Ст 21 229 ФЗ

1. В случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.

2. При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

3. Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

4. В случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, банком или иной кредитной организацией очередность списания денежных средств со счетов должника определяется статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

  • Статья 73.2 Особенности обращения взыскания на имущество клиринговых организаций, а также участников клиринга и их клиентов 5. Требования клиринговой организации удовлетворяются за счет имущества, находящегося на торговых и (или) клиринговых счетах, без соблюдения установленной статьей 111 настоящего Федерального закона очередности удовлетворения требований. Открыть статью
  • Статья 78 Обращение взыскания на заложенное имущество 4. Требования залогодержателя удовлетворяются из выручки от продажи заложенного имущества после погашения расходов на проведение торгов без соблюдения очередности удовлетворения требований, установленной статьей 111 настоящего Федерального закона. Открыть статью

Постановления судебного исполнителя, не являющиеся исполнительными документами, постановления руководителя органа принудительного исполнения должны соответствовать требованиям, предусмотренным частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Постановления судебного исполнителя, не являющиеся исполнительными документами, постановления руководителя органа принудительного исполнения подписываются судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения, вынесшими соответствующее постановление, и заверяются печатью с наименованием органа принудительного исполнения и указанием личного номера судебного исполнителя.

Если иное не предусмотрено настоящим Законом, постановления судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства, при необходимости – иным лицам.

Судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения вправе по собственной инициативе или по заявлению участника исполнительного производства исправить допущенные в вынесенных ими постановлениях описки или арифметические ошибки.

Описки или арифметические ошибки, допущенные в постановлении судебного исполнителя об обращении взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся на счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, исправляются путем вынесения нового постановления и отзыва ранее вынесенного постановления.

Описки и арифметические ошибки, допущенные в иных постановлениях судебного исполнителя, в постановлениях руководителя органа принудительного исполнения, исправляются путем вынесения ими постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.

В каком порядке производится расчет размера задолженности по алиментам?

В соответствии с ч. 4 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

За какой период времени возможно начисление задолженности по алиментам?

В соответствии с п. 1 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации расчет задолженности по алиментам за прошедший период на основании исполнительного документа производится судебным приставом-исполнителем в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного документа к взысканию. В случае, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа не производились по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период неполучения алиментов взыскателем.

Каковы сроки предъявления исполнительных документов к исполнению?

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного документа к исполнению, вправе обратиться с заявлением в суд, вынесший решение о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено законом.

В каких случаях судебный пристав-исполнитель может ограничить выезд должника за пределы Российской Федерации?

При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Возможно ли обратить взыскание на имущество, принадлежащее жене должника?

В соответствии со ст. 45 Семейного кодекса Российской Федерации по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга. При недостаточности этого имущества кредитор вправе в судебном порядке требовать выдела доли супруга-должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества, для обращения на нее взыскания.

Куда предъявлять исполнительный лист?

Поскольку Федеральная служба судебных приставов имеет довольно разветвленную структуру (так, в ее состав входят территориальные органы ФССП субъектов РФ, которые, в свою очередь, подразделяются на районные, межрайонные и специализированные отделы), возникает закономерный вопрос: а в какое именно территориальное подразделение следует обращаться взыскателю?

Законодательно этот вопрос решен следующим образом:

• Если должником является гражданин – обращаемся в отдел службы судебных приставов по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества;

• Если должником является организация — несем исполнительный лист в отдел службы судебных приставов по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала;

• Если должник обязан совершить какие-либо действия – предъявляем исполнительный лист в ОССП по месту совершения таких действий (ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» дает взыскателю право в некоторых случаях действовать самостоятельно без обращения к приставам – исполнителям.

Например:

• если у вас есть информация о счетах должника, вы имеете право предъявить исполнительный лист о взыскании денежных средств непосредственно в банк (ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

• если исполнительный лист предусматривает взыскание периодических платежей или взыскание денежных средств, вы можете направить его непосредственно в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (ст. 9 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Срок предъявления исполнительного документа истек, как его можно восстановить?

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.

Кем производится оценка арестованного имущества?

В соответствии со ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем. Вместе с тем, законом определен перечень имущества, для оценки которого судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки:

  • недвижимого имущества;

  • ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

  • имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

  • драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

  • коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

  • предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

  • вещи, стоимость которой, по предварительной оценке, превышает тридцать тысяч рублей.

    Также судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласились с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. При этом, сторона исполнительного производства, оспаривающая

  • произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

Что делать, если одна из сторон не согласна с произведенной оценкой?

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована в порядке подчиненности или оспорена в суде в течение 10 дней со дня извещения о произведенной оценке.

Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде в течение 10 дней со дня извещения о произведенной оценке.

Я заплатил больше, чем сумма задолженности. Как вернуть переплату?

При поступлении на депозитный счет подразделения судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму. Для уточнения вам необходимо связаться с судебным приставом-исполнителем, который ведет ваше исполнительное производство.

Должник сменил место работы и я теперь не получаю денег, что делать?

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.

О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.

Если отчисления с нового места работы не производятся, необходимо связаться с судебным приставом-исполнителем для их восстановления.

В каких случаях должник может быть ограничен в специальных правах?

Судебный пристав-исполнитель принимает решение о временном ограничении на пользование должником специальным правом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя только по имеющемуся у должника специальному праву, при соблюдении следующих условий:

находящийся на исполнении исполнительный документ является судебным актом, либо выдан на основании судебного акта и содержит в себе требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом;

сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам, входящим в состав сводного исполнительного производства) превышает 10 тыс. руб.;

В материалах исполнительного производства имеется информация об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», о возбуждении в отношении него исполнительного производства при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа (за исключением случаев объявления должника в розыск);

должник предупрежден в постановлении о возбуждении исполнительного производства о возможности установления в отношении него временных ограничений при неисполнении в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

Может ли быть ограничено право управлением транспортным средством, если для должника это является единственным источником доходов?

Временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае:

1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;

2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;

3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;

4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;

5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

Срок предъявления исполнительного документа истек, как его можно восстановить?

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.

В каких случаях судебный пристав-исполнитель может ограничить выезд должника за пределы Российской Федерации?

При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Кем производится оценка арестованного имущества?

В соответствии со ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем. Вместе с тем, законом определен перечень имущества, для оценки которого судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки:

недвижимого имущества;

ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

вещи, стоимость которой, по предварительной оценке, превышает тридцать тысяч рублей.

Также судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласились с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. При этом, сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

Что делать, если одна из сторон не согласна с произведенной оценкой?

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована в порядке подчиненности или оспорена в суде в течение 10 дней со дня извещения о произведенной оценке.

Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде в течение 10 дней со дня извещения о произведенной оценке.

Я заплатил больше, чем сумма задолженности. Как вернуть переплату?

При поступлении на депозитный счет подразделения судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму. Для уточнения вам необходимо связаться с судебным приставом-исполнителем, который ведет ваше исполнительное производство.

Вправе ли судебный пристав накладывать запрет на автотранспорт и недвижимое имущество, если имеется задолженность и должник принимает меры по ее погашению (например, производятся удержания из заработной платы)?

Да, вправе.

По смыслу положений ст. 64, ст. 80 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что наложение ареста на имущество должника является обеспечительной мерой в рамках возбужденного исполнительного производства, которое не может рассматриваться в качестве меры принудительного исполнения требований исполнительного документа. Пунктом 17 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящей статьей, а также иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств должника и недвижимое имущество, как обеспечительные меры, не связанные с обращением взыскания на данное имущество, являются оправданными и не противоречат требованиям Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом указанные меры не препятствуют должнику пользоваться принадлежащем ему имуществом, не подразумевают изъятие транспортных средств у должника, их принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Запрет должнику на право распоряжаться принадлежащим ему имуществом не ограничивает его права пользоваться и владеть указанным имуществом.

Возможно ли снижение неустойки по алиментам?

Да. Снижение неустойки за просроченную выплату алиментов разрешено Конституционным судом в случае, если сумма несоразмерна задолженности.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой механизм возможен при наличии заслуживающих внимания обстоятельств

(в частности, связанных с оценкой реальных доходов алиментнообязанного лица в период образования задолженности и с учетом его обязанности содержать самого себя и других членов своей семьи, находящихся на его иждивении). Стоит отметить, решение о взыскании неустойки (ее снижении) принимается только судом.

Возможно ли задержание должника по исполнительному производству?

Задержание должников по исполнительным производствам о взыскании алиментов стало возможным с 10 ноября 2017 со дня вступления в силу Федерального закона

№ 309-ФЗ «О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», наделяющего должностных лиц ФССП России правом по задержанию и доставлению должников по алиментам в целях осуществления производства по делу об административном правонарушении.

Вправе ли коллектор сообщать работодателю должника о наличии у последнего кредиторской задолженности?

Нет. Законом запрещено передавать третьим лицам (в том числе работодателю) персональные данные должника, сведения о наличии у него просроченной кредиторской задолженности и ее взыскания.

Вправе ли судебный пристав списать со счета в банке суммы, полученные должником в качестве алиментов, жилищных субсидий и т. д. ?

Статьей 101 Федерального закона №229 «Об исполнительном производстве» предусмотрено, с каких доходов взыскание по долгам не производится. Это относится, в частности, к алиментам, пенсии по случаю потери кормильца, социальным выплатам отдельным категориям граждан (субсидии, выплаты на приобретение лекарств, участникам боевых действий и т. д.).

Банк, обслуживающий счет должника, не обязан устанавливать источник поступлений денежных средств на счета должника и в конечном результате производит списание по постановлению судебного пристава-исполнителя, которое для него обязательно для исполнения в пределах суммы, установленной в постановлении.

Судебный пристав-исполнитель, получив от должника сведения подтверждающие характер списанных денежных средств и обращение на них взыскания запрещено законом, незамедлительно обязан принять решение об отмене ранее вынесенного постановления об аресте и обращении взыскания на денежные средства; при наличии оснований произвести возврат списанных со счета должника денежных средств, имеющих специальный статус.

Судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов имеет право:

вызывать должника или его представителей, а также собственников имущества (учредителей, участников) должника – юридического лица для дачи объяснений, представления необходимых документов;

истребовать у должника сведения об имеющемся у него имуществе, источниках получения доходов, а также другие сведения, необходимые для исполнения исполнительного документа;

истребовать от сторон исполнительного производства и иных лиц устную и письменную информацию, материалы и (или) документы, необходимые для исполнения исполнительного документа, в том числе с последующим изъятием их в порядке, установленном законодательством;

получать по находящимся в его производстве исполнительным документам от граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, должностных лиц государственных органов и иных организаций на безвозмездной основе необходимые материалы и (или) документы, информацию (за исключением первичных статистических данных), включая информацию, содержащую банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, в случаях, установленных законодательными актами;

получать по находящимся в его производстве исполнительным документам на безвозмездной основе без письменного согласия физических лиц сведения из информационных ресурсов и систем, содержащих персональные данные, а также иметь доступ, включая удаленный, к информационным ресурсам и системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных государственными органами и (или) иными организациями, в том числе с использованием общегосударственной автоматизированной информационной системы;

объявлять розыск должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, через органы внутренних дел;

обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, для осуществления государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также для осуществления государственной регистрации на имя взыскателя возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, в случаях, предусмотренных статьей 65 настоящего Закона;

запрещать должнику и иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, в отношении денежных средств и (или) иного имущества должника;

использовать транспортное средство взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов по исполнению исполнительного документа на должника;

налагать арест на денежные средства и (или) иное имущество должника, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) третьих лиц;

осуществлять реализацию арестованного имущества должника в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства;

выносить постановления о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

выносить постановления о приводе должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, представителя должника – юридического лица, собственников имущества (учредителей, участников) должника – юридического лица;

выносить постановления о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника;

выносить иные постановления по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе;

беспрепятственно входить на территорию и в помещения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от вида пропускного режима, если иное не предусмотрено законодательством, иметь доступ на другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей. При необходимости вскрывать такие помещения, объекты, производить их осмотр;

опечатывать помещения, где хранятся материальные ценности и документы, кассы или кассовые помещения, склады, архивы;

входить на земельный участок, в жилое, нежилое помещения должника, в том числе принудительно вскрывать такие помещения. Если должник или иное лицо систематически препятствуют доступу судебного исполнителя на земельный участок, в жилое, нежилое помещения, где находится имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, осмотр земельного участка, жилого, нежилого помещений должника производится судебным исполнителем на основании определения суда об осмотре земельного участка, жилого, нежилого помещений должника без его согласия;

совершать другие необходимые исполнительные действия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Постановление судебного исполнителя о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц является исполнительным документом, направляется сторонам исполнительного производства, третьим лицам, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию. При наличии постановления судебного исполнителя о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или информации о таком приостановлении, полученной из автоматизированной информационной системы, используемой при взаимодействии регистрирующих органов с уполномоченными органами и организациями, гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу не могут открываться иные банковские счета.

Исполнительные действия, указанные в абзаце девятнадцатом части первой настоящей статьи, совершаются в обязательном присутствии должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, либо проживающего совместно с ним совершеннолетнего члена его семьи, а также собственника земельного участка, жилого, нежилого помещений, где находится имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, а в случае невозможности их присутствия – представителей организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или местного исполнительного и распорядительного органа, понятых и при содействии сотрудников органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций.

Исполнительные действия могут совершаться с использованием информационных технологий, в том числе электронного документооборота, официальных сайтов органов принудительного исполнения в глобальной компьютерной сети Интернет, автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства.

При совершении исполнительных действий для закрепления доказательств могут использоваться технические средства, в том числе аппаратура, осуществляющая звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, в порядке, установленном актами законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производс

Вопрос: В соответствии с ч. 2 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов. Не исполнить исполнительный документ полностью банк или иная кредитная организация может только в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами (ч. 8 ст. 70 Закона N 229-ФЗ). Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме (ч. 9 ст. 70 Закона N 229-ФЗ). Указанные нормы ст. 70 Закона N 229-ФЗ вступают в коллизию с требованиями Положения Банка России от 01.04.2003 N 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (далее — Положение N 222-П). Так, в соответствии с п. 1.1.3 Положения N 222-П списание денежных средств с текущего счета физического лица осуществляется банком по распоряжению владельца счета либо без его распоряжения в случаях, предусмотренных законодательством, на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств. Картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется. В случае отсутствия денежных средств на текущем счете физического лица на момент списания средств, а также права на получение кредита, включая овердрафт, предусмотренного договором между банком и физическим лицом, расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются плательщикам или взыскателям в порядке, установленном Положением Банка России от 03.10.2002 N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации». В соответствии с п. 1.2 Положения Банка России от 10.04.2006 N 285-П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателям» (далее — Положение N 285-П) взыскатель вправе обратиться в банк должника, представив ему исполнительный документ и заявление с указанием реквизитов банковского счета взыскателя. На основании представленных документов банк должника составляет инкассовое поручение (п. 2.2 Положения N 285-П). Необходимо отметить, что Положение N 285-П, являющееся специальным нормативным актом, также не отражает всех особенностей механизма взыскания денежных средств со счета должника на основании исполнительных документов, установленного Законом N 229-ФЗ. После вступления в силу Закона N 229-ФЗ Указанием Банка России от 22.01.2008 N 1965-У были внесены изменения в Положение N 222-П, которые не устранили рассматриваемое противоречие Закону N 229-ФЗ. Таким образом, складывается ситуация, что предусмотренный указанными нормативными актами Банка России правовой механизм функционирования текущего счета физического лица не позволяет применять нормы ст. 70 Закона N 229-ФЗ. Во-первых, отсутствие картотеки N 2 к текущему счету физического лица не позволяет реализовать правило о поэтапном исполнении исполнительного документа в случае недостаточности средств на счете должника. Во-вторых, правило Положения N 222-П об обязанности банка должника вернуть взыскателям представленные ими документы в случае отсутствия денежных средств на счете должника на момент списания денежных средств также противоречит правилу ст. 70 Закона N 229-ФЗ о поэтапном исполнении исполнительных документов при недостаточности денежных средств на счете должника. В-третьих, правило об обязанности банка производить списание средств со счета физического лица только на основании расчетных документов, установленное Положением N 222-П, противоречит ст. 70 Закона N 229-ФЗ, которая предусматривает, что списание средств со счета должника на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя должно осуществляться банком без представления расчетных документов взыскателем или судебным приставом-исполнителем. Кроме того, на первый взгляд Положение N 285-П не предполагает составления взыскателем инкассового поручения и поэтому не противоречит ст. 70 Закона N 229-ФЗ, поскольку необходимый расчетный документ составляется банком должника. Однако очевидно, что банк должника не может давать самому себе поручение об инкассировании исполнительного документа. Из этого следует, что банк должника составляет инкассовое поручение на основании поручения взыскателя, содержащегося в составленном им заявлении. В этой связи полагаем, что установленный Банком России механизм составления инкассового поручения по заявлению взыскателя также вступает в коллизию с правилом ст. 70 Закона N 229-ФЗ. Возможно ли внесение соответствующих изменений в Положения N 222-П и N 285-П в целях устранения вышеуказанных противоречий Закону N 229-ФЗ?

Ассоциация российских банков

Ответ:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 ноября 2008 г. N 08-31-1/6305

Банк России рассмотрел обращение Ассоциации российских банков и сообщает следующее.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» устанавливает возможность для взыскателя и судебного пристава-исполнителя предъявить исполнительный документ о взыскании денежных средств непосредственно в банк должника (ст. ст. 8 и 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Положение Банка России от 03.10.2002 N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» и Положение Банка России от 01.04.2003 N 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» определяют порядок осуществления расчетов инкассовыми поручениями, направляемыми банками-эмитентами в исполняющие банки. Данные нормативные акты Банка России не регулируют порядок осуществления безналичных расчетов при поступлении исполнительного документа в банк должника непосредственно от взыскателя или судебного пристава-исполнителя и тем самым не могут вступать в противоречие с нормами ст. 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и не требуют вследствие этого изменения.

Обращаем внимание, что в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» отсутствует обязанность для Банка России установить специальные нормы, предусматривающие порядок безналичных расчетов при осуществлении исполнительного производства.

Вместе с тем полагаем, что отсутствие специального правового регулирования со стороны Банка России не препятствует исполнению норм Федерального закона «Об исполнительном производстве», действующих непосредственно.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве» перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

Кроме того, если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме (ч. 9 ст. 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В целях исполнения кредитной организацией требований, установленных ст. 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве», при поступлении в банк должника — физического лица исполнительного документа инкассовое поручение должно быть оформлено банком к тому счету должника — физического лица, на котором имеются денежные средства, достаточные для полного исполнения требования о взыскании денежных средств, содержащегося в исполнительном документе (далее — требование).

В случае недостаточности денежных средств для исполнения требования в полном объеме банком оформляются инкассовые поручения к счетам должника на сумму денежных средств, имеющихся на каждом из счетов. При этом общая сумма денежных средств, указанных в инкассовых поручениях, не может превышать сумму требования.

Данный подход исключает необходимость ведения картотеки неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица.

Неисполненные или частично исполненные исполнительные документы учитываются внесистемно.

Порядок внесистемного учета неисполненных или частично исполненных исполнительных документов определяется кредитной организацией самостоятельно.

Доводы о невозможности банка должника самостоятельно составить инкассовое поручение на основании исполнительного документа и предъявить его к счету должника не могут быть приняты во внимание, поскольку данный вопрос ранее был предметом исследования Верховного Суда Российской Федерации.

Так, в соответствии с Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2005 N КАС05-471 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусматривает обязанность взыскателя представлять инкассовые поручения либо уполномочивать кого-либо на их составление от его имени, что неизбежно влечет за собой необходимость сообщить уполномоченному лицу все сведения, требуемые для выполнения данного поручения, включая номер счета должника.

Банк или иная кредитная организация, имеющие своим клиентом должника, в силу ст. ст. 5 и 6 названного Федерального закона 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» обязаны выполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, неисполнение таких требований при наличии денежных средств на счетах должника является основанием для наложения на указанные банк или иную кредитную организацию штрафа (п. 3 ст. 6, ст. 86 Федерального закона 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Следовательно, обязанность оформить действия, обеспечивающие исполнение, в том числе составить инкассовое поручение или другой расчетный документ, возложена непосредственно на банк.

Данная правовая позиция подлежит применению и в отношении ст. ст. 8 и 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Одновременно сообщаем, что в настоящее время в Банке России проводится работа по совершенствованию правил безналичных расчетов, в том числе с учетом принятия Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *