Жилье под расселение

В разделе «Аварийный жилищный фонд» представлены сведения по аварийным домам, подлежащим расселению.

В разделе «Контроль качества домов» представлены построенные дома, по которым имеются обращения, указывающие на конкретные недостатки качества жилых помещений.

В разделе «Контракты на переселение» представлены заключенные контракты по переселению граждан из аварийного жилья, включая: контракты на строительство многоквартирных домов, участие в долевом строительстве, покупку помещений у застройщика, покупку помещений на вторичном рынке, выкуп помещений у собственников, а также другие контракты.

В разделе «Строящиеся дома» представлен перечень строящихся домов по программам переселения граждан из аварийного жилья.

В разделе «Построенные дома» представлен перечень построенных домов по программам переселения граждан из аварийного жилья.

В разделе «Ранг субъектов» представлен рейтинг субъектов по реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также итоговый показатель выполнения программ.

Вся информация собрана на основании мониторинга расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 1 января 2012 года и подлежащего сносу или реконструкции в связи с физическим износом.

В Красноярске аварийными и подлежащими расселению официально признаны 437 жилых домов. И еще сотни ветхих домов пока заключения об аварийности не имеют и ни в какие списки на расселение не включены. Сейчас у жителей появилась возможность ускорить этот процесс.

Для того чтобы начать для дома процедуру признания его аварийным, жильцы должны предоставить в администрацию результаты обследования конструкций здания, выполненного специализированной организацией.

Эта работа должна оплачиваться за счет собственников жилья. Однако найти на это средства жители многих домов не могут. В этом году в бюджете города предусмотрели средства на проведение обследований.

Для их получения управляющей компании нужно подать заявку в департамент городского хозяйства администрации города. К этому моменту такой возможностью воспользовались 7 управляющих компаний. Они подали заявления на получение субсидий для обследования технического состояния в общей сложности на 25 жилых домов.

По результатам этой работы дома должны быть признаны аварийными и подлежащими сносу. После чего с жителей перестанут собирать плату на капитальный ремонт, а сами дома в дальнейшем включат в очередь на расселение.

В настоящий момент переселение из аварийного жилого фонда в Красноярске происходит по региональной адресной программе ликвидации аварийного жилья. На данный момент в нее включено 236 домов, которые были признаны аварийными до 1 января 2017 года. Их планируют расселить до 2025 года.

Еще для 194 домов, не вошедших в региональную программу, сроки расселения пока не определены. При этом в ближайшее время власти собираются увеличить темпы расселения аварийных домов.

Объемы аварийного жилья продолжают увеличиваться. Фото РИА Новости

Российские власти теперь надеются ускорить расселение из ветхого и аварийного жилья. По крайней мере, такие планы озвучивает премьер РФ Михаил Мишустин. Проблема расселения из аварийного жилищного фонда не решалась десятилетиями, что подтверждается нарастающей площадью такого жилья. Чтобы переломить эту тенденцию, в стране нужно удвоить объемы строительства. Необходимы также новые стимулы для региональных чиновников, которые должны расселять ветхое жилье и поддерживать существующий жилищный фонд, чтобы он не пополнял аварийные площади, указывают эксперты.

«Президент поставил задачу ускорить такую работу (по расселению из аварийного жилья. – «НГ») и обеспечить опережающее достижение целей по расселению аварийных многоквартирных домов», – рассказал в среду премьер на заседании кабинета министров. Он также подчеркнул, что все необходимые для этого меры как финансового, так и нормативного характера будут учитываться при формировании бюджета на 2021 год.

В частности, вице-премьер Марат Хуснуллин объяснял, что ускорять расселение ветхого жилья власти намерены за счет специального законопроекта, который будет внесен в Госдуму уже в осеннюю сессию. «У нас есть программа расселения аварийного и ветхого жилья. Мы сейчас смотрим, как ее ускорить, чтобы ее не 2024 годом закончить, а 2023-м. И так как объем этого жилья достаточно большой по стране, мы готовим сейчас предложения, в осеннюю сессию в Госдуму будем вносить определенные законопроекты, позволяющие ускорить эту программу», – рассказывал вице-премьер. «Для того чтобы ускорить программу по сносу этого жилья, мы подготовили поправки в 185-й Федеральный закон, эти поправки будут приняты осенью. В рамках тех лимитов, которые определены субъекту РФ до 2024 года, можно будет денежные средства выбирать раньше», – говорил глава Минстроя Владимир Якушев.

В начале июня правительство представило президенту общенациональный план восстановления экономики, который в том числе предполагал опережающую реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (входит в нацпроект) за счет средств 2023–2024 годов, в том числе с установлением возможности использования кредитных механизмов и субсидирования процентных ставок. Указанный проект, в частности, предполагает, что к концу 2024 года объем расселенного аварийного жилого фонда должен достичь 9,54 млн кв. м, а число граждан, переселенных из него, – 530,9 тыс. Общий объем финансирования реализации федерального проекта по расселению из всех источников составит 507,2 млрд руб. до конца 2024 года.

Сегодняшние заявления чиновников – фактически повторение прошлогодних планов. Так, в Минстрое объявляли, что «в период 2019–2024 годов будет расселено 531 тыс. человек, которые проживают в жилом аварийном фонде, 9,5 млн кв. м». То есть теперь эти цели хотят «уплотнить» до 2023 года. При этом заявленные цели чиновников «не бились» с их же целями по введению в эксплуатацию нового жилья (см. «НГ» от 21.02.19).

Экономисты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования оценивали, что к 2025 году накопленный объем выбытия ветхих и аварийных многоквартирных домов составит более 80 млн кв. м, а к 2035-му он достигнет уже почти 191 млн кв. м. Правда, только в том случае, если вводиться будет около 90 млн кв. м жилья ежегодно (см. «НГ» от 09.10.19).

Законопроект, анонсированный Хуснуллиным и Якушевым по ускорению расселения аварийного жилья, не единственный. Ранее также предлагалось решать проблему расселения из аварийного жилья за счет выкупа государством невостребованной, нераспроданной недвижимости (см. «НГ» от 16.06.20).

При этом власти отчитываются об «опережающих темпах расселения аварийного жилья». «С прошлого года расселено уже более 1,3 млн кв. м аварийного жилья, жилищные условия улучшили более 85 тыс. человек. Темпы хорошие, 34 региона в этом году полностью достигли целевых показателей», – подчеркнул в среду Михаил Мишустин. Владимир Якушев ранее сообщал, что по состоянию на 1 июня 2020 года в России расселено уже 1,074 млн кв. м (+7,43% к плану) и более 66 тыс. человек (+21,6%). При этом только по итогам 2019 года из аварийных домов переехало около 30 тыс. россиян, а сам аварийный жилой фонд сократился на 527 тыс. кв. м, рассказывал министр. Глава Минстроя подчеркивал: федеральный проект по расселению аварийного жилого фонда стал одним из наиболее эффективных в уходящем году, превысив целевые показатели 2019 года почти в четыре раза.

Действительно, определенное ускорение работ по расселению жителей из аварийного и ветхого жилья происходит. Так, на сайте фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) «Реформа ЖКХ» сообщается, что с 2008 по 2013 год было расселено свыше 5,19 млн кв. м аварийного жилья, то есть примерно по 1 млн кв. м ежегодно. При этом с 2014 по 2018 год было расселено уже 10,8 млн кв. м, или 2,16 млн ежегодно.

Однако, несмотря на ускорение, оставшиеся объемы для расселения впечатляют. Как следует из данных на сайте «Реформа ЖКХ», в настоящий момент «на учете» для расселения находится свыше 72 тыс. аварийных домов общей площадью 19,24 млн кв. м, а очереди на переселение ждут 1,13 млн человек.

И это притом что объемы ветхого и аварийного жилья имеют тенденцию к увеличению. Так, количество аварийных многоквартирных домов в РФ выросло с 2014 по 2017 год на 24,5%, а объем жилого фонда, имеющего износ от 66 до 70% и выше, не только не сокращается, а даже имеет тенденцию к увеличению, рассказывали в Счетной палате (см. «НГ» от 05.11.19). Для сравнения: в 2015 году объем аварийного жилищного фонда в РФ составлял 19,6 млн кв. м, или 0,5% от общего жилищного фонда в стране, но уже в 2018-м – 25,5 млн кв. м, или 0,7% от всего жилищного фонда, следует из данных Росстата.

Основная проблема расселения такого жилья – медленные темпы строительства нового. «Только в середине 2010-х Россия вышла на объемы строительства позднесоветского периода РСФСР (порядка 80 млн кв. м жилья). Но в современных условиях этого недостаточно», – говорит управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. Ввод нового жилья прямо не влияет на ситуацию с ветхим и аварийным жильем, так как жители ветхих домов, как правило, относятся к самым бедным слоям населения, которым не по карману покупка новых квартир. «Новые квадраты обращаются в среде граждан со средними и высокими доходами, в то время как квадратные метры у основной массы населения продолжают стареть», – поясняет она, замечая, что для решения это проблемы темпы строительства должны быть в два раза выше.

Другая причина ветшания жилья – низкие затраты на капитальный ремонт и плохая эксплуатация жилищного фонда в 1990-е – нулевые годы, обращает внимание Литинецкая. «Ежегодный объем капитально отремонтированных помещений в 1990–2010-х годах относительно 1970–1980-х годов сократился в 2–3 раза. Из-за этого ветшание жилого фонда ускорилось. Если в 1990 году в России насчитывалось 3,3 млн аварийных квадратных метров, то к 2017 году их число увеличилось до 25 млн. Начинается выбытие огромных массивов жилья, построенных в советское время (хрущевки 1950–1970-х годов, которые составляют 36% жилой площади)», – поясняет эксперт. Таким образом, в исторически обозримый период такой же процесс начнется с жилым фондом 1970-х – середины 1990-х годов, то есть без кардинальных мер проблема будет только становиться острее, резюмирует она.

Кроме того, говорит совладелец группы «Родина» Владимир Щекин, бремя решения задач расселения в основном переложено на региональные власти, у которых денег на это нет. «Более того, у них появляется интерес в занижении реального объема ветхого и аварийного жилья, который, вероятно, больше официальных данных Росстата. Власти пытаются разработать механизмы расселения, требующие вложений жителей аварийных и ветхих домов, но они практически не работают в силу того, что у владельцев квартир в таком жилье денег нет», – подчеркивает он.

В рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) предоставляется финансовая поддержка Вологодской области на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с областными адресными программами по переселению.

На территории области программы по переселению граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда содействия реформированию ЖХК с привлечением средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований реализуются с 2008 года. На данный момент завершено семь областных адресных программ. В результате их выполнения за период с 2008 по 2017 годы переселен 13 931 человек из 1 483 аварийных домов. На реализацию программ было направлено более 7 миллиардов рублей, в том числе: средств Фонда содействия реформированию ЖКХ — более 4,4 миллиарда рублей; средств областного бюджета – 2,2 миллионов рублей; порядка 0,4 миллионов рублей направлено из бюджетов муниципальных образований.

Во исполнение регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», являющегося составляющей национального проекта «Жилье и городская среда», постановлением Правительства области от 1 апреля 2019 года № 322 утверждена областная адресная программа № 8 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019 — 2025 годы» (далее – Программа).

В Программу включены 543 аварийный дом, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, площадью 116,75 тыс.кв.м, в которых проживает 6 460 человек.

25 апреля 2019 года Вологодская область заключила соглашение на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ) на реализацию данной Программы.

В рамках Программы запланировано финансирование в размере 4,1 млрд. рублей.

Программа разбита на 6 этапов ее реализации. Каждый этап двухгодичный.

В настоящее время Вологодская область реализует 1этап Программы. Срок завершения 1 этапа Программы 31 декабря 2020 года.

Верховный суд РФ запретил брать доплату с переселенцев из аварийных домов: возмещение гражданами разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилья не предусмотрено ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой.

Суть дела

До высшей инстанции дошёл спор жителей Архангельской области с местными властями. Заявителей обязали внести доплату за квартиру, в которую истцы должны были переехать из аварийного жилья. Своё требование чиновники объяснили разницей рыночной стоимости между новой и ветхой недвижимостью.

Согласно материалам дела, администрация сочла, что многоквартирный дом, в котором проживали заявители, необходимо снести, поскольку он признан аварийным. В связи с чем стороны заключили договор об изъятии старой квартиры и предоставлении нового жилья. В этом же документе администрация прописала обязанность переселенцев доплатить примерно два миллиона рублей — разницу между рыночной стоимостью предоставляемого и изымаемого жилого помещения.

Собственники выразили несогласие с доплатой и оспорили данное требование договора в суде и даже получили поддержку при разбирательстве в первой инстанции. Суд указал, что, поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу, а истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления нового жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования администрации о выплате разницы в цене являются незаконными. В связи с чем районный суд обязал власти предоставить истцам жилые помещения.

Однако апелляционная инстанция отменила это решение, сославшись на нормы жилищного законодательства об обязанности оплатить разницу в цене: при отсутствии соглашения сторон и в случае предоставления жилого помещения стоимостью выше выкупной цены. Областной суд счёл, что раз заявители не согласились с формулировками договора, значит стороны не достигли согласия об условиях изъятия у них недвижимости и предоставления новой квартиры.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда с такой трактовкой законов не согласилась.

Позиция ВС

ВС напоминает, что в соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, а также повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства законодательство устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, указывает ВС.

Он напоминает свою правовую позицию, изложенную в обзоре судебной практики по делам о жилищных правах граждан от 29 апреля 2014 года: в случае если жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, то собственник помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилья в собственность либо его выкуп.

«При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав», — отмечает ВС.

Региональная же программа переселения регламентирует, что после 1 августа 2013 года оплата разницы по площади между расселяемым и получаемым жильем осуществляется за счет средств фонда и областного бюджета.

В случае если стоимость приобретаемого или строящегося жилого помещения превышает стоимость переселения, то оно оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального образования, на территории которого находится расселяемый многоквартирный дом, говорится в положениях программы.

Права переселенцев из аварийного жилья закреплены и в соответствующем кодексе, нормы которого также определяют, что собственники получают либо новое жилье, либо выкуп за старую непригодную к жительству недвижимость.

«Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого», — подчёркивает ВС.

В связи с чем судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (определение №1-КГ19-9).

Алиса Фокс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *