Со ст 145 НК РФ

СТ 145 НК РФ.

1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

абзац пятый утратил силу с 1 января 2015 г.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 145 Налогового кодекса

Статья 145 НК РФ дает право плательщикам НДС получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по этому налогу. Для этого необходимо выполнить условия, предусмотренные данной статьей.

Важно!

Так, в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указывается, что при толковании данной нормы судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Прежде всего следует отметить, что при проведении расчетов для применения освобождения по статье 145 НК РФ выручка исчисляется не за квартал, а за любые три последовательных календарных месяца. Подобная позиция подтверждается как налоговыми органами, так и судебной практикой (см. письмо МНС России от 29.10.2003 N ШС-6-14/1129; Постановление ФАС Поволжского округа от 21.04.2011 N А65-17070/2010).

Кроме того, при применении освобождения по статье 145 НК РФ учитывается только выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Актуальная проблема.

На сегодняшний день является спорным вопрос, должен ли налогоплательщик в целях применения освобождения от уплаты НДС включать в расчет выручки суммы, полученные от операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. Официальные органы не пришли к единогласному решению по данному вопросу.

Согласно одной позиции такие суммы не включаются в расчет выручки в целях налогообложения НДС.

Так, в письме ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ указывается, что нормами указанной статьи НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих налогообложению НДС либо не признающихся объектом налогообложения по НДС. Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений статьи 145 Кодекса следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Согласно иной позиции, указанная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в пункте 1 статьи 145 НК РФ.

Исходя из официальной позиции, учитывать при расчете выручки суммы, полученные от операций, не облагаемых НДС либо не образующих объекта по данному налогу, нужно. Так, например, исходя из письма Минфина России от 29.01.2013 N 03-07-11/1592 нормой пункта 1 статьи 145 НК РФ не предусмотрено исключений в отношении выручки, полученной от реализации услуг, местом реализации которых для целей налога на добавленную стоимость территория Российской Федерации не признается в соответствии со статьей 148 НК РФ. Таким образом, указанная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в пункте 1 статьи 145 НК РФ.

Судебная практика.

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Часть арбитражных судов поддерживает занятую налоговыми органами позицию. Так, по обстоятельствам дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10.11.2011 N А06-1875/2011, в проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял операции, как облагаемые НДС, так и операции, освобождаемые от налогообложения. В отношений операций, облагаемых НДС, налогоплательщик применял освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ. В отношений операций, освобождаемых от налогообложения НДС, налогоплательщик применял льготу, предусмотренную подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ

В указанной ситуации суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налогоплательщик подтвердил право на освобождение его от обязанностей плательщика НДС в спорный период, в связи с чем обоснованно не учитывал в выручке от реализации товаров (работ, услуг) операции, освобожденные от налогообложения НДС, предусмотренные подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Данный вывод суд апелляционной инстанции признал несостоятельным ввиду того, что из правовых норм, содержащихся в статьях 39, 145, 146, 149, 153 НК РФ, следует, что при определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, подлежат учету все доходы налогоплательщика, как облагаемые НДС, так и освобожденные от НДС.

То есть при определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, учреждение обязано было учитывать все свои доходы, в том числе и освобожденные от обложения НДС.

По мнению ФАС Поволжского округа, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что статья 149 НК РФ не регулирует вопросы, связанные с объектом налогообложения и освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщиков. В данной статье идет речь об освобождении от налогообложения отдельных операций и приводится их исчерпывающий перечень.

Однако существует и другая позиция по рассматриваемой проблеме.

Исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12 по смыслу нормы пункта 1 статьи 145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые налогом на добавленную стоимость. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым налогом на добавленную стоимость.

Изложенный подход о применении показателя выручки только в отношении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, поскольку применительно только к ним и испрашивается соответствующее освобождение, как отметил Президиум ВАС РФ, корреспондирует с правовой позицией Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 18.03.2003 N 9579/02, согласно которой при расчете указанной выручки не учитываются не облагаемые налогом на добавленную стоимость обороты по реализации товаров, совершенные в рамках деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В частности, оказание услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ не относится к операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость, в связи с чем выручка, полученная некоммерческой образовательной организацией от такой деятельности, правомерно не учитывалась образовательным учреждением при разрешении вопроса о наличии права на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Арбитражные суды разделяют приведенную правовую позицию ВАС РФ (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2013 N А70-60/2012, ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2013 N А13-372/2012).

Из материалов дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 N А12-398/2011, усматривается, что налоговым органом при определении выручки в целях статьи 145 НК РФ учитывалась полученная выручка от реализации жилых помещений (квартир), тогда как в силу подпункта 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ подобные операции налогообложению НДС не подлежат.

При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанции, с учетом положений пункта 1 статьи 154, пункта 2 статьи 162, пунктов 1 и 4 статьи 166, статьи 173 НК РФ, о том, что в целях определения суммы выручки для возможности предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежит учету выручка только от тех операций, которые подлежат включению в налоговую базу, то есть являются основой для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, является правомерным.

Внимание!

По вопросу определения организацией, уплачивающей в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности единый налог на вмененный доход, суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, Минфин России в письме от 26.03.2007 N 03-07-11/71 разъяснил следующее. Поскольку пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ предусмотрено, что организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не признаются налогоплательщиками НДС в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, то в вышеуказанную сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг) в части деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 НК РФ, не включается.

Данную точку зрения разделяют и арбитражные суды.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012 N А56-53609/2011 отмечается, что организация могла признаваться плательщиком НДС в том значении, в котором это понятие используется в главе 21 НК РФ, вне зависимости от того, что она уплачивала ЕНВД от реализации товаров в розницу. Организация могла располагать и фактически располагала документами, установленными пунктом 6 статьи 145 НК РФ, вне зависимости от того, что уплачивала единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Суд отклонил вывод налогового органа о невозможности направления организацией вышеуказанного уведомления, в связи с нахождением ее на специальном режиме налогообложения.

Поскольку глава 21 НК РФ содержит такие понятия, как организации, лица и налогоплательщики, налоговые агенты, и при этом в силу статьи 145 НК РФ уведомление направляют организации (лица), намеревающиеся использовать право на освобождение, а не налогоплательщики, определяемые по правилам статьи 146 НК РФ, то вне зависимости от того, что организация уплачивала единый налог (ЕНВД), право на использование освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость она была вправе заявить.

Причем в подтверждение своей позиции суд сослался на вышеуказанную позицию финансового ведомства.

Таким образом, поскольку организацией были представлены в налоговый орган уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС, то начисление налоговым органом налога на добавленную стоимость является неправомерным.

Внимание!

Вновь созданная организация не вправе применять освобождение от уплаты НДС. Данный вывод подтверждается позицией налоговых органов в письме Управления МНС России по Московской области от 05.06.2002 N 08-03-2 «Ответы на вопросы по отдельным проблемам налогообложения».

Объясняется это тем, что по смыслу статьи 145 НК РФ налогоплательщик должен отработать три месяца и подтвердить свое право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, на следующий период.

Внимание!

Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить декларации по НДС в случае неправомерного выделения ими в счете-фактуре сумм налога. Этой же нормой установлено, что налоговые агенты также должны представлять декларации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

На основании пункта 5 статьи 168 НК РФ при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение и в период данного освобождения не выставляющие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, а также не исполняющие обязанности налогового агента по данному налогу, в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на добавленную стоимость не представляют. О данном праве организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяют освобождение, сообщает ФНС России в письме от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@.

Кроме того, исходя из названных официальных разъяснений следует, что поскольку согласно пунктам 3 и 6 статьи 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган выписку из книги продаж, копию журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, налогоплательщики, применяющие в соответствии со статьей 145 НК РФ освобождение, выставляют счета-фактуры с надписью «Без НДС» и регистрируют их в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также в книге продаж в общеустановленном порядке. В то же время поскольку организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение, не имеют право на вычеты сумм НДС, то указанные лица вправе книгу покупок не вести.

Актуальная проблема.

На основании пункта 3 статьи 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 названной статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

В соответствии с пунктом 5 статьи 145 НК РФ в случае, если налогоплательщик не представил необходимые документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В свою очередь, вопрос о применении освобождения при нарушении срока представления уведомления и подтверждающих документов является спорным и остается на усмотрение судов.

Судебная практика.

По мнению ряда арбитражных судов, предусмотренные нормой пункта 5 статьи 145 НК РФ негативные последствия наступают в случае непредставления налогоплательщиком вышеперечисленных документов, однако в случае представления документов с нарушением установленного срока негативные последствия не наступают, поскольку положения пункта 5 статьи 145 НК РФ не подлежат расширительному толкованию (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2012 N А44-4183/2011).

В то же время исходя из позиции ФАС Волго-Вятского округа, выраженной в Постановлении от 27.11.2012 N А31-1179/2012, организация-налогоплательщик в установленный в пункте 3 статьи 145 НК РФ срок не представила пакет документов, необходимых для подтверждения использования права на освобождение, в связи с чем налогоплательщиком не соблюден порядок применения права на освобождение от уплаты налога на указанный период, таким образом, в соответствующем налоговом периоде налогоплательщик не был освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает перечень документов, подтверждающих в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 145 НК РФ право на освобождение (продление срока освобождения).

Обращаем внимание, что абзац 5 пункта 6 комментируемой статьи утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Соответственно, с указанной даты копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур не является документом, подтверждающим в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 145 НК РФ право на освобождение (продление срока освобождения).

Важно!

В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъясняется, что, поскольку названной статьей не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения статьи 145 НК РФ надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете.

Кто не может воспользоваться освобождением по ст. 145 НК РФ?

Не имеют права на освобождение:

  1. Фирмы и ИП, реализующие подакцизные товары.
  2. Организации, имеющие статус участников проекта «Сколково», т. е. освобожденные от уплаты НДС по ст. 145.1 НК РФ.

В чем заключаются плюсы и минусы освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ?

У освобождения от обязанности платить НДС пост. 145 НК РФ есть свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсы заключаются в том, что:

  • освобождение дается на длительный срок (1 год) и может продлеваться;
  • НДС начислять и уплачивать не нужно (за исключением некоторых операций);
  • не надо сдавать декларацию по НДС (за исключением некоторых ситуаций) и вести книгу покупок (письма ФНС РФ от 04.06.2015 № ГД-4-3/9650@, от 04.04.2014 № ГД-4-3/6138).

Отрицательные моменты:

  1. НДС, выделенный в документах поставщиков, придется включать в стоимость оприходованных товаров (работ, услуг) согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом по ТМЦ, приобретенным до освобождения и не использованным до начала его применения, а также по ОС, самортизированным неполностью, НДС нужно будет восстановить и перечислить в бюджет.
  2. Сохранится обязанность ведения книги продаж и оформления счетов-фактур на реализацию (п. 5 ст. 168 НК РФ). Особенностью счетов-фактур будет проставление в графах, предназначенных для ставки и суммы НДС, записи: «Без НДС» (подп. «ж» и «з» п. 2 раздела 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). При этом на реализацию подакцизных товаров счета-фактуры будут выставляться в обычном порядке с начислением и выделением суммы НДС. Кроме того, с выделением НДС придется составлять счета-фактуры налогового агента.

О правилах ведения книги продаж читайте в материале «Книга покупок и книга продаж: ведение и оформление для расчетов по НДС».

  1. Обязанность начисления и уплаты НДС, подачи декларации сохранится для ситуаций продажи подакцизных товаров, исполнения обязанностей налогового агента и выставления счетов-фактур с выделенной суммой НДС по товарам, продаваемым без акциза. Кроме того, нужно будет платить НДС при импорте товаров.

Об особенностях составления деклараций по НДС читайте в этой статье.

Как определить сумму выручки, при которой применима статья 145 НК РФ?

Сумму выручки в целях применения статьи 145 НК РФ (не более 2 млн руб. без учета НДС за 3 следующих подряд календарных месяца) фирмы определяют по данным бухгалтерского учета (постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). ИП используют данные книги учета доходов и расходов. При этом в сумму выручки не включают:

  1. Выручку по операциям, освобожденным от НДС, не облагаемым НДС и совершенным вне территории РФ (письмо ФНС от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@). В том числе не учитывают доходы по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, если фирма или ИП совмещают с ним режим ОСНО, по которому намереваются получить освобождение от НДС (письмо МФ РФ от 26.03.2007 № 03-07-11/72).
  2. Авансы, поступившие от покупателей (письмо УФНС РФ по Москве от 23.04.2010 № 16-15/43541, постановление ФАС СЗО от 20.04.2012 № А26-4179/2011).

Можно ли применять освобождение, если нарушен срок подачи уведомления?

Применение освобождения по ст. 145 НК РФ является правом налогоплательщика и имеет заявительный характер. Текст ст. 145 НК РФ устанавливает срок направления сообщения об этом в ИФНС: это нужно сделать до 20-го числа месяца, в котором фактически начато применение освобождения.

О том, что нужно сделать, чтобы начать применение освобождения по ст. 145 НК РФ, читайте в материале «Как правильно освободиться от НДС».

В настоящее время (после выхода постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2015 № 33) считается, что нарушение срока представления уведомления само по себе не может служить достаточным основанием для отказа налогоплательщику в освобождении от НДС. Что немаловажно, с этим согласна ФНС.

Этим могут воспользоваться в том числе те налогоплательщики, которые по каким-либо причинам ошибочно не уплачивали НДС. Например, когда они:

  • неверно применяли освобождение от налогообложения по ст. 149 НК РФ;
  • или продолжали работать без НДС после утраты права на применение УСН, ЕНВД или ПСН.

Если при этом они вправе были воспользоваться освобождением по ст. 145 НК РФ, то есть смысл направить в ИФНС (пусть и с опозданием) уведомление об освобождении. Это даст им возможность получить законное основание не начислять и не уплачивать НДС за период ошибочной его неуплаты и, соответственно, не представлять декларацию по НДС, не платить пени, не подвергаться санкциям.

Направить такое уведомление можно даже в ходе налоговой проверки (письмо МФ РФ от 08.07.2015 № 03-07-14/39360). Важно помнить, что к направляемому с опозданием уведомлению, так же как и к представляемому в срок, необходимо приложить комплект документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение.

См. также «Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019 году?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) как подготовить уведомление о предоставлении права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС?

Видеоролик выполнен в программе «1С:Бухгалтерия 8» версии 3.0.77.106.

Не исчислять и не уплачивать НДС вправе лица, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца не превышает 2 млн руб. без учета НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Для применения освобождения достаточно до 20-го числа месяца, с которого применяется освобождение, представить в налоговый орган следующие документы (п.п. 3, 6 ст.145 НК РФ):

  • уведомление об использовании права на освобождение от НДС по форме, утв. приказом Минфина России от 26.12.2018 № 286н;
  • выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписку из книги учета доходов и расходов (представляют индивидуальные предприниматели);
  • выписку из книги продаж.

Например, чтобы получить освобождение с 1 июня, документы следует представить не позднее 20 июня, указав выручку за март — май.

Если налогоплательщик, применяющий освобождение, превысил лимит выручки, то он теряет право на применение данной льготы. В таком случае начислять и уплачивать НДС нужно с первого числа месяца, в котором утрачено право на освобождение.

Право на освобождение действует в течение 12 последовательных календарных месяцев, начиная с месяца уведомления налогового органа о применении освобождения (п. 4 ст. 145 НК РФ). В этот период лица, применяющие освобождение, не могут добровольно перейти на общий порядок начисления и уплаты НДС.

По истечении 12-месячного срока освобождения, до 20-го числа последующего месяца налогоплательщик должен представить документы, подтверждающие, что сумма выручки от реализации без налога за каждые три последовательных календарных месяца не превышала 2 млн руб. (п.п. 4, 6 ст. 145 НК РФ).

Кроме того, в этот же срок необходимо представить в инспекцию одно из уведомлений (п. 4 ст. 145 НК РФ):

· о продлении использования права на освобождение (можно использовать форму, утв. приказом Минфина России от 26.12.2018 № 286н) – если налогоплательщик решил продолжать использовать освобождение в течение последующих 12 месяцев;

· об отказе от использования права на освобождение (в произвольной форме) – если данную льготу организация (предприниматель) не намерена использовать в дальнейшем.

Подробнее о порядке освобождения от уплаты НДС см. в .

Форма уведомления об освобождении от уплаты НДС (утв. приказом Минфина России от 26.12.2018 № 286н) доступна в рабочем месте 1С-Отчетность в разделе Уведомления. По команде Создать в открывшейся форме Виды уведомлений следует открыть папку НДС и выбрать Уведомление об освобождении от уплаты НДС, после чего указать месяц, начиная с которого будет применяться освобождение. По кнопке Создать открывается форма уведомления и прилагающиеся к ней выписки.

И уведомление, и выписки автоматически заполняются по кнопке Заполнить.

Поскольку формат электронного представления уведомления не утвержден, уведомление можно представить только в бумажном виде. Печать уведомления выполняется по одноименной кнопке.

В форме уведомления отражается баннер с напоминанием о необходимости внести изменения в Настройках налогов и отчетов. В разделе НДС следует установить флаг Организация освобождена от уплаты НДС.

Какая выручка должна использоваться налогоплательщиками при получении освобождения от НДС?

С.М. Рюмин,
финансовый директор ООО «Консультационно-аудиторская фирма «Инвестаудиттраст”»
Одним из двух условий, установленных ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и необходимых для получения освобождения, является соблюдение лимита полученной налогоплательщиком выручки в сумме, не превышающей 1 млн руб. за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС и налога с продаж.
Пунктом 50 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (далее — Методические рекомендации по НДС), предусмотрено: «Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 и пункта 2 статьи 163 Кодекса определяется исходя из выручки от реализации как облагаемых, в том числе по налоговой ставке 0 процентов, так и необлагаемых товаров (работ, услуг), фактически полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса), кроме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) в части осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”».
Таким образом, из буквального прочтения вышеприведенного пункта Методических рекомендаций по НДС следует, что речь в нем идет только об оплаченной выручке, так как в нем говорится о выручке «фактически полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами». Однако принцип учета в составе выручки только ее оплаченной части применим исключительно для категорий налогоплательщиков, принявших в своей учетной политике момент определения налоговой базы по НДС по мере оплаты.
Но какой все-таки показатель выручки для рассматриваемых целей должен использоваться и должен ли он быть единым для всех налогоплательщиков?
Некоторые налоговые органы при расчете суммы выручки в целях ст. 145 НК РФ учитывают, какой момент определения налоговой базы: по мере отгрузки или же по мере оплаты — устанавливает конкретный налогоплательщик для целей налогообложения. Именно в зависимости от этого условия у налогоплательщика в расчетную сумму включается либо только оплаченная часть выручки, либо вся сумма выручки, подтвержденная документами на отгрузку (выполнение работ, оказание услуг).
Следовательно, если согласно выбранной налогоплательщиком учетной политике для целей исчисления НДС момент определения налоговой базы по какому-либо объему реализации наступил, то данная сумма реализации учитывается налоговыми органами и при расчете выручки в целях ст. 145 НК РФ. Например, если налогоплательщик утвердил в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по НДС по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, то только после самого факта отгрузки он должен учитывать объем данной реализации при расчете выручки в целях ст. 145 НК РФ, вне всякой зависимости от того, произведена покупателями или нет в данном отчетном периоде оплата по данной отгрузке. И, наоборот, если налогоплательщик утвердил в учетной политике момент определения налоговой базы по мере оплаты, то только сам по себе факт отгрузки (перехода права собственности на товары к покупателю) не может служить основанием для включения сумм такой отгрузки в объем выручки от реализации, исчисляемой в целях ст. 145 НК РФ. Налогоплательщик должен учесть такие суммы в составе выручки только после их фактической оплаты покупателями. Именно исходя из такой позиции налоговые органы требовали представления ежемесячных налоговых деклараций по НДС.
Рассмотрим методику расчета выручки от реализации на условном примере.
Пример.
Допустим, что ЗАО «Параграф» хочет воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС с ноября 2002 года. В учетной политике момент определения налоговой базы по НДС утвержден по мере поступления денежных средств.
Выручка от реализации товаров, определенная по правилам ст. 39 НК РФ, без учета НДС и налога с продаж, у ЗАО «Параграф» за период с 1 августа по 30 октября 2002 года составила: в августе — 360 000 руб., в сентябре — 340 000 руб. и в октябре — 290 000 руб. Из вышеуказанной выручки покупателями было оплачено 950 000 руб. в течение августа — октября 2002 года.
Кроме того, в рассматриваемый период на расчетный счет ЗАО «Параграф» поступили денежные средства от реализации товаров, отгруженных в период января — июля 2002 года, в размере 72 000 руб., включая НДС — 12 000 руб.
Предположим, что других операций, связанных с реализацией (передачей) товаров (работ, услуг), на предприятии за эти три месяца не производилось.
Расчет выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС и налога с продаж, ЗАО «Параграф» за три последовательно идущих календарных месяца, предшествующих ноябрю 2002 года, с учетом факта ее реальной оплаты, показал, что она составила 1 010 000 руб. . Таким образом, поскольку сумма выручки от реализации товаров, без учета НДС и налога с продаж, за август — октябрь 2002 года у ЗАО «Параграф» превышает лимит в 1 000 000 руб., ЗАО «Параграф» не вправе воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС начиная с ноября 2002 года.
При анализе данных рассмотренного примера можно установить, что если ЗАО «Параграф» приняло бы для себя момент определения налоговой базы по мере отгрузки, то оно при тех же самых условиях имело бы право воспользоваться освобождением начиная с ноября 2002 года, так как выручка тогда составила бы всего 990 000 руб. (360 000 руб. + 340 000 руб. + 290 000 руб.).
Однако, по мнению автора данной статьи, применение вышеизложенного принципа определения выручки неправомерно, особенно после вступления в силу изменений в НК РФ, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 57-ФЗ).
Вопрос о том, какую выручку — бухгалтерскую (то есть фактически определенную по правилам ст. 39 НК РФ) или налоговую — применять для получения права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, являлся дискуссионным с момента принятия главы 21 НК РФ. Рассмотренный выше подход, учитывающий при определении выручки от реализации момент определения налогооблагаемой базы конкретным налогоплательщиком, до недавнего времени имел под собой определенную законодательную базу. Так, согласно ст. 167 НК РФ порядок определения даты реализации товаров (работ, услуг) зависел от выбранного метода в учетной политике: «по отгрузке» или «по оплате». При этом п. 1 данной статьи НК РФ устанавливал, что порядок определения даты реализации, предусмотренный данной статьей НК РФ, распространяется на все правоотношения, регулируемые главой 21 НК РФ, без каких-либо оговорок. Следовательно, вышеуказанный принцип имел право на применение и при расчете выручки в целях ст. 145 НК РФ.
Законом N 57-ФЗ внесены существенные изменения в ст. 167 НК РФ, которые устраняют имевшееся ранее противоречие между данной статьей и ст. 39 НК РФ по вопросу определения даты реализации. Так, в частности ст. 167 НК РФ согласно Закону N 57-ФЗ в настоящее время называется: «Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг)». Следовательно, можно утверждать, что налогоплательщик в учетной политике определяет не дату реализации товаров (работ, услуг) для целей главы 21 НК РФ, а только дату возникновения обязанности по уплате налога (дату включения реализации в налоговую базу для расчета сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет). Однако, вне зависимости от даты возникновения обязанности по уплате налога, которая зависит от положений налоговой учетной политики конкретного налогоплательщика, сама сумма НДС исчисляется им в момент реализации и указывается в выписываемых покупателю (заказчику) товаросопроводительных и расчетных документах, а также в счете-фактуре. От наступления же соответствующих обстоятельств, предусмотренных в налоговой учетной политике, зависит только непосредственно факт уплаты в бюджет суммы уже начисленного ранее налога. Таким образом, момент определения налоговой базы, выбранный налогоплательщиком, регулирует не вопрос исчисления (начисления) налога как такового, а только вопрос возможности отсрочки его уплаты в бюджет при выборе метода определения налоговой базы «по мере оплаты».
Как следует из положений ст. 145 НК РФ, законодатель, предоставляя организациям и предпринимателям право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, предусматривает не отсрочку уплаты налога, а их освобождение от исчисления и уплаты НДС в принципе. При этом в выписываемых ими счете-фактуре, а также других товаросопроводительных и расчетных документах делается запись, свидетельствующая о том, что реализованные товары (работы, услуги) НДС не облагаются. Совершенно очевидно, что использование при этой процедуре какого-либо иного принципа, кроме факта реализации именно «по отгрузке», принципиально невозможно.
Следует отметить и тот факт, что если бы законодатель хотел поставить факт возможности получения (продления действия) освобождения от исчисления и уплаты НДС по принципу, отличному от общего принципа определения выручки от реализации товаров (работ, услуг), то есть от выручки, определяемой методом «по отгрузке», то он должен был использовать какую-либо иную формулировку, например: размер выручки для целей получения (продления) освобождения определяется налогоплательщиком с учетом факта ее включения в налоговую базу для расчета НДС, подлежащего уплате в периодах, за которые производится расчет данной выручки от реализации.
Все вышеприведенное, по мнению автора, позволяет сделать вывод о том, что при определении суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей ст. 145 НК РФ все налогоплательщики (вне зависимости от выбранной ими в учетной политике даты возникновения обязанности по уплате налога) должны использовать показатель не налоговой выручки (то есть выручки, включенной в налоговую базу данного налогового периода), а бухгалтерской выручки.
Еще одним доводом в пользу предлагаемого нами подхода может служить и норма п. 1 ст. 11 НК РФ, которой предусмотрено, что если какое-либо понятие прямо не определено НК РФ, то институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Понятие «выручка» для целей использования права на освобождение от исчисления и уплаты НДС НК РФ не определено. Однако определение понятия «выручка» для целей бухгалтерского учета дано в п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, согласно которому выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).
Даже сама практика применения процедуры освобождения от исчисления и уплаты НДС свидетельствует о необходимости основываться именно на таком методе расчета выручки от реализации. Так, с выручки, поступившей от реализации товаров (работ, услуг) в период, когда налогоплательщик не был освобожден от исчисления и уплаты НДС, ему все равно придется заплатить в бюджет НДС (независимо от того, освобожден он или нет от обязанностей налогоплательщика в момент реального получения средств), поскольку в выписанном покупателю (заказчику) счете-фактуре указана соответствующая сумма НДС. Кроме того, только использование декларируемого нами принципа расчета выручки позволяет налогоплательщикам, утратившим право на освобождение и принявшим для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства «по оплате», при поступлении от покупателей оплаты за товары (выполненные работы, оказанные услуги), которые были отгружены в период освобождения без предъявления сумм налога покупателям в счетах-фактурах на эти товары (работы, услуги), не начислять и не уплачивать НДС по этим товарам (работам, услугам) на законных основаниях. В противном случае получается явная дискриминация налогоплательщиков, использующих разные моменты определения даты включения выручки в налоговую базу («по отгрузке» и «по оплате»). Так, налогоплательщик, работающий по принципу исчисления налоговой базы по НДС «по оплате», в период действия освобождения может осуществить отгрузку без НДС на суммы, значительно превышающие 1 млн руб. за три последовательных календарных месяца (например на 3 млн руб.), при этом формально укладываясь в лимит выручки от реализации, определенный согласно принципу «по оплате» (при условии получения оплаты по данной выручке в сумме до 1 млн руб.). Утратив право на освобождение, такой налогоплательщик уже не обязан соблюдать какой-либо лимит выручки. В то же время, получая долги по «старой» выручке (то есть по выручке периода действия освобождения), он не будет уплачивать с них НДС. Естественно, что у налогоплательщика, использующего дату определения налоговой базы по НДС по «отгрузке», такой возможности нет.
Идеальным решением данной проблемы явилось бы изменение законодателем формулировки ст. 145 НК РФ по данному вопросу посредством более четкого определения используемых в ней терминов. Так, например, аналогичную проблему, связанную с вопросом: какую выручку брать для расчета пропорции доли облагаемой и не облагаемой налогом продукции в общей сумме реализации налогоплательщикам, которые работают согласно принципу «по оплате», — решили изменения, внесенные в п. 4 ст. 170 НК РФ Законом N 57-ФЗ. Долгое время данный вопрос оставался таким же дискуссионным. В настоящее время согласно новой редакции НК РФ для этих целей должна использоваться стоимость именно отгруженных ценностей.
Рассматривая данную проблему, необходимо упомянуть и о такой категории плательщиков НДС, как индивидуальные предприниматели, которые, так же как и организации, имеют право на получение освобождения от исчисления и уплаты НДС. Вместе с тем данная категория налогоплательщиков имеет свои особенности, и в отношении их законодателю правильнее было бы говорить не о «выручке», а о «доходе». Учет же доходов ведется предпринимателями по кассовому методу, который обязывает их включать в состав доходов и суммы всех полученных авансов, и другие аналогичные платежи. Однако поскольку в НК РФ использован единый для всех категорий налогоплательщиков термин «выручка» для подтверждения их прав на получение освобождения, то подход к определению ее величины также должен быть единым. Иной подход будет противоречить п. 1 ст. 3 НК РФ, согласно которому законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Пункт 1 ст. 39 НК РФ прямо указывает на то, что данное в нем определение выручки распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей. Однако сложность для предпринимателей заключается в том, что в отличие от организаций они не ведут бухгалтерского учета, по правилам которого учетные записи по авансам и непосредственно по реализации четко разграничены. Свои доходы предприниматели отражают только в книге учета доходов и расходов исходя из всех фактически полученных ими средств от покупателей и заказчиков, то есть включая авансы. Однако это не может лишить предпринимателей права на учет в составе выручки только сумм, действительно ею являющихся, без учета полученных авансов. Естественно, это должно быть подтверждено ими документально с помощью ведения дополнительного учета.
В случае с предпринимателями необходимо обратить внимание и на следующее. Глава 21 НК РФ не делает различий в порядке исполнения обязанностей налогоплательщиков по исчислению и уплате НДС между налогоплательщиками — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Поэтому, по нашему мнению, предприниматели, так же как и налогоплательщики-организации, при определении понятия «выручка» для целей применения освобождения от исчисления и уплаты НДС должны исходить из принципа определения выручки только по факту отгрузки. Однако еще раз подчеркнем, что единообразного общепризнанного метода ее определения в настоящее время нет. Косвенно об этом говорит и факт включения п. 6 ст. 145 НК РФ в число документов, представляемых предпринимателями для получения (продления) освобождения, выписки из Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Как мы уже отметили выше, доходы отражаются предпринимателями в данной Книге только по кассовому методу (причем, включая авансы). Очевидно, что данные о доходах, взятые из Книги, могут нести полезную информацию для запрашиваемых целей (это еще не принимая во внимание наличия там чисто авансовых сумм), только если предположить, что выручку у предпринимателей для целей получения освобождения следует считать не методом «по отгрузке», а методом «по мере оплаты».
В заключение отметим, что, несмотря на всю важность рассматриваемого вопроса о понятии «выручка» для целей ст. 145 НК РФ, он, к сожалению, пока не нашел отдельного развернутого разъяснения в каких-либо документах налоговых органов. В связи с этим до внесения соответствующих изменений в законодательные акты или до выхода нормативных документов налоговых органов (или появления устоявшейся арбитражной практики по данному вопросу) можно порекомендовать налогоплательщикам, использующим момент определения налоговой базы в целях исчисления НДС «по оплате», получать освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика только в случае, если имеется достаточно большая уверенность, что ни выручка «по оплате», ни выручка «по отгрузке» не превысят установленного законодателем лимита в течение трех последовательных календарных месяцев в течение всего срока действия освобождения (то есть всех 12 месяцев).

ЕСЛИ ВЫ НЕ ЖЕЛАЕТЕ КАЖДЫЙ КВАРТАЛ ОТЧИТЫВАТЬСЯ В НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ И ПРЕДСТАВЛЯТЬ ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ по НДС

Межрайонная ИФНС России № 8 по РС (Я) предлагает Вам получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога согласно статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, так как за три предшествующих последовательных календарных месяца Ваша сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2000 000 рублей.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого планируется использовать право на освобождение:

  1. выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  2. выписка из книги продаж;
  3. выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  4. копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Преимущества, которые Вам дает статья 145 Налогового кодекса Российской Федерации:

— Вами в течение 12 календарных месяцев не будут представляться налоговые декларации по НДС. Как Вы знаете, сумма штрафных санкций за непредставление в срок 1 налоговой декларации согласно статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1 000 руб.

— Вы будете освобождены от обязанности по Требованию налогового органа ежеквартально представлять в подтверждение о ведении не подлежащих налогообложению (освобождаются от налогообложения) операций согласно статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации копий подтверждающих документов (Лицензии, приходные документы и др.), так как Вы освобождаетесь от представления налоговых деклараций по НДС по всем операциям – как облагаемых, так и необлагаемых;

— Единственное, что Вы будете обязаны делать, так это по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца представлять в налоговые органы:

1) уведомление о продлении использования права на освобождение в течение следующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права;

2) документы, подтверждающие, что в течение прошедших 12 месяцев освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей.

Межрайонная ИФНС России № 8 по РС (Я) просит внимательно рассмотреть данное предложение и в срок не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого планируется использовать право на освобождение, подать документы в ТОРМ по месту Вашего нахождения для получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, согласно статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации.

Актуальные нарушения, которые допускаются при заполнении налоговых деклараций по НДС.

1.Правильность заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в части указания операций, освобождаемых от налогообложения:

Заполнение раздела 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев».

В соответствии с п. 44.2. Порядка, в графе 1 по строке 010 декларации отражаются коды операций, а именно:

При отражении в графе 1 операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), под соответствующими кодами операций налогоплательщиком заполняются показатели в графах 2, 3 и 4 по строке 010.

В соответствии с п. 44.3 Порядка в графе 2 по строке 010 декларации отражаются сведения о стоимости реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ с учетом п. 2 ст. 156 НК РФ.

В соответствии с п. 44.4 Порядка в графе 3 по строке 010 декларации отражаются сведения о стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом.

При отражении в графе 1 операций, не признаваемых объектом налогообложения, а также операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, под соответствующими кодами операций налогоплательщиком заполняются показатели в графе 2. При этом показатели в графах 3 и 4 не заполняются (в указанных графах ставится прочерк).

При сопоставлении показателей полученного дохода в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за и суммы стоимости реализованных товаров (работ, услуг) в декларации по НДС, устанавливаются нарушения, в виде занижения доходов от реализации.

Так, например, сумма доходов за четыре квартала, отраженная в налоговой декларации по НДС должна быть сопоставима с доходом, отраженным в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев.

Налоговые декларации по НДС составляются поквартально не нарастающим итогом (налоговый период квартал), а налоговые декларации по налогу на прибыль составляются нарастающим итогом.

Статья 149 НК РФ » Операции, не подлежащие налогообложению»

(освобождаемые от налогообложения)

В ходе проверки пакета документов, подтверждающих льготируемую сумму, часто встречаются следующие нарушения:

  1. Отсутствие копии лицензии учреждения
  2. Отсутствие реестра предоставляемых услуг, к примеру по родительским взносам прилагают копии квитанции, сводной таблицы при этом отсутствует
  3. Представляют пакет документов нарастающим итогом, так как за каждый период по НДС пакет документов представляется за каждый квартал, а не нарастающим итогом.
  4. Неверное отражение кода операции, нехарактерных для организации. К примеру, учреждение детского сада вместо кода 1010231 отражают ошибочно 1010211, которые применяют медицинские учреждения

При заявлении льготы согласно ст.149 НК РФ подтверждающий пакет документов налогоплательщиком представляется самостоятельно в обязательном порядке, без ожидания Требования со стороны Инспекции

При поступлении такового Требования придерживаться 10-дневного срока представления документов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *