Регулирование тарифов

Органы государственного регулирования цен

В соответствии с действующим законодательством государственное воздействие на цены осуществляется на трех уровнях: федеральном, уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.

На федеральном уровне регулируются цены на следующие виды продукции и услуг: газ природный и другие виды газа (кроме реализуемого населению), продукция топливно-ядерного цикла, электроэнергия и теплоэнергия, перекачка, перевалка и налив нефти; продукция оборонного значения, драгоценные металлы, драгоценные камни; протезно-ортопедические изделия; перевозки на железнодорожном транспорте, обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; отдельные услуги почтовой и электрической связи.

На уровне субъектов Федерации регулируются: тарифы на электро- и теплоэнергию, цены на газ природный и сжиженный, твердое топливо, керосин, реализуемый населению, отдельные виды перевозок пассажиров и грузов, жилищно-коммунальные услуги, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера, наценки на продукцию общественного питания, торговые надбавки к ценам на продукты детского питания. Дополнительно к установленному перечню за счет средств специально сформированных фондов в целях социальной защиты населения региональные органы власти могут устанавливать регулируемые цены на товары народного потребления.

Государственное регулирование цен на уровне местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, переданных органами власти субъектов Федерации. На местном уровне органы исполнительной власти местного самоуправления занимаются вопросами ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Непосредственно вопросами ценообразования занимаются соответствующие органы исполнительной власти. Они формируют и реализуют политику цен.

Федеральными органами исполнительной власти, занимающимися вопросами ценообразования, являются: Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная служба по тарифам и Федеральная антимонопольная служба.

Минэкономразвития России во исполнение Конституции РФ осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных и федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам государственного регулирования цен (тарифов), нетарифного и тарифного регулирования экспорта и импорта товаров (за исключением товаров, подпадающих под действие законодательства об экспортном контроле), развития конкуренции, а также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по государственным резервам.

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляет государственное регулирование цен, тарифов в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги транспортных терминалов, портов, аэродромов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров, подлежащих государственному регулированию.

Основными функциями Федеральной службы по тарифам являются:

а) определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением, установлением и применением Цен и тарифов в следующих отраслях промышленности и услуг: •

— в электроэнергетике; •

— в газовой отрасли; •

— в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; •

— на железнодорожном транспорте; •

— в сфере услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов; •

— в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи; •

— в отношении продукции ядерно-топливного цикла; •

— в отношении продукции оборонного назначения; •

— в отношении водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28%, производимой на территории РФ или ввозимой на таможенную территорию РФ; • в отношении этилового спирта из пищевого сырья, производимого на территории РФ;

б) рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями.

Порядок принятия решений по установлению цен и тарифов определяется Правительством РФ на основе федеральных законов и актов Президента РФ.

В ведении Минэкономразвития России находится Федеральное агентство по государственным резервам, в числе функций которого — оказание государственной поддержки отраслям экономики, субъектам Федерации и организациям, регулирующей воздействие на рынок, проведение закупочных и товарных интервенций. Данное агентство имеет свои территориальные органы.

В ведении Правительства РФ находится Федеральная антимонопольная служба, в функции которой входят: •

— контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг; •

— надзор и контроль над соблюдением законодательства о естественных монополиях; •

— временный надзор и контроль над соблюдением законодательства о рекламе. Федеральная антимонопольная служба имеет свои территориальные органы.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству, находясь в ведении Министерства сельского хозяйства РФ, регулирует рынки сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия, оказывает государственную поддержку организациям агропромышленного комплекса.

Министерство финансов РФ утверждает прейскуранты цен на драгоценные камни, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и реализуемые из него.

Органы исполнительной власти местного уровня: •

— осуществляют регулирование цен на местном рынке; •

— обеспечивают реализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию;

— устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета финансирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготавливаемые и реализуемые на местном рынке.

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1507;

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована целями второго уровня, среди которых выделим:

– обеспечение экономической безопасности страны;

– защита отечественного товаропроизводителя;

– защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;

– создание условий для нормальной конкуренции;

– ограничение власти предприятий-монополистов;

– ограничение инфляционного роста цен в результате возник­новения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;

– поддержание ценовых пропорций.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными – воздействие на цены посредством использования экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные Цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, Демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). К косвенным мерам Можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансовую, инвестиционную, кредитную и денежную политику и т.д. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. На основании этого положения президент РФ совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства о ценообразовании. В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне – это правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, в частности, Министерство экономического развития и торговли и Федеральная служба по тарифам. На уровне субъектов Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по ценообразованию.


Прямое или непосредственное государственное регулирование цен может осуществляться различными способами:

1) установление фиксированных цен;

2) установление предельного уровня рентабельности (практически не используется в мировой практике);

3) установление предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок и торговых наценок;

4) установление предельных коэффициентов изменения цен;

5) декларирование цен;

6) установление рекомендательных цен.

Правительство РФ и федеральные органы испольнительной власти осуществляют государственное регулирование цен на следующие виды продукции:

– природный газ, нефтяной (попутный) газ;

– продукция ядерно-топливного цикла;

– электрическая и тепловая энергия, услуги по передаче элекрической энергии по сетям;

– транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

– продукция оборонного значения;

– алмазное сырье, драгоценные камни;

– протезно-ортопедические изделия;

– перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

– перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте;

– погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами;

– услуги ледокольного флота;

– аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;

– обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

– отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

– водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;

– этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации.

Органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) на продукцию, от производства которой зависит экономическая безопасность территории, бесперебойное функционирование основных систем, обеспечивающих основные условия жизни населения. В настоящее время органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование цен на:

– топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;

– перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

– торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг;

– социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации могут вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на отдельные виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций:

– снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

– наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

– торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

– перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;

– перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

– перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

– перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

– транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

Задачи

1. В условиях предоставления предприятиям-производителям права формирования свободных оптовых отпускных цен, устанавливающихся исходя из конъюнктуры рынка, не является ли утверждение минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% фактором, ограничивающим это право производителя, а также способом искусственного повышения цен на эту продукцию?

2. Определите возможную предельную розничную цену на лекарственное средство, зарегистрированная цена которого составила 150 руб., предельный размер снабженческо-сбытовой надбавки – 30%, предельный размер торговой надбавки – 20%.

3. Определите регулируемую оптовую и розничную цену на изделие предприятия пищевой промышленности при следующих условиях: затраты на сырье и материалы – 27 руб.; оплата труда с начислениями – 5,7 руб.; косвенные расходы – 12% к переменным затратам; уровень рентабельности – 20% к себестоимости; НДС – 10% к розничной цене; предельный уровень торговой скидки – 15 % к розничной цене.

4. Определите предельную отпускную и предельную розничную цену на лекарственное средство при различных вариантах организации товародвижения, если зарегистрированная цена составляет 20 руб., предельная оптовая надбавка 30%, предельная розничная надбавка 35%.

Вариант 1. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя по зарегистрированной цене.

Вариант 2. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя по цене ниже зарегистрированной на 10%.

Вариант 3. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от оптовой организации по предельной цене закупки.

Тесты

1. На уровне субъектов федерации цены регулируются:

а) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях;

б) протезно-ортопедические изделия;

в) услуги систем водоснабжения и канализации;

г) плату за обучение в вузах;

д) оплату населением жилья и коммунальных услуг.

2. Регулирование цен на продукцию ликероводочной промышленности осуществляется в форме:

а) предельного уровня рентабельности;

б) фиксированных цен;

в) предельно высоких цен;

г) предельно низких цен.

3. Государство регулирует:

а) торговые надбавки на обувь;

б) торговые надбавки на продукты детского питания;

в) торговые надбавки на товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах;

г) торговые надбавки на ткани.

4. Цены регулируются на уровне субъектов Федерации:

а) на услуги, оказываемые предприятиям промышленности железнодорожным транспортом на подъездных путях;

б) керосин;

в) протезно-ортопедические изделия;

г) топливо твердое, реализуемое для населения.

5. К косвенным методам регулирования цен можно отнести:

а) установление предельного норматива рентабельности;

б) установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции;

в) изменение акцизной ставки;

г) установление паритетных цен.

6. Цена предельная – это:

а) цена, при которой объем спроса на товар равен объему его предложения;

б) максимальное количество денег, которое покупатель готов заплатить за товар;

в) значение цены, устанавливаемое государством в качестве ее верхнего или нижнего предела;

г) цена, складывающаяся на рынке в ходе взаимодействия продавцов и покупателей.

7. К продукции, цены на которую регулируются на федеральном уровне, относятся:

а) алмазное сырье и драгоценные камни;

б) газ природный, реализуемый населению;

в) электро- и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются ФЭК;

г) ликероводочная продукция крепостью свыше 28%, ввозимая на территорию Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *