Модели местного самоуправления в РФ

(ст. 8, 129 ГК РФ). Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, указанных в п. 3 ст. 222 ГК РФ. Аналогичное по -ложение закреплено и в специальном законодательстве (например, п. 3 ст. 25 Закона об архитектурной деятельности).

Список литературы

1. Фандий С.В. Понятие самовольной постройки // Молодой ученый, 2017. № 10. С. 331-334.

2. Утка В. Правовые последствия самовольной постройки // Рос. Юстиция, 2013. № 3.

3. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1993. №16.

5. Демкина А.В. Принцип добросовестности и институт самовольной постройки в гражданском праве // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2016. № 8. С. 6.

6. Мотлохова Е.А. Особенности правового режима самовольных построек в российском гражданском праве // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2016. № 10. С. 25-30.

7. Попов Сергей. Новое в законодательстве о самовольных постройках // Ваш партнер-консультант, 2017. № 34 (9600). С. 35.

8. П. 13, 14 ч. 2 ст. 7, п. 3 ст. 14 Закона РФ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

9. Ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» участие органов местного самоуправления.

10. П. 26 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федоров А.И.

Федоров Андрей Игоревич — студент магистратуры, Хабаровский государственный университет экономики и права, г. Хабаровск

Аннотация: в данной статье автором рассмотрены базовые модели, в соответствии с которыми организуется местное самоуправление в Российской Федерации. Рассмотрены их особенности и недостатки на примере регионов Дальнего Востока.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, глава муниципального образования.

Местное самоуправления в Российской Федерации — это базовая платформа, на которой строится государство, что делает организацию власти на местах одним из наиболее важных аспектов, поскольку от этого зависит самостоятельное решение вопросов местного значения. В России Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены основные модели местного самоуправления.

Представим в статье базовую классификацию моделей местного самоуправления в Российской Федерации, в контексте их функциональной специализации по органам и по должностным лицам, вкупе со способами формирования местного самоуправления .

Первая модель предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган должны избираться непосредственно населением муниципального образования. А также стоит учитывать, что при такой модели реализации глава муниципального образования приравнивается к высшему должностному лицу муниципального образования и таким образом является лицом, которое возглавляет местную администрацию и является официальным представителем муниципального образования. Но непосредственной работой представительного органа руководство осуществляется председателем, который избирается из депутатов.

Одновременно с этим глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, официально представляет муниципальное образование и возглавляет местную администрацию. При этом работа представительного органа муниципального образования организуется и возглавляется председателем, избираемым из числа депутатов.

Вторая модель реализуется посредством того, что самим населением избирается исключительно глава муниципального образования, который в свою очередь в своем статусе содержит одновременно полномочия председателя органа местного самоуправления и полномочия высшего должностного лица. Функция главы администрации передается иному лицу, которое замещает должность на основание контракта. В это время глава муниципального образования в некотором роде становится противопоставлением исполнительному органу муниципального образования, поскольку взаимодействует с администрацией в качестве официального представителя населения и представительного органа. Положительной стороной данной модели становится ограничение концентрации в одних руках всей местной власти. Однако, при этом изначально закладывается возможность конфликта главы администрации, как управляющего, который непосредственно возглавляет осуществление исполнительно-распорядительных обязанностей в области распоряжения средствами местного бюджета и объектами собственности муниципального образования, с главой муниципального образования в связи с отдалением его от важных полномочий.

При третьей модели предполагается, что глава муниципального образования избирается из числа депутатов представительного органа местного самоуправления, являясь его председателем. Местная администрация возглавляется управляющим, который нанимается на основании заключения контракта с ним. Эта модель почти идентична второй модели, притом ее отличие состоит в том, что глава муниципального образования избран представительным органом муниципального образования из своего состава. Одновременно с этим глава муниципального образования, представляет его в целом, и несет ответственность как перед населением, проживающим на данной территории, так и перед представительным органом муниципального образования, как его председатель.

В соответствии с четвертой моделью местного самоуправления предполагается, что представительный орган муниципального образования избран непосредственно жителями, а глава муниципального образования вне зависимости от способа избрания одновременно становится председателем представительного органа муниципального образования, а также главой местной администрации. Соответственно глава муниципального образования предстает одновременно в трех лицах: в качестве высшего должностного лица своего муниципального района, в качестве главы

местной администрации, в качестве руководителя представительного органа, состав которого предполагает его включение по должности. Развитие полномочий главы муниципального образования ведет к расширению форм его подотчетности. Ведь он одновременно подотчетен избирателям, а также представительному органу муниципального образования, поскольку занимает три основных должности. Эта конкретная модель обычно используется в поселениях, которые имеют численность населения ниже, чем в 1 тыс. человек.

Пятая модель принципиально отличается от прочих моделей, рассмотренных выше. В ней представительный орган муниципального образования отсутствует вообще, поскольку его полномочия переданы сходу граждан. Данная модель характерна для поселений, имеющих численность избирателей менее чем 100 человек. Представляется что, данная модель наиболее пригодна для сельских и иных малых поселений, которых достаточно много в регионах Дальнего Востока.

Шестая модель предполагает, что представительный орган муниципального образования создается на основании непрямых выборов. Данный вариант предусматривается для муниципальных районов. Поскольку представительный орган может включать глав поселений, которые входят в структуру муниципального района, а также депутатов представительных органов этих поселений. При этом глава муниципального района включается в состав представительного органа в качестве его председателя.

Глава муниципального образования, будучи высшим должностным лицом, в соответствии уставом муниципального образования обладает полномочиями в области решения вопросов местного значения.

Субъекты Российской Федерации приняли свои законы либо внесли изменения в имевшиеся законы в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ) о регулировании порядка избрания глав муниципальных образований и законодательных органов.

Так на примере Дальневосточного федерального округа рассмотрим подробнее какие изменения повлек данный закон. В Хабаровском крае введён Критерий определения муниципальных образований, в отношении которых вариант формирования представительного органа муниципального образования, избрания и места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования из числа предусмотренных статьями 35 и 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается в качестве безальтернативного, является их отнесение к следующим видам муниципальных образований:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) городские округа;

2) муниципальные районы

Главы городских округов избираются на муниципальных выборах и возглавляют местные администрации. Главы муниципальных районов избираются представительными органами соответствующих муниципальных районов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации. Порядок избрания и место в структуре органов местного самоуправления глав поселений устанавливаются уставами поселений .

Остальные субъекты РФ, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, закрепили различные организационные модели для различных муниципальных образований внутри субъекта РФ. Так, в Приморском крае глава городского округа, глава муниципального района избирается представительным органом городского округа, представительным органом муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Глава поселения в соответствии с уставом поселения:

1) избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо муниципальным комитетом поселения из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав муниципального комитета поселения и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания муниципальным комитетом поселения из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава поселения избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации. Уставами сельских поселений может быть предусмотрено формирование администрации сельского поселения, возглавляемой главой сельского поселения, исполняющим полномочия председателя муниципального комитета сельского поселения.

Уставом муниципального района и уставом поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав муниципального комитета поселения и исполняет полномочия его председателя .

В Магаданской области глава городского округа в соответствии с уставом муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию .

В Сахалинской области глава муниципального образования, наделенного статусом городского округа, в соответствии законом Сахалинской области и уставом муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и возглавляет местную администрацию, если городской округ отвечает следующим критериям:

1) органы местного самоуправления осуществляют более 80 государственных полномочий Сахалинской области;

2) его территория относится к территории, включенной в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) на его территории находится один или несколько населенных пунктов, расположенных в сейсмических районах, определяемых в соответствии со строительными нормами и правилами.

Глава муниципального образования, наделенного статусом городского округа, который не отвечает критериям, указанным выше, в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах, либо избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, либо избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;

2) в случае избрания на муниципальных выборах входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию;

4) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию .

В Чукотском автономном округе глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляет местную администрацию.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации.

В Камчатском крае глава муниципального района, городского округа избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования.

Глава поселения избирается способом, предусмотренным уставом поселения в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Глава поселения, являющегося административным центром муниципального района, и в котором исполнение полномочий местной администрации возлагается на администрацию муниципального района в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», избирается представительным органом поселения из своего состава в соответствии с уставом поселения. В поселении, в котором полномочия представительного органа поселения осуществляются сходом граждан, глава поселения избирается на сходе граждан.

Таким образом, как можно было заметить все региональное законодательство дальнего востока приведено в соответствие с федеральным. Очередной этап реформирования прошел и принес довольно существенные изменения на сколько они будут эффективными покажет время.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 от 15 октября 1985 г. // Бюллетень международных договоров. № 11, 1998.

4. Закон Хабаровского края от 26 ноября 2014 г. № 15 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае» (в ред. 28 сентября 2016 года г.) // Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края laws.khv.gov.ru, 28.11.2014 г.

5. Закон Чукотского автономного округа от 29 ноября 2004 г. № 49-ОЗ «О регулировании организации местного самоуправления на территории чукотского автономного округа» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // Консорциум Кодекс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года № 495-КЗ «О сроке полномочий представительных органов и глав муниципальных образований Приморского края, порядке формирования представительных органов муниципальных районов и порядке избрания глав муниципальных образований Приморского края» (в ред. от 11.05.2017) // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края, 2014 г.

7. Закон Магаданской области от 24 апреля 2015 г. № 1890-0З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Магаданской области» (в ред. от 29.11.2016.) // приложение к газете «Магаданская правда», 2014.

8. Закон Сахалинской области от 18 ноября 2014 года № 72-ЗО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов, а также о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований в Сахалинской области» (в ред. от 13 июля 2017 г.) // Губернские ведомости, 19.11.2014.

9. Закон Чукотского автономного округа от 7 ноября 2014 года № 89-ОЗ «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Чукотском автономном округе» // газета «Крайний Север». № 45 (1955) от 14.11.2014.

11. Белоус А.Б. Местное самоуправление в России: история и современность. // Питер, 2014. 280 с.

ПРОБЛЕМА АГИТАЦИИ «ПРОТИВ ВСЕХ» Григорьев И.И.

Григорьев Иван Иванович — студент, кафедра конституционного и муниципального права, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема агитации «против всех». Проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации и работы учёных, которые затрагивают эту проблему. Выявлена и обоснована необходимость дополнения ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нормой, регулирующей агитацию «против всех». Ключевые слова: избирательное право, предвыборная агитация, «против всех», голосование, выборы, избирательный бюллетень, избиратель, кандидат.

Агитация выглядит одним из наиболее стабильных в плане дополнений и изменений, но всё же было несколько: одно из которых связано с агитацией «против всех» . У строки «против всех» в избирательном бюллетене сложная история в Российской Федерации, а именно включение в избирательный бюллетень строки «Против всех кандидатов» было предусмотрено Федеральным законом от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»; затем существование такой строки в бюллетене было прекращено принятием Федерального закона от 12 июля 2006 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» ; с 1 января 2015 г. с принятием Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

I. История местного самоуправления в России

1. Вечевая демократия — наиболее раннее проявление самоуправленческих начал на Руси. Ее развитие происходило в период перерастания родоплеменных объединений в добровольные общности самостоятельных хозяев — древнерусские общины. Как основообразующие институты раннефеодального общества общины представляли собой самоуправляющиеся, автономные организации, обладающие административно-судебной самостоятельностью. Высшими органами управления общины были сходы жителей — вече, на которых решались важнейшие вопросы их жизни: «о войне и мире, о приглашении потребных и изгнании неугодных князей» (А. Невский), о принятии законов, избрании должностных лиц и т. д.

Административно — территориальное устройство, порядок формирования органов местного самоуправления и разделение функций между центральными и местными органами в Новгородской и Псковской феодальных республиках свидетельствуют о наличии там элементов местного самоуправления. Например, Новгород делился на пять частей, Псков — на шесть, которые назывались концами. Концы входили в границы городов и делились, в свою очередь, на улицы. В «конце» и «улице» действовала система самоуправления, состоящая из вече и избираемого на вече старосты.

Каждое вече выполняло строго определенную функцию. Так, наряду с избирательной функцией, вече решало и другие задачи, связанные с обустройством вверенных территорий. Все органы местного самоуправления действовали на основании закона, установленного всенародным вече республики. Вече республики принадлежало право избрания высших должностных лиц, утверждения и отмены законов, объявления войны и мира, определения размеров налогов с населения, строительства городов, крепостей, церквей. Таким образом, самоуправление этих двух феодальных республик представляло собой систему, построенную на основе непосредственной и представительной демократии, разделении функций и состоящую из сообщества граждан и формируемых ими органов.

Подобных демократических систем управления не было в то время ни в одном государстве. Как форма народовластия вече сохранялось в Новгороде, Пскове, Вятской земле до конца XV века и было ликвидировано в процессе централизации государственной власти Иваном Грозным.

2. В соответствии с Указом Петра I от 10 марта 1702 года в каждом уезде при воеводах формировались дворянские советы (на выборной основе), которые управляли уездом совместно с воеводой. Более того, воеводы обязаны были согласовывать свою деятельность с этими советами.

В 1720 году Петром I реорганизовано городское самоуправление. Были созданы городские магистраты, которые являлись коллегиальными учреждениями, состоящими из президента, 2−4 бурмистров и 2−8 ратманов. Должностные лица этих учреждений выбирались постоянными жителями на сходах, но не из всего посадского населения, а из «граждан первостатейных, добрых, пожиточных и умных». В их ведении находилось все управление городом: уголовный и гражданский суд, полицейские, финансовые, хозяйственные дела. Им подчинялись гильдии и цехи. Магистраты не подчинялись губернаторам и воеводам, но последние принимали участие в их образовании.

3. 1 января 1864 года Александром II утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, на которые возлагались следующие задачи:

  • заведование имуществами, капиталами и денежными суммами земства;
  • устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения;
  • меры обеспечения народного продовольствия;
  • заведование земскими благотворительными заведениями и прочими мерами призрения (способами прекращения нищенства, попечением о построении церквей);
  • управление делами местного страхования имущества;
  • попечение о развитии местной торговли и промышленности;
  • участие преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, определенных законами, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

Избирательная система основывалась на имущественном, в значительной мере — сословном, началах. Избиратели местных органов самоуправления (земств) делились на три курии (группы): уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ.

Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми. От сельских обществ выбирались представители на волостные сходы, из них — выборщики, а из последних — «гласные» (депутаты) в уездное земское собрание.

Земское собрание было распорядительным органом. Оно избиралось один раз в три года, собиралось регулярно раз в год, а при возникновении чрезвычайных обстоятельств и чаще. Председателем земского собрания, как правило, становился предводитель дворянства. Исполнительным органом земского собрания была земская управа (уездная, губернская), председателя которой утверждал губернатор.

Деятельность земских учреждений замыкалась на решении местных хозяйственных дел. Им удалось внести значительный вклад в местное хозяйство. Они сыграли большую роль в поднятии культурного уровня деревни, в распространении грамотности, в доступности медицинского обслуживания, в развитии промышленности и средств связи. Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического общественных направлений.

4. Советская система.

Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, пришедшие к власти в результате известных исторических событий 1917 года, первоначально разрабатывали модель самоуправляемого бесклассового общества нового типа. В частности, предполагалось, что «государственное управление народом будет осуществляться непосредственно самим народом» (К. Маркс Ф. Энгельс).

Однако, децентрализация власти, относительная самостоятельность и независимость местного самоуправления противоречили практическим задачам государства диктатуры пролетариата. На практике государственная политика приобрела ярко выраженный централизованный характер.

Старые органы местного самоуправления были ликвидированы и созданы новые — Советы. В основу деятельности Советов был положен принцип единства системы государственной власти — строгое подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Несмотря на формальное провозглашение самостоятельности и инициативности местных органов, указанные принципы так и не были притворены в жизнь.

Местные Советы были самыми многочисленными органами государственной власти. Депутаты местных Советов осуществляли свои полномочия без отрыва от производства. Исполнительно-распорядительными органами местных Советов являлись избираемые из числа депутатов исполнительные комитеты, которые находились в двойном подчинении. С одной стороны — местным Советам, которые их формировали, а с другой — вышестоящим Советам.

В течение всего советского периода местные Советы выступали как звенья единой государственной системы управления. Негосударственная природа местных Советов отрицалась, а термин «местное самоуправление» применялся исключительно для характеристики организации власти в буржуазных государствах. Вместо него появился термин «социалистическое самоуправление», под которым понимался социальный феномен, охвативший все сферы общественной жизни.

5. Демократизация местного самоуправления конца 80-х начала 90-х годов.

Серьезные государственные изменения, начавшиеся в СССР после 1985 года, затронули и систему организации местной власти.

9 апреля 1990 года принимается Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и народного хозяйства СССР». Он определил основные направления развития местных органов, принципы их формирования и деятельности как органов местного самоуправления. Соответствующие изменения были внесены в Конституции СССР и РСФСР. Согласно Закону 1990 года провозглашалось осуществление местного самоуправления в границах административно-территориальных единиц. При всем своем несовершенстве, Закон открыл путь децентрализации местных органов на демократической основе.

Следующим шагом стал Закон 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР». Именно на его основе начался процесс реформирования местных органов, создание системы местного самоуправления в России. Местное самоуправление было определено как система организации граждан для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, местных особенностей и традиций. Соответственно, свое законодательное закрепление получили такие ключевые принципы местного самоуправления, как самостоятельность и ответственность.

Формирование местного самоуправления осуществлялось на основе сложившейся системы местных Советов. На смену исполнительным комитетам пришли местные администрации. Однако, сохранялось двойное подчинение местных Советов, включая право вышестоящих Советов на отмену решений нижестоящих.

Вместе с тем, согласно Закону 1991 года органы местного самоуправления наделялись компетенцией, которая могла быть изменена исключительно законом. Республики получили право принятия своих законов о местном самоуправлении, а городские и районные Советы — уставов.

В развитии Закона 1991 года в процессе реформирования местного самоуправления существенную роль сыграли Указы Президента РФ 1993 г.:

  • О поэтапной конституционной реформе в РФ;
  • О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ;
  • О реформе местного самоуправления в РФ.

Согласно Указам Президента РФ появился глава местного самоуправления. Кроме того, было установлено право глав местного самоуправления и должностных лиц местной администрации быть членами представительного органа местного самоуправления. По существу, властный приоритет на местном уровне был прочно закреплен за администрацией.

31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор, ставший составной частью Конституции РФ 1993 года. Принятие Конституции РФ 1993 года стало отправной точкой в формировании демократической системы организации местного самоуправления в России.

II. Развитие местного самоуправления в России в современный период

Конституция 1993 года закрепила ряд основополагающих принципов организации местного самоуправления:

  • право населения на местное самоуправление;
  • самостоятельность в решении вопросов местного значения;
  • обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти;
  • принцип совместного ведения федерации и ее субъектов по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления.

Принятие Конституции РФ 1993 года, устанавливающей концептуально новые подходы к организации государственной власти и местного самоуправления, потребовало принятие нового закона о местном самоуправлении.

В результате в 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Исходя из конституционного принципа совместного ведения федерации и ее субъектов по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления, законы о местном самоуправлении со временем были приняты во всех субъектах РФ. Они отражали особенности, в первую очередь, территориальной организации местного самоуправления каждого региона России. В 1996 году закон о местном самоуправлении был принят и в Московской области.

Федеральный закон 1995 года, являясь результатом политического компромисса, имел определенные недостатки, основными из которых являлись:

  • нечеткость в определении компетенции муниципальных образований;
  • непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления;
  • несоответствие финансовых ресурсов муниципалитетов реально исполняемым полномочиям.

В целом, большинство проблем стали следствием, прежде всего, опережающего характера формирования местного самоуправления, когда самоуправленческие институты возникли не в результате органического движения «снизу», а по инициативе «сверху».

Задача разрешения указанных проблем была поставлена перед Комиссией, образованной Президентом РФ. В ходе работы Комиссии идеи четкого установления полномочий для местного самоуправления, ликвидации «нефинансируемых мандатов» и безусловной передачи на местный уровень финансовых средств, предназначенных для исполнения полномочий, были дополнены фундаментальным положением о введении единой двухуровневой территориальной организации местного самоуправления во всех субъектах РФ.

По итогам работы Комиссии была разработана новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Принятие этого Закона стало отправной точкой проходящей в настоящее время реформы местного самоуправления.

Принятый 6 октября 2003 года Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил общие правовые, территориальные, организационные и экономические правила становления местного самоуправления в России. Для введения в действие всех положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был установлен переходный период до 2009 года. С 1 января 2009 года переходный период закончился, 131-й Федеральный закон вступил в полную силу.

действует Редакция от 15.10.1999 Подробная информация

Наименование документ УКАЗ Президента РФ от 15.10.99 N 1370 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа основные положения, указ
Принявший орган президент рф
Номер документа 1370
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 15.10.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5011,
  • «Российская газета», N 208, 21.10.99
Навигатор Примечания

УКАЗ Президента РФ от 15.10.99 N 1370 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

I. КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Конституцией Российской Федерации установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают своей компетенцией.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.

В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и интересов местных, то есть общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя Российской Федерации и направлены на обеспечение политической и правовой стабильности положения местного самоуправления в системе публичной власти.

Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы местного самоуправления, так и путем прямого волеизъявления), самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, создают условия для осуществления прав граждан на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, ряда других прав.

Конституцией Российской Федерации названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка. Федеральные и региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Гарантиями местного самоуправления являются право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Положения Конституции Российской Федерации, определяющие основные принципы осуществления местного самоуправления, явились результатом осмысления отечественного опыта организации местной власти с учетом сформулированных в Европейской хартии местного самоуправления общих для демократических государств принципов децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем наиболее эффективно их реализовывать.

Особую роль играет местное самоуправление в становлении гражданского общества в России, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой составной частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия.

Органы государственной власти должны не только создавать правовую и экономическую основы деятельности муниципальной власти, но и разъяснять населению государственную политику в области развития местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.

Принятие государственных нормативов и стандартов в области медицины, образования, коммунального обслуживания, безопасности, а также применение этих нормативов в муниципальных образованиях должны быть нацелены на решение задач развития человеческого потенциала территории и местного сообщества. Это станет возможным только при активном гражданском участии жителей, при постоянной обратной связи между местной властью и местным сообществом.

Развитие международного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях на уровне муниципальных образований и их объединений играет важную роль в налаживании добрососедских отношений с зарубежными государствами, способствует сближению народов.

Местное самоуправление позволяет оптимизировать использование общенациональных ресурсов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах, с учетом конкретных условий каждой отдельной территории. Поэтому реально действующее местное самоуправление позволяет государственной власти сконцентрироваться на решении проблем федерального и регионального уровня, способствует повышению эффективности государственного управления.

Поддержка местного самоуправления со стороны государства и создание условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований должны быть ориентированы на эффективное и согласованное функционирование федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных и гражданских институтов в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан России, повышения жизненного уровня и благосостояния многонационального народа Российской Федерации.

  • Авторы
  • Файлы

Филиппов А.С. Четошников С.Г. 157 KB В настоящее время, одной из самых актуальных проблем является проблема организации функционирования системы местного самоуправления. Это связано, прежде всего, с намеченными преобразованиями в области местного самоуправления. На сегодняшний день достаточно дискуссионным является вопрос об окончательном выборе эффективной модели местного самоуправления применительно к российским условиям. На данный момент в России отсутствует ясное представление об оптимальной форме организации местного самоуправления и, особенно, о том как «стыковать» муниципальное управление с государственными органами власти, а между тем этот вопрос является, пожалуй, одним из самых актуальных на сегодняшний день. Ведь от решения этого вопроса зависит, насколько эффективна будет деятельность органов местного самоуправления. Ведь вопрос повышения эффективности органов местного самоуправления — это вопрос о повышения эффективности всей системы публичной власти, управления развитием страны и ее экономической системы. В связи с этим представляется на наш взгляд интересным обращение к опыту недавнего прошлого, в частности, к вопросу о трансформации системы местного самоуправления в 90-е годы XX века и становлении демократической модели местного самоуправления в России, что имеет большое значение с точки зрения выявления основных тенденций и закономерностей развития системы местного самоуправления.

Постсоветский период развития России характеризуется переходом от социалистической модели местного управления, действующей в России на протяжении долгого времени, к новой, постсоциалистической модели местного самоуправления.

Для социалистической модели характерно:

1) Жесткая регламентация и контроль над деятельностью органов местного самоуправления со стороны государственных структур;

2) Ограниченные возможности и права органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Постсоциалистическая модель характеризуется следующими чертами:

1) Предоставление органам местного самоуправления автономии в решении вопросов местного значения;

2) Самоуправление, осуществляемое посредством выборов доверенных лиц, подотчетных населению;

3) Ограниченные возможности и права в вопросах финансовой и хозяйственной самостоятельности, реализуемые, в том числе посредством разумного налогообложения населения, предприятий и организаций;

4) Снижение роли государства в предоставлении финансовой поддержки органам местного самоуправления.

Отход от социалистической системы проявился, прежде всего, в изменении структуры местного самоуправления. Строительство системы власти отныне должно было происходить не по вертикали, а по горизонтали. Это привело к следующим последствиям:

1) Низкая эффективность работы органов местного самоуправления;

2) Обострение борьбы за власть в регионах между исполнительной и законодательной ветвями власти.

1) Факторами, которые могли оказывать влияние на эффективность работы местного самоуправления могли быть возраст и образовательный уровень кадрового состав.

С проблемой трансформации модели местного самоуправления непосредственно связан вопрос о соотношении функций государственных и муниципальных органов власти.

При социалистической модели организации органов местного самоуправления господствовал тотальный контроль над органами местного самоуправления со стороны партийных и государственных структур, и универсалистский принцип формирования системы местного самоуправления, при котором предполагалась унификация системы органов власти в различных регионах страны, не учитывая специфику региона

После краха социалистической системы происходит принципиальное изменение самого характера взаимоотношений между органами местного самоуправления и федеральными органами власти. Органам местного самоуправления была предоставлена большая самостоятельность при решении вопросов местного значения.

Изменяется система финансирования деятельности органов местного самоуправления. В условиях ликвидации социалистической системы государство отказывается от практики финансовой поддержки органов местного самоуправления. Одновременно с этим формируется система бюджетная федерализма, которая предполагает наличие для каждого региона и муниципального образования своего бюджета, а также относительную финансовую самостоятельность территорий. Однако первоначально внедрение системы бюджетного федерализма имело негативные последствия, поскольку у органов местного самоуправления отсутствовал реальный опыт формирования и проведения самостоятельной бюджетной политики.

В целом данный период характеризуется глубокой трансформацией системы местного управления — отходом местных органов власти от принципов функционирования на основе социалистической модели и формированием постсоциалистической модели местного управления,- что означало изменение роли государства и роли регионов в политической системе и отражало реальную тенденцию децентрализации управления. Однако в этот период выявились значительные противоречия и недостатки в развитии системы местного самоуправления:

1) не были четко разграничены полномочия органов местного самоуправления и губернаторов, что предопределило в последующем острую борьбу между ними.

2) органы местного самоуправления не получили полной финансовой самостоятельности (отсутствие права установления собственных налогов).

3) несмотря на введение системы бюджетного федерализма, у органов местного самоуправления не было опыта в определении самостоятельной бюджетной политики.

Данные факторы в значительной степени определяли уровень эффективности функционирования органов местного самоуправления и оказали влияние на процесс становления демократической модели местного самоуправления, и в дальнейшем явились одними из определяющих условий развития системы местного самоуправления в России.

Библиографическая ссылка

Филиппов А.С., Четошников С.Г. СТАНОВЯЩАЯСЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1. – С. 31-32;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22049 (дата обращения: 26.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *