах, а также поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы;

18) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Законом;

19) во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов по отношению к российским и иностранным судам, кроме того:

предложить судну показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях его захода в эти воды;

предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения, или может повлечь другое нарушение режима плавания;

остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованию изменить курс или нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права. По результатам осмотра судна ему может быть разрешено продолжать плавание (пребывание) в водах Российской Федерации с соблюдением установленных правил или предложено покинуть воды Российской Федерации, или оно может быть задержано согласно требованиям настоящего Закона;

снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступления и подлежащих уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации, передавать этих лиц органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

преследовать и задерживать за пределами территориальных вод Российской Федерации судно, нарушившее международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах или в прилежащей зоне Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;

20) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности пограничных органов в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

21) в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать штраф за незаконный провоз лиц через Государственную границу. (Примечание. Уплата штрафа не освобождает перевозчиков от обязанности возместить фактические расходы на отправку иностранных граждан или лиц без гражданства, доставленных в Российскую Федерацию без установленных для въезда документов, в пункт, где иностранные граждане или лица без гражданства начали свою поездку, или в любое другое место, куда им въезд разрешен, а также от фактических расходов на содержание и выдворение их за пределы территории Российской Федерации.).

При осуществлении пограничных поисков и операций на территории Российской Федерации пограничные органы могут использовать предоставленные им права и за пределами, установленными частью второй настоящей статьи.

При решении служебных задач кораблям и самолетам (вертолетам), используемым пограничными органами, предоставляется право на безвозмездное:

использование водного и воздушного пространства Российской Федерации, морских, речных портов, аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на российской территории независимо от их принадлежности и предназначения;

получение навигационной, метеорологической, гидрографической и иной информации;

обеспечение полетов и кораблевождения.

Иные права пограничным органам могут быть предоставлены только федеральными законами.

Не допускается использование пограничными органами предоставленных им прав для решения задач, не возложенных на них федеральными законами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *