Требования к мировому судье

Квалификационные требования для мировых судей

Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными законами.

Мировые судьи — судьи общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Основная цель возрождения института мировых судей — приближение правосудия к народу и доступность его для жителей города.

Управление Судебного департамента в г. Москве приглашает квалифицированных юристов на вакантные должности мировых судей города Москвы.

Собеседование с кандидатами в мировые судьи проводится в Управлении Судебного департамента в г. Москве по понедельникам и четвергам с 14 часов 15 минут до 17 часов по адресу: г. Москва, Новинский б-р, д.28/35, стр.1-а, контактные телефоны: 691-17-74, 690-69-65.

Закон г. Москвы от 31 мая 2000 г. №15 «О мировых судьях в городе Москве»

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье

1. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

2. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мировой судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 7. Порядок назначения на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются на должность Московской городской Думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей города Москвы.

Одновременно с представлением Председатель Московского городского суда вносит в Московскую городскую Думу проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей.

Представление Председателя Московского городского суда и проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей направляются Председателем Московской городской Думы в комиссию Московской городской Думы в соответствии с направлением ее деятельности для подготовки заключения о рекомендации кандидатов на назначение на должности мировых судей.

Проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей рассматривается Московской городской Думой при наличии указанного заключения комиссии Московской городской Думы.

Московская городская Дума в месячный срок со дня внесения в Московскую городскую Думу указанного в настоящей статье проекта постановления назначает мирового судью на должность либо отклоняет представленную кандидатуру. При исчислении месячного срока время летнего и зимнего перерывов в работе Московской городской Думы не учитывается.

Кандидатура на должность мирового судьи, отклоненная Московской городской Думой, может быть представлена на рассмотрение Московской городской Думы повторно не ранее чем через год после отклонения этой кандидатуры Московской городской Думой.

Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

В соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 08.12.2011) «О статусе судей в Российской Федерации»(далее – Закон РФ) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии требованиям мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса. (статья 4 Закона РФ).

Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. (статья 4.1. Закона РФ).

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее — экзаменационные комиссии).

Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, которые не являются судьями, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи. (статья 5 Закона РФ)

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности мировых судей в Российской Федерации



Ряд ученых, законодатель, члены судейского сообщества выражают различные мнения о требованиях, предъявляемых к кандидатам на должности мировых судей. Так, законодатель устанавливает возрастной ценз — 25 лет, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Однако некоторые ученые говорят о том, что возрастной ценз может быть снижен, этого мнения придерживается В. В. Дорошков «… возраст для занятия должности мирового судьи может быть существенно снижен. Лица, достигшие 22 лет, вполне обладают необходимыми знаниями и опытом в сфере предстоящей деятельности». . Однако, как показывает практика лица, достигшие 25 летнего возраста и имеющие стаж работы по юридической специальности 5 лет не всегда способны самостоятельно принимать судебные решения. На наш взгляд, следует брать пример с судебной системы Англии, в которой судьей может стать лица, достигшие 35–45 лет, имеющие стаж работы от 10 до 20 лет в качестве независимого адвоката, выступали в роли истца и ответчика в судах и т. д., и поднять возрастной ценз до 35 лет, а стаж работы до 10 лет. Это обусловлено тем, что человек к 35 годам становится более зрелым, мудрым, в обществе приобретает авторитет, к принятию решений относится более взвешенно и обдуманно. Наличие обязательного стажа в адвокатской деятельности позволит обеспечить опыт будущего судьи в условиях состязательного процесса .

Дискуссионным остается вопрос о месте работы, в котором кандидаты набирают необходимый стаж. Закон о статусе судей Российской Федерации устанавливает, что в стаж работы входит трудовая деятельность кандидата на государственных должностях, требующих высшего юридического образования, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях, а также в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса . Некоторые члены судейского сообщества, такие как Гришин С. , Жеребцов А. , выражали свою обеспокоенность по вопросу места работы кандидата, к примеру следователь Следственного комитета Российской Федерации и помощник мирового судьи какого-либо судебного участка имеют одинаковые возможности на участие в конкурсе. Таким образом, законодательство закрепляет, что в стаж работы по юридической специальности включается любая деятельность, которая требует юридического образования. Требование о 5 летнем стаже носит условный характер, поэтому его нельзя воспринимать как гарантию наличия у претендента умений и навыков, которые в последствии позволят ему с начала работы осуществлять правосудие на высоком профессиональном уровне. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо установить требование о уровне профессиональной подготовки кандидатов на должность судьи, это обеспечит наличие у претендентов необходимых глубоких теоретических познаний в области права, в действующем законодательстве как федеральном, так и субъектов.

Как показывает практика немногие мировые судьи поддерживают и совершенствуют свои знания и навыки, безусловно, загруженность мировых участков делами, нехватка времени играет огромную роль в этом. Председатель Верховного Суда РФ В. М. Лебедев на VI Всероссийском съезде судей обозначал среди проблем судебной системы кадровую проблему «..Сегодня 30 % кандидатов, претендующих на должность федерального судьи, не выдерживают экзамена…» . Яковлев В. Ф. тоже высказывал озабоченность качественным составом судей: «Требуется усиление кадрового состава и специалистов. Уходят опытные кадры в силу достижения предельного возраста, болезней… Нам бы хотелось, чтобы молодые люди, которые к нам при ходят, были подготовлены лучше их предшественников, потому что они должны работать на более высоком уровне. Но, к сожалению, я бы не сказал, что среди молодых талантливых юристов наблюдается тяга к судебной работе. И это нас очень заботит…».

По нашему мнению, решить вопрос о повышении квалификации подготовки мировых судей возможно посредством проведения обязательной специальной профессиональной подготовки, закрепление такого положения может посеять ряд проблем. Первая проблема-источник финансирования обучения, поскольку данное положение будет способствовать проведению судебной реформы в России, обучение судей необходимо проводить за счет федерального бюджета. Следующим вопросом является время проведения обучения: до или после сдачи экзаменов. По данному вопросу мнения ученых различны: одни авторы считают, что вначале необходимо обучить кандидатов и только потом допускать их к сдаче экзамена, другие напротив утверждают, что кандидат должен сначала сдать экзамен и получить рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта РФ, и только потом пройти обучение. На наш взгляд, вторая точка зрения более обоснована, поскольку при первом подходе образование получат и те, кто не соответствует требования к кандидатам или впоследствии не сдадут экзамен, не получат рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта РФ, а также для осуществления первой точки зрения необходимы значительные финансовые вложения, увеличение педагогического состава учреждения. Возникает еще один вопрос: все ли кандидаты должны проходить обучение? По нашему мнению, обучаться должны все кандидаты, однако необходима разработка специальных учебных планов и программ. В обоснование этого тезиса приведем пример: кандидат имеет стаж 10 лет в органах прокуратуры, в соответствии с этим он не обладает достаточными навыками для работы мировым судьей, поэтому он должен пройти обучение по сокращенной программе, которая даст ему дополнительные теоретические правовые знания, практические навыки по ведению судебного процесса, составлению и подготовки процессуальных документов.

Следующим немало важным вопросом является проблема содержания обучения. Опираясь на род деятельности мировых судей, учебную программу необходимо разделить на три этапа. Первый этап будет включать в себя углубленное изучение судебной практики, вырабатывание практических навыков ведения судебного процесса, составления процессуальных документов. Второй этап будет содержать профилированную практику. А третий необходимо посвятить психологическому тестированию, это позволит проверить кандидата по основам психологии, юридической психологии. По завершению трех этапов, по нашему мнению, кандидату необходимо сдать экзамен, и в случае его успешной сдачи получить диплом. Автору остается надеяться о том, что рассмотренная выше точка зрения найдет должное применение в практике и в последующем скажется на качестве рассмотрения дел положительным образом.

Необходимо отметить, что введение такого критерия, как принадлежность по происхождению или проживанию кандидата к тому субъекту, в котором он претендует на должность судьи, обеспечило бы личную заинтересованность в эффективной и качественной работе.

Помимо возрастного ценза и стажа работы к кандидатам на должность мирового судьи предъявляются требования о наличии высшего юридического образования, а также отсутствия порочащих поступков, наличие рекомендации надлежащего субъекта Федерации, кандидат должен не иметь судимости, либо уголовное преследование в отношении его было прекращено по реабилитирующим основаниям, не иметь гражданства иностранного государства, вида на жительство либо другого документа, который подтверждает право постоянного проживания гражданина на территории иностранного государства, должен быть полностью дееспособным, не состоять на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере, не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи .

В условия новой образовательной программы, предусматривающей наличие трех «ступеней» высшего образования: бакалавр, магистр дипломированный специалист, становится актуальным вопрос о научной степени кандидата, претендующего на должность мирового судьи. К сожалению, законодательство не конкретизирует этот вопрос, однако высшей квалификационной коллегией было дано разъяснение, в котором разъяснено, что степень «бакалавр» недостаточна для назначения на должность судьи. Однако в письме Минобразования не указаны препятствия для назначения на должность судьи лица, имеющего степень «бакалавра» . В сложившейся ситуации возникает вопрос о правомерности разъяснения квалификационной коллегией судей. По нашему мнению, при выборе кандидатов приоритет надо отдавать умением лица применять на практике знания и умения разбираться в конфликтных ситуациях, а также наличие у него деловых и этических качеств.

Таким образом, на наш взгляд, проблема профессионализма мировых судей наиболее актуальна в современной России, ее решение прежде всего заключается в повышенных требованиях к кандидатам на должность судьи, постоянном самосовершенствовании знаний, а также правильной организации работы.

Литература:

  1. Дорошков В.В Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности — М.. Норма- 2004.- С. 117
  2. Маркова Н. Л. К вопросу о требованиях к кандидатам на должность мировых судей / Вестник Тюменского государственного университета — 2008. — С. 157
  3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 28.12.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/
  4. Гришин С. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи / Российская юстиция № 12- 2003.- С. 23–25
  5. Жеребцов А. Отбор кандидатов — актуальная задача/ Российская юстиция № 6–1999.- С. 36
  6. Российская газета № 3648–2004 . URL: https://www.rg.ru/gazeta/rg/2004/12/07.html
  7. Дворецкова Д. А. Становление института мировых судей в России / Актуальные проблемы российского права № 8–20й4.- С. 1758
  8. Письмо Минобразования РФ от 01.09.2003 N 14–52–1018ин/15 «О праве лиц, имеющих степень бакалавра юриспруденции, на занятие должности судьи» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44454/

Полномочия мировых судей

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, общее количество судебных участков и число мировых судей определяется из расчета численности населения на одном участке от 15000 до 30000 человек.

Мировые судьи рассматривают:

Уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, т.е. о преступлениях, за совершение которых может быть назначена максимальная мера наказания, не превышающая 3 — х лет лишения свободы

Некоторые категории гражданских дел (дела о расторжении брака, дела о разделе между супругами совместно-нажитого имущества и иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений и др.)

Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи

Дела о выдачи судебного приказа (служба судебных приставов)

Судопроизводство по уголовным, гражданским, и административным делам осуществляется мировым судьей единолично, а законность и обоснованность принятых решений контролируется федеральным судьей, кот. Является относительно мирового судьи судом кассационной инстанции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *