Тэр

Определения понятий «международные автомобильные перевозки» и «транзитные автомобильные перевозки» даны в ст.1 Закона РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон № 278-З).

Международные автомобильные перевозки — это автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь либо из-за ее пределов.

Транзитные автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством. Иными словами, транзит — поездка через территорию Республики Беларусь, когда на ее территории не производится ни загрузка, ни разгрузка.

Ранее форма нецентрализованной государственной статистической отчетности 4-тр (международные) (Минтранс) «Отчет о международных автомобильных перевозках» была утверждена постановлением Белстата от 30.10.2009 № 248.

Постановлением Белстата от 15.08.2011 № 229 утверждены новая редакция формы государственной статистической отчетности 4-тр (международные) (Минтранс) (далее — форма 4-тр, отчет) и Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-тр (международные) (Минтранс) «Отчет о международных автомобильных перевозках» (далее — Указания). В новой редакции форма вводится в действие начиная с отчета за январь-март 2012 г.

Для данной отчетности установлена квартальная периодичность. Форма 4-тр заполняется нарастающим итогом с начала года.

Показатели формы не содержатся в других формах государственных статистических наблюдений.

Для чего используется форма 4-тр

Форма 4-тр содержит отдельные финансовые показатели работы автомобильных перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки, из них перевозчиков, работающих по процедуре международных дорожных перевозок, информацию о наличии и работе автомобильных транспортных средств, используемых для осуществления международных автомобильных перевозок.

Данные формы 4-тр используют в практической деятельности Национальный статистический комитет РБ, Министерство транспорта и коммуникаций РБ (далее — Минтранс РБ), Министерство финансов РБ, Транспортная инспекция Минтранса РБ, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».

Действие на протяжении последних 6 лет государственной статистической отчетности, характеризующей работу грузового автотранспорта в международном сообщении, позволило обеспечить принятие ряда нормативных правовых актов, повышающих конкурентоспособность белорусских перевозчиков, так как была представлена объективная доказательная база в обоснованиях к вносимым предложениям. Данные отчетности используются для анализа ситуации и оценки положения белорусских перевозчиков на международном рынке транспортных услуг. Отчетность также позволяет оценивать эффективность принимаемых решений по совершенствованию законодательства.

Транспортная инспекция Минтранса РБ использует форму 4-тр при распределении разрешений на проезд грузовых автомобильных транспортных средств по территории иностранных государств.

Инструкция о порядке распределения, выдачи и использования разрешений на проезд грузовых автомобильных транспортных средств по территории иностранных государств утверждена постановлением Минтранса РБ от 15.12.2004 № 56 (далее — Инструкция № 56).

Инструкция № 56 определяет порядок распределения Минтрансом РБ разрешений, полученных от иностранных государств, выдачи (возврата, изъятия) их национальным субъектам хозяйствования для осуществления международных перевозок грузов, а также порядок использования упомянутых разрешений. Министерству транспорта и коммуникаций РБ право выдачи разрешений предоставлено ст.10 Закона № 278-З и Положением о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2006 № 985.

В случае если потребность белорусских перевозчиков в разрешениях отдельных видов превышает количество, полученное от иностранных государств на очередной календарный год, то распределение таких разрешений между перевозчиками производится соответственно полученной ими выручки от деятельности по международной перевозке грузов (согласно статистической отчетности). При этом первоочередное право на получение соответствующих разрешений предоставляется перевозчикам, получившим наибольшую выручку из расчета на одно грузовое транспортное средство (п.7 Инструкции № 56).

На основании сравнительного анализа данных статистической отчетности производится оценка соблюдения перевозчиками иных условий, учитываемых Транспортной инспекцией Минтранса РБ для распределения разрешений, полученных от иностранных государств.

Особенности заполнения формы 4-тр

Начиная с отчета за январь-март 2012 г. данные формы 4-тр заполняются не в тысячах рублей, как было ранее, а в миллионах рублей с одним знаком после запятой.

Из перечня показателей формы исключен показатель «из них надбавки за подвижной и разъездной характер работы» (ранее строка 11), в связи с чем изменилась и построчная нумерация показателей.

Данные по форме 4-тр представляют юридические лица, осуществляющие международные коммерческие автомобильные перевозки, независимо от:

• применяемой системы налогообложения;

• среднесписочной численности работников;

• суммарной стоимости услуг;

• наличия грузовых автомобильных транспортных средств, разрешенная полная масса которых, включая прицепы, не превышает 6 т, или разрешенная грузоподъемность, включая прицепы, не превышает 3,5 т.

При этом организации включают сведения по всем обособленным подразделениям (в соответствии с п.1 Указаний).

Отнесение автомобильных транспортных средств к грузовым (включая седельные тягачи, являющиеся грузовыми автомобильными транспортными средствами без кузова, оборудованные седельными сцепными устройствами для буксировки полуприцепов, включая пикапы и фургоны на шасси легковых автомобилей), автобусам осуществляется на основании свидетельства о регистрации транспортного средства (технического паспорта).

Грузоподъемность грузового автомобильного транспортного средства определяется по паспорту организации-изготовителя. Грузоподъемность седельного тягача определяется по грузоподъемности основного типа комплектующего его полуприцепа.

Выручка от реализации услуг по международным автомобильным перевозкам грузов и пассажиров (данные по строкам 01-06) в отчете отражается вне зависимости от размера суммарной стоимости оказанных услуг и включает информацию лишь по услугам, связанным с международной перевозкой грузов.

Важно!

Аренда (фрахтование) транспортного средства с водителем (экипажем), оказание туристических, экспедиционных услуг, услуг по перегону автомобилей в выручку, отражаемую в форме 4-тр, не включаются.

Не отражаются в указанной форме и перевозки для собственных нужд (примечание).

Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, оказанные туристическими организациями (доставка туристов от места жительства к первому пункту обслуживания на туристическом маршруте и от последнего пункта к месту жительства, подвозка к началу трассы туристического похода, перевозка во время экскурсий, внутримаршрутные перевозки, а также перевозки туристов во время транспортных путешествий и т.д.) и включенные в себестоимость туристических услуг, квалифицируются как услуги для собственных нужд и в отчете не отражаются.

Выручка в отчете отражается в зависимости от метода определения момента фактической реализации услуг, принятого в учетной политике организации: либо по мере оказания услуг и предъявления заказчику расчетных документов, либо по мере их оплаты.

В отчете следует выполнять требование взаимной согласованности данных. Это значит, что вся информация в строках отчета (выручка от реализации, себестоимость услуг, сгруппированная по статьям затрат, количество автотранспортных средств, ездок, перевезенных грузов и т.д.) должна отражаться только по тем перевозкам, которые в соответствии с принятой учетной политикой организации определяются как фактически реализованные в указанном отчетном периоде.

По строке 07 отражаются данные о начисленных налогах и сборах из выручки, отраженной по строке 01, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

По строке 08 отражается сумма данных по дебету субсчетов 4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг», 5 «Управленческие расходы», 6 «Расходы на реализацию» счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» в части выручки по международным автомобильным перевозкам, отраженной по строке 01.

Иными словами, по строке 08 отражаются все затраты, налоги, выплаты и платежи, включаемые в себестоимость реализованных услуг по международным автомобильным перевозкам, выручка от реализации которых отражена по строке 01.

При осуществлении организациями нескольких видов деятельности и в случае отсутствия раздельного учета по ним данные по строкам с 07 по 20 отчета отражаются пропорционально удельному весу выручки от оказания услуг по международным автомобильным перевозкам грузов и пассажиров в общем объеме выручки от всех видов деятельности либо в соответствии с порядком, принятым в учетной политике организации.

Если автомобильное транспортное средство одновременно используется для осуществления перевозки для собственных нужд и осуществления коммерческой перевозки, то при отсутствии раздельного учета затрат по ним данные по строкам с 07 по 20 отчета отражаются пропорционально объему коммерческих автомобильных перевозок.

При невозможности прямого распределения затрат по видам перевозок (грузовых и пассажирских) их распределение осуществляется в соответствии с порядком, указанным в учетной политике организации (пропорционально затратам на оплату труда, общему пробегу и т.д.).

Данные по строке 21 «Прибыль, убыток» рассчитываются как разница данных по строкам 01 «Выручка от реализации услуг по международным автомобильным перевозкам грузов и пассажиров — всего», 07 «Начисленные налоги и сборы из выручки, включая налог при упрощенной системе налогообложения» и 08 «Себестоимость реализованных услуг — всего».

Особенности заполнения формы 4-тр респондентами, применяющими упрощенную систему налогообложения

Статьей 291 Налогового кодекса РБ организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и соблюдающим определенные установленные настоящим кодексом требования, вместо бухгалтерского учета на общих основаниях предоставлена возможность вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.

Но субъекты хозяйствования, применяющие УСН, вправе вести бухгалтерский учет и отчетность и на общих основаниях.

Организации, применяющие УСН, по строке 07 отражают данные о налоге при УСН.

Организации, ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной постановлением МНС РБ, Минфина РБ, Минтруда и соцзащиты РБ, Минстата РБ от 19.04.2007 № 55/60/59/38, по строке 08 отражают сумму произведенных и документально подтвержденных расходов (без налога при УСН; без налога на добавленную стоимость для организаций, уплачивающих НДС).

Для организаций, применяющих УСН и не ведущих бухгалтерский учет в общем порядке, предусмотрен упрощенный порядок заполнения формы 4-тр. При отсутствии учета по статьям затрат организации, применяющие УСН, в обязательном порядке отражают только:

• по строкам 09 и 10 — суммы начисленной заработной платы работников, занятых на международных автомобильных перевозках;

• по строке 11 — сумму налогов и отчислений по установленным законодательством Республики Беларусь нормам от всех видов оплаты труда вышеуказанных работников;

• по строке 12 — сумму затрат на топливо, определяемую исходя из норм расхода топлива;

• по строке 20 — разницу между строкой 08 и суммой строк 09, 11, 12.

Основные ошибки, допускаемые организациями при заполнении формы 4-тр

Следует обратить внимание, что по строке 27 в графах 2 и 3 следует отражать общее количество ездок (заездов) с грузом, в графе 4 — с пассажирами, а не количество рейсов.

Важно!

В соответствии с государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1487-2004 «Перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Термины и определения», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 31.05.2004 № 23, под рейсом грузового автомобиля понимается оборот грузового автомобиля: одна или несколько ездок с обязательным возвращением в исходную точку маршрута. Ездкой является законченный цикл процесса перевозки, включающий пробег с грузом, порожний пробег и погрузку (разгрузку). Количество перевозимого автотранспортным средством груза в течение одной ездки остается неизменным, тогда как от ездки к ездке оно изменяется в результате погрузки и разгрузки. В графе 27 на основании условий договоров записывается количество ездок (заездов) между пунктами погрузки и разгрузки, необходимое для выполнения задания.

При заполнении строк 32 «Фонд заработной платы работников списочного состава» и 33 «Среднесписочная численность работников» неверно указывать данные в целом по организации.

По строке 32 в графе 1 следует отражать данные о фонде заработной платы, начисленной работникам списочного состава организации, занятым на международных автомобильных перевозках (водители, рабочие, специалисты, руководители и др.) в деятельности, связанной с международными автомобильными перевозками (без фонда заработной платы внешних совместителей и работников несписочного состава).

По строке 32 в графах со 2 по 4 необходимо отражать данные о фонде заработной платы, начисленной водителям, занятым на международных автомобильных перевозках.

По строке 33 в графе 1 отражаются данные о среднесписочной численности работников (без внешних совместителей и граждан, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам), занятых в деятельности, связанной с международными автомобильными перевозками (водители, рабочие, специалисты, руководители и др.).

По строке 33 в графах со 2 по 4 отражаются данные о среднесписочной численности водителей, занятых на международных автомобильных перевозках.

Примечание. Автомобильная перевозка для собственных нужд — автомобильная перевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и выполняется ими для перемещения своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях, транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работники этих юридического лица или индивидуального предпринимателя либо сам индивидуальный предприниматель.

2012 г.

УДК 338.45.01

Воеводкина Юлия Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Россия, Саранск1

Соискатель ученой степени кандидата экономических наук

E-Mail: VoevodkinaJS@mail.ru

Классификация и значение топливно-энергетических

ресурсов в производственной деятельности предприятия

Аннотация: В структуре себестоимости по элементам затрат значительную долю составляют материальные затраты, включающие в себя топливно-энергетические ресурсы. В настоящее время их стоимость на отечественном и мировом рынках постоянно увеличивается, что делает актуальным для предприятий вопрос их эффективного использования и разработки программ энергосбережения.

Топливно-энергетические ресурсы можно разделить на горючие, тепловые и энергоресурсы избыточного давления, причём каждую из этих категорий можно также классифицировать по различным признакам.

Значение топливно-энергетических ресурсов на промышленных предприятиях определяется тем, что они непосредственного используются в технологическом процессе производства продукции. В связи с этим величина их расходования оказывает прямое влияние на формирование себестоимости и, соответственно, цены продукции, а также её конкурентоспособности. Следовательно, одним из приоритетных направлений деятельности предприятий является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

Существует большое количество способов увеличения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, среди которых формирование нормативной базы потребления ресурсов, разработка контроля, учёта и анализа использования ресурсов, повышение квалификации работников энергослужб предприятия и технологического персонала и пр.

Реализация мероприятий, направленных на рост эффективности потребления ресурсов, на отдельных предприятиях, в результате будет способствовать рационализации использования ресурсов на уровне всей экономики.

Ключевые слова: Топливные ресурсы; энергоресурсы; классификация ресурсов; эффективное использование; энергосбережение; промышленное предприятие; политика энергосбережения.

Идентификационный номер статьи в журнале 06EVN214

1 430005, Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68

В настоящее время вопрос экономного использования ресурсов является одним из ключевых как в деятельности отдельных предприятий, так и в функционировании всего государства в целом.

В широком смысле ресурсы можно определить как совокупность средств труда, которые предприятие использует для достижения собственных целей и удовлетворения потребностей. Одной из ключевых статей в структуре себестоимости являются материальные ресурсы.

Все многообразие материальных ресурсов, обозначенных в экономике народного хозяйства как предметы труда, условно можно подразделить на сырьё и материалы и топливо и энергию.

Топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) — это особый род материальных ресурсов, которые являясь вспомогательным сырьем, выделяются в отдельную группу. Эта группа ресурсов непосредственно способствует процессу производства готовой продукции и является технологическим сырьем.

Электроэнергия также представляет собой обособленный элемент в связи с тем, что она используется в технологическом процессе и как орудие труда оказывает воздействие на предметы труда.

Под энергетическим ресурсом понимается естественный или искусственно выработанный источник, носитель энергии, который используется как в настоящий момент времени, так и в дальнейшем.

Существует классификация энергетических ресурсов, согласно которой их можно разделить на валовые (теоретические), технические и экономические . Остановимся детальнее на рассмотрении перечисленных категорий.

Суммарная энергия, имеющаяся в конкретном виде энергоресурса, — это валовой или теоретический энергоресурс.

Под техническим энергетическим ресурсом понимается энергия, получение которой возможно из данного вида энергоресурса при имеющемся уровне развития науки и техники. Как правило, он исчисляется как доля от валового, но постоянно растёт в связи с модернизацией оборудования и освоением новых технологий.

Наряду с ними выделяют экономические энергоресурсы — это такая энергия, выработка которой экономически целесообразна при фактическом уровне цен на оборудование, рабочую силу, сырье и материалы. Данный вид ресурса имеет удельный вес в структуре технического и растёт с развитием энергетики.

Что касается ТЭР в целом, то они разделяются на потенциальные и реальные.

Совокупный объем запасов всех видов топлива и энергии, имеющийся в распоряжении того или иного экономического субъекта или страны в целом — это потенциальные ТЭР. А реальные ТЭР — это объем всех видов энергии, которые непосредственно используются в экономической деятельности страны.

Помимо этой классификации энергоресурсы делят на первичные и вторичные. Первичные энергоресурсы существуют в исходной форме в природе и не нуждаются в преобразовании для их дальнейшего использования. Их классифицируют по нескольким признакам. Например, по способу использования различают топливные и нетопливные, по признаку сохранения энергии — восполняемые и невосполняемые.

В настоящее время большую часть энергии получают, используя невосполняемые энергоресурсы (газ, нефть, водород и пр.). Использование же восполняемых ресурсов требует больших экономических затрат в связи с тем, что они имеют низкий энергетический потенциал и нуждаются в преобразовании.

Основным параметром, характеризующим ТЭР, является число лет, в течение которых данного ресурса будет достаточно для производства энергии нужного качества и количества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторичные энергоресурсы возникают во время протекания технологического процесса как энергетические отходы. Их можно определить как энергетический потенциал, продукции, отходов, которые возникают в установках, но не используются ими, а полностью или частично применяются в рамках реализации других целей, в других установках и системах.

Количество вторичных энергетических ресурсов, образующееся в установке за определенное время и пригодное к применению, называется выходом вторичных энергоресурсов. Выработка за счёт этих ресурсов предполагает количества тепла, энергии, которое получено в ходе работы утилизационной установки. Различают несколько видов выработки. Максимальное количество энергии, получение которого возможно при работе установки — возможная выработка. Выработка с учетом экономических факторов — это экономически целесообразная выработка. Планируемая выработка — это то количество энергии, которое запланировано получить в течение определённого промежутка времени. Та энергия, которая реально получена за отчетный период представляет собой фактическую выработку.

Существует несколько основных направлений, по которым используются вторичные энергоресурсы:

• топливное (применение непосредственное в виде топлива);

• тепловое (применение в виде тепла или для его выработки);

• силовое (применяются в качестве электрической и механической энергии);

• смешанное.

Значительная часть вторичных энергоресурсов расходуется в виде топлива или тепла, например, использование горячей воды в системе отопления.

Рациональное использование вторичных энергетических ресурсов способствует существенной экономии топлива. Были проведены расчёты, в ходе которых было выявлено, что себестоимость тепловой энергии, полученной в утилизационных установках, значительно ниже стоимости теплоэнергии, полученной в основных энергоустановках.

Ключевой задачей всех предприятий, особенно тех, где расход топлива, тепловой и электрической энергии имеет большой вес в совокупных расходах, является выявление всех возможных способов использования вторичных расходов.

Применение вторичных энергоресурсов имеет не только энергетический, но и экологический эффект, т.к. уменьшается количество выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. А некоторые из этих выбросов могут быть использованы для выпуска дополнительной продукции, например, выброс сернистого ангидрида с газами можно уловить и направить на выпуск серной кислоты.

Является целесообразным при реконструкции, модернизации или проектировании предприятий разрабатывать мероприятия по расходованию вторичных энергоресурсов с обоснованием их экономической эффективности. Однако если расчёты подтверждают

экономическую нерациональность или техническую невозможность использования вторичных энергетических ресурсов, потребителю целесообразно отказаться от использования подобных ресурсов.

ТЭР, входящие в состав материальных затрат, являются одним из элементов себестоимости продукции. В настоящее время их стоимость на мировом и отечественном рынке имеет постоянную тенденцию увеличения, поэтому руководство современных предприятий уделяет большое внимание вопросам повышения эффективности расходования ТЭР, создавая для этой цели структурные подразделения, специализирующиеся именно на использовании материалов и топлива в производственном процессе.

ТЭР — это комплекс различных видов энергии и топлива, которые предприятие использует для осуществления текущей и долгосрочной деятельности. Выделяют три категории таких ресурсов :

• горючие (топливные), которые включают в себя энергию технологических процессов химической и термохимической переработки сырья, а именно горючие газы, твёрдые и жидкие топливные ресурсы, которые не пригодны для дальнейших технологических преобразований.

• тепловые — это тепло отходящих газов при сжигании топлива, тепло воды или воздуха, использованных для охлаждения технологических агрегатов и установок, теплоотходов производств.

• энергоресурсы избыточного давления (напора) — это энергия газов, жидкостей и сыпучих тел, покидающих технологические агрегаты с избыточным давлением (напором), которое необходимо снижать перед следующей ступенью использования этих жидкостей, газов, сыпучих тел или при выбросе их в атмосферу, водоёмы, ёмкости и другие приёмники. Энергетические ресурсы избыточного давления преобразуются в механическую энергию, которая либо непосредственно используется для привода механизмов и машин, либо преобразуется в электрическую энергию.

Помимо того, что определённое количество топлива, тепловой и электрической энергии требуется на технологический процесс, сам этот процесс также сопровождается выделением значительного количества энергетических ресурсов (газ, горючие продукты, жидкости с избыточным давлением и другие). В случае утилизации этих ресурсов возникают определённые затраты, в том числе и капитальные, поэтому необходима предварительная оценка экономической целесообразности утилизации. В связи с этим их рациональное применение является важным способом экономии энергоресурсов. Энергоресурсы определяют энергетический потенциал (т.е. наличие некоторого запаса энергии) продукции, отходов, побочных и промежуточных продуктов, возникающих в процессе выполнения производственных операций, в агрегатах и установках, причем этот запас не расходуется в самом агрегате, но может частично или полностью использоваться для энергосбережения других агрегатов (процессов).

Таким образом, значение ТЭР на промышленных предприятиях определено тем, что они необходимы для технологического процесса и производства продукции предприятия. Кроме этого комплекс энергетических ресурсов непосредственно обуславливают себестоимость и конкурентоспособность производимой и реализуемой продукции.

Рост стоимости энергоносителей способствует снижению конкурентоспособности продукции отечественных предприятий, а также оказываемых ими услуг, т.к. расходы на ТЭР имеют значительную долю в структуре себестоимости продукции. Поэтому одним из

важнейших направлений деятельности предприятий является увеличение эффективности использования ТЭР.

Эффективное использование энергетических ресурсов предполагает достижение экономического эффекта от потребления энергоресурсов при имеющемся уровне развития техники и технологий и соблюдении требований охраны окружающей среды. Показателем энергоэффективности является абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, определенная государственными стандартами.

Рост эффективности использования ТЭР может быть достигнут различными способами. Однако вне зависимости от выбранной политики промышленных предприятий в части расходования ресурсов, наиболее целесообразным является составление комплексной программы энергосбережения, которая включает мероприятия, направленные на объекты с неэффективным расходованием ТЭР. При разработке Программы энергосбережения для предприятий необходимо оценить ключевые параметры рекомендуемых мероприятий, т.е. требуемые затраты на реализацию, годовая экономическая эффективность от реализации, сроки окупаемости вложенных затрат, а также необходимые сроки на реализацию самого мероприятия (проектирование, поставку, установку, монтаж и т. д.) .

Выделяют две основные категории мероприятий по энергосбережению: первоочередные и перспективные. Характер промышленного объекта и его энергосберегающий потенциал определяют экономическую целесообразность внедрения определённых первоочередных энергосберегающих мероприятий.

Важное место в составе первоочередных энергосберегающих мероприятий занимает формирование нормативной базы по потреблению и сбережению энергоресурсов, которая включала бы нормативные документы, содержащие нормативы энерго потребляющего и энерго производящего оборудования, энергоемкости технологических процессов и нормативы энергосбережения. На промышленных предприятиях имеет место создание рабочих технологических групп для разработки современных норм энергопотребления, включения их в технологические регламенты и контроля за их соблюдением. В рамках подобной стандартизации необходим анализ общего состояния энергохозяйства объекта и эффективность его функционирования, а также разработка современных показателей и нормативов экономичности энергопотребления с целью энергосбережения .

Экономический смысл данной стандартизации заключается в рациональном определении топливно-энергетических потребностей, выборе и обосновании их предельно допустимых значений с учетом конкретных условий, при которых эти нормативы соблюдаются, а также разработке и практическом применении методики определения этих показателей.

Кроме этого достаточно важным является разработка системы контроля, учета, анализа и оперативного воздействия за использованием ТЭР на всех этапах технологического процесса во всех цехах, службах, обеспечивающих работу основных производств. При этом первоочередным мероприятием является обеспечение крупных потребителей существующими приборами учета и контроля потребления ТЭР. Затраты на эти мероприятия зависят, в первую очередь, от степени оснащенности и финансовых возможностей предприятий в настоящее время.

Видимый результат в энергосбережении достигается путем повышения квалификации работников энергослужб предприятий и технологического персонала. Причем затраты на организацию и проведение курсов, семинаров и прочих мероприятий достаточно невелики,

также как не требуется больших экономических вложений разработка положений по повышению качества ремонта и техобслуживания электро — и энергооборудования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для большинства промышленных предприятий эффективным и малозатратным мероприятием является уменьшение расхода электропотребления в осветительных приборах (например, за счёт своевременной профилактики светильников и их замены).

Перспективные мероприятия рассматриваются с точки зрения общеотраслевого и индивидуального назначения.

В связи с тем, что на балансе промышленных предприятий числится весьма значительный станочный парк, то эффективным мероприятием является модернизация и замена имеющихся машин и оборудования на более энергоэкономичные станки с улучшенными техническими характеристиками.

Также важное место занимают вентиляционные системы и систем воздушного отопления промышленных зданий. Эти системы являются крупными потребителями энергии и, как следствие, оказывают существенное влияние на топливно-энергетический баланс предприятия и на уровень его потенциала энергосбережения. Удельный вес потребления тепла в системах вентиляции и воздушного отопления в общем теплопотреблении предприятия колеблется в значительных пределах от 5% до 50% в зависимости от отрасли и её теплоёмкости. Поэтому целесообразно разрабатывать и проводить мероприятия по уменьшению объема вентиляционного воздуха на единицу продукции и использованию вторичных производственных теплоэнергоресурсов для пологрева приточного воздуха.

На промышленных предприятиях выделяют несколько ключевых методов повышения уровня эффективности потребления ТЭР. Можно выделить следующие направления :

совершенствование структуры топливных и топливно-энергетических балансов;

повышение качества подготовки сырья к собственно применению его в технологическом процессе на предприятии;

рационализация транспортировки и хранения сырья и топлива;

предотвращение потерь и снижения качества;

наиболее полное, экономически оправданное использование всех полезных компонентов, содержащихся в сырье, а также в отходах производства;

повторное использование сырья, отходов производства и др.

Действия, нацеленные на увеличение эффективности потребления ресурсов, должны осуществляться прежде всего на предприятий. В результате рационального использования ТЭР первичными звеньями экономики, положительный эффект будет получен на уровне всей экономики страны .

Ключевым условием увеличения эффективности потребления сырья и материалов, топлива и энергии является существование эффективной хозяйственной системы ресурсосбережения . Практика экономически развитых стран показывает, что максимальных результатов в сфере целесообразного и умеренного потребления ресурсов достигли страны, государственная политика которых в области ресурсосбережения является приоритетной.

Для перехода к ресурсосберегающему воспроизводству необходимы комплексная рационализация использования всей совокупности ресурсов на предприятии, структурное

изменение производства, учитывающее действительные потребности внешнего и внутреннего рынков, использование последних достижений научно-технического прогресса, новейших методов управления, анализа и планирования. Кроме этого требуется комбинирование государственно-административных и рыночных методов хозяйствования, государственная поддержка и регулирование ресурсопотребления законодательно установленными стимулами и санкциями .

Таким образом, следует отметить следующие тенденции в сфере сбережения ТЭР:

• наличие ТЭР необходимо для технологического процесса и производственной деятельности;

• повышение эффективности использования ТЭР является одним из ведущих направлений деятельности предприятий;

• существует несколько способов увеличения эффективности использования ТЭР, каждое предприятие самостоятельно определяет политику в области ресурсосбережения в зависимости от финансового состояния, имеющихся средств труда и целей, стоящих перед предприятием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арнов Р.И. Состав и структура топливно-энергетических ресурсов промышленного предприятия. — М: Информ, 2007.

2. Априжевский А.А. Энергосбережение и энергетический менеджмент. — Минск : Высш. шк., 2005.

3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Петронев С.И. Использование топливно-энергетических ресурсов в

промышленности.- СПб: Пресс, 2008.

5. Татарских Б.Я. Организационно-экономические и технологические направления повышения эффективности машиностроительного комплекса РФ // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов, № 1, 2012. — С. 214-224.

6. Татарских Б.Я. Технологические резервы повышения эффективности

предприятий машиностроительного комплекса // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. — Самара: СГЭУ, 2010. — С. 131 — 141.

7. Бурланков С.П., Усанова С.В., Кузьмин В.В. Управление сбережением

топливно-энергетических ресурсов в сельском хозяйстве. — Саранск, МГУ им.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.П. Огарева, 2008.

8. Карсунцева О.В. Взаимосвязь ресурсной и результативной составляющих

производственного потенциала // Межвузовский сборник научых трудов «Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями». Вып. 2 — Самара: Изд-во СГЭУ, 2012.

9. Юрченко Т., Воронцова Ю. Управление текущими затратами в промышленной организации //Маркетинг. — 2006. — №4(89). — с.107-116

Рецензент: Кожевникова Светлана Александровна, Заместитель директора по научноисследовательской работе и дополнительному образованию Сызранского филиала Самарского государственного экономического университета, к.э.н., доцент.

Julia Voevodkina

Mordovia Ogarev State University Russia, Saransk E-Mail: VoevodkinaJS@mail.ru

Classification and importance of fuel and energy resources in productive activity of enterprises

Identification number of article 06EVN214

1. Arnov R.I. Sostav i struktura toplivno-jenergeticheskih resursov promyshlennogo predprijatija. — M: Inform, 2007.

2. Aprizhevskij A.A. Jenergosberezhenie i jenergeticheskij menedzhment. — Minsk : Vyssh. shk., 2005.

3. Zajcev N.L. Jekonomika promyshlennogo predprijatija. — M.: INFRA-M, 2005.

4. Petronev S.I. Ispol’zovanie toplivno-jenergeticheskih resursov v promyshlennosti.-SPb: Press, 2008.

Инструментарием для проведения государственных статистических наблюдений являются следующие формы государственной статистической отчетности по статистике ТЭК и соблюдению норм ТЭР и целевых показа-телей служат следующие докуметы:

годовой периодичности представления:

1-тэк (продукция) «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов на производство отдельных видов продукции (работ), включая производство тепловой и электрической энергии»;

квартальной периодичности представления:

4-тэк (топливо) «Отчет об остатках, поступлении и расходе топ-лива»;
форма ведомственной отчетности «Сведения о нормах расхода топливно-энергетических ресурсов на производство продукции (работ, услуг)»;

4-энергосбережение;

месячной периодичности представления:

12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов»;

12-тэк (запасы поставщиков) «Отчет о запасах нефти, нефтепро-дуктов и природного газа».

В рамках выполнения работ решаются следующие вопросы и выполняется следующее:

1. Как правильно рассчитать статистические показатели, что нужно учесть при заполнении данных форм;

2. Особенности расчета отдельных показателей форм;

3. Практические примеры по переводу количества израсходованного топлива из натуральных единиц измерения в тонны условного топ-лива;

4. Своевременное уведомление об изменениях в правилах заполнения отчетности;

5. Ошибки и рекомендации по их устранению с учетом видов деятель-ности предприятия и др.
Порядок представления форм государственных статистических наблюдений. Государственную статистическую отчетность представляют юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, включая данные по входящим в их структуру подразделениям,не имеющим отдельного баланса.
Основными требованиями, предъявляемыми к представляемой стати-стической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевре-менность (п. 2 ст. 12 Закона № 345-З).

Представлением недостоверной статистической информа-ции считается неправильное отражение отчетных статистических данных в формах государственного статистического наблюдения вследствие нарушения действующих инструкций по заполнению форм государствен-ного статистического наблюдения, арифметических или логических оши-бок. Отчитывающиеся субъекты, допустившие факты представления недо-стоверной статистической информации, после обнаружения этих фактов представляют исправленную статистическую информацию с копиями до-кументов, содержащих обоснования для внесения исправлений. Достовер-ность этих данных проверяется органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями путем сопоставле-ния их с данными первичных учетных документов, являющихся источни-ком сведений для бухгалтерского учета (подп. 1.3 ст. 9, подп. 1.3 ст. 11 За-кона № 345-З).

Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой от-четности влечет применение мер административной ответственности в по-рядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст.23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее — КоАП).

Инструкция к форме 4 тэр

———————————————————
>>><<<
———————————————————
Проверено, вирусов нет!
———————————————————
УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 4-ТЭР СВЕДЕНИЯ ОБ ОСТАТКАХ, ПОСТУПЛЕНИИ И. Форма N 4-ТЭР СВЕДЕНИЯ ОБ ОСТАТКАХ, ПОСТУПЛЕНИИ И РАСХОДЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, СБОРЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ. энергетических ресурсов, N 4-ТЭР Сведения об остатках, поступлении и. Форму федерального статистического наблюдения N 11-ТЭР Сведения об. Федерации Инструкции по составлению статистической отчетности об. Форма № 4-ТЭР. юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), являющиеся потребителями топлива и. Форма 4-ТЭР сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов. Форма № 4-ТЭР. юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), являющиеся потребителями топлива и теплоэнергии , а также. Инструкция по присвоению индексов формам государственных. 4-тэк ( топливо). и расходе топлива, Постановление об утверждении · Бланк формы. Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов на производство. 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования. 176 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4 -энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению. 1, Форма действует начиная с 17.01.2012 года. Государственную статистическую отчетность по форме 4-нормы ТЭР (Госстандарт) «Отчет о. N 4-ТЭР Сведения об остатках, поступлении и расходе. приложение N 2 к форме N П-1 Сведения о производстве военной. N 414 формы N 23-Н, N 4-ТЭР и N 6-ТП признаны утратившими силу с. N 8 Форма федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР Сведения об. приложение N 4 Форма федерального статистического наблюдения N 11- ТЭР Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии. О предоставлении сведений по форме № 4-ТЭР. Новосибирскстат сообщает , что приказом Росстата от 15.07.2015 № 320 утверждена. Подробная инструкция по использованию сервиса, а также образцы заявлений. Формы статистической отчетности 2016. N 4-ТЭР Сведения об остатках, поступлении и расходе топливно-энергетических. Сведения об итогах сева под урожай (форма 4-СХ) excel. Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов (форма 4-ТЭР) excel. 4-ТЭР Сведения об остатках, поступлении и расходе. 2012 года № 470; приложение № 4 Форма федерального статистического. Посмотреть и скачать бесплатно Инструкция по заполнению формы. и формы № 11 -тэр «Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и. 763,3 762,8 762,4 762 761,5 761,1 760,7 760,2 759,8 759,3 758,9 758,4 758 757,6. Правильно и быстро находим данные для заполнения формы 10-ПІ. 2.4— 2.6) Инструкции, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.05 г. Форма 4 «Отчет о движении денежных средств» новый порядок. форма №4, Отчет о движении денежных средств, ежегодно, до 10 апреля года. форма №11-ТЭР, Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и. службы по тарифам, указанные в каждом шаблоне в листе Инструкция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *