Требования к отчету об определении кадастровой стоимости

Статьи

Оставить комментарий | Читать комментарии

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Государственная кадастровая оценка земли — это комплекс правовых, экономических и технических мероприятий, направленных на определение кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату для целей определения платы за землю и осуществления государственного регулирования оборота земель.

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Основной целью проведения работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации является создание налоговой базы для исчисления земельного налога.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, проводится с учетом ценового зонирования территории, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. Учитываются факторы сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границы кадастровых районов или кадастровых кварталов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет.

В основе методик определения кадастровой стоимости заложен удельный показатель кадастровой стоимости земель — расчетная величина, представляющая собой кадастровую стоимость единицы площади (1 м2) той или иной категории земель в целом или кадастрового квартала в составе категории земель по видам функционального использования земель.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с Методическими рекомендациями (указаниями), утвержденными для всех категорий земель.

Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в Государственный кадастр недвжиимости.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. При установлении налога могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен земельный налог, признаются объектом налогообложения по этому налогу (п. 1 ст. 389 НК РФ). В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п.1.статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Размер земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Ставки земельного налога утверждаются решениями (нормативными актами) представительных органов муниципальных образований (городов и районов республики).

Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.

В связи с этим, такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

Земельный налог взимается в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации

Плательщики налога — юридические и физические лица (собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов)

Объект налогообложения — земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование

————
Материал по теме: Что такое кадастровая стоимость земельного участка?

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 июля 2011 года N 382

Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости

(с изменениями на 6 апреля 2015 года)

В целях реализации статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.43)
приказываю:
Утвердить прилагаемые требования к отчету об определении кадастровой стоимости.

Врио Министра
О.Савельев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 ноября 2011 года,
регистрационный N 22383

Требования к отчету об определении кадастровой стоимости

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минэкономразвития России
от 29 июля 2011 года N 382

(с изменениями на 6 апреля 2015 года)

I. Общие положения

1.1. Настоящие Требования содержат общие требования к составлению, содержанию отчета об определении кадастровой стоимости (далее — Отчет) к описанию в Отчете информации, использованной при определении кадастровой стоимости.

1.2. Отчет должен соответствовать принципам составления отчетов об оценке, требованиям к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, требованиям к описанию в отчете об оценке методологии оценки и расчетов, установленным Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 254 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2007 года, регистрационный N 10009), и настоящим Требованиям.

1.3. Отчет составляется оценщиком в трех экземплярах на бумажном носителе (с приложением материалов на электронных носителях) и в форме упакованного (архивированного) электронного документа, усиленной квалифицированной электронной подписью, текстовые части и таблицы которого сформированы в формате OpenDocument для офисных приложений (OpenDocument) v 1.0.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.
Информация о требованиях к совместимости, квалифицированному сертификату ключа проверки электронной подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи, а также формированию усиленной квалифицированной электронной подписи размещается на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.
В случае включения в Отчет сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, такие сведения представляются в заключительной части Отчета.
В случае включения в Отчет, составленный на бумажном носителе, материалов, составленных только на электронных носителях, Отчет действителен как документ, содержащий сведения доказательного значения, только в полном объеме, включая указанные материалы.

II. Общие требования к составлению Отчета

2.1. Отчет должен быть составлен таким образом, чтобы его пользователь мог установить однозначное соответствие между информацией, приведенной в Отчете, и электронной копией документа, содержащего такую информацию.

2.2. Отчет, составленный на бумажном носителе, должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика, осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, или печатью и подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

2.3. Отчет должен иметь следующую структуру:

а) содержание, в котором указываются наименования частей, разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименования), приложений Отчета с указанием номеров страниц. При формировании Отчета, составленного на бумажном носителе, состоящего из двух и более томов, в каждом из них должно быть свое содержание. При этом в первом томе размещается содержание всего Отчета с указанием номеров томов, в последующих — только содержание соответствующего тома;

б) уточнения, необходимые для установления содержания терминов, используемых в Отчете (определения);

в) вводная часть;

г) расчетная (основная) часть;

д) заключительная часть.

III. Общие требования к вводной части Отчета

3.1. Во вводной части Отчета указываются:

а) наименование субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования (муниципальных образований), на территории которых проводилась государственная кадастровая оценка;

б) реквизиты (наименование, дата подписания (утверждения), номер) решения о проведении государственной кадастровой оценки, вид или виды объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки, категория или категории земель в случае, если объектами недвижимости, подлежавшими государственной кадастровой оценке, являлись земельные участки);

в) основание для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (реквизиты (дата заключения, номер) договора на проведение оценки (государственного или муниципального контракта);

г) дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости (дата оценки);

д) период проведения работ по определению кадастровой стоимости;

е) дата составления Отчета и порядковый номер Отчета;

ж) цель оценки;

з) перечень нормативных правовых актов, методических и нормативно-технических документов, которые использовались при определении кадастровой стоимости объектов оценки, содержащий их наименования и иные реквизиты (дата подписания (утверждения), номер);

и) сведения об исполнителе работ по определению кадастровой стоимости (далее — исполнитель работ).
В случае если исполнителем работ является оценщик, осуществляющий оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, сведения о нем указываются в следующем составе: фамилия, имя и (при наличии) отчество; информация о членстве в саморегулируемой организации оценщиков (наименование саморегулируемой организации оценщиков, регистрационный номер согласно реестру членов саморегулируемой организации оценщиков, дата регистрации в названном реестре); сведения о страховании гражданской ответственности и о договоре страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости (наименование страховщика, заключившего договор страхования, номер, даты заключения, вступления в силу и период действия договора страхования, размер страховой суммы), контактный телефон и (или) адрес электронной почты.
В случае если исполнителем работ является юридическое лицо, имеющее право на заключение договора на проведение оценки, сведения об исполнителе работ указываются в следующем составе:
наименование, юридический адрес, место нахождения, организационно-правовая форма, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
сведения об оценщиках, принимавших участие в работах по определению кадастровой стоимости в составе, предусмотренном в части второй настоящего подпункта, за исключением сведений о договоре страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости (при их отсутствии);
сведения о договорах страхования ответственности юридического лица за нарушение требований договора на проведение оценки (государственного или муниципального контракта) и за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2002, N 4, ст.251; N 12, ст.1093; N 46, ст.4537; 2003, N 2, ст.167; N 9, ст.805; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 2, ст.172; N 31, ст.3456; 2007, N 7, ст.834; N 29, ст.3482; N 31, ст.4016; 2008, N 27, ст.3126; 2009, N 19, ст.2281; N 29, ст.3582; N 52, ст.6419, 6450; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.43; N 27, ст.3880; N 29, ст.4291; N 48, ст.6728; N 49, ст.7024, 7061; 2013, N 23, ст.2871; N 27, ст.3477; N 30, ст.4082; 2014, N 11, ст.1098; N 23, ст.2928; N 30, ст.4226) (далее — Федеральный закон), федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости (наименование страховщика, заключившего договор страхования, номер, дата заключения, вступления в силу и период действия договора страхования, размер страховой суммы);

к) схема организации проведения работ по определению кадастровой стоимости и их краткое описание (резюме Отчета).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.

3.2. Вводная часть также должна содержать допущения и ограничительные условия, использованные при определении кадастровой стоимости.

IV. Общие требования к расчетной (основной) части Отчета

4. В расчетной (основной) части Отчета указываются:

а) выводы, полученные в результате анализа сведений, характеризующих состояние рынка объектов оценки, в том числе в пределах территории, на которой расположены объекты оценки, с описанием процесса, способов определения состава ценообразующих факторов объектов оценки с обоснованием суждения о существенности влияния ценообразующих факторов на кадастровую стоимость объектов оценки, с обоснованием выбора вида модели оценки кадастровой стоимости, проведения оценки индивидуально для конкретных объектов оценки;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.

б) результаты сбора сведений о значениях ценообразующих факторов, определяющих стоимость объектов оценки, с указанием на источники информации об их значениях;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.

в) описание процесса группировки объектов оценки с обоснованием выбора состава и значений (диапазона значений) ценообразующих факторов, иных показателей, использовавшихся для отнесения объектов оценки в соответствующие группы объектов оценки;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.

г) результаты сбора рыночной информации для каждой сформированной группы объектов оценки;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.

д) результаты построения моделей оценки кадастровой стоимости для каждой группы объектов оценки, с описанием процесса их построения;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.

е) результаты расчета кадастровой стоимости объектов оценки, с описанием процесса расчета кадастровой стоимости объектов оценки (с применением методов массовой оценки).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.
В случае применения нескольких подходов к оценке в Отчете должно содержаться обоснование выбора способа согласования результатов, полученных в рамках применяемых подходов.
В случае расхождения результатов расчета кадастровой стоимости объекта оценки, полученных с применением различных подходов, при выведении итоговой величины стоимости должно быть представлено обоснование причин полученного расхождения;

ж) результаты расчета кадастровой стоимости объектов оценки путем установления рыночной стоимости объектов оценки, определенной индивидуально для конкретных объектов оценки, при невозможности ее определения с применением методов массовой оценки;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.

з) описание процесса расчета и результаты расчета средних уровней кадастровых стоимостей объектов оценки — земельных участков по муниципальным районам (городским округам);

и) описание процесса расчета и результаты расчета средних арифметических взвешенных по площади объектов оценки значений удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе кадастровых кварталов, населенных пунктов, муниципальных районов и городских округов, субъекта Российской Федерации (при наличии) для земельных участков по группам видов разрешенного использования объектов оценки, для иных объектов оценки (здание, помещение) — по видам и назначению.

V. Общие требования к заключительной части Отчета

5. В заключительной части Отчета должна быть представлена информация об итогах проведения работ по определению кадастровой стоимости, в состав которой должны входить:

а) анализ соответствия или несоответствия значений кадастровой стоимости объектов оценки собранной ценовой информации с указанием причин такого несоответствия (в случае его выявления);

б) сравнительный анализ полученных значений кадастровой стоимости со значениями кадастровой стоимости, действующими (используемыми для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации) на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки;

в) анализ результатов сбора, в том числе оценка полноты, актуальности, обоснование применения (неприменения), имевшихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления в период проведения работ по определению кадастровой стоимости:
сведений о политических, экономических, социальных, экологических и прочих факторах, оказывавших влияние на рынок объектов оценки;
сведений, характеризовавших объекты оценки, в том числе их количественные и качественные параметры, местоположение, использование, о ценообразующих факторах объектов оценки;
сведений о рыночной информации об объектах недвижимости, в том числе о сделках с объектами недвижимости, а также иных сведений, требовавшихся для использования в рамках примененных подходов к оценке;
сведений о ранее проведенной государственной кадастровой оценке соответствующего вида или видов объектов недвижимости, категории или категорий земель в случае, если объектами недвижимости, подлежавшими государственной кадастровой оценке, являлись земельные участки;

г) справка, содержащая информацию о всех представленных к проекту Отчета замечаниях, как учтенных, так и неучтенных, с их соответствующим обоснованием или об отсутствии замечаний к проекту Отчета, составленная по итогам размещения проекта Отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.

6. В заключительной части Отчета также содержатся:
копия договора на проведение оценки (государственного или муниципального контракта);
копии договора (договоров) страхования гражданской ответственности оценщика (оценщиков), договоров страхования ответственности юридического лица за нарушение требований договора на проведение оценки (государственного или муниципального контракта) и за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.
копия решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении государственной кадастровой оценки;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.
перечень объектов недвижимости, сформированный для целей проведения государственной кадастровой оценки;
сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа (при наличии таких сведений);
исходные данные, использованные для определения значений ценообразующих факторов, в том числе цифровые тематические карты, в форматах пространственных данных (векторные форматы: MIF/MID или SHP) и другие картографические материалы;
результат группировки объектов оценки с указанием значений кадастровой стоимости объектов оценки;
отчеты об определении рыночной стоимости объектов оценки, определенной индивидуально для конкретных объектов оценки;
электронный носитель информации, содержащий файлы в формате OpenDocument для офисных приложений (OpenDocument) v 1.0 и файлы в формате XML, созданные на основе схем, размещаемых на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — XML-схема), и обеспечивающие считывание сведений, содержащихся в Отчете.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201.
В файлы в формате XML, предоставляемые на электронном носителе информации, включаются сведения обо всех объектах недвижимости, включенных в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в объеме, предусмотренном соответствующими XML-схемами.
(Абзац дополнительно включен с 25 мая 2015 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года N 201)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Для систематизации и создания единого порядка государственной кадастровой оценки с 1 января 2017 г. определен специальный закон – Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»

Федеральным законом введен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки, который включает в себя:

1. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.

Государственная кадастровая оценка проводится:

  1. одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории субъекта Российской Федерации зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест;
  2. одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории субъекта Российской Федерации земельных участков.

Государственная кадастровая оценка единых недвижимых комплексов, предприятий как имущественных комплексов не проводится.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости. Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается не позднее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки на территории Архангельской области принимается министерством имущественных отношений Архангельской области.

2. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки.

Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетным учреждением на постоянной основе.

В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларацию о характеристиках соответствующих объектов недвижимости. Порядок рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее форма, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2019 г. № 318.

Бюджетное учреждение обеспечивает сбор недостающей информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе путем направления запросов о ее предоставлении в органы и организации, в распоряжении которых имеется такая информация.

В случае выявления ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости бюджетное учреждение направляет сведения о выявленных ошибках в орган регистрации прав. Рассмотрение указанных сведений органом регистрации прав осуществляется в порядке, установленном статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется в министерство имущественных отношений Архангельской области подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением бесплатно на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, размещенном в фонде данных государственной кадастровой оценки. В перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня.

3. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226.

По итогам определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями к отчету составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, являющиеся проектом отчета.

В случае соответствия промежуточных отчетных документов требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения таких документов на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, информация о котором содержится в промежуточных отчетных документах (далее — замечания).

Замечания представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения указанных сведений и материалов любыми заинтересованными лицами в бюджетное учреждение.

Бюджетное учреждение вносит изменения в промежуточные отчетные документы по итогам рассмотрения замечаний к ним не позднее окончания срока размещения сведений и материалов в фонде данных и в течение десяти дней после истечения указанного срока составляет отчет, включающий в себя справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к промежуточным отчетным документам с обоснованием их учета, отказа в учете или об отсутствии замечаний, а также об исправлении выявленных органом регистрации прав нарушений требований к отчету.

В течение двадцати рабочих дней орган регистрации прав проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и министерство имущественных отношений Архангельской области предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений.

В случае отсутствия нарушений, бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отсутствии нарушений направляет в министерство имущественных отношений Архангельской области три экземпляра отчета на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе.

4. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Министерство имущественных отношений Архангельской области в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и в течение тридцати рабочих дней со дня принятия такого акта обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии.

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу по истечении одного месяца после дня его обнародования (официального опубликования).

С 1 января 2017 г. вступил в силу Закон о кадастровой оценке, который предусмотрел новый порядок проведения оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости — ее должны будут проводить специальные бюджетные учреждения по единой установленной методике (подробнее читайте в материале «Проведение кадастровой оценки отдали государственным оценщикам», «ЭЖ», 2016, № 27). В целях реализации предусмотренного в Законе о кадастровой оценке порядка проведения кадастровой оценки Минэкономразвития России утвердило соответствующие методические указания (приказ от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» (далее – Указания)).

Объект недвижимости должен оцениваться исходя из предположения о возможности его добровольного отчуждения

Согласно Указаниям, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.

Таким образом, кадастровая стоимость должна отражать наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования с учетом того, что фактическое использование не может противоречить установленным требованиям по использованию данного объекта.

Объект недвижимости должен оцениваться исходя из предположения о возможности его добровольного отчуждения (передачи права собственности) на открытом рынке в условиях свободной конкуренции, а также с учетом того, что покупатель получает возможность полного и незамедлительного его использования в состоянии, в котором он был приобретен (передан) на дату определения кадастровой стоимости, независимо от того, ограничен ли такой объект недвижимости в обороте, существует ли рынок такого рода объектов недвижимости и может ли он быть фактически отчужден.

При определении кадастровой стоимости на базе рыночной кадастровая стоимость объекта недвижимости не может превышать величины его рыночной стоимости, определенной на ту же дату.

При определении кадастровой стоимости по общему правилу должны использоваться методы массовой оценки. Если применение методов массовой оценки невозможно (например, если объект недвижимости обладает уникальными характеристиками), определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально — в соответствии с разделом VIII Указаний.

Применяемый при оценке недвижимости подход может быть любым, но при этом обоснованным

Подход к оценке может быть любым — затратным, сравнительным или доходным, — но обоснованным и осуществляться исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.

Соответственно, в Указаниях установлены требования к порядку:

— подготовки к проведению кадастровой оценки (сбор информации об объектах недвижимости);

— обработки информации, содержащейся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в который включаются сведения из ЕГРН (Перечень формируется Росреестром в соответствии со ст. 13 Закона о кадастровой оценке);

— сбора и анализа информации о рынке объектов недвижимости, определения ценообразующих факторов и обоснования моделей оценки кадастровой стоимости;

— сбора сведений о значениях ценообразующих факторов;

— проведения оценочного зонирования (если рыночной информации достаточно);

— определения кадастровой стоимости с применением методов массовой оценки;

— определения кадастровой стоимости в рамках индивидуального расчета;

— группировки объектов недвижимости;

— определения кадастровой стоимости вновь учтенных, а также ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных или качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки; а также проведения внеочередной кадастровой оценки (проводится в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости в отношении более 30% объектов недвижимости, а также в случае снижения индекса рынка недвижимости).

Напомним, что переходный период для вступления в силу Закона о кадастровой оценке и внедрения нового порядка проведения кадастровой оценки установлен до 1 января 2020 г. В этот период кадастровая оценка может проводиться по старым правилам, пока высший исполнительный орган субъекта РФ не примет решение о переходе на новый порядок проведения кадастровой оценки.

Федеральный закон принят Государственной Думой 21 июля 2020 года и одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

В целях повышения качества государственной кадастровой оценки Федеральным законом предусматривается, что орган регистрации прав проверяет проект отчёта об итогах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на соответствие не только формальным требованиям к отчёту, но и методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.

Наряду с этим бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, наделяются полномочиями по рассмотрению заявлений правообладателей об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Согласно Федеральному закону при исправлении таких ошибок учитывается в том числе местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешённое использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Помимо этого определяется порядок установления бюджетными учреждениями кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *