Порядок проведения служебного разбирательства

Содержание

Служебное расследование — это мероприятие, которое проводится, если на предприятии произошел какой-то инцидент: например, несчастный случай или хищение материальных ценностей. Рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования и образцы документации, которую нужно подготовить в ходе работы.

Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну. Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков. Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

Если размер провинности малозначителен, например, при пропуске сдачи внутренней отчетности, проводить расследование не обязательно. Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, письменное объяснение и далее действовать по закону. А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись.

Ситуации, в которых служебное расследование необходимо

Ниже приведен основной перечень возможных проступков, за которые сотрудник несет личную ответственность:

  • прогул или неявка на рабочее место;
  • явка на работу в нетрезвом виде, под действием наркотиков;
  • нанесение серьезного материального ущерба;
  • превышение полномочий.

Теперь рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования. Процедура должна начинаться с фиксации факта нарушения.

Шаг 1. Фиксация нарушения

Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
  • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
  • дату и время события.

При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно. Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт. На основании именно этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

Шаг 2. Создание комиссии и ее задачи

Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия.

Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

В состав комиссии, как правило должны входить три человека. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

  1. Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
  2. Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
  3. Обследование мест происшествия (при необходимости).
  4. Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
  5. Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
  6. Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
  7. Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
  8. Сбор и хранение документальных материалов расследования.

В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

Шаг 3. Сбор информации и доказательств

Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему в помощь можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием. Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию. Экспертами по договору могут выступать:

  • аудиторы;
  • оценщики;
  • медицинские работники;
  • инженеры;
  • юристы;
  • другие специалисты.

Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной. Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования. Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может рассматриваться как вопрос передачи данных по расследованию в правоохранительные органы.

Шаг 4. Получение объяснений работника

До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами ст. 193 ТК РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение невелики. Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт. Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ, которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и не предоставлено, необходимо составить еще один акт — об отказе от дачи пояснений. Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека). После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

Шаг 5. Заседание комиссии, рассмотрение обстоятельств

После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:

  • имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
  • обстоятельства, время и место происшествия;
  • последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
  • причины проступка;
  • степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
  • смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Шаг 6. Создание акта о проведении служебного расследования

Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

  • виновные действия, совершенные работником;
  • обстоятельства совершения таких действий;
  • вид и сумма причиненного ущерба;
  • степень вины сотрудника;
  • возможная мера наказания для виновного лица;
  • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т. п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

Образец заключения служебного расследования должен выглядеть так:

Работника, в отношении которого проводилось служебное расследование, нужно ознакомить со всеми результатами в отношении него самого под подпись. Если расследование проводилось в отношении нескольких лиц, их нужно знакомить с материалами по отдельности, учитывая охрану персональных данных.

Сроки служебного расследования

Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу (статья 193 ТК РФ) не должен превышать 1 месяц с обнаружения события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:

  • время болезни работника;
  • время пребывания работника в отпуске;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.

По совокупности привлечь виновного к дисциплинарной ответственности можно не позднее чем через шесть месяцев (а по делам, связанным с коррупционными проявлениями, — три года). По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится. По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка. В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПРИКАЗ

от 29 апреля 2016 года N 566-д

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, в целях упорядочения организации и порядка проведения служебных расследований и оформления материалов по их результатам приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о порядке проведения служебных расследований в образовательных организациях республики;
1.2. алгоритм проведения служебного расследования в образовательных организациях (приложение N 1)
2. Руководителям муниципальных и государственных образовательных организаций принять необходимые меры по исполнению настоящего приказа и доведению до сведения всех работников.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на заместителя министра В.М. Монгуша.

Министр
Т.О.САНЧАА

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Утверждено
приказом Минобрнауки РТ
от 29 апреля 2016 года N 566-д

Положение о порядке проведения служебного расследования (далее — Положение) определяет процедуру проведения служебного расследования с целью своевременного, всестороннего, объективного и полного выяснения фактических обстоятельств совершения работниками образовательной организации дисциплинарных проступков, направленную на установление виновных лиц, характера и размера причиненного ущерба, а также выявление причин и условий, способствовавших их совершению, по требованию работника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий трудового договора (контракта) в отношении работника.

Общие положения

1.1. Служебное расследование проводится в образовательной организации в отношении педагогических работников, совершивших должностной проступок, повлекший вред для жизни и здоровья участников образовательных отношений, нарушение прав ребенка, с целью:
— разрешения конфликтной ситуации, сложившейся между участниками образовательного процесса;
— установления обоснованности, законности предъявленных педагогическому работнику претензий;
— защиты законных прав и интересов участников образовательного процесса.
1.2. Служебное расследование проводится на принципах законности, объективности, независимости, коллегиальности в принятии решения, при рассмотрении жалобы, претензии.

Организация проведения служебного расследования

2.1. Причинами проведения служебного расследования являются следующие обстоятельства:
а) заявление лица, в отношении которого проводится служебное расследование;
б) представление органов прокуратуры, следствия и дознания, государственной налоговой службы и иных уполномоченных законом органов;
в) систематическое нарушение трудовой дисциплины и должностной инструкции;
г) поступившая в образовательную организацию информация (за исключением анонимной) о совершенном проступке, причинении ущерба, фактах физического и/или психического воздействия на ребенка;
д) опубликование в средствах массовой информации сведений о противоправном поведении лица, в отношении которого проводится служебное расследование;
е) жалобы и заявления родителей (законных представителей) и сотрудников, зарегистрированные в журнале регистрации входящей документации;
ж) действия или бездействие работника, повлекшие детский травматизм или несчастный случай с другим сотрудником.
2.2. По поступившим вышеуказанным документам в течение трех рабочих дней руководитель образовательной организации (в его отсутствие заместитель) проводит собеседование с заявителем и педагогическим работником, на которого подана жалоба или претензия, с целью примирения сторон, в случае несогласия сторон издает приказ о проведении служебного расследования, создании комиссии по проведению расследования.
2.3. Решение о проведении служебного расследования должно содержать установленные настоящим Положением поводы, срок проведения служебного расследования, перечень лиц, ответственных за его проведение.
2.3.1. На основании заявления руководитель образовательной организации издает приказ о проведении служебного расследования. Служебное расследование должно быть проведено не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления в образовательную организацию заявления, жалобы, информации, сообщения о нарушении. В исключительных случаях срок служебного расследования может быть продлен, но не более чем на один месяц, руководителем, назначившим служебное расследование. Решение о проведении служебного расследования объявляется лицу, в отношении которого оно проводится, под роспись в течение трех рабочих дней.
2.4. Запрещаются назначение и проведение служебного расследования в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения.
2.5. Служебное расследование ведется гласными методами на основе существующих законодательных актов и нормативных документов.
2.6. Служебное расследование проводится коллегиальным органом — Комиссией по служебному расследованию (далее — Комиссия).
2.6.1. Состав Комиссии формируется лицом, возглавляющим комиссию, и утверждается лицом, назначившим служебное расследование. Комиссия формируется из числа представителей административного совета образовательной организации, профсоюзного комитета образовательной организации, а также самых опытных и авторитетных педагогов. Численный и персональный состав Комиссии определяется приказом руководителя образовательной организации.
2.6.2. Комиссия вправе:
— в рамках служебного расследования опросить свидетелей, получить письменные объяснения от всех участников конфликта в течение 7 дней;
— знакомиться с соответствующими документами, в случае необходимости приобщать их копии к материалам проверки;
— привлекать к проверке и получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;
— готовить поручения и запросы в другие органы о представлении необходимой информации и выяснении обстоятельств, подлежащих установлению, исполнение которых обязательно для всех должностных лиц;
— изучать должностные инструкции, личное дело лица, совершившего нарушение, с обращением особого внимания на соблюдение всех необходимых требований при приеме на работу, назначение на должность и наличие у него взысканий;
— вносить руководителю предложения об отстранении от исполнения служебных обязанностей лица, в отношении которого проводится служебное расследование, но не более чем на один месяц;
— получать от лица, в отношении которого ведется служебное расследование, письменные объяснения независимо от занимаемой должности, а также от лиц, проходящих по материалам проверки.
2.6.3. Комиссия обязана:
— осматривать место совершенного нарушения; — соблюдать предусмотренные законом права и интересы заявителя и лица, в отношении которого проводится проверка, иных лиц, проходящих по материалам служебного расследования;
— разъяснять заявителям и лицу, в отношении которого проводится служебное расследование, их права, обеспечивать осуществление этих прав, рассматривать поступающие в ходе проверки и по ее окончании заявления и ходатайства;
— своевременно докладывать руководителю, назначившему служебное расследование, о выявленных недостатках, нарушениях закона, причинах и условиях, способствующих совершению нарушения, вносить предложения по их незамедлительному устранению;
— при установлении в ходе служебного расследования признаков преступления в деянии лица, в отношении которого оно проводится, либо иных лиц, передавать материалы служебного расследования в правоохранительные органы для решения вопроса в установленном законом порядке;
— о результатах проверки и мерах воздействия на лицо, совершившее нарушение, информировать руководителя, принявшего решение о проведении служебного расследования, заявителя и иных заинтересованных лиц. Запрещается разглашать сведения личного характера, выявленные в процессе проверки в отношении проверяемого;
— готовить по результатам проверки заключение и представлять на рассмотрение руководителю, принявшему решение о проведении служебного расследования.
2.6.4. Член комиссии не может участвовать в проведении служебного расследования, если он:
— является потерпевшим, очевидцем данного нарушения;
— является родственником потерпевшего или лица, совершившего нарушение;
— является подчиненным лица, совершившего нарушение;
— имеются иные обстоятельства, которые прямо или косвенно могут повлиять на результаты служебного расследования.
2.6.5. Персональную ответственность за полное, объективное и всестороннее проведение служебного расследования, соблюдение установленного срока несут члены Комиссии, непосредственно его осуществляющие.
2.7. Права лица, в отношении которого проводится служебное расследование:
— знать предмет проверки, давать письменные объяснения;
— представлять доказательства по существу изучаемых обстоятельств;
— заявлять ходатайства, в том числе об истребовании дополнительных материалов;
— заявлять отводы в отношении члена комиссии, осуществляющего служебное расследование, подавать жалобы на его действия и решения.

Процедура проведения служебного расследования

3.1. Копия заявления передается в комиссию по служебному расследованию и педагогическому работнику, на которого подана жалоба, претензия.
3.2. Педагогический работник в течение трех рабочих дней со дня получения копии жалобы пишет объяснительную записку в Комиссию.
3.3. Комиссия по служебному расследованию проводит заседание, на которое приглашаются заинтересованные стороны, заслушивает заявление и объяснения сторон, протоколирует проведение заседания и выступления сторон, при необходимости приглашает (по инициативе сторон или членов Комиссии) свидетелей, специалистов.
3.4. Комиссия по служебному расследованию после выяснения всех обстоятельств коллегиально принимает решение, в котором отражает: обоснованность и законность жалобы или претензии, а также определяет степень нарушения норм профессиональной этики педагогическим сотрудником, Устава образовательной организации, должностной инструкции и т.д.
3.5. Данное решение подписывается всеми членами Комиссии и в порядке ознакомления заявителем и педагогическим сотрудником.
3.6. Члены Комиссии могут изложить свое особое мнение в письменной форме, приложив его к коллегиальному решению.
3.7. Решение, протоколы проведения заседаний комиссии по служебному расследованию и иные документы передаются руководителю образовательной организации для принятия решения в соответствии с ТК РФ, Уставом образовательной организации.

Результаты служебного расследования

4.1. В течение трех рабочих дней руководитель образовательной организации принимает решение по сути жалобы и проведенному служебному расследованию. Решение оформляется приказом руководителя образовательной организации и официальным письменным ответом. С принятым решением руководитель в 3-дневный срок знакомит стороны.
4.2. В случае несогласия с решением по итогам служебного расследования стороны вправе обратиться с апелляцией в вышестоящие органы Управления образования или судебные инстанции.
4.3. Ход служебного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Приложение N 1. АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Приложение N 1
к приказу Минобрнауки РТ
от 29 апреля 2016 года N 566-д

1. Прием заявления, жалобы, информации о факте нарушения или проступка работников. Регистрация заявления в журнале «Входящей документации».
2. В трехдневный срок принятие решения руководителем о проведении (не проведении) служебного расследования. Издание приказа и назначение соответствующей комиссии по проведению служебного расследования.
3. Проведение служебного расследования комиссией в сроки, определенные приказом руководителя, гласными методами на основе законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации.
4. Ознакомление лица, чей проступок или нарушение стали фактом служебного расследования, с приказом и материалами расследования.
5. Участие лица, подвергшегося служебному расследованию, в расследовании факта проступка или нарушения.
6. Составление комиссией заключения (акта) по результатам служебного расследования.
7. Издание приказа руководителем по результатам служебного расследования и принятие административных мер в отношении лица, подвергшегося служебному расследованию или опровержение сведений.
8. Ответ заявителю по форме, его удовлетворяющей, о результатах служебного расследования.
9. В случае уголовной или административной ответственности направление материалов служебного расследования в соответствующие органы.

Необходимость проведения служебного расследования в организации может быть обусловлена как пожеланием самого работодателя, так и требованиями законодательства. В любом случае, начинается процедура служебного расследования с издания соответствующего приказа. О том, как составить такой приказ, расскажем в нашем материале. Приведем также для приказа о служебном расследовании образец его заполнения.

Как составить приказ о служебном расследовании?

Общий порядок проведения служебных расследований организация определяет самостоятельно. Этот порядок может быть закреплен в виде инструкций и положений. При его подготовке работодатель может использовать некоторые ведомственные положения о порядке проведения служебных расследований. К примеру, Приказ Минтранса 49 о порядке проведения служебного расследования (Приказ Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49) или приказ 550 МЧС о служебном расследовании () (Приказ МЧС от 17.10.2016 № 550).

Напомним, что работодатель обязан проводить служебное расследование, к примеру, при возникновении несчастных случаев на производстве (ч. 2 ст. 212 ТК РФ) или для установления размера и причин причиненного ему работником ущерба (ч. 1 ст. 247 ТК РФ).

Форму приказа о служебном расследовании организация определяет самостоятельно. Цель этого приказа – инициировать процедуру служебного расследования. Поэтому такой приказ, как правило, содержит:

  • обоснование необходимости проведения служебного расследования;
  • состав комиссии по проведению служебного расследования (обычно не менее 3 членов);
  • сроки служебного расследования.

Приказ о проведении служебного расследования составляется в одном экземпляре. С его содержанием должны быть ознакомлены все члены комиссии под роспись.

Приведем для приказа о проведении служебного расследования образец его заполнения.

Пред. / След. Скачать форму приказа о назначении служебного расследования (образец бланка) можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

По результатам проведения служебного расследования комиссия составляет акт о результатах проведенного служебного расследования, форму которого и образец заполнения мы приводили в отдельном материале.

Информация об изменениях:

Приложение 3 изменено с 5 ноября 2017 г. — Приказ Ростехнадзора от 15 августа 2017 г. N 313

См. предыдущую редакцию

Приложение N 3
к Порядку
(с изменениями от 15 августа 2017 г.)

Рекомендуемый образец

1. Реквизиты организации (название организации, ее организационно-правовая форма, форма собственности, адрес, фамилия и инициалы руководителя организации, телефон, факс с указанием кода, адрес электронной почты)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Состав комиссии технического расследования причин аварии

Председатель

(должность, фамилия, инициалы)

Члены комиссии:

(должность, фамилия, инициалы)

3. Характеристика организации (объекта, участка) и места аварии.

В этом разделе наряду с данными о времени ввода объекта в эксплуатацию, его местоположении, необходимо указать регистрационный номер объекта и дату его регистрации, наличие договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта, проектные данные и соответствие проекту; указать изменения проекта и их причины; дать заключение о состоянии объекта перед аварией; режим работы объекта (оборудования) до аварии (утвержденный, фактический, проектный); указать, были ли ранее на данном участке (объекте) аналогичные аварии; отразить, как соблюдались лицензионные требования и условия, замечания и рекомендации заключений экспертизы, положения декларации промышленной безопасности (при наличии).

4. Квалификация обслуживающего персонала, руководителей и специалистов объекта, ответственных лиц, причастных к аварии (где и когда проходил обучение, инструктажи по промышленной безопасности, проверку знаний в квалификационной комиссии).

5. Обстоятельства аварии, допущенные нарушения требований законодательства.

Описываются обстоятельства аварии и сценарий их развития, информация о пострадавших, указывается, какие факторы привели к аварийной ситуации, ее последствия (допущенные нарушения законодательства, установленных правил и требований к обеспечению безопасности и др.).

Описываются технологические процессы и процесс труда, действия обслуживающего персонала и должностных лиц. Излагается последовательность развития событий.

6. Причины аварии.

6.1. Технические причины аварии.

6.2. Организационные причины аварии.

6.3. Прочие причины аварии.

На основании изучения технической документации, осмотра места аварии, опроса очевидцев и должностных лиц, экспертных заключений, комиссия делает выводы о причинах аварии.

7. Мероприятия по локализации и устранению причин аварии.

Излагаются меры по ликвидации последствий аварии и предупреждению подобных аварий, сроки выполнения мероприятий по устранению причин аварий.

8. Заключение о лицах, ответственных за допущенные нарушения требований промышленной безопасности, безопасности ГТС.

В этом разделе указываются лица, допустившие нарушения норм и правил безопасности, которые привели к аварии. При этом указывается, какие требования нормативных документов не выполнены или нарушены конкретным лицом, исполнителем работ.

9. Последствия от аварии.

В этом разделе указываются:

— повреждения технических устройств, зданий и сооружений, разрушения объектов инфраструктуры (газоэнерготеплоснабжения и др.);

— расходы на ликвидацию последствий аварии на момент расследования;

— прямые потери (указываются производственные фонды, материальные ценности, имущество третьих лиц, пострадавших в результате аварии);

— потери от простоя производства эксплуатирующей организации и третьих лиц.

Техническое расследование причин аварии проведено и акт составлен:

(число, месяц, год)

Приложение: материалы расследования аварии на_____листах.

Подписи

Председатель

(фамилия, инициалы, дата)

Члены комиссии:

(фамилия, инициалы, дата)

_____________________________

* Для опасных производственных объектов указывается регистрационный номер опасного производственного объекта в Государственном реестре опасных производственных объектов, для гидротехнических сооружений — регистрационный номер в Российском регистре гидротехнических сооружений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *