Третейские суды РФ

Содержание

Что такое третейский суд и какие дела он рассматривает

Третейский суд — это негосударственный суд, который создается самими компаниями. Компании имеют право самостоятельно создавать третейские суды для разрешения споров. Это делается для того, чтобы не прибегать к помощи государственных судов (арбитражных или судов общей юрисдикции).

Существуют третейские суды, которые действуют постоянно, но компании вправе создавать третейские суды для решения какого-то отдельного спора. Официально третейские суды не входят в судебную систему России. Например, в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» третейские суды вовсе не упоминаются.

Однако есть федеральные законы, прямо посвящённые или упоминающие третейские суды:

  • «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Это основной закон, регламентирующий деятельность третейских судов в России;
  • «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Несмотря на то, что третейские суды юридически не признаются частью судебной системы России, решения третейских судов обязательны для исполнения так же, как и решения государственных судов (статьи 38, 41 закона «Об арбитраже»). Решение третейского суда можно обжаловать в арбитражном суде (статья 230 АПК) или отменить в суде общей юрисдикции (419 ГПК).

Важно знать: с 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Он установил несколько иные правила работы третейских судов, чем тот закон, что действовал ранее — «О третейских судах в Российской Федерации». Так как далеко не все юристы работают с третейскими судами, эти изменения могли пройти для многих незамеченными. Получите бесплатную консультацию, чтобы точно знать основные правила разбирательства в третейских судах.

Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции

Главное отличие мы уже оговорили: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством. Но есть и другие отличия:

В возможности обратиться в суд:

  • в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;
  • для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.

В части назначения судей:

  • в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;
  • в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.
  • В части оплаты работы судов:
  • в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;
  • арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.

В части полномочий судов:

  • третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;
  • полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.

Почему бизнес обращается в третейские суды

  • Как правило, более высокий авторитет третейских судов по сравнению с арбитражными: участники спора могут выбирать арбитра сами, а зачастую они лично его знают и уважают его профессиональные качества;
  • Третейские суды куда менее формальны, чем арбитражные. Производство в арбитражном суде — это не «битва справедливости», а «битва бумажных доказательств». Третейский суд чаще смотрит именно на то, как надо разрешить дело именно с точки зрения справедливости;
  • Разбирательство в третейских судах проходит, как правило, быстрее, чем в арбитражных.

Важно знать: юристы, которые привыкли вести дела в судах общей юрисдикции или в арбитражных судах, не всегда могут «адаптироваться» к третейским судам. Тем более, это касается сложных споров, например, финансовых. Поэтому обычно в третейском суде выступает специализированный юрист, в обязанности которого входит работа именно в третейских судах. Вы можете получить бесплатную консультацию и оперативно войти в курс дела по поводу работы наших специалистов в третейских судах..

Услуги наших юристов:

  • бесплатная юридическая консультация по вопросам третейского судопроизводства;
  • разработка третейского соглашения и правил третейского разбирательства;
  • написание и подача искового заявления и отзыва в третейский суд;
  • участие в процедуре переговоров (медиации), содействие в заключении мирового соглашения;
  • организация экспертиз (бухгалтерских, товароведческих, строительных и других);
  • сбор, анализ и систематизация доказательств (документов, аудио- и видеозаписей, вещественных доказательств);
  • заявление об обеспечительных мерах;
  • представительство в третейском суде;
  • оспаривание решения третейского суда;
  • контроль за исполнением решения третейского суда.

Несмотря на то, что третейские суды менее формализованы, чем арбитражные или суды общей юрисдикции, дела, которые они разбирают, ничуть не менее сложны, чем дела государственных судов. И готовиться к разбирательству в третейском суде нужно со всей серьёзностью.

Если вам противостоит профессиональный юрист, тем более по финансовому делу, то без консультации не обойтись. Лучше проконсультироваться даже перед простым делом (тем более, что оно может только казаться простым), потому что мелкие формальные ошибки могут привести к скверным последствиям.

Консультации бесплатные и не обязывают вас ни к чему. Чтобы записаться на консультацию, достаточно позвонить по телефону, указанному на сайте или оставить сообщение в форме ниже.

Место третейского суда в правовой системе России

Третейское правосудие — разрешение гражданско-правовых споров, осуществляемое не системой хозяйственных судов, а третьими по отношению к сторонам спора физическими лицами, избранными самими сторонами. Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда. В Российской Федерации накоплен больший по сравнению с Республикой Беларусь опыт использования третейских судов при разрешении гражданско-правовых споров, так как Федеральный закон № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» принят еще в 24.07.2002. О российском опыте работы третейских судов читайте в материале А. Сорокина.

В соответствии с законодательством третейские суды не входят в перечень судов, составляющих судебную систему России, и, как следствие, не вправе осуществлять правосудие, являющееся исключительной функцией государственных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов). Однако третейские суды входят в юрисдикционную систему государства, поскольку этим органам предоставлено право разрешать споры о праве. Государственные же суды по отношению к третейским наделены лишь полномочиями по отмене решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение их решений. Третейские суды имеют частный характер, поскольку образуются, как правило, самими участниками гражданско-правовых отношений. Государство не участвует непосредственно в процессе их формирования и деятельности, ограничиваясь определением общих правил их создания и деятельности, то есть устанавливает законодательство, регулирующее третейское разбирательство.

В силу ст. 10 и 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее — ГК РФ) третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, наряду с государственными судами осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, а также может в зависимости от обстоятельств дела отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Цель третейского разрешения дел — урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств. Передача спора, который возник или может возникнуть между сторонами какого-либо конкретного правоотношения, на рассмотрение третейского суда остается альтернативной формой защиты права и не превращает сам по себе порядок третейского разбирательства в собственно судебную форму защиты права, равно как и не порождает иных юридических последствий помимо предусмотренных законом именно для третейского решения, которое принимается третейским судом от своего имени, обязательно для сторон на основе добровольного исполнения, а обеспечение его принудительного исполнения находится за пределами третейского рассмотрения и является задачей государственных судов и органов принудительного исполнения.

Решение третейского суда можно отличить от решения, принимаемого государственным судом, по следующим признакам:

  1. В отличие от решения государственного суда решение третейского суда не является общеобязательным актом;
  2. Принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны государственного суда;
  3. Решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом (в том смысле, как это понимается действующим процессуальным законодательством);
  4. По формально-юридическим признакам решение третейского суда, в отличие от решения государственного суда, не может быть пересмотрено в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Правовые источники регулирования деятельности третейских судов В России

Существуют следующие основные правовые источники регулирования деятельности третейских судов:

  • Закон Российской Федерации от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»;
  • Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»;
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (гл. 30 Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» и гл. 31 «Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений»);
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (разд. VI «Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов»).

Нормы, регулирующие третейское разбирательство, порядок реализации решений третейских судов и некоторые иные вопросы устанавливаются рядом других законодательных актов России, в частности Законом Российской Федерации от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (ст. 30), Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ст. 6, 17, 24), Федеральным законом от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (ст. 9), Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ст. 17), Федеральным законом от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ст. 8) и др.

Названные акты, как правило, оговаривают возможность субъектов регулируемых ими правоотношений обратиться в третейский суд с иском о разрешении спора, который может возникнуть, на основании соответствующего третейского соглашения. Такая юридическая возможность является альтернативой разрешения правовых споров государственными судами.

Международный коммерческий арбитраж подразделяется:

  • На Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России;
  • Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России;
  • Иные международные третейские суды.

Существуют следующие виды постоянно действующих третейских судов:

  • Постоянно действующие третейские суды открытого типа (рассматривают любые споры, подпадающие под юрисдикцию третейских судов в соответствии с действующим законодательством);
  • Постоянно действующие третейские суды открытого типа специальной компетенции (разрешают споры, которые относятся к их компетенции в результате указания учредителей): третейские суды на фондовом рынке, морские арбитражи, третейские суды для рассмотрения банковских споров и т.д.;
  • Постоянно действующие третейские суды закрытого типа (вправе рассматривать только споры, которые передаются на их разрешение ограниченным количеством лиц, являющихся членами организации, создавшей такой третейский суд). Например, третейский суд саморегулируемой организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка».

«Внутренний» (национальный) третейский суд

Во «внутренний» (национальный) третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. Указание на гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, рассматриваемых в порядке особого производства, не отвечающих традиционным признакам споров о праве (дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и др.). Такое ограничение сферы компетенции третейских судов связано с природой гражданских правоотношений, которые, как следует из ст. 8, 19, 34 и 35 Конституции России и конкретизирующей их положения ст. 1 ГК РФ «Основные начала гражданского законодательства», основаны на признании равенства участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Так, например, предметом третейского разбирательства не могут быть споры, связанные с не исполнением акта арбитражного суда, поскольку такие споры относятся к сфере публичных отношений и подлежат рассмотрению в государственных судах, равно как и требования об индексации присужденных к взысканию третейским судом денежных средств (см., например, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 1120/07 по делу № А72-4378/06-25/216).

Обратим особое внимание, что дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд (часть третья ст. 33 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Спор возможно передать на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Данное соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в государственном суде (суде общей юрисдикции или арбитражном суде), может быть заключено до принятия решения по спору государственным судом. Спор невозможно передать на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки.

Применяемые нормы при разрешении споров

Третейский суд разрешает споры на основании Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента и постановлений Правительства России, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов России и органов местного самоуправления, международных договоров России и иных нормативных правовых актов, действующих на территории России. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Применение медиации к спору в третейском суде

Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным законом об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). В случае если третейскому суду представлено такое соглашение, он выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации. Срок проведения данной процедуры устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.

Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным законом о третейских судах.

Образование третейских судов

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством России, и их объединениями(ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов России и органах местного самоуправления (часть вторая ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»).

Такой суд считается образованным, когда организацией — юридическим лицом:

  1. Принято решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
  2. Утверждено положение о постоянно действующем третейском суде;
  3. Утвержден список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный государственный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Судебная практика по третейским соглашениям

Требование об отмене определения об отмене решения третейского суда удовлетворено, поскольку соглашение между сторонами о передаче спора именно данному третейскому суду не заключалось (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.12.2009 № КГ-А40/14201-09 по делу № А40-76418/09-8-950).

В удовлетворении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда отказано правомерно, так как в нарушение закона о третейских судах между сторонами спора отсутствовало надлежащим образом оформленное третейское соглашение, подтверждающее намерение сторон передавать споры на рассмотрение в третейский суд (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.07.2009 № КГ-А40/5057-09 по делу № А40-8897/09-50-104, от 31.07.2009 № КГ-А40/4643-09 по делу № А40-14477/09-39-167; постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2010 по делу № А12-9055/2009).

Отказано в удовлетворении требования об отмене определения об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поскольку между сторонами отсутствует надлежащим образом оформленное третейское соглашение о передаче споров на рассмотрение в третейский суд (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.11.2009 № КГ-А40/10574-09 по делу № А40-29174/09-69-341).

Суд, установив, что третейская оговорка носит неконкретный характер и затруднительна для исполнения, обоснованно указал на необходимость разрешения спора в арбитражном суде (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.04.2009 по делу № А32-20799/2008).

Преимущества рассмотрения спора в третейском суде

Рассмотрение спора в третейском суде имеет следующие преимущества:

  • Возможность выбора самого суда. Стороны не связаны местом жительства гражданина, местом нахождения юридического лица. При этом судебное разбирательство не обязательно будет проходить в месте нахождения третейского суда. В случае необходимости спор может быть рассмотрен выездной сессией третейского суда в любом месте России или на территории иностранного государства;
  • Возможность выбора конкретного третейского судьи. Стороны выбирают в качестве третейских судей лиц, в чьих нравственных и профессиональных качествах они не сомневаются. Это позволяет быть уверенным, что спор будет разрешен квалифицированно;
  • Стороны вправе по согласованию с третейским судом выбрать не только место, но и время рассмотрения спора;
  • Конфиденциальность содержания разбирательства дела (закрытый для третьих лиц характер процедуры рассмотрения спора, сохранение в тайне третейскими судьями информации, полученной в ходе разрешения спора);
  • Оперативность рассмотрения спора. Спор разрешается на практике в среднем от одной недели до двух-трех месяцев;
  • Отсутствие жестких процессуальных и доказательственных правил. Стороны спора вправе предусмотреть свои правила разрешения спора, за исключением отдельных вопросов, по которым законом сторонам не предоставлено права договариваться;
  • Окончательность вынесенного решения. Стороны могут предусмотреть, что решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Так, например, в удовлетворении заявления об отмене решения третейского суда, принятого по иску о взыскании долга по договору о предоставлении возобновляемой кредитной линии и о взыскании процентов за пользование кредитом, отказано правомерно, поскольку в соответствии с третейским соглашением сторон решение третейского суда является окончательным и оспариванию не подлежит (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.01.2010 по делу № А43-30512/2009). А в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.01.2010 по делу № А58-7656/09 указывалось, что производство по делу об отмене решения третейского суда прекращено правомерно, поскольку решения данного третейского суда признаются сторонами окончательными и обязательными для исполнения;
  • Реальная ответственность третейских судей. Третейские судьи получают за свою деятельность соответствующий гонорар, который напрямую зависит от количества дел, рассмотренных судьей, и качества их разрешения, а значит и от его репутации. Это дает дополнительные гарантии беспристрастности судей;
  • Возможность принудительного исполнения решения третейского суда (государственный суд выдает исполнительный лист, в случае если решение третейского суда не исполняется ответчиком добровольно).

Справочно

Открытый список постоянно действующих третейских судов России доступен по ссылке http://www.arbitrage.spb.ru/sud/SPISOKTS/spisokts.html.

79. Правовое регулирование деятельности третейских судов в рф. Место третейского суда в системе юрисдикционных органов.

  • •Оглавление
  • •Понятие арбитражного процесса и его соотношение с гражданским процессом.
  • •Задачи арбитражного процессуального права. Стадии арбитражного процесса
  • •Источники арбитражного процессуального права
  • •Классификация принципов.
  • •Организационные принципы арбитражного процесса
  • •6. Функциональные принципы арбитражного процесса (диспозитивность, состязательность и др)
  • •Система Арбитражных судов рф
  • •Арбитражные суды округов (порядок образования, структура, компетенция).
  • •Арбитражный суд субъекта рф (порядок образования, структура, компетенция).
  • •Суд по интеллектуальным правам: порядок образования, структура и компетенция
  • •Понятие подведомственности. Критерии разграничения подведомственности между общими и арбитражными судами.
  • •12. Подведомственность ас дел, возникающих из гражданских и иных сходных по природе правоотношений.
  • •13. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
  • •14. Специальная подведомственность дел ас
  • •15. Родовая подсудность дел ас
  • •16. Территориальная подсудность дел ас и её виды
  • •17. Передача дел из одного ас в другой
  • •18. Право на обращение в ас. Субъекты, правомочные возбудить дело в ас
  • •19. Порядок реализации права на обращение в ас и последствия его несоблюдения
  • •20. Понятие и виды обеспечительных мер ас, порядок их применения.
  • •21. Задачи, порядок и сроки подготовки дела к судебному разбирательству. Предварительное судебное заседание. Назначение дела к судебному разбирательству. Извещения и вызовы.
  • •22. Примирительные процедуры. Порядок, условия и последствия заключения мирового соглашения.
  • •23.Рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции. Части судебного разбирательства. Вопросы, разрешаемые в каждой из частей судебного разбирательства. Раздельные судебные заседания.
  • •24. Раскрытие доказательств. Особенности исследования и оценки отдельных доказательств.
  • •25. Распределение обязанностей по доказыванию в арбитражном процессе. Доказательственные презумпции.
  • •26. Отложение и перерыв судебного разбирательства
  • •27. Приостановление производства по делу, отличие от отложения
  • •28. Прекращение производства по делу, основания и правовые последствия
  • •29. Оставление искового заявления без рассмотрения, основания и правовые последствия
  • •30. Протокол судебного заседания. Порядок предоставления и рассмотрения замечаний на протокол.
  • •31. Понятие и виды судебных актов арбитражного суда первой инстанции
  • •Виды постановлений арбитражного суда:
  • •Решение арбитражного суда
  • •Характерные признаки решения арбитражного суда:
  • •Значение решения арбитражного суда:
  • •Определение арбитражного суда
  • •Постановления арбитражных судов
  • •32. Сущность и значение решения арбитражного суда.
  • •33. Содержание решения арбитражного суда.
  • •34. Требования, предъявляемые к решению арбитражного суда.
  • •35. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом.
  • •36. Немедленное исполнение решения арбитражного суда.
  • •37. Законная сила решения арбитражного суда (понятие, свойства и пределы).
  • •38. Определения арбитражного суда первой инстанции и их классификация.
  • •39. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Общие правила их рассмотрения.
  • •40. Особенности производства в арбитражном суде по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
  • •42. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях.
  • •43. Особенности возбуждения и разбирательства в арбитражном суде дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
  • •44. Рассмотрение в особом производстве дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
  • •45. Производство по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • •46. Производство по делам о несостоятельности (банкротстве).
  • •47. Рассмотрение дел по корпоративным спорам.
  • •48. Производство по делам о защите прав и законных интересов группы лиц.
  • •49. Упрощенное производство.
  • •50. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
  • •51. Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
  • •52. Понятие и сущность апелляционного производства в арбитражном процессе.
  • •54. Порядок и пределы рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции.
  • •55. Основания к отмене или изменению решения арбитражного суда первой инстанции, вынесению нового решения.
  • •56. Полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции (ст. 269 апк).
  • •57. Содержание постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
  • •58. Понятие и сущность кассационного производства.
  • •Понятие и сущность кассационного производства.
  • •60. Порядок и пределы рассмотрения дел арбитражным судом округа в кассационном порядке.
  • •61. Полномочия арбитражного суда округа как кассационной инстанции.
  • •62. Основания к изменению или отмене решения, вынесению нового решения арбитражным судом округа в кассационном порядке.
  • •63. Постановление суда кассационной инстанции. Обязательность указаний суда кассационной инстанции.
  • •64. Право на обращение в Верховный Суд рф с кассационной жалобой: субъекты, объекты, срок и порядок подачи. Возвращение кассационной жалобы.
  • •68. Понятие и цели пересмотра судебных актов в порядке надзора.
  • •70. Рассмотрение надзорной жалобы судьей Верховного Суда рф.
  • •71. Рассмотрение дела в порядке надзора Президиумом Верховного Суда рф в судебном заседании.
  • •72. Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
  • •73. Полномочия Президиума Верховного Суда рф как надзорной инстанции.
  • •74. Содержание постановления Президиума Верховного Суда рф. Обязательность указаний, содержащихся в постановлении.
  • •75. Понятие и сущность производства по пересмотру судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • •76. Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств, отличие от новых доказательств. Основания пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • •77. Порядок обращения в суд по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • •78. Рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия суда, рассмотревшего заявление по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • •79. Правовое регулирование деятельности третейских судов в рф. Место третейского суда в системе юрисдикционных органов.
  • •80. Виды третейских судов. Постоянно действующие третейские суды и их виды. Рассмотрение дел в третейских судах.
  • •81. Переговоры и посредничество как формы разрешения экономических и иных споров, возникающих между хозяйствующими субъектами.
  • •82. Процедура медиации как альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника-медиатора.

13. Квалификационные коллегии судей

1. Виды квалификационных коллегий судей:

высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ. квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей обшественности, представителей Президента РФ. Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в количестве 29 членов. Члены коллегии из числа судей избираются по следующим нормам представительства:

• судей Верховного Суда РФ — два судьи; • судей Высшего Арбитражного Суда РФ — два судьи; • судей федеральных арбитражных судов округов — три судьи; • судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов — четыре судьи; • судей арбитражных судов субъектов РФ — четыре судьи; • судей окружных (флотских) военных судов — три судьи; О членов коллегии — представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ; •один член коллегии — представитель Президента РФ назначается Президентом РФ.

2. Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ избирают-;я тайным голосованием на съезде делегатами съезда от соответствую-цих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов. Избрание судей в состав Высшей квалификационной коллегии вместо выбывших в период между съездами производится Советом судей РФ. Квалификационная коллегия судей субъекта РФ формируется по следующим нормам представительства: от судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — два судьи;

• от судей арбитражного суда субъекта РФ — пять судей; • от судей гарнизонных военных судов — один судья; • от судей районных судов — три судьи; • от судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ — один судья; • от мировых судей — один судья; • 7 представителей общественности; •один представитель Президента РФ.

Представитель Президента РФ в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначается Президентом РФ. Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители. Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд.

3. Полномочия квалификационных коллегий судей. Высшая квалификационная коллегия судей РФ:

• рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения, а также заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов; • объявляет в СМИ об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов; • приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов, членов совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ; • осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов; •дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов; присваивает судьям первый и высший квалификационные классы; налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка; утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей; рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов РФ, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями; знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов РФ, изучает и обобщает практику их работы, организует учебу членов этих коллегий; принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами РФ и присвоении им почетных званий РФ; иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ:

рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и дают свои заключения; утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи; объявляют в СМИ об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов; организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности; приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов; осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, присваивают судьям квалификационные классы (за исключением первого и высшего); дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов; налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов; осуществляют иные полномочия. Высшая квалификационная коллегия судей РФ, а также квалификационные коллегии судей субъектов РФ, могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на 2/3.

4. Квалификационная аттестация судьи — это проверка уровня правовых знаний судьи, умения применять эти знания при рассмотрении судебных дел, деловых качеств судьи и его соответствия требованиям, предъявляемым к судьям. Основания проведения аттестации судьи: V присвоение очередного квалификационного класса; • назначение судьи на должность председателя суда, его заместителя или председателя судебной коллегии; • назначение в вышестоящий суд; • истечение срока полномочий судьи, когда он был впервые назначен на судейскую должность сроком на 3 года. Судьям присваиваются квалификационные классы шести уровней (от пятого до высшего) в зависимости от стажа работы, занимаемой должности и уровня квалификации. Аттестацию проходят и некоторые работники аппарата суда (советники, консультанты, секретари суда и т. п.). В зависимости от результатов им присваиваются классные чины: юрист первого — третьего класса, советник юстиции первого — третьего класса, государственный советник первого — третьего класса. В зависимости от квалификационного класса (классного чина) определяется размер оплаты труда судей (работников аппарата суда). Судья имеет право на повышение квалификации один раз в 3 года в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования с сохранением денежного содержания на период обучения. Повышение квалификации организуется соответственно Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ и осуществляется для судей федеральных судов за счет средств федерального бюджета, а для мировых судей — за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Третейский суд считается альтернативой государственной судебной системе. В России его деятельность подчинена законодательному регулированию, а исполнение его решений реализуется только через обращение в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.

Нормативно-правовая основа деятельности третейских судов

В современной России третейские суды действуют с начала 1990-х годов. Их формирование началось с принятием Постановления ВС РФ от 24.06.1992 №3115-1 «Об утверждении Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров». Затем последовало принятие Закона «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002, который достаточно долго регулировал деятельность таких судов. На сегодняшний день действует новый закон – ФЗ «Об арбитраже в Российской Федерации» от 29.12.2015 №382-ФЗ. Он, а также положения АПК РФ и ГПК РФ являются основной нормативно-правовой базой для осуществления третейского разбирательства, оспаривания и исполнения решений третейских судов.

С принятием нового Закона была сделана ставка на качество негосударственного арбитража, что неминуемо привело к предъявлению более высоких требований к деятельности третейских судов и арбитров. Результаты переходного этапа реформирования, который завершился к ноябрю 2017 года, были весьма показательны: количество третейских судов резко сократилось – с более чем 1500 до 4.

Изменения в используемых понятиях

Новое законодательство изменило понятийный аппарат и дополнило его новыми определениями:

  • Понятия «третейское разбирательство» и «арбитраж» стали синонимами и означают процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом.
  • Изменилось определение третейского суда. Теперь это либо коллегия арбитров (третейских судей), либо единоличный арбитр (третейский судья). Ранее, напомним, под понятием «третейский суд» подразумевался именно суд – постоянно действующий или специально созданный для разрешения конкретного спора.
  • Постоянно действующие третейские суды заменили арбитражные учреждения. При этом требования возросли в разы, что и привело к сокращению количества судов до минимума.
  • Третейский суд, создаваемый для разрешения конкретного спора, остался. Правда, порядок его деятельности серьезно изменился. Такие суды не осуществляют функции администрирования, а значит, не имеют правовой возможности назначать арбитров, вести делопроизводство и собирать арбитражные сборы. Их деятельность и возможности ограничены на законодательном уровне. Преимущество отдано арбитражным учреждениям.
  • То, что ранее называлось третейским соглашением, стало арбитражным соглашением. Аналогичный подход и к третейской оговорке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *