Семинар учетная политика 2019

Определяем назначение первого раздела учетной политики: организационный или организационно-технический

Учетная политика (УП) — основополагающий документ, регламентирующий основные аспекты организации и осуществления учетного процесса деятельности хозяйствующих субъектов.

Для того чтобы этот учетный процесс происходил планомерно и непрерывно (как этого требует закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н), его необходимо правильно организовать:

  • определить ответственных за организацию учета лиц (ст. 7 закона № 402-ФЗ);
  • регламентировать основные элементы, необходимые для осуществления процесса учета фактов хозяйственной деятельности и иных учетных объектов — формы первичных учетных документов и регистров, схему документооборота (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • разработать комплекс контрольных процедур, включающий алгоритмы проведения инвентаризаций, описание системы внутреннего контроля (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • учесть другие необходимые организационные аспекты (п. 4 ПБУ 1 /2008).

Указанные элементы УП принято объединять в отдельную главу, название которой может звучать по-разному: «Общие положения» или «Организационный раздел учетной политики».

Помимо организационных аспектов фирме необходимо в учетной политике прописать и иные подробности, носящие технический характер, а именно:

  • применяемые способы обработки учетной информации;
  • алгоритмы группировки данных в специально разработанных регистрах;
  • иные технические детали (порядок хранения бумажной и электронной первички, периодичность сохранения информации на съемных носителях или в спецхранилищах).

Все это фирма вправе прописать в отдельной главе учетной политики и озаглавить ее, к примеру, «Технические аспекты учетной политики». Но, учитывая, что жесткой структуры для УП в законодательстве не предусмотрено, вышеуказанные алгоритмы и регламенты часто объединяют в одной главе — организационно-технической. Эта глава в УП — важная и необходимая, но не основная. Что необходимо предусмотреть в основной части УП, расскажем в следующем разделе.

Образцы учетной политики для организаций на ОСНО или УСН подготовили эксперты КонсультантПлюс. Ознакомиться с их разъяснениями, а также скачать примеры УП для каждой из систем налогообложения, можно в Готовом решении от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Основная часть учетной политики: методические аспекты

Методические аспекты учетной политики — это избранные фирмой способы оценок активов и обязательств. Данный раздел обладает ярко выраженной специфичностью, так как:

  • формируется исходя из условий работы фирмы (масштабов, структуры, объемов производства, видов деятельности и иных моментов, влияющих на методологию учета);
  • при выборе того или иного метода оценки учитываются индивидуальные показатели деятельности фирмы (например, рентабельность производства), а также ее стратегические и тактические планы.

Поэтому каждая УП обладает своеобразием, хотя и основана на законодательно закрепленных стандартных методиках.

С полным перечнем ПБУ, которые могут оказаться востребованными при составлении УП, знакомьтесь .

В раздел УП, посвященный методическим аспектам, могут включаться:

  • критерии признания, способы оценки, порядок формирования первоначальной стоимости и алгоритмы списания имущества и обязательств;
  • схемы учета производственных затрат и формирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • варианты распределения затрат;
  • порядок формирования и корректировки оценочных обязательств;
  • иные аспекты (например, алгоритмы начисления и выплаты дивидендов, распределения и использования чистой прибыли).

Каждый методический аспект учетной политики включает следующие учетные нюансы:

  • основные (порядок признания, первоначальная оценка, механизм выбытия);
  • дополнительные (необходимая детализация и аналитика информации).

Если выбор способа оценки активов и обязательств из тех, что предлагаются законодательством, составляет проблему, фирма вправе самостоятельно определить эту методику, отразив ее в соответствующем разделе УП. Разработанная методика не должна противоречить законодательству и может основываться на международных учетных нормах.

С нюансами процесса формирования УП вас познакомит статья «Как составить учетную политику организации (2021)?».

Итоги

Аспекты учетной политики носят разный характер: организационный, технический или методологический. Все они имеют важное значение и должны быть отражены в УП с достаточной степенью детализации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • Описание семинара

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Регистрация 10.00, Начало семинара 10.30 ; Перерыв 13.30-14.15; Окончание 17-15

Примечание: вопросы строго до 10 апреля 2019 г.

Программа практического семинара

1.Приказ об учетной политике:

— понятие

— необходимость и обязательность

— «периодичность» составления

— возможность и причины внесения изменений в учетную политику предприятия

— перспективный и ретроспективный метод внесения изменений в учетную политику

— ответственность за отсутствие приказа

2.Основные принципы учетной политики: использование положения П(С)БУ и Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» .

3. Алгоритм построения учетной политики предприятия

4. Нормы Закона Украины «Об ООО и ОДО», которые необходимо учесть и отразить в учетной политике предприятия.

5.Критерии существенности: потребность или возможность помочь при формировании налоговый показателей

6. Существенная сделка:

— определение

— расчет базового показателя для выявления существенной сделки

— последствия в существенных сделках

7. Дополнительные приказы и распоряжения по организации учетной работы на предприятии

— перечень первичных документов

— перечень лиц, которые принимают решения и имеют право подписи

— график документооборота и т.д.

8. Первичные документы:

— статус первичного документа, электронный первичный документ

— особые правила использования электронных документов для целей бухгалтерского учета

— обязательность, формы, правила оформления, своевременность поступления, опоздавшие документы

— уменьшение перечня обязательных реквизитов

— последствия изменений в реквизитах первичного документа

— отсутствие печати на документах

-несущественные недостатки первичных документов для целей бухгалтерского учета с 2018 г.

— самостоятельно «установленный» документ

— счет как первичный документ

— оформление операций в бухучете без первичных документов

— нюансы определения «нереальности» хозяйственной операции

— финансовые последствия отсутствия первичных документов

9. Основные разделы учетной политики

10. Признание доходов:

— от реализации продукции

— от предоставлении услуг (выполнения работ)

— специфические договоры (комиссии, поручения, агентский, аренды, переуступки, прощения долга)

11. Признание расходов:

— расходов периода

— себестоимости продукции (работ, услуг) (состав прямых расходов (переменные и постоянны) и общепроизводственных расходов, распределение общепроизводственных расходов, расходы на подготовку производства, нетипичные расходы, учет стоимости возвратных отходов)

12. Операции с валютой, пересчет курсовых разниц

— правила расчета курсовых разниц

— понятие монетарной задолженности

— расчет курсовых разниц в случаях частичной поставки или частичной предоплаты

— контроль курсовых разниц ГФСУ

13 .Учет необоротных активов:

— критерии объектов основных средств и малоценных необоротных материальных активов (сравнение с налоговым учетом)

— виды и учет ремонтных расходов

— капитальный ремонт и изменение полезности объектов, реконструкция, модернизация

— амортизация: правила, методы, приостановление начисления амортизации

— операции с арендованными объектами

— переоценка основных средств

— последствия амортизации и ремонтов в налоговом учете

14. Учет запасов :

— формирование первоначальной стоимости запасов

— нормы запаса

— транспортно-заготовительные расходы

— дополнительные затраты, включаемых в стоимость

— методы расчета себестоимости запасов при их выбытии, критерии их выбора

— проведение переоценки запасов.

15.Обеспечения будущих расходов:

— принципы создания обеспечений и их виды

— расходы будущих периодов как вид обеспечений

— обеспечения выплат работникам

— резервы отпусков (критерии обязательности)

— обеспечения на гарантийные ремонты

— последствия обеспечений в налоговом учете

16.Резерв сомнительных долгов:

— необходимость в создании резервов

— критерии сомнительности

— выбор метода и периодичности создания резерва сомнительных долгов

— последствия в налоговом учете операций по начислению резерва и списанию безнадежной задолженности

17. Порядок проведения инвентаризации

— правила проведения

— периодичность, сроки, оформление результатов

— инвентаризация по инициативе представителей ДФСУ

— учет результатов инвентаризации на квартальную отчетность

— последствия непроведения инвентаризации

18. Исправление ошибок в бухучете и финансовой отчетности

Другие вопросы, актуальные на дату проведения семинара.

Стоимость участия в практическом семинаре:

Для Постоянных участников ФЛП Лагутина, участников квартальных семинаров:

В стоимость участия входят: лекционная часть, авторский раздаточный материал, письменные принадлежности, кофе-пауза. Оригиналы полного пакета первичных документов по семинару будут предоставлены в процессе регистрации на семинаре: акт выполненных работ и счет.

График семинаров-практикумов март-апрель 2019 г.

АКЦИЯ!!! За рекомендацию нового участника семинаров и

практикумов Лагутиной скидка 30% на любой из практикумов!

1) 25 марта 2019 г.

Касса и РРО – 2019. Изменения к Постановлению Правления НБУ №148 с 15.02.2019 г.

и прочие новации в кассовой дисциплине.

Спикер: Салова Наталия Андреевна аудитор

Программа готовится

2) 03 апреля 2019 г.

ЗАЩИТА СОБСТВЕННИКА, РУКОВОДИТЕЛЯ И БУХГАЛТЕРА ОТ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ.

Спикер: Сичеславский Игорь Анатольевич адвокат

Программу семинара Вы можете посмотреть перейдя по этой

3) 09 апреля 2019 г.

ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 1 КВАРТАЛ 2019 ГОДА, ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО НДС, ПРИБЫЛИ, НДФЛ, ЕСВ, ВЭД, ФИНАНСОВАЯ И НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В 2019 ГОДУ

Спикер: Бондарева Елена Викторовна

Программу семинара Вы можете посмотреть перейдя по

4) 16 апреля 2019 г.

УЧЁТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Спикер: Величко Виктория Валерьевна

Программу семинара Вы можете посмотреть перейдя по этой

5) 23 апреля 2019 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА

ДЛЯ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА, ЭКОНОМИСТА, ФИНАНСИСТА, ДИРЕКТОРА И СОБСТВЕННИКА

Спикер: Полищук Сергей аудитор

Программу семинара Вы можете посмотреть перейдя по этой

6) март-апрель 2019 г. (19 марта первое занятие)

МСФО первое применение

30 лекционных часов, 6 дней , Ок. 12 участников группы

Программу семинара Вы можете посмотреть перейдя по этой

7) май 2019 г.

ПОДАЧА ПЕРВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО МСФО ЗА 2019 ГОД.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ УКРАИНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ТРЕБОВАНИЯМ МСФО

16 лекционных часов, 2 дня , Ок. 12 участников группы

Программу семинара Вы можете посмотреть перейдя по этой

Учетная политика 2020 и рабочий план счетов: пример, образец

На сегодня учетная политика является одним из главнейших инструментов на предприятии. Данный документ определяет способы и методы ведения учета. Бухгалтер играет важную роль в организации. Ведь именно правильно составленная им учетная политика и является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия.

Роль и основы формирования учетной политики в учете

Все организации как большие, так и малые обязаны иметь Учетную политику, составленную в соответствии с законодательством. В связи с различными изменениями, в 2020 году это является особенно важным для любого предприятия.

Определение учетной политики

Поэтому, можно сказать, что учетная политика — это одна из важнейших составляющих любого предприятия.

Порядок формирования учетной политики организации на 2020 год утвержден приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», соответствующее положение»Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)».

Общие положения по сравнению с 2018 и 2017 годом не были сильно изменены. По-прежнему все организации обязаны формировать учетную политику. Но если раньше, эта обязанность была главного бухгалтера, то сейчас это можно возложить на любое лицо на предприятии, которое ведёт бухгалтерский учёт.

Что должна содержать учетная политика в 2020 году?

Обязательно в учетной политике надо утверждать следующие пункты:

рабочий план счетов предприятия;

— формы первичных документов и других регистров;

— порядок проведения инвентаризации;

— способы оценки обязательств и активов;

— контроль за хозяйственными операциями.

Также организация вправе вносить и другие пункты, которые для нее важны.

Элементы учетной политики

Все вновь появившиеся изменения необходимо вносить в Учетную политику не позднее 31 декабря 2019 года, самостоятельно или с помощью специальной программы «Консультант Плюс».

Учетная политика начинает действовать с 1 января 2020 года. Организация, только что созданная, должна разработать и утвердить свою политику в течение 90 дней после того, как была зарегистрирована.

Если головная организация имеет дочерние предприятия и другие подразделения, то она должны использовать свою учетную политику для всех. Для каждых обособленных подразделений учетная политика не составляется!!!

Предприятие вправе изменить свою учетную политику, если были найдены новые способы ведения учета, если законодательство претерпело изменение, а также реорганизация предприятия или же смена вида деятельности.

Новая учетная политика начинает действовать сначала года, следующего за отчетным, но по закону можно и в текущем 2019 году при определенных условиях.

Учетная политика 2020 — образец

Учетная политика школы — СКАЧАТЬ

Рабочий план счетов к Учетной политике

Целью учетной политики — является документальное закрепление, на уровне локальных нормативно — правовых актов, способа учета активов и обязательств коммерческой организации и определение особенностей учетного процесса по всем участкам бухгалтерского учета предприятия, начиная от основных средств и заканчивая сдачей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Пояснительная записка и Учетная политика организации

Организации, которые публикуют свою отчетность, в соответствии с ПБУ 1/2008 должны указывать способы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке. В этой записке должны содержаться следующая информация:

— способы начисления амортизации

— методы оценки МПЗ, товаров, готовой продукции

— способы признания выручки от различных видов деятельности.

Если же предприятие внесло каких-либо поправки в учетную политику, то в пояснительной записке оно обязано указать причину этих изменений, их содержание и отражение последствий, а также применение новых нормативных актов.

Также в пояснительной записке должны указываться оценочные значения, к которым, согласно ПБУ 21/2008, относятся:

  • размер оценочных резервов, которые создало предприятие
  • сроки полезного использования.

Можно заметить, что изменения в ПБУ всё дальше отдаляют бухгалтерский и налоговый учёт друг от друга, так как НК РФ строго определяет формирование резерва по сомнительным долгам и запрещает изменять сроки полезного использования.

Организационные аспекты учетной политики

Здесь должна отражаться информация в первую очередь об отчетном году. Для всех организаций это период с 1 января по 31 декабря.

Организационный порядок бухгалтерской службы. Этот порядок предприятие устанавливает самостоятельно.

Если на предприятии учет ведет главный бухгалтер или уполномоченное на то лицо, то именно этот человек и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и ведения учетной политики.

В основном организации не серьезно относятся к формированию плана счетов, что в последствии ведет к серьезным проблемам.

При необходимости предприятие может изменить план счетов, а также включить или же, наоборот, убрать субсчета.

По закону организации должны использовать первичные документы, формы которых предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,при разработки которых предусматривается наличие следующих данных:

  • наименование документа
  • код формы
  • дата составления
  • наименование организации, составившей документ
  • содержание хозяйственных операций
  • измерители хозяйственных операций в денежных и натуральных измерителях
  • список должностных лиц
  • подписи сторон.

Обратите внимание. На сегодняшний день допускается создание собственных бланков первичных документов!!!

Также организация должна утвердить регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для накопления информации, отражающейся в первичных документов для ведения бухгалтерского учета.

Обязанность следить за правильностью составления регистров лежит на лице, составившее и подписавшее их. Эти лица обязаны хранить государственную и коммерческую тайны.

График документооборота тоже предусматривается в учетной политике. Обязанность по его составлению лежит на главном бухгалтере.

В соответствии с п.33 Положения поведению бухгалтерского учета отчетность должна включать показатели деятельности филиалов и подразделений данной организации. Но законом не предусмотрены формы и сроки представления отчетности обособленных подразделений, так что это нужно обязательно указать в учетной политики головной организации.

Помимо всего прочего в учетной политике прописываются способы представления отчетности. Организации сама выбирает, как представлять ей отчетность: в электронном виде или на бумажных носителях.

Влияние учетной политики организации на оценку показателей финансовой отчетности

Учетная политика на сегодня является одним из главных инструментов ведения бухгалтерского учета. Поэтому сейчас всё больше внимания уделяется на ее формирование и раскрытие. Она призвана уделять внимание всем аспектам учета, не зависимо от характера деятельности предприятия. Её полное отсутствие или важных элементов является грубым нарушением.

Финансовый результат определяется показателями прибыли и убытка в течение отчетного периода. Формирование их итогов осуществляется на счёте 99 «Прибыли и убытки». Он представляется разницей доходов и расходов. Превышение доходов- прибыль, а расходов — убыток. Соответственно полученная прибыль или убыток ведет к увеличению или уменьшения капитала организации. Прибыль — это субъективный показатель, который создает именно бухгалтер. Именно от него зависит как оценить поступившие денежные средства и как представить данную информацию заинтересованным лицам. Поэтому прибыль зависит от момента демонстрации в учёте.

Полученная прибыль зависит от методов учета, т.е. способ его ведения, которые и прописаны в учетной политики. У каждой организации свои способы. И даже, если характер деятельности одинаков,это не значит, что методы будут использовать одни и те же.

Вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что от выбора элементов учетной политики зависит величина формируемого финансового результата. Любое решение, принятое руководством предприятия, по созданию учетной политики или внесению каких-либо изменений сказывается на деятельности предприятия. Правильно созданная учетная политика принесет своей организации большую прибыль, а неправильная — убыток.

Просмотров 40 983

Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), п. 6 Инструкции № 157н установлено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (Письмо Минфина РФ от 04.05.2018 № 02-06-05/30266). При ведении бухгалтерского учета с 01.01.2019 применяются положения Приказа Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н, утвердившего Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – ФСБУ «Учетная политика»). Об установленных этим стандартом требованиях к формированию учетной политики и исправлению ошибок, допущенных в учете, автор рассказывает в статье.

Ни для кого ни секрет, что в 2018 году государственные (муниципальные) учреждения уже начали применять часть федеральных стандартов. Требования, установленные стандартами, были учтены при формировании учетной политики учреждений на 2018 год. Если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не определен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ разрабатывается самим учреждением исходя из требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов. Необходимость разработки учетной политики согласно положениям федеральных стандартов отмечена, в частности, в Письме Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-06-05/30974. В нем сказано, что Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н (внес изменения в Инструкцию № 157н) разработан в связи с внедрением с 01.01.2018 отдельных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Отметим, что соблюдение указаний данных документов является обязательным для соответствующих субъектов учета, и они применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная, с 2018 года.

Приказами Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, № 65н, № 66н, № 67н были внесены поправки в инструкции № 157н, № 162н, № 174н, № 183н, которые вступили в силу в конце апреля 2018 года. Поскольку изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, служит одним из оснований для корректировки учетной политики (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете), после вступления в силу вышеназванных приказов учреждения пересматривали положения своей учетной политики на 2018 год и в случае необходимости вносили соответствующие исправления.

В декабре 2018 года государственные (муниципальные) учреждения должны будут снова сопоставить свою учетную политику и положения нормативно-правовых актов (в том числе федеральных стандартов), вступающих в силу в 2019 году, с тем чтобы учетная политика на 2019 год отвечала нормам действующего законодательства. Кроме того, при формировании и утверждении учетной политики следует руководствоваться федеральным стандартом, о котором идет речь в данной статье.

Что следует принять во внимание при составлении учетной политики на 2019 год?

При формировании учетной политики на 2019 год необходимо соблюдать следующие правила (см. п. 7 – 17 ФСБУ «Учетная политика»):

  1. Субъект учета при составлении учетной политики должен учитывать особенности своей структуры, отраслевые и иные особенности деятельности, выполняемые им в соответствии с законодательством РФ полномочия и (или) функции и руководствоваться:
  • законодательством РФ;
  • ФСБУ «Учетная политика»;
  • иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • четной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 стандарта). Если положение о том, что учетная политика составляется с учетом особенностей организационной структуры учреждения и исходя из норм действующего законодательства, ранее было установлено Законом о бухгалтерском учете и Инструкцией № 157н, то требование о составлении учетной политики сообразно учетной политике учредителя введено впервые.
  1. Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. То есть если ведение бухгалтерского учета передано сторонней организации, то учетную политику составляют работники сторонней организации (централизованной бухгалтерии), при этом в договоре, заключенном между учреждениями, отражаются особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения, передающего функции по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Утверждается учетная политика руководителем субъекта учета, даже тогда, когда ведение бухгалтерского учета передано сторонней организации (п. 8 стандарта). Как и прежде, учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 11 стандарта).
  2. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 ФСБУ «Учетная политика». Здесь же отметим, что п. 9 стандарта сходен с п. 6 Инструкции № 157н, поэтому состав разделов учетной политики пересматривать не требуется. По-прежнему учетная политика должна содержать:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета;

б) рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов;

г) иные разделы.

Основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 9 ФСБУ «Учетная политика»).

  1. При наступлении случаев, указанных в п. 12 стандарта, в учетную политику, применяющуюся в учреждении, вносятся изменения. Среди случаев, являющихся основанием для корректировки учетной политики, в п. 12 ФСБУ «Учетная политика» названы:

а) изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) формирование или утверждение субъектом учета новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;

в) существенное изменение условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Под релевантной информацией понимается существенная и достоверная информация, которая собирается для определенной цели.

Вступление в силу новых федеральных стандартов является основанием для внесения поправок в учетную политику учреждения. Как установлено п. 13 ФСБУ «Учетная политика», учетная политика изменяется с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной ее изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Здесь же отметим, что стандарт устанавливает случаи, которые не считаются изменением учетной политики (п. 14 ФСБУ «Учетная политика»):

а) применение правил (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

б) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.

Как отражается в учете изменение учетной политики?

Прежде чем приступить к порядку отражения последствий изменения учетной политики в учете и отчетности, укажем, что изменение учетной политики может носить ретроспективный и перспективный характер.

Применение измененной учетной политики

Ретроспективное

Перспективное

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы она применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики

Изменение учетной политики оказывает, способно оказать влияние на показатели деятельности учреждения

Изменение учетной политики не оказывает или не способно оказать существенное влияние на показатели деятельности учреждения

Влияние изменения учетной политики на показатели деятельности субъекта учета покажем в следующей схеме:

Применение измененной учетной политики

Нововведения не влекут существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств субъекта учета

Нововведения влекут или способны повлечь существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств субъекта учета

Денежная (стоимостная) оценка изменений не производится

Производится оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) на дату, с которой применяются указанные изменения в случаях, когда такая оценка может быть произведена

Показатели бухгалтерского учета и отчетности не подлежат корректировке, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (п. 18 ФСБУ «Учетная политика»)

Данные бухгалтерского учета и отчетности корректируются по правилам, установленным п. 16, 17 ФСБУ «Учетная политика», в случаях, когда возможна денежная (стоимостная) оценка изменения учетной политики

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшие или способные повлечь существенное изменение названных выше показателей, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 16, 17 ФСБУ «Учетная политика»):

  • по правилам, установленным положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • при отсутствии правил отражения таких изменений в нормативном акте – путем ретроспективного применения измененной учетной политики. При этом подлежат корректировке показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного периода (входящие остатки) по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также (в случае возможности корректировки) показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (годов) раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года.

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики, записями по счетам бухгалтерского учета согласно нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пунктом 19 ФСБУ «Учетная политика» установлено, что ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

а) не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

б) требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

По правилам рассматриваемого стандарта под оценочным значением понимается рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения (п. 6 ФСБУ «Учетная политика»).

К оценочным значениям относятся:

а) сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;

б) величины оценочных резервов;

в) величины амортизационных отчислений;

г) величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;

д) иные значения показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

Отражается ли информация об изменении учетной политики в отчетности?

ФСБУ «Учетная политика» установлено, что субъект учета в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности (полагаем, что в п. 20 стандарта имеется в виду пояснительная записка (ф. 0503160, 0503760), составляемая к отчетности) приводит следующую информацию:

а) обоснование изменения учетной политики;

б) содержание изменения учетной политики;

в) порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, с которой он применяется в связи с изменением учетной политики;

г) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели;
  • сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрываются сравнительные показатели. Указанная сумма корректировки раскрывается в отношении сопоставимых показателей в случае, когда такие корректировки возможно определить.

* * *

В завершение статьи отметим, что в целом порядок формирования учетной политики не претерпел существенных изменений. Новшеством является отражение в учете и отчетности последствий изменения учетной политики. По нашему мнению, далеко не все изменения в учетной политике будут носить ретроспективный характер и требовать стоимостной оценки последствий, которые следует отразить в учете и отчетности. В отношении ретроспективного применения изменений учетной политики и, в частности, определения стоимостного значения последствий изменений у бухгалтеров будет немало вопросов. На страницах нашего журнала мы будем разбирать и рассматривать такие ситуации и давать рекомендации к действиям.

ФСБУ «Учетная политика» содержит раздел, разъясняющий последовательность действия при исправлении ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представим эту информацию в виде схемы:

Ошибка в бухгалтерской отчетности

Отчетного периода

Предшествующего года

Порядок исправления установлен п. 29 – 32 ФСБУ «Учетная политика»

Порядок исправления установлен п. 33 ФСБУ «Учетная политика»

Исправление ошибки в бухгалтерском учете производится:

– дополнительной бухгалтерской записью;

– бухгалтерской записью методом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью

Порядок изменения ошибок в отчетных бухгалтерских формах будет рассмотрен нами в рамках отдельной статьи в следующих номерах журнала.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, №8, 2018 год

Volmerka писал(а): ewgenia.v писал(а): Volmerka писал(а): ewgenia.v писал(а):Добрый день! Очень нужна помощь. Насколько я поняла, то для ип с усн и ндс (розничная торговля) теперь нужна учетная политика. Но для ип и близко не могу найти хоть какой-то пример. Может кто сможет помочь или скинуть пример..или советом…вообще, как к ней подступиться. ИП учетную политику не делает, только организации. вы уверены? Просто,вроде бы, с 2013 года для ип с усн и НДС нужна уп Ничего об этом не слышала
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
12 июля 2013 г. N 57-З
О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ Цитата:Статья 9. Учетная политика организации
1. Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.
2. Учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных настоящим Законом.
3. Оформление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляются организацией на белорусском или русском языке.
4. Учетная политика организации включает:
применяемые организацией виды учетной оценки;
план счетов бухгалтерского учета организации;
разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
5. Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.
6. Учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных частью первой пункта 7 настоящей статьи.
7. Изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае:
изменения законодательства Республики Беларусь;
изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
Изменения в учетную политику организации в случае, указанном в абзаце третьем части первой настоящего пункта, вносятся с начала отчетного года.
Изменения в учетную политику организации вносятся в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.
8. Изменения в учетной политике организации должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждены руководителем организации.
спасибо большое, может я не так поняла. получается, что организации при усн с ндс ведут, а ип при усн и ндс-нет?
Значит ип должен только кудир вести и кассовую книгу? и все?
кстати, могу ли я не покупать КА, а по ордерам продавать через интернет-магазин?
Вы уж простите за глупые вопросы..зарегистрировалась вот только как ип и хочется все учесть и сделать правильно
спасибо Вам большое!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *