Помощник председателя районного суда

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.Актуальные вопросы общего порядка

подготовки к судебному заседанию

1.Актуальные проблемы, связанные с полномочиями судьи по поступившему в суд уголовному делу.

2.Актуальные проблемы оснований и порядка проведения предварительного слушания.

3.Проблемы возвращения уголовного дела прокурору.

4. Проблемные вопросы вынесения иных решений по итогам предварительного слушания.

Задачи

1. Дело по обвинению гражданина Барышникова в совершении кражи было передано в Энский районный суд Читинской области, являющийся односоставным. Председатель Энского районного суда является братом потерпевшей по данному уголовному делу.

Подлежит ли данное уголовное дело рассмотрению Энским районным судом? Определите подсудность этого уголовного дела.

2. Судья, изучив уголовное дело Юркова, установил, что обвинительное заключение по своему объему шире предъявленного постановлением о привлечении в качестве обвиняемого обвинения. В обвинительном заключении указано, что Юрков, оказывая сопротивление начальнику, угрожал ему убийством, а также разбил губу, между тем как в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого угроза убийством отсутствует, нет упоминания и о разбитой губе.

Как должен поступить судья?

3. В ходе предварительного слушания прокурор заявил ходатайство об исследовании и приобщении к уголовному делу двух протоколов допросов свидетелей, допрошенных по отдельному поручению на территории Украины в период предварительного следствия. Сторона защиты резко возражала против приобщения этих документов, поскольку они не были предметом изучения обвиняемым при ознакомлении с уголовным делом и обвинительным заключением. К тому же эти лица находятся за границей и их письменные показания не могут вызывать полного доверия. Суд отказал прокурору в исследовании и приобщении предъявленных документов. На следующее утро в ходе продолжающегося предварительного слушания прокурором вновь было заявлено ходатайство об исследовании и приобщении к уголовному делу протоколов допросов этих свидетелей, поскольку прибыли в Россию, находятся в помещении суда и готовы дать показания.

Как должен поступить в данной ситуации суд? Каков порядок предъявления доказательств в суде?

4. Изучая материалы уголовного дела о краже чужого имущества из семи уличных кладовых, судья выяснил, что органами следствия осталась непроверенной версия хищений из еще трех кладовых (в одну ночь было взломано десять кладовых во дворе дома, о чем свидетельствовал протокол осмотра места происшествия, но лишь похищение из семи из них было вменено в вину обвиняемому, а по остальным никакого решения органы следствия не приняли).

В ходе предварительного слушания обвиняемый признал, что кражу вещей из этих трех кладовых совершил тоже он. Адвокат ходатайствовал об исключении протокола осмотра места происшествия из числа доказательств по делу, т. к. он оказался неподписанным одним из понятых.

Какое решение должен принять судья?

Тема 2. Актуальные проблемы общего порядка судебного разбирательства в суде первой инстанции

( 4 часа)

Занятие 1.

1. Актуальные вопросы общих условий судебного разбирательства.

2. Актуальные проблемы участия сторон в судебном заседании.

3. Актуальные проблемы пределов судебного разбирательства.

4. Актуальные проблемы принятия судебных решений, принимаемых в ходе судебного разбирательства.

Занятие 2

1.Проблемные вопросы подготовительной части судебного разбирательства.

2. Актуальные проблемы судебного следствия.

3. Проблемы прений сторон и последнего слова подсудимого.

Задачи

1. По уголовному делу по обвинению Ракушкина в совершении преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ, было назначено судебное заседание. В ходе подготовительной части судебного заседания выяснилось, что адвокат Ракушина Колкин в судебное заседание не явился в связи с со срочной командировкой на Сахалин. Им было прислано ходатайство с просьбой об отложении судебного, заседания на один месяц. Судом данное ходатайство не было удовлетворено, а вместо адвоката Колкина был приглашен другой адвокат, по назначению. Сам же подсудимый против замены адвоката не возражал.

Оцените правильность действия суда. Нарушено ли в данной ситуации право подсудимого на защиту?

2. В ходе судебного заседания адвокат неоднократно нарушал порядок в судебном заседании, которое заключалось в прерывании председательствующего в судебном заседании, а также без его разрешения выкриках с места. Суд наложил на него денежное взыскание.

Оцените правильность действия суда.

3. Зотов обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ. К моменту рассмотрения уголовного дела судом потерпевшая Спивакова находилась в больнице в тяжелом состоянии. В ходе судебного разбирательства стало известно, что потерпевшая Спивакова скончалось от полученных травм в ходе наезда на нее автомобилем Зотова. Государственным обвинителем было изменено обвинение, и действия подсудимого Зотова были переквалифицированы с ч.1 ст.264 УК РФ на ч.2 ст.264 УК РФ.

Какое решение должен принять суд в данной ситуации?

4. 5 июля 2013 г. судебная коллегия по уголовным делам Кемеровского областного суда приступила к рассмотрению уголовного дела по обвинению Крюкова, Мартынюка и др. (всего по данному делу привлекалось к ответственности 17 человек) по ст. ст.171 ч.2 п. а), б), 173, 174 ч.2 УК РФ.

10 августа 2013 г., после того как по делу были допрошены все подсудимые и 22 свидетеля (из вызванных 48), подсудимому Мартынюку во время судебного заседания стало плохо. Вызванные врачи констатировали сердечный приступ и немедленно отправили его в больницу. Лишь 3 ноября 2013 г. врачи признали, что Мартынюк сможет с 12 ноября вновь предстать перед судом и участвовать в разбирательстве дела.

12 ноября 2013 г. судебная коллегия в том же составе возобновила разбирательство дела, начав все сначала, включая допросы всех подсудимых и свидетелей. Прокурор, поддерживающий обвинение, возразил против такого повторного рассмотрения доказательств и предложил не заслушивать показания подсудимых и свидетелей, допрошенных до 10 августа. Такой подход, по его мнению, давал возможность значительно сократить дней продолжительность судебного разбирательства.

Оцените правильность действий суда и прокурора.

Тема 3. Актуальные вопросы особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением

1. Актуальные проблемыоснований применения особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

2. Порядок заявления ходатайства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

3. Актуальные проблемы порядка проведения судебного заседания и постановления приговора при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

4. Актуальные проблемы пределов обжалования приговора при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

Задачи

1. Дело по обвинению Дюдикова в совершении кражи было передано в суд. В стадии назначения судебного разбирательства Дюдиков заявил ходатайство об особом порядке судебного разбирательства.

Подлежит ли данное ходатайство удовлетворению?

2. Обвиняемый Петренко заявил ходатайство о постановлении в отношении него приговора без судебного разбирательства. Судья, удостоверяясь в соблюдении всех условий, необходимых для постановления приговора в особом порядке, выяснил, что заявить такое ходатайство Петренко уговорил адвокат Крылов. Поначалу Петренко колебался, однако затем принял решение, которое сам определил как добровольное.

Каков решение должен принять суд? Каковы условия применения особого порядка судебного разбирательства?

3. Явившись в судебное заседание по обвинению Самуилова в причинении умышленного вреда здоровью средней тяжести, потерпевший Ягодин узнал, что дело будет рассмотрено в особом порядке. Считая, что Самуилов должен обязательно пройти через разбирательство его дела судом с непосредственным исследованием всех доказательств участниками процесса, Ягодин выступил против такого порядка, заявив перед судом ходатайство о проведении судебного разбирательства в общем порядке.

Подлежит ли данное ходатайство удовлетворению?

4. Проводя судебное разбирательство в отношении обвиняемого Гребенникова в особом порядке, судья Соколов убедился в невиновности Гребенникова в совершении инкриминируемого ему преступления, хотя последний и признал свою вину.

Может ли суд в порядке постановления приговора без судебного разбирательства вынести оправдательный приговор? Как надлежит поступить судье в данном случае?

Тема 4 Актуальные проблемы особого порядка принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве

1. Актуальные проблемыпорядка заявления и рассмотрения ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

2. Актуальные проблемыпроведения предварительного следствия в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебноесоглашение о сотрудничестве.

3. Актуальные вопросы порядка проведения судебного заседания и постановления приговора в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

4. Проблемные вопросыпересмотра приговора, вынесенного в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

Задачи

1. При ознакомлении с материалами оконченного предварительного следствия, обвиняемый Крутенко, на имя прокурора заявил ходатайство, о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, в котором указал, что готов назвать имя еще одного соучастника преступления, который не фигурировал в деле. Крутенко заявил также, что будет активно способствовать розыску и изобличению этого преступника. Следователь отказал в удовлетворении заявленного ходатайства. Защитник Крутенко обжаловал отказ следователя руководителю следственного органа.

Какое решение должен принять руководитель следственного органа и почему?

2. При поступлении уголовного дела в суд, судья Розин при решении вопросов, связанных с его подготовкой к судебному заседанию, пришел к убеждению, что в представлении прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого Иволгина, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве не содержатся сведения указывающие на активное содействие обвиняемого следствию в раскрытии и расследовании преступлений.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Распределение обязанностей между руководителями арбитражного суда

Председатель Арбитражного суда Калужской области С.Ю. Шараев:

— осуществляет общее руководство деятельностью Арбитражного суда Калужской области (далее — арбитражного суда);

— организует деятельность арбитражного суда;

— осуществляет планирование работы арбитражного суда;

— распределяет обязанности между своими заместителями;

— формирует судебные составы;

— является распорядителем денежных средств и материальных ценностей, курирует вопросы материально-технического обеспечения и оснащения суда;

— рассматривает поступающую корреспонденцию, распределяя ее между коллегиями суда;

— осуществляет прием представителей организаций и граждан по вопросам организации деятельности арбитражного суда, рассматривает обращения организаций и граждан, жалобы на действия судей и работников аппарата суда;

— созывает президиум арбитражного суда и председательствует на его заседаниях;

— назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата арбитражного суда;

— организует деятельность Секретариата председателя суда, режимно-секретного подразделения;

— представляет арбитражный суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

— организует работу по обеспечению взаимодействия с органами судейского сообщества, полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, средствами массовой информации, службой судебных приставов, правоохранительными и другими государственными органами;

— курирует вопросы повышения квалификации судей и работников аппарата суда.

Заместитель председателя Арбитражного суда Калужской области А.А. Пивнева:

— осуществляет обязанности председателя суда в его отсутствие;

— возглавляет судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

— организует работу судей судебных составов № 3 и № 4;

— организует деятельность финансового отдела;

— организует деятельность отдела информатизации и связи;

— организует работу по анализу и обобщению судебной практики;

— курирует вопросы по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению судей, а также медицинскому страхованию, страхованию жизни и здоровья, имущества судей;

— курирует вопросы обязательного медицинского страхования работников аппарата и обслуживающего персонала;

— руководит жилищной комиссией Арбитражного суда Калужской области;

— руководит комиссией по проверке работы по рассмотрению обращений организаций, предпринимателей и граждан, а также приему посетителей в арбитражном суде;

— является членом комиссии по наградам.

Заместитель председателя Арбитражного суда Калужской области И.Н. Чучевлянкина:

— осуществляет обязанности председателя суда в его отсутствие;

— возглавляет судебную коллегию по рассмотрению экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

— организует работу судей судебных составов № 1 и № 2;

— курирует вопросы, связанные с рассмотрением дел с участием арбитражных заседателей;

— организует деятельность отдела кадров и государственной службы;

— организует работу отдела делопроизводства;

— организует работу по анализу и обобщению судебной практики;

— руководит работой атестационной и экзаменационной комиссиями суда;

— руководит работой комиссии по определению стажа юридической работы судей и стажа государственной службы государственных гражданских служащих арбитражного суда;

— осуществляет контроль за соблюдением надлежащего хранения вещественных доказательств;

— организует работу по формированию архива дел и своевременной сдаче дел в архив.

Руководитель аппарата — администратор Арбитражного суда Калужской области М.В. Разина:

— организует работу аппарата суда по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде;

— организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда;

— организует правовое обеспечение деятельности аппарата арбитражного суда;

— содействует информатизационному обеспечению деятельности арбитражного суда;

— обеспечивает подготовку аппаратом арбитражного суда отчетных материалов о работе суда и организует работу по ведению статистического учета и составлению статистических отчетов;

— обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение приказов, распоряжений, плановых мероприятий и поручений руководства Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателя арбитражного суда Калужской области;

— организует работу по защите информации, охране здания (помещений) арбитражного суда и обеспечению установленного пропускного режима;

— организует работу по материально-техническому обеспечению деятельности арбитражного суда, в том числе по строительству, реконструкции, ремонту, эксплуатации и техническому оснащению здания (помещений) суда;

— организует работу по материальному и социальному обеспечению судей, в том числе пребывающих в отставке, и работников аппарата арбитражного суда;

— осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, определяемые председателем суда.

Архив ноябрь 2011 года

| <<< Навигация

На основании Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1605, и в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей Министерство юстиции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о помощнике председателя районного (городского) суда Республики Беларусь.

2. Начальникам главных управлений, управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов довести до сведения районных (городских) судов Положение о помощнике председателя районного (городского) суда Республики Беларусь и обеспечить его реализацию в практической деятельности.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 25 апреля 2007 г.

Министр В.Г.ГОЛОВАНОВ

УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь 18.04.2007 N 29

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОМОЩНИКЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Положение о помощнике председателя районного (городского) суда Республики Беларусь (далее — Положение) определяет функции, должностные обязанности, права, критерии оценки и ответственность за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей помощника председателя районного (городского) суда (далее — помощник председателя).

2. Помощник председателя в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, настоящим Положением и иными актами законодательства, а также постановлениями, приказами, инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства юстиции Республики Беларусь (далее — Минюст).

3. В судах с численностью шесть и более судей вводится помощник председателя. В судах с численностью десять и более — вводятся помощники председателя.

4. Помощником председателя может быть гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист» и стаж работы в районном (городском) суде не менее двух лет, при необходимости не менее одного года в должности судебного исполнителя, способный по своим деловым и моральным качествам исполнять возложенные на него обязанности.

5. Помощник председателя является государственным служащим, назначается на должность и освобождается от должности председателем суда по согласованию с Минюстом.

6. На должность помощника председателя не может быть назначен гражданин при наличии оснований для отказа в приеме на государственную службу, установленных законодательством.

7. Помощник председателя под непосредственным руководством председателя суда осуществляет свои функции по следующим направлениям деятельности:

организация работы суда;

организация работы по исполнению постановлений судов и других органов;

организация работы канцелярий суда.

7.1. Организация работы суда:

оказывает помощь председателю суда в подборе и расстановке кадров, формировании его резерва;

разрабатывает должностные инструкции работников суда, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование суда, осуществляет контроль за их выполнением. По поручению председателя суда проводит служебные проверки по фактам нарушения работниками суда законности и трудовой дисциплины;

участвует в разработке правил внутреннего трудового распорядка суда, плана работы суда и контролирует их выполнение;

проводит систематические проверки работы структурных подразделений суда, о результатах которых информирует председателя суда;

вносит предложения председателю суда о поощрении, привлечении к ответственности работников суда;

проводит систематические учебу, семинар с работниками суда, в том числе осуществляющими техническое обслуживание и обеспечивающими функционирование суда, по повышению их квалификации;

оказывает помощь председателю суда в ежеквартальном анализе состояния судимости в районе (городе), итогах работы суда в целом;

контролирует соблюдение судьями и работниками суда правил поведения, профессиональной этики и делового стиля одежды;

ведет кадровую работу суда (готовит проекты приказов по личному составу, основной деятельности; ведет личные дела работников суда, назначаемых председателем суда);

ведет личные дела народных заседателей, своевременно ознакамливает их с правами и обязанностями, составляет график участия народных заседателей в осуществлении правосудия;

осуществляет контроль за состоянием информационных стендов, соблюдением правил охраны труда и техники безопасности;

ведет протоколы оперативных совещаний, контролирует выполнение принятых председателем суда решений.

7.2. Организация работы по исполнению постановлений судов и других органов (в судах, в которых введена дополнительная единица помощника председателя):

руководит работой судебных исполнителей, в том числе старших судебных исполнителей;

распределяет обязанности между судебными исполнителями;

изучает, анализирует и обобщает практику исполнения исполнительных документов;

осуществляет постоянный контроль за соблюдением судебными исполнителями сроков исполнения исполнительного производства и правил делопроизводства;

проверяет правильность приема судебными исполнителями денежных средств от должников и своевременность их перечисления;

проверяет достоверность первичных данных и на их основе составляет статистический отчет о работе судебных исполнителей;

ведет депозит суда;

участвует в подготовке и проведении совещаний и семинаров с судебными исполнителями, старшими судебными исполнителями, работниками юридических лиц по вопросам исполнительного производства;

ведет базу данных должников;

дает указания судебным исполнителям по порядку ведения исполнительного производства;

осуществляет постоянный контроль за исполнением Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 198, 1/8110), ежемесячно заслушивает старших судебных исполнителей по порядку исполнения исполнительных производств указанной категории;

исполняет другие поручения председателя соответствующего суда, начальника управления юстиции, связанные с исполнением постановлений судов и других органов.

7.3. Организация работы канцелярии (канцелярий) районного (городского) суда:

организует работу канцелярии (канцелярий) суда, распределяет работу между сотрудниками;

распределяет поступившую корреспонденцию согласно резолюции председателя суда или его заместителя;

осуществляет контроль за правильным ведением канцелярией (канцеляриями) суда книг, нарядов, журналов и учетно-статистических карточек, сводных (контрольных) исполнительных производств;

контролирует своевременность сдачи дел, заполнение учетно-статистических карточек, направления дел с кассационными, частными жалобами (протестами) в вышестоящий суд;

контролирует своевременность изготовления и вручения мотивировочной части решения, а также вручения копии приговора, решения;

еженедельно анализирует причины несвоевременного рассмотрения дел, их отложения и приостановления, о чем информирует председателя суда;

контролирует правильность составления отчетов о работе судей.

7.4. Организация работы по приему граждан и рассмотрению обращений:

организует прием граждан в суде и ведение судьями журналов учета приема граждан;

осуществляет регистрацию, учет поступающих в суд обращений, контроль за сроками их разрешения;

по поручению председателя рассматривает обращения граждан, за исключением обращений, рассматриваемых в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также обращений, для которых законодательными актами Республики Беларусь установлен иной порядок направления и рассмотрения в государственных органах, иных организациях (должностными лицами);

анализирует и обобщает работу суда по рассмотрению обращений граждан;

выполняет другие поручения председателя суда.

8. Помощник председателя имеет право:

знакомиться с материалами и документами, находящимися в производстве суда;

получать от судей, работников суда справочно-информационные материалы и другие сведения, необходимые для выполнения поручений председателя суда и возложенных на него обязанностей;

давать указания судебным исполнителям, другим работникам суда (кроме судей) по ведению делопроизводства;

изъять у судебного исполнителя с учетом сложности любое находящееся у него на исполнении исполнительное производство и передать его другому судебному исполнителю либо старшему судебному исполнителю;

вносить председателю суда предложения по совершенствованию работы суда, связанной с осуществлением помощником председателя своих полномочий.

9. Помощник председателя за добросовестное исполнение служебных обязанностей и другие заслуги, содействующие достижению высоких показателей в работе суда, может быть поощрен.

Видами поощрения являются:

благодарность Минюста;

денежная премия;

ценный подарок;

Почетная грамота Минюста;

помещение на Доску почета Минюста;

награждение нагрудным знаком Минюста «Ганаровы работнiк юстыцыi Беларусi»;

досрочное присвоение очередного класса государственного служащего по занимаемой должности;

представление к награждению государственными наградами Республики Беларусь.

10. Применение видов поощрения осуществляется в следующем порядке:

все виды поощрения применяются Министром юстиции Республики Беларусь;

благодарность, поощрение денежной премией, награждение ценным подарком могут применяться и соответствующими управлениями юстиции по представлению председателя суда.

11. При определении вида поощрения принимаются во внимание характер заслуг или отличия при исполнении служебных обязанностей поощряемого помощника председателя.

Не допускается поощрение или представление к награждению помощника председателя при наличии у него дисциплинарного взыскания.

12. Помощник председателя несет дисциплинарную ответственность за невыполнение своих должностных обязанностей, а также условий контракта. Дисциплинарные взыскания налагает председатель суда.

Меры дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

понижение в классе государственного служащего, но не более чем на один класс, на срок до шести месяцев;

увольнение.

13. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени тяжести совершенного проступка и степени вины.

За один и тот же дисциплинарный проступок не может быть наложено несколько дисциплинарных взысканий.

Перед наложением дисциплинарного взыскания от помощника председателя в обязательном порядке необходимо затребовать письменное объяснение. Отказ от дачи объяснения не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

14. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни помощника председателя или нахождения его в отпуске.

15. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания помощник председателя не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа.

Орган (руководитель), применивший взыскание, имеет право снять его досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа (представителя) работников, а также по просьбе работника. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом.

16. Поощрения и дисциплинарные взыскания оформляются приказом и доводятся до сведения помощника председателя.

Все поощрения и дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Положением, заносятся в личное дело помощника председателя.

Право СССР

карта новых документов

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОМОЩНИКА СУДЬИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОГО СТАТУСА

ВАСИНА Евгения Александровна

Аннотация: в статье особое внимание уделяется правам и обязанностям помощника судьи. Автор предлагает на законодательном уровне закрепить содержащиеся в должностных регламентах права и обязанности помощников судей с целью урегулирования административноправового статуса данного субъекта права.

Ключевые слова: помощник судьи, права, обязанности, статус, законодательное закрепление.

Key words: assistant Judge, rights, duties, status, legislative strengthening.

Для создания в Российской Федерации системы правосудия, адекватной требованиям правового государства, необходимо прежде всего на законодательном уровне урегулировать права и обязанности работников аппаратов судов всех уровней.

С.Е. Чаннов справедливо отмечает, что «субъект права в любой отрасли российского права — это носитель определенных прав и обязанностей, которые позволяют ему участвовать в специфичных для данной отрасли правоотношениях»1.

С.С. Алексеевым выделено для субъекта права два основных признака — это, во-первых, -«лицо, участник общественных отношений (индивиды, организации), которое по своим особенностям может быть носителем субъективных прав и обязанностей… Во-вторых, — это лицо, которое реально способно участвовать в правоотношениях, приобрело свойство субъекта права в силу юридических норм»2.

Позиция автора по вопросу определения прав и обязанностей помощника судьи состоит в том, что ни одно из вышеуказанных определений субъекта права нельзя применить к помощнику судьи, поскольку его права и обязанности не закреплены в юридических нормах, в связи с чем реально участвовать в правоотношениях, для содействия помощи в осуществлении правосудия, помощник не имеет права.

1 Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В.В. Володина. М. : Ось-89, 2009. 220 с.

2 Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в двух томах. М., 1982. Т. 2. С. 138-139.

Данный вывод подтверждается тем, что права и обязанности помощника судьи в арбитражных судах регулируются должностными регламентами, утверждаемыми председателями данных судов, в судах общей юрисдикции — регламентами, утверждаемыми Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 6 декабря 2010 года № 272 «Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного су-да»3 (далее — Приказ № 272).

Регламенты, как правило, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»4 (далее — Федеральный закон).

Для формирования представления о правах и обязанностях помощников судей федеральных арбитражных судов предлагается рас-

3 Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 6 декабря 2010 г. № 272 «Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда» // СПС «КонсультантПлюс» (документ опубликован не был).

смотреть Должностной регламент помощника Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, утвержденный председателем суда 27 июля 2011 года (далее — Регламент).

Согласно п. 8 Регламента помощник судьи обязан:

— исполнять основные обязанности государственного гражданского служащего, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Федерального закона;

— соблюдать установленные ст. 16 и 17 Федерального закона ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой;

— соблюдать требования, предъявляемые к служебному поведению государственного гражданского служащего ст. 18 Федерального закона и Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»5, а также положения Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих арбитражных судов Российской Федерации6;

— представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

— уведомлять в установленном порядке председателя Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

— уведомлять в установленном порядке председателя Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

— принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять в письменной форме своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможно-

6 Приказ ВАС РФ от 31 марта 2011 г. № 31 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих арбитражных судов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (документ опубликован не был).

сти его возникновения, как только ему станет об этом известно;

— передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях предотвращения конфликта интересов.

Согласно п. 9 Регламента в соответствии с замещаемой должностью помощник судьи обязан:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— изучать поступившие судье заявления, жалобы, представления, проверять правильность уплаты государственной пошлины и вносить предложения о принятии кассационной жалобы к производству, либо оставлении жалобы без движения, либо о ее возвращении, осуществлять подготовку проектов судебных актов;

— принимать участие в решении задач подготовки дела к судебному разбирательству, включая: подбор законов и иных нормативных правовых актов, материалов судебной практики, необходимых для рассмотрения дела; подготовку заключений по сложным и спорным вопросам применения норм материального права;

— оказывать помощь в совершении действий при подготовке жалобы к судебному разбирательству, при этом помощник судьи не вправе совершать действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса;

— принимать участие в организации подготовки и проведения судебного процесса, в том числе в организации судебных заседаний путем использования систем видео-конференцсвязи;

— подготавливать для судьи информацию о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, а также о причинах их неявки в судебное заседание;

— обеспечивать поступление информации о дате и времени проведения судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи в информационный ресурс «Календарь судебных заседаний арбитражного суда»;

— готовить определение о поручении арбитражному суду, при содействии которого заявитель сможет участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, организовывать последнюю, передавать определение специалистам судеб-

ных составов для уведомления соответствующего арбитражного суда;

— по указанию председателя судебного состава присутствовать в судебном заседании, проверять явку лиц, участвующих в деле и докладывать судебному составу, рассматривающему кассационную жалобу;

— обеспечивать формирование кассационных производств в электронном виде;

— осуществлять организацию аудиозаписи судебных заседаний, проводимых с участием представителей лиц, участвующих в деле на технических средствах (диктофон);

— осуществлять размещение в автоматизированной информационной системе «Судопроизводство» в полном объеме все тексты судебных актов, за исключением текстов судебных актов, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, не позднее дня их подписания;

— координировать свою работу со специалистом, закрепленным за судьей, и контролировать работу специалиста: по формированию материалов дела; по своевременному направлению лицам, участвующим в деле, и другим участникам арбитражного процесса, постановлений, определений, исполнительных листов; по заполнению карточек первичного учета;

— готовить данные и материалы, необходимые судье для обобщений, докладов, выступлений;

— готовить проекты ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес судьи, в том числе в связи с находящимися в производстве судьи делами;

— готовить тексты судебных актов и других документов, выполнять иные поручения судьи применительно к должностным обязанностям, предусмотренным настоящим регламентом.

В соответствии с п. 10 Регламента помощник судьи обязан знакомиться с приказами и распоряжениями Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по вопросам прохождения государственной гражданской службы в аппарате Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.

Согласно п. 11 Регламента помощник судьи в день освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы обязан сдать служебное удостоверение государственного гражданского служащего в кадровую службу.

Права помощника судьи закреплены в п. 12 Регламента, в соответствии с которым помощник судьи имеет право:

— пользоваться основными правами государственного гражданского служащего, предусмотренными ст. 14 Федерального закона;

— получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей, от структурных подразделений Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа;

— вносить предложения по совершенствованию деятельности судебных составов, структурных подразделений;

— представлять судебный состав, структурное подразделение во взаимоотношениях со структурными подразделениями Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, арбитражными судами, государственными органами, организациями, их должностными лицами в пределах своих полномочий;

— знакомиться с Регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

— получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей, у руководства суда округа, вносить предложения по совершенствованию деятельности отдела;

— знакомиться с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

— имеет право на обеспечение надлежащими организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей;

— на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

— на оплату труда и другие выплаты в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

— на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— на защиту сведений о себе;

— на должностной рост на конкурсной основе;

— на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— на членство в профессиональном союзе;

— на рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе;

— на проведение по его заявлению служебной проверки;

— на защиту своих прав и законных интересов, в том числе в суде, при прохождении государственной гражданской службы.

Из рассмотренного Регламента видно, что обязанностей у помощника судьи много, с учетом заработной платы около 15 000 рублей, а права — только организационно-технического характера обеспечения трудовой деятельности.

Например, право «на должностной рост». В реальной жизни реализация данного прин-

ципа практически невозможна, так как должностной рост у помощника судьи в судебной системе заключается, во-первых, в назначении на должность помощника председателя, но, как правило, у председателя есть свой помощник, трудовой деятельностью которого председатель полностью доволен и не желает видеть кого-либо на данном месте. Во-вторых, должностной рост может заключаться в назначении на должность судьи, однако данные правоотношения регулируются специальными актами, в которых не отражено преимущества помощника судьи при принятии решения на конкурсе.

Авторская позиция об отсутствии у помощника судьи прав подтверждается п. 14 рассматриваемого Регламента, из которого следует, что «перечень вопросов, по которым помощник судьи вправе (или обязан) самостоятельно принимать управленческие и иные решения, не установлен».

Подводя итог, следует отметить, что закрепление на законодательном уровне прав и обязанностей помощников судей будет способствовать не только обеспечению конституционных гарантий государственным служащим данной категории, но и служить средством дальнейшего реформирования в судебной системе.

Автор статьи: Ирина Николаевна Зазимко, начальник отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов Управления Судебного департамента в Мурманской области

Федеральным законом от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в системе федеральных судов общей юрисдикции введен институт администраторов.

С момента формирования в Мурманской области института администраторов каждым структурным подразделением Управления Судебного департамента в Мурманской области (далее – Управление) администраторам оказывалась всевозможная помощь и поддержка. При выездах (выходах) в суды работников Управления в целях ознакомления с организацией делопроизводства и судопроизводства одновременно проводилось и ознакомление с организацией работы администратора суда.

Несмотря на помощь, оказываемую администраторам сотрудниками Управления, в ходе работы по основным вопросам администраторы сталкиваются с одинаковыми проблемами. Поэтому Управлением было принято решение об оказании помощи администраторам в обмене положительным опытом работы, а также в подготовке специалистов, вновь принимаемых на должность администратора суда.

В связи с этим, в течение 2007 года было проведено пять рабочих совещаний с администраторами, в том числе гарнизонных военных судов. Первое совещание проведено при начальнике Управления Базоеве Викторе Альбековиче, в последствии все совещания проводились при участии заместителя начальника Управления – кураторе администраторов судов Мурманской области, Ковалеве Александре Викторовиче.

В совещаниях принимали участие: заместители начальника и начальники отделов Управления. Цель рабочих совещаний – определение проблемных вопросов, возникающих в процессе работы администраторов судов, пути их разрешения, внесение предложений по улучшению качества работы администраторов судов Мурманской области.

В 2008 году были проанализированы результаты проведенных совещаний и, во исполнение пожеланий администраторов судов, в целях единого подхода к организации работы администраторов судов Мурманской области в Управлении был создан Совет администраторов судов Мурманской области (далее – Совет).

Приказом начальника Управления от 03.07. 2008 № 12 по согласованию с председателями судов утвержден состав Совета и Положение о Совете. Обязанности председателя Совета до 2014 года исполняла, избранная членами Совета единогласно, администратор Североморского городского суда Ерофеева И.О.

В настоящее время председателем Совета является администратор Североморского гарнизонного военного суда Кипоть И.К.

Деятельность Совета организуется в соответствии с полугодовыми планами работы.

Председатель Совета Ерофеева И.О.

На первых этапах Совет практиковал заслушивание вновь назначенных администраторов судов по истечении полугодового периода их работы, в целях оказания им практической помощи. Администраторам предлагалось подготовить вопросы на заседания Совета, где в ходе обсуждения они получали либо рекомендации, либо им на электронную почту суда направлялись определенные образцы документов.

С 2012 года порядок ознакомления с организацией работы администраторов судов Советом был изменен и соблюдается по настоящее время. Изучение организации работы администраторов судов стали осуществлять члены Совета с участием представителя отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов Управления, либо самостоятельно.

Результаты проверок доводятся до сведения председателя суда, начальника Управления и администраторов судов на заседании Совета.

О вопросах, рассматриваемых на заседаниях Совета, информируются председатели всех судов области. За каждым членом Совета закреплен администратор ближайшего суда, до которого он обязан довести всю информацию, обсуждаемую на заседаниях и полученную им в ходе выезда в другие суды. Заседания Совета открытые, для участия в работе Совета приглашаются председатели и администраторы судов.

Полагаем, что такая форма взаимодействия Управления с администраторами судов позволяет поддерживать сложившуюся систему взаимодействия судов с органами Судебного департамента в части организационного и материально-технического обеспечения их деятельности.

Для совершенствования института администраторов большое значение имеет обмен опытом, обобщение и распространение передового опыта в работе.

Заседание Совета, посвященное проблемам внедрения подсистем ГАС «Правосудие», с участием руководителей межрегионального центра поддержки в 2010 году.

С данной целью Советом проведен анализ документов, имеющихся у администраторов, по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов, применению мер безопасности при проведении судебных заседаний, охране зданий, помещений в судах области. По ряду направлений в целях единого подхода к организации работы, администраторы обменялись предложениями и копиями документов.

Заседание Совета в 2009 году на базе Первомайского районного суда г. Мурманска с участием начальника отдела формирования Архивного фонда Мурманской области Ушканенко Е.В.

За период работы Советом рассмотрен большой спектр вопросов, в том числе:

  • о роли администратора в организации работ по обеспечению техники безопасности в судах и соблюдению правил техники безопасности на рабочих местах судьями и работниками аппаратов судов (в соответствии с предложением членов Совета проведено обучение администраторов с выдачей соответствующих сертификатов на право организации работ по технике безопасности);
  • об организации работы по сохранности дел, документов и гербовых печатей;
  • о функционировании приемных в судах области;
  • эксплуатация автомобилей в судах области и правила оформления соответствующих документов;
  • о взаимодействии сотрудников суда с работниками почтовых отделений;
  • о порядке возмещения расходов на приобретение предметов острой необходимости;
  • особенности работы администраторов судов по обеспечению деятельности суда в связи с исполнением требований 44-ФЗ;
  • выработка единого подхода по организации контроля к составлению основных планов и отчетных документов по ГО и ЧС и другие.

По предложениям администраторов судов работниками аппарата Управления проводятся семинарские занятия с работниками аппаратов судов в целях оказания им методической помощи по различным направлениям деятельности.

На заседании Совета с приглашением начальников отделов судов, ответственных за организацию делопроизводства, в целях усиления контроля за исполнением требований Инструкции по делопроизводству в районном суде (далее – Инструкция), проанализирована практика Европейского суда по правам человека по делам, где допущены нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по смыслу дублирующие нарушения требований Инструкции, а также проведен сравнительный анализ по вынесенным в адрес судов области частным определениям, основанием для вынесения которых послужили нарушения норм делопроизводства.

Члены Совета выезжают в суды области, где знакомятся с организацией работы по сохранности дел, по повышению квалификации работников аппарата суда, участвуют в практических занятиях по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций (пожар, нападение на судью в зале судебного заседания, обнаружение бесхозяйной вещи в суде и т.д.), по оказанию помощи пострадавшим в рамках учений по гражданской обороне.

Выступление председателя Совета судей Мурманской области Пырч Н.В. о взаимодействии судов со СМИ на заседании Совета в 2011 году

Практическое занятие в Североморском городском суде Мурманской области по действиям сотрудников суда при возникновении чрезвычайной ситуации (пожар в суде)

Учебно-практические занятия по оказанию первой медицинской области с участием представителя ОАО » Ковдорский ГОК», проводимые на выездном заседании Совета в Ковдорском районном суде. Реанимационные действия проводит заместитель начальника Управления Судебного департамента в Мурманской области Ковалев А.В

Проанализировав предложения, поступившие от председателей судов и начальников отделов Управления, с учетом положений Типового должностного регламента администратора Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22 августа 2006 г. N 80, Советом был разработан и 14.01.2013 года согласован начальником Управления новый типовой должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора районного (городского) суда Мурманской области.

Разработка нового типового должностного регламента администратора районного (городского) суда Мурманской области – реальная необходимость, поскольку в связи с функционированием в районных (городских) судах отделов, возглавляемых начальниками, возникли вопросы правильного отражения в должностном регламенте принципа взаимодействия администратора с начальниками отделов и разграничения полномочий, ранее исполнявшихся администраторами в судах, и возложенных теперь на начальников отделов.

Реализация Управлением положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также потребовала уточнения степени участия администраторов в организации работы по исполнению положений данного закона.

На сегодняшний день во всех районных (городских) судах Мурманской области утвержден новый должностной регламент администратора суда.

Советом для оказания помощи кадровым подразделениям судов области разработаны типовые должностные инструкции рабочего по зданию, уборщика служебных помещений, дворника и сторожа.

Работу администраторов гарнизонных военных судов (далее – ГВС) Управление контролирует наравне с администраторами районных (городских) судов Мурманской области. Администраторы ГВС принимают активное участие в работе Совета.

В целом Совет администраторов судов Мурманской области – объективная реальность.

Работа Совета, позволяет администраторам судов в присутствии представителей руководящего состава Управления Судебного департамента в Мурманской области коллективно разрешать наиболее важные и сложные вопросы, возникающие у администраторов в процессе их работы, обмениваться опытом, знакомиться с географическими особенностями региона и, что очень важно – оказывать коллективную помощь вновь назначенным администраторам судов.

Экскурсия членов Совета и администраторов судов Мурманской области в ОАО «Ковдорский ГОК»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *